Автор: Питонина Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №20
Населённый пункт: город Пятигорск
Наименование материала: проект
Тема: Мы маленькие волшебники
Проект для детей младшей группы ДОУ «Мы маленькие
волшебники»
Паспорт проекта «Мы маленькие волшебники»
1.
Название проекта: «Мы маленькие волшебники»
2.
Продолжительность проекта: Краткосрочный
3.
Возраст: 2-3 года
4.
Участники проекта: Дети 1-младшей группы, воспитатель
5.
Выполнила воспитатель Питонина Наталья Викторовна
6.
Актуальность проблемы
Доказано, что лучше всех усваиваются ребенком те знания, которые ребенок приобрёл в
практической деятельности. К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях
экспериментирование применяется неоправданно редко, особенно в младшем дошкольном
возрасте. Недооценивается значение самостоятельной исследовательской деятельности
ребенка, несмотря на его положительные стороны, несмотря на активное развитие данного
направления в дошкольном образовании.
Несмотря на то, что в экспериментальной деятельности существует больше возможностей
для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия его
индивидуальности, педагоги неохотно используют данный метод в повседневной
деятельности, оставляя его для открытых занятий и массовых зрелищных мероприятий.
Актуальность проекта. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому
подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание
самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах
изучаемого объекта, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные
процессы, включает в себя активные поиски решения задач. Младшие дошкольники,
знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и
потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Дети рвут бумагу, разбирают
игрушки, играют с песком, водой и снегом. В обыденной жизни дети часто сами
экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они
наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в
сильный мороз сосульки и т.д. Исследовательское поведение для дошкольника – главный
источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему
в этом.
Цель проекта: развивать культурные практики проявления интереса детей младшего
дошкольного возраста к познанию и исследованию, поддерживать стремление к
проявлению самостоятельности и инициативы, любознательности.
Задачи:
- Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, воздуха, света, бумаги.
- Развивать собственный познавательный опыт.
- Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность.
- Поощрять дружественные отношения во время исследовательской деятельности.
- Формировать культурную практику проявления интереса и желания расширять свой
кругозор.
Вид проекта: информационно-исследовательский, групповой.
Прогнозируемый результат: разработка содержания культурных практик для реализации
задач проекта:
- проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию;
- развитие умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной
деятельности;
- проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач;
- проявление взаимопомощи, активное социальное взаимодействие;
- качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта.
- Основной раздел программы: социально-коммуникативное развитие.
Организация деятельности в рамках проекта
Подготовительный этап:
- формулирование проблемы;
- определение актуальности, цели и задач;
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор опытов по данному возрасту;
- подбор оборудования для проведения опытов.
Основной этап:
- организация предметно-развивающей среды,
- проведение опытов, экспериментов в группе и на прогулке,
- индивидуальная работа с детьми,
- самостоятельная экспериментальная деятельность,
- подвижные игры,
- чтение художественной литературы,
- беседы,
- продуктивная деятельность детей.
Заключительный этап: Оформление картотеки опытов.
Технологическая карта проекта
Социально-коммуникативное развитие
Культурные практики
Виды
Содержание
Интеграция к.п.:
– практики игрового
взаимодействия,
– познания мира и
самопознания,
– коммуникативные
практики
Игры: «Узнай, кто позвал?», «Бывает – не бывает».
Д/упражнение: «Найди и принеси бумажный предмет».
Игровые упражнения: «Преврати круг в солнышко, яблоко,
мяч, колесо и т.д.»
Проблемные ситуации:
«Игрушка потерялась в песке, надо её найти, копая
совком и не рассыпая песок»
«Как и почему вода льётся?»
Беседа – упражнение «Вкус и свойства пищи».
Д/и «Догони свою тень»
Познавательное развитие
Культурные практики
Виды
Содержание
– Интеграция к.п.:
– познания мира и
самопознания,
– свободные практики
детской деятельности,
– коммуникативные
практики,
– идентификации и
Опытно-экспериментальная деятельность:
«Надувание мыльных пузырей»,
«Морской бой»,
«Запираем воздух в шарик»,
«Движение воздуха»,
«Снег и лёд – вода, изменившая своё состояние под
воздействием температуры»,
«У воды нет вкуса и запаха»,
«Прозрачная вода»,
«Пар тоже вода»,
взаимодействия ребёнка с
окружающим социумом.
«Вода без формы»,
«Вода бывает холодной, теплой, горячей»,
«Как убедиться что вода прозрачная»
«Бумага и вода»,
«Сравнение бумаги»,
«Может ли бумага быть опасной»
«Лёгкий – тяжёлый»
Игры с воздушным шариком и соломинкой
Игры-экспериментирования:
«Умный нос»,
«Язычок помощник»
Игра-опыт «Цветные льдинки»
Игра – опыт со снежинками
Исследование:
«Что в коробке?», «Что в пакете?»
«Прокати шарик»
Эксперимент «Послушный ветерок»
Речевое развитие
Культурные практики
Виды
Содержание
Интеграция к.п.:
– коммуникативные
практики,
– познания мира и
самопознания
Беседы:
«Волшебный воздух»
«Что ты знаешь о себе»
«Зачем нужна вода?»
«Что бывает из бумаги»
«О значении света»
Чтение:
стихотворение «Воздух»
Пермяк Е. «Про нос и язык».
Бойко Т.«Солнышко»
Сказка «В гостях у солнышка»
Козлов С. «Солнечный зайчик и медвежонок»
К.Ушинский «Солнце и радуга»
Эвристические беседы:
«На что похожа ложка, тарелка, кусочек хлеба,
салфетка?»
«В какой пище есть вода?»
Художественно-эстетическое развитие
Культурные практики
Виды
Содержание
Интеграция к.п.:
– познания мира
и – самопознания,
– свободные практики
детской деятельности
Теневой театр
«Сказка о глупом мышонке»
«Раскрасим радугу»
«Волшебная кисточка»
«Обведём ладошку и украсим её».
Конструирование. Тема: ««Будка для собачки» (из бумаги).
Продуктивная деятельность. «Белый медведь» (из ладошки).
Лепка «Воздушный шарик».
Физическое развитие
Культурные практики
Виды
Содержание
Интеграция к.п.:
– здорового образа жизни,
– практики игрового
Пальчиковая гимнастика «Умелые руки», «Собачка и
кошка».
Подвижные игры:
«Совушка,«Пузырь»,«Самолёты», «Мы – капельки!»,
«Беги туда, куда дует ветерок»
взаимодействия
Дыхательная гимнастика «Ветер», «Подуй на цветок»,
«Прогони шмеля»
Гимнастика для глаз «Капля раз, капля два..».
Игры с бумажными самолётиками, султанчиками и
вертушками.
Физкультминутка «Радуга-дуга».
Игра м/п: «Холодно-жарко».
Взаимодействие с родителями
Культурные практики
Виды
Содержание
Интеграция к.п.:
– познания мира и
самопознания,
– коммуникативные
практики
Ознакомление родителей с целью проекта и
видамисовместной деятельности для его успешной
реализации.
Организация совместной с детьми деятельность в домашних
условиях:
проводят дома с детьми простые опыты.
изготавливают поделки из бумаги.
Организация беседы с родителями «Что нельзя и что нужно
делать для поддержания интереса детей к познавательному
экспериментированию».
Рекомендовать родителям ознакомится с методическим
материалом: «Роль семьи в развитии познавательных
интересов дошкольника».
Привлекать родителей к пополнению центра
экспериментирования новой познавательной литературой.
Результаты реализации проекта (итог):
- Расширилось содержание культурных практик детей:
- проявился устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
- возросли умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной
деятельности
- проявилась инициатива и творчество в решении поставленных задач, способность к
взаимопомощи.
- активизировалась заинтересованность родителей в принятии участия, в реализации
проекта.
- проведена рекомендация для родителей: «Роль семьи в развитии познавательных
интересов дошкольника»