Напоминание

Мы маленькие волшебники

Автор: Питонина Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №20
Населённый пункт: город Пятигорск
Наименование материала: проект
Тема: Мы маленькие волшебники







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Проект для детей младшей группы ДОУ «Мы маленькие

волшебники»

Паспорт проекта «Мы маленькие волшебники»

1.

Название проекта: «Мы маленькие волшебники»

2.

Продолжительность проекта: Краткосрочный

3.

Возраст: 2-3 года

4.

Участники проекта: Дети 1-младшей группы, воспитатель

5.

Выполнила воспитатель Питонина Наталья Викторовна

6.

Актуальность проблемы

Доказано, что лучше всех усваиваются ребенком те знания, которые ребенок приобрёл в

практической деятельности. К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях

экспериментирование применяется неоправданно редко, особенно в младшем дошкольном

возрасте. Недооценивается значение самостоятельной исследовательской деятельности

ребенка, несмотря на его положительные стороны, несмотря на активное развитие данного

направления в дошкольном образовании.

Несмотря на то, что в экспериментальной деятельности существует больше возможностей

для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия его

индивидуальности, педагоги неохотно используют данный метод в повседневной

деятельности, оставляя его для открытых занятий и массовых зрелищных мероприятий.

Актуальность проекта. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому

подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание

самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах

изучаемого объекта, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные

процессы, включает в себя активные поиски решения задач. Младшие дошкольники,

знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и

потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Дети рвут бумагу, разбирают

игрушки, играют с песком, водой и снегом. В обыденной жизни дети часто сами

экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они

наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в

сильный мороз сосульки и т.д. Исследовательское поведение для дошкольника – главный

источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему

в этом.

Цель проекта: развивать культурные практики проявления интереса детей младшего

дошкольного возраста к познанию и исследованию, поддерживать стремление к

проявлению самостоятельности и инициативы, любознательности.

Задачи:

- Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, воздуха, света, бумаги.

- Развивать собственный познавательный опыт.

- Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность.

- Поощрять дружественные отношения во время исследовательской деятельности.

- Формировать культурную практику проявления интереса и желания расширять свой

кругозор.

Вид проекта: информационно-исследовательский, групповой.

Прогнозируемый результат: разработка содержания культурных практик для реализации

задач проекта:

- проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию;

- развитие умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной

деятельности;

- проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач;

- проявление взаимопомощи, активное социальное взаимодействие;

- качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта.

- Основной раздел программы: социально-коммуникативное развитие.

Организация деятельности в рамках проекта

Подготовительный этап:

- формулирование проблемы;

- определение актуальности, цели и задач;

- подбор методической и художественной литературы;

- подбор опытов по данному возрасту;

- подбор оборудования для проведения опытов.

Основной этап:

- организация предметно-развивающей среды,

- проведение опытов, экспериментов в группе и на прогулке,

- индивидуальная работа с детьми,

- самостоятельная экспериментальная деятельность,

- подвижные игры,

- чтение художественной литературы,

- беседы,

- продуктивная деятельность детей.

Заключительный этап: Оформление картотеки опытов.

Технологическая карта проекта

Социально-коммуникативное развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция к.п.:

– практики игрового

взаимодействия,

– познания мира и

самопознания,

– коммуникативные

практики

Игры: «Узнай, кто позвал?», «Бывает – не бывает».

Д/упражнение: «Найди и принеси бумажный предмет».

Игровые упражнения: «Преврати круг в солнышко, яблоко,

мяч, колесо и т.д.»

Проблемные ситуации:

«Игрушка потерялась в песке, надо её найти, копая

совком и не рассыпая песок»

«Как и почему вода льётся?»

Беседа – упражнение «Вкус и свойства пищи».

Д/и «Догони свою тень»

Познавательное развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

– Интеграция к.п.:

– познания мира и

самопознания,

– свободные практики

детской деятельности,

– коммуникативные

практики,

– идентификации и

Опытно-экспериментальная деятельность:

«Надувание мыльных пузырей»,

«Морской бой»,

«Запираем воздух в шарик»,

«Движение воздуха»,

«Снег и лёд – вода, изменившая своё состояние под

воздействием температуры»,

«У воды нет вкуса и запаха»,

«Прозрачная вода»,

«Пар тоже вода»,

взаимодействия ребёнка с

окружающим социумом.

«Вода без формы»,

«Вода бывает холодной, теплой, горячей»,

«Как убедиться что вода прозрачная»

«Бумага и вода»,

«Сравнение бумаги»,

«Может ли бумага быть опасной»

«Лёгкий – тяжёлый»

Игры с воздушным шариком и соломинкой

Игры-экспериментирования:

«Умный нос»,

«Язычок помощник»

Игра-опыт «Цветные льдинки»

Игра – опыт со снежинками

Исследование:

«Что в коробке?», «Что в пакете?»

«Прокати шарик»

Эксперимент «Послушный ветерок»

Речевое развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция к.п.:

– коммуникативные

практики,

– познания мира и

самопознания

Беседы:

«Волшебный воздух»

«Что ты знаешь о себе»

«Зачем нужна вода?»

«Что бывает из бумаги»

«О значении света»

Чтение:

стихотворение «Воздух»

Пермяк Е. «Про нос и язык».

Бойко Т.«Солнышко»

Сказка «В гостях у солнышка»

Козлов С. «Солнечный зайчик и медвежонок»

К.Ушинский «Солнце и радуга»

Эвристические беседы:

«На что похожа ложка, тарелка, кусочек хлеба,

салфетка?»

«В какой пище есть вода?»

Художественно-эстетическое развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция к.п.:

– познания мира

и – самопознания,

– свободные практики

детской деятельности

Теневой театр

«Сказка о глупом мышонке»

«Раскрасим радугу»

«Волшебная кисточка»

«Обведём ладошку и украсим её».

Конструирование. Тема: ««Будка для собачки» (из бумаги).

Продуктивная деятельность. «Белый медведь» (из ладошки).

Лепка «Воздушный шарик».

Физическое развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция к.п.:

– здорового образа жизни,

– практики игрового

Пальчиковая гимнастика «Умелые руки», «Собачка и

кошка».

Подвижные игры:

«Совушка,«Пузырь»,«Самолёты», «Мы – капельки!»,

«Беги туда, куда дует ветерок»

взаимодействия

Дыхательная гимнастика «Ветер», «Подуй на цветок»,

«Прогони шмеля»

Гимнастика для глаз «Капля раз, капля два..».

Игры с бумажными самолётиками, султанчиками и

вертушками.

Физкультминутка «Радуга-дуга».

Игра м/п: «Холодно-жарко».

Взаимодействие с родителями

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция к.п.:

– познания мира и

самопознания,

– коммуникативные

практики

Ознакомление родителей с целью проекта и

видамисовместной деятельности для его успешной

реализации.

Организация совместной с детьми деятельность в домашних

условиях:

проводят дома с детьми простые опыты.

изготавливают поделки из бумаги.

Организация беседы с родителями «Что нельзя и что нужно

делать для поддержания интереса детей к познавательному

экспериментированию».

Рекомендовать родителям ознакомится с методическим

материалом: «Роль семьи в развитии познавательных

интересов дошкольника».

Привлекать родителей к пополнению центра

экспериментирования новой познавательной литературой.

Результаты реализации проекта (итог):

- Расширилось содержание культурных практик детей:

- проявился устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

- возросли умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной

деятельности

- проявилась инициатива и творчество в решении поставленных задач, способность к

взаимопомощи.

- активизировалась заинтересованность родителей в принятии участия, в реализации

проекта.

- проведена рекомендация для родителей: «Роль семьи в развитии познавательных

интересов дошкольника»