Автор: Паркина Лариса Ильинична
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №4 им. А.С. Пушкина"
Населённый пункт: Керчь, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: "ЗАДАНИЯ ПОИСКОВОГО ХАРАКТЕРА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ"
ЗАДАНИЯ
ПОИСКОВОГО
ХАРАКТЕРА
В
ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Проблема формирования познавательной самостоятельности (стремления и
умения
учащихся
самостоятельно
познавать
новое
в
процессе
поисковой
деятельности) не может быть решена без включения в обучение русскому языку
заданий
поискового
характера,
в
число
которых
входят
проблемные
задачи,
предполагающие
исследовательскую
деятельность
учащихся
в
ходе
анализа
языковых явлений. Как указывает И.Я.Лернер, « умение их решать – важнейший
критерий достигнутой познавательной самостоятельности». Выполняя эти задания,
учащиеся оказываются в новой ситуации, перед новой проблемой и испытывают
определённые затруднения, разрешая проблему. Творчество учащихся заключается
в умении ориентироваться в этой новой ситуации, разрешать проблему – ответить
на вопрос задания.
Структура задания поискового характера может быть представлена таким
образом: условия задания – языковые факты, в которых содержится определённая
проблема,
вопросы
задания,
направленные
на
исследование
данных
языковых
фактов. Проблема может быть сформулирована в вопросах задания или вопросы
направляют учащихся на поиски проблемы, составляющей сущность задания. В
последнем случае формулировать проблему предстоит самим учащимся. Например,
проблема сформулирована в следующих заданиях:
1.Как вы думаете, под влиянием чего возникло написание разных гласных в одном
и том же корне в словах: выиграть- разыграть, выискать- подыскать? Почему
возникают затруднения в их написании?
2.Попытайтесь определить, как произошло слово чёлка, и сделайте вывод о роли
словообразовательного анализа для выбора правильного написания.
В
следующем
задании
проблему
предстоит
выявить
учащимся:
Почему
написание слова «вовремя» бывает ошибочным?
К
заданиям
поискового
характера
могут
быть
отнесены
задания
без
сформулированных в их тексте условий выполнения. Условия предстоит дополнить
учащимся,
чтобы
иметь
возможность
ответить
на
поставленный
проблемный
вопрос.
Рассмотрим
примеры
заданий
поискового
характера.
Составляя
задания
поискового характера, я учитываю главные проблемы содержания школьного курса
русского
языка,
умения,
которые
учащиеся
должны
приобрести.
Изучение
звукового
строя
языка
предполагает
усвоение
функциональных
особенностей
звуков речи. Изучение лексики и фразеологии предполагает усвоение значения,
происхождения
и
особенностей
употребления
слов
и
выражений,
лексических
групп,
их
роли
в
речи,
путей
обогащения
лексики
языка.
При
изучении
словообразования
внимание
учащихся
обращается
на
выяснение
морфемного
состава слова и роль морфем, на выяснение средств и способов словообразования.
Проблемами
морфологии
являются
изучение
слова
как
части
речи,
его
синтаксической роли, функции в речи, а в связи с синтаксической ролью – изучение
особенностей
словоизменения,
связей
слов
в
предложении
и
словосочетании.
Структурно
–
семантический
подход
к
изучению
синтаксиса
обусловливает
выяснение
своеобразия
синтаксической
конструкции,
входящей
в
состав
предложения.
При
выявлении
типов
заданий
учитывается
интонационное
своеобразие синтаксических явлений. Орфография связана с многими разделами
языка.
Для
правильного
написания
слов
надо
определить
их
грамматические
признаки, звуковой состав, семантику, особенности словообразования. Постановка
знаков
препинания
основана
на
смысловом,
структурном
и
интонационном
принципах. В соответствии с этим строятся задания пунктуационного характера.
При
изучении
стилистики
основным
является
выяснение
стилистической
роли
языковых средств и особенностей функциональных стилей речи.
Задания поискового характера нередко требуют решения не одной, а двух и трёх
проблем.
Процесс
выполнения
задания
поискового
характера
–
это
ход
рассуждений учащихся, решающих проблему, которая имеется в задании. Способ
выполнения задания – это система операций логико-лингвистического характера,
осуществление которых приводит к разрешению проблемы.
Приведу пример задания поискового характера на выяснение происхождения
значения
слов:
Подумайте,
как
возникли
названия
ягод
костяника
и
черника
(иллюстрации
ягод
даны).
Процесс
выполнения
задания
следующий:
ягода
костяники содержит большую косточку, а у черники ягода чёрного цвета. Этим
объясняется возникновение названий ягод. Процесс образования слов такой: кость-
костяной- костяника, чёрный- черника. Способ выполнения задания был такой:
1.определение
лексического
значения
слов;
2.выяснение
происхождения
этих
значений; 3.выявление процесса образования слов.
Операция – это действия, осуществляемые учащимися в процессе исследования
языковых явлений. В ходе исследования учащиеся сами формулируют названия
операций. Но не следует требовать обязательного запоминания этих формулировок,
так как учащиеся должны овладеть ими практически, и каждый раз производимые
операции будут разными в зависимости от характера и сложности задания.
Отличительными
чертами
будут
внимание,
сообразительность,
точность,
доказательность, которые проявят учащиеся при выполнении задания. Важнейшей
особенностью выполнения заданий поискового характера является доказательность
сделанных выводов. Умение доказывать, поиск аргументов играют большую роль в
самостоятельной
познавательной
деятельности
учащихся,
по скольку
осуществление поисковой деятельности требует от учащихся развёрнутой системы
самостоятельных рассуждений, обоснования выдвинутых положений.
Задания по своей сложности могут быть разные. Но более сложные задания
требуют
и
более
сложных
усилий,
глубоких
рассуждений
в
процессе
осуществления поисковой деятельности. От данных, имеющихся в условии, от
вопросов
к
предложенным
для
анализа
фактам
зависит
и
способ
выполнения
задания
(выборn
операций,
их
количество).
Например:
от
глагола
«считать»
образовано
существительное
«счётчик».
Раньше
оно
обозначало
профессию
человека. Когда появились приборы-электрические, газовые счётчики,- название
«счётчик» приобрело новое значение. О чём это свидетельствует в развитии языка?
Способ выполнения задания следующий: 1.сопоставление лексических значений
слова «счётчик» (многозначность); 2.выявление связи развития языка с развитием
общества.
В
настоящее
время
слово
«счётчик»
приобрело
новое
лексическое
значение: не только название профессии, но и название прибора, и выражение
«поставить на счётчик»
Используя различные варианты одного и того же задания, я дифференцированно
подхожу к процессу обучения, учитывая способности учащихся (наличие знаний,
умений
и
навыков,
уровень
развития
их
логического
мышления,
языкового
развития) и создавая для них посильные условия осуществления самостоятельной
поисковой деятельности.
Приведу примеры заданий, которые можно использовать на уроках русского языка.
При изучении фонетики учащимся доступны самостоятельные наблюдения над
звуковым составом слов, и задания могут быть такими.
1.Докажите, где изменение места ударения служит для различения смысла слов, а
где- для различения грамматических форм: орган- орган, сбегать- сбегать, кружки-
кружки, замок- замок, атлас- атлас, подрезать- подрезать. Какова роль ударения в
речи? Можно ли определить значение этих слов без ударения? Как это сделать?
Задание связано с толкованием лексического значения слов и с определением вида
глагола. Лексическое значение этих слов также зависит от включения их в текст.
2.Какие ошибки в произношении слов вы встречали в речи товарищей? Что надо
знать, чтобы их не допускать? (Задание было дано заранее, проанализировать его
надо дома).
3.Найдите
слова,
которые
начинаются
и
заканчиваются
одинаковым
звуком.
Объясните
свой
выбор.
О
каком
фонетическом
явлении
следует
говорить
в
подобных случаях?
4.Можно ли отнести к фонетическим явлениям следующее: в речи маленьких детей
встречается
слово
«пальчатки»
вместо
«перчатки»?
(Это
явление
лексического
характера).
В процессе обучения фонетике должны быть такие задания, при решении которых
учащиеся
покажут,
что
они
могут
исследовать
фонетические
явления,
самостоятельно ориентируясь в новой ситуации, что они овладели необходимыми
знаниями
и
умениями
для
этого.
Разрешение
проблемной
ситуации
связано
с
умением учащихся соотнести произношение слова с особенностями его звукового
состава, смыслоразличительной функцией звуков.
Изучая раздел «Лексика и фразеология», ребята учатся работать с различными
словарями. Выполняя задания, делают небольшие сообщения о словарях. Один из
таких уроков был урок в 5 классе «Словари – наши друзья и помощники». Вот
некоторые задания:
1.Что общего между словами «танкеры», «танк»; «астра», «астрономы»? (Танкеры
предназначены для перевозки жидких грузов, а танк- это боевая бронемашина.
Однако, с другой стороны, баки, в которых перевозятся жидкости, по-английски
тоже называются танками. Астрономы занимаются изучением небесных тел. Слово
«астра»
в
переводе
с
греческого
означает
«звезда»,
а
форма
этого
цветка
напоминает звезду. Поэтому можно предположить что между словами есть связь.)
2.Имеет ли слово «юг» отношение к слову «ужин»? (Первоначально слово «ужин»
означало «полдень», то есть время, когда солнце стоит высоко на юге, а «юг»- тоже
«полдень». «Ужин» первоначально обозначал «еда в полдень»).
3.Известно,
что
газель
можно
поймать,
приручить,
но
можно
ли
её
выучить
наизусть?
4.Всегда ли портик – это маленький порт?
5.Что обозначают названия падежей?
6.Почему стол назвали столом, что общего у него с украинским словом «стеля»?
Почему мешок называют мешком? (Слово «стол» образовалось от глагола стелити –
раскладывать что-либо на поверхности, устилать. Стол- первоначально то, что
простирается, подстилка, а затем «покрытое чем-либо возвышение, род мебели».
Древнерусское слово «столя»- «потолок, крыша» и стеля- «потолок» в украинском
языке. Мех -шкура пушного зверя, а мешки из них и делали). В основе ответов на
эти вопросы должны лежать сведения о происхождении слов. Готовясь к ответам,
ребятам пришлось поработать с толковым, этимологическим словарями, словарём
иностранных слов.
Есть ещё в моей копилке задание о происхождении наименований цветов.
Задание усложняется тем, что ребята должны найти либо легенду о цветах, либо
написать сказку. Книга, которую я рекомендую при подготовке этого задания,
называется
«Хоровод
цветов»,
автор
С.Н.Приходько.
Справка:
«гладиолус»
с
латинского
переводится
как
«меч»,
русское
название
«шпажник»,
«флокс»
с
греческого означает «пламя», «герань» с греческого переводится «журавль».
Работая
с
фразеологизмами,
выполняются
такие
задания:
1.Объяснить
лексическое
значение
фразеологизмов,
их
происхождение.
2.Написать
юмористический рассказ, включив в него фразеологизмы.
При изучении общеупотребительных, диалектных, профессиональных слов в 6
классе
учитываю
подготовленность
учащихся
к
самостоятельному
овладению
знаний при исследовании новых для них понятий. Начинаю урок с чтения отрывка
писателя
Льва
Успенского:
«Я
знаю
двух
близнецов-
пресимпатичных
ребят.
Побывав летом у бабушки в Псковской области, они вернулись и поразили всех в
школе
и
дома.
Стали
в
свою
речь
ввёртывать
великое
множество
никому
не
известных слов. Белых бабочек-капустниц они теперь именовали «мяклышами»,
сереньких ночных мотыльков- «популяшками». Хоть переводи с псковского языка
на русский!». Далее идёт беседа с учащимися. Что же это за язык? А вы не
слышали такие необычные слова в речи окружающих вас людей? Дети приводят
свои
примеры.
Затем
учитель
делает
вывод
о
словах
с
ограниченной
сферой
употребления, вводит термин «диалектные слова».Следующий вопрос: А знаете ли
вы «морские слова»? После приведения примеров дети уже сами делают вывод о
том, что такие слова употребляются в речи людей какой-либо профессии. Учитель
же
говорит,
что
это
слова
профессиональные
и
имеют
тоже
ограниченное
употребление
в
речи.
Почему
и
диалектные,
и
профессиональные
слова
ограничены употреблением в речи? Дети делают вывод, что ими пользуются не все,
а ограниченный круг людей. Так я их
подвожу постепенно к мысли, что есть
необщеупотребительная лексика и общеупотребительная. Открытие новых знаний
учащимися в ходе анализа лексического материала опирается на речевую практику,
речевой опыт, благодаря этому оно становится доступным для них. Закрепляя
изученный материал в разделе «Лексика и фразеология» можно дать такие задания:
1.Может ли в нашей речи употребляться устаревшее слово «лакей»? В прямом или
переносном
значении
оно
употребляется?
Опишите
речевую
ситуацию
употребления этого слова.
2.У
каких
антонимов
в
каждой
группе
примеров
более
ярко
выражена
противоположность
значений?
Объясните,
в
какой
ситуации
мы
можем
их
использовать?
Смело-несмело-робко;
ярко-неярко-тускло;
дружелюбно-
недружелюбно-враждебно.3.Составьте
юмористический
диалог
со
словом
«ключ»(ситуация непонимания). Объясните, из-за чего происходит это не-
понимание,
вызвавшее
смех.4.Слово
«запросто»
обозначало
«по-дружески».
В
каком
значении
вы
используете
его
(Ответ:
не
составляет
никакого
труда).
Обыграйте эти значения в какой-нибудь сценке с использованием диалога. 5 Чем
отличаются
ежовые
рукавицы
от
меховых
рукавиц?
Сформулируйте
свои
рассуждения
и
выводы.6.Чем
вы
можете
объяснить,
что
союз
как
часть
речи
получил такое название? Раскройте лексическое значение этого слова. Дайте его
грамматическую
характеристику.7.В
каком
значении
употреблялось
слово
«знатный», как устаревшее, в каком значении употребляется сейчас? Приведите
примеры.
Задание
с
синонимами:
употребляя
слова
собственный
и
личный,
найдите в словаре а)предложение со словом собственный, где вместо него нельзя
употребить слово личный ; б) предложение со словом личный, в котором нельзя
вместо
личный
употребить
собственный;
в)
предложение,
где
эти
слова
взаимозаменяемы.
Изучение
лексики
открывает
большие
возможности
для
самостоятельной
познавательной деятельности учащихся. Она интересна для учащихся, посильна
для самостоятельных исследований. Практика подтверждает, что такие задания
развивают логическое мышление и творческие способности учащихся, повышают
их теоретическую и практическую подготовку.
Работаем на уроках с заданиями аналитического характера. Например, многие
признаки предметов могут проявляться в большей или меньшей степени. Как это
выражено
в
языке
с
помощью
прилагательных?
Ответ:
степени
сравнения
прилагательных
(морфология);
прилагательные
с
суффиксами
–оват-,-еват-
и
приставкой
пре-(желтоватый,
преспокойный
–
словообразование);
повтор
в
качественном прилагательном (сильный-сильный). При изучении морфологии на
одном из уроков говорилось о роли имён прилагательных в речи, о том, что они
могут
делать
речь
более
точной,
но
также
и
выразительной.
В
задании,
предложенном
учителем,
одни
учащиеся
работают
с
прилагательными,
употребление которых способствует более точному выражению мыслей, а другие- с
прилагательными,
делающими
речь
выразительной.
Таким
образом,
учащиеся
знакомятся с выразительными средствами языка (слова в переносном значении,
эпитеты).
Можно
дать
текст,
в
котором
много
глаголов.
В
результате
работы
учащиеся делают вывод, что текст представляет из себя повествование (тип речи),
которое связано с изображением действий, поэтому в тексте используются глаголы.
Кроме
этого,
ребята
выполняют
дополнительное
задание:
определить
морфологические
и
синтаксические
особенности
глаголов.
Можно
предложить
такое задание: В каких случаях вы употребляете слова три- трое-тройка, семь-
семеро-семёрка? В чём сходство и различие этих слов? Как вы понимаете значение
выражений:
ум
хорошо,
а
два
лучше;
на
неделе
семь
пятниц;
в
трёх
соснах
заблудился? Какова роль числительных в этих случаях? Где вы встречали такие
выражения,
как
на
добра
коня,
к
синю
морю?
Употребляются
ли
эти
формы
прилагательных
в
настоящее
время?
О
чём
это
свидетельствует?
Факты
для
обоснования вывода надо найти в дополнительной литературе. Так формируется
умение
подобрать
языковые
факты
для
решения
этой
проблемы
и
систематизировать
их,
а
также
умение
работать
со
справочной
литературой.
Разрешение проблемной ситуации при изучении морфологии связано с умением
учащихся
соотнести
лексическое
значение
слов
и
присущие
этим
словам
грамматические
категории,
особенности
словоизменения,
смысловое
значение
словосочетаний.
При изучении синтаксиса можно выполнять такие задания:
1. Все ли соединения слов можно назвать словосочетанием? Докажите, почему нет.
Приведите
примеры
словосочетаний
и
сочетаний
слов,
которые
не
являются
словосочетаниями.
2.Правильно ли выражены мысли в этих предложениях? Обоснуйте свой ответ:
1)Читая газету, наступила ночь. 2)Собирая грибы, начался дождь. 3)Громко залаяв,
ребята бросились от собаки. 4)Взявшись за руки, вокруг ёлки закружился хоровод.
5)Рассказав о случившемся, мальчик просил помочь.
Поскольку ошибки в письменных работах учащихся, связанные с построением
предложений, нередки, такое задание можно считать поисковым, ведь учащиеся
сами находят ошибки, исправляют их и объясняют, чем они вызваны.
Хорошей
умственной
деятельностью
являются
задания
«рассыпанные
предложения» или «рассыпанные тексты». Ребята с удовольствием составляют из
этих фрагментов целое. Или такое задание: Правильно соедините части пословиц,
расставьте
знаки
препинания,
Определите,
где
союзы
соединяют
однородные
члены, а где- части сложного предложения: мала пчела, лесом шёл, мороз невелик,
ехал в Казань, гусли звонки, совесть без зубов, чугун чугуна дразнит; да стоять не
велит, а дров не видал, да струны тонки, а загрызёт, а оба черны, да и та работает, а
попал в Рязань. Интересным будет такое задание: Напишите ряд словосочетаний с
разными способами связи так, чтобы на их основе можно было написать связный
текст
на
тему
«Осенний
букет»
(текст
будет
домашним
заданием).
Запись
производится на доске и в тетрадях учениками цепочкой (так включаются в работу
все). В результате совместной работы появляется запись: осенние краски, цветы из
сада, собрали букет, полевые цветы, сухая трава, принесли из парка, слетели с
деревьев, последние астры, пожухлые листья, неяркие краски.
Полезно предлагать детям темы для творческой работы с таким расчётом, чтобы в
них
раскрылось
что-то
своё,
проявилась
самобытная,
остроумная
манера
передавать свои впечатления. Интересной считается та работа, в которой есть
личностное,
неподражаемое,
самобытное
восприятие
окружающей
жизни.
Эта
работа развивает воображение детей, которое служит познанию мира. Чем больше
приёмов для развития воображения найдёт учитель, тем успешнее будет обучение
детей.
Учитывая,
в
какой
деятельности
дети
проявляют
себя
активно,
можно
обеспечить
для
каждого
ученика
свой
фронт
работы.
Надо
найти
на
уроке
возможность для работы мысли, поиска решения поставленной задачи, творческой
работы.
Работая над творческими заданиями, нельзя забывать о культуре речи учащихся.
Овладение стилистическими нормами играет существенную роль в воспитании
речевой
культуры
учащихся.
Важную
роль
при
изучении
стилистики
играет
языковое
чутьё,
языковое
развитие
учащихся,
так
как,
помимо
знания
стилистических
норм,
необходимо
умение
выбирать
стилистические
варианты,
приемлемые для определённых речевых ситуаций. Овладение стилистическими
нормами прежде всего происходит при написании изложений и сочинений. В этом
случае формируется умение использовать в соответствии с задачей высказывания
стилистически оправданные средства языка, ибо их выбор – это основа стилистики.
В этом случае надо работать над раскрытием понятия синонимики как основы
стилистики.
Задания
могут
затрагивать
стилистическую
окраску
синонимов,
оттенки значений (например: почему слово «разглагольствовал» нельзя употребить
в предложении: Товарищ долго говорил мне о значении спорта в жизни человека.
Можно ли к секретарю учреждения обратиться со словами: «Вы секретарша»?
В каком случае обидится ваш товарищ, если вы ему скажете: «Не смотри в тетрадь
соседа.
Не
пяль
глаза
в
чужую
тетрадь».Почему
причастный
оборот
чаще
употребляется
в
книжных
стилях,
а
придаточное
определительное,
соответствующее ему, в разговорном? Какова роль выразительных средств в ху-
дожественной литературе? Свой ответ подтвердите примерами).
Наиболее сложны задания на определение стилей речи. Так как в ответе надо
опираться на знания о стилях речи.
Готовясь к любому уроку, конечно же, надо учитывать характер материала,
степень
его
новизны
для
учащихся,
соответствие
этапу
изучения,
возрастные
особенности ребят. Начиная с 9 класса, надо практиковать уроки-семинары, как
одну из форм самостоятельной деятельности учащихся. Например, урок-семинар
«Сложное предложение». Он предполагает и совершенствование языковых умений,
и
развитие
навыков
использования
разнообразных
синтаксических
средств
в
собственных высказываниях, и серьёзной самостоятельной работы. Класс делится
на группы, которые распределяют между собой вопросы для обсуждения. В каждой
группе
есть
ученик-консультант.
Семинар
начинается
вступительным
словом
учителя,
в
котором
говорится
о
необходимости
умений
распознавать
разные
синтаксические конструкции, читать сложные предложения, соблюдать нужную
интонацию, пользоваться ими в своей устной и письменной речи. Далее идут
небольшие сообщения об известных русских лингвистах, занимавшихся изучением
сложного предложения: Виноградове, Пешковском, Шахматове. При рассмотрении
вопроса «Грамматические особенности сложных предложений» выступающий из
группы предлагает план ответа. Освещая каждый пункт, ученик приводит примеры,
даёт
характеристику
предложен и й ,
о бъ я с н я е т
з н а к и
п р е п и н а н и я .
Иллюстрационный материал подбирается с учётом не только его насыщенности
синтаксическими
конструкциями,
но
и
идейного
содержания,
художественного
звучания. Учащиеся слушают, делают пометки, а потом рецензируют и дополняют
ответ. Перед тем, как перейти к следующему вопросу, выполняется практическая
работа: расставить знаки препинания в предложении. После освещения вопроса
«Смысловые
особенности
сложных
предложений»
класс
получает
задание:
построить
схемы
предложений.
Третий
вопрос:
стилистическое
использование
сложных предложений. В конце урока делается вывод.
Итак, рассмотрев вопрос о заданиях поискового характера на уроках русского
языка, можно прийти к выводу, что применять такие задания можно и нужно, так
как учащиеся учатся анализировать, делать выводы, работать самостоятельно и
творчески. Многие задания поискового характера, используемые учителем, помогут
учителю
в
активизации
мыслительной
деятельности
учащихся,
в
воспитании
познавательной самостоятельности школьников. Результативным будет урок, на
котором,
если
не
все,
то,
по
крайней
мере,
большинство
учеников
активно
участвуют
в
работе.
Если
использовать
предупреждающие
домашние
задания,
учитывать личные возможности каждого ученика, то безразличных на уроке не
будет.
Требуя от ребят изучения грамматических правил, мы иногда забываем
о
воспитании у них интереса к самому слову. Оживить его, разбудить заложенное в
детских душах любопытство и любознательность к тайнам родной речи, а также
приобщить детей к самостоятельной работе нам помогают различные приёмы, с
которыми я познакомила в этом разделе.