Напоминание

Мир, где мы живем

Автор: Зайцева Эсьмира Гаджиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 20 "Красная шапочка"
Населённый пункт: Ставропольский край, г. Пятигорск
Наименование материала: статья
Тема: Мир, где мы живем







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Мир, где мы живем

Подготовила воспитатель:

Зайцева Э.Г.

Мир, где мы живем, - это мир природы и мир вещей. Человек соорудил

свой мир внутри мира природы. И эти два мира не отделены друг от друга

стеной.

Несмотря

на

свое

техническое

могущество,

люди

остаются

частью

природы -такой же, как поля, леса, птицы, звери. Все существующее на земле

тесно связано между собой. Мы не всегда понимаем смысл этих связей и, к

сожалению, часто нарушаем их.

Все начинается с мелочей - бесцельно раздавленная букашка, вытоптанная

лужайка, сломанное деревцо! Но жестокость и бессмысленность рано или поздно

отзовутся какими-нибудь неприятностями. Мы должны внимательно относиться

к урокам природы, общению с ней надо учиться.

Если человек вооружен знаниями, ему будет легче справиться с собой и

любыми трудностями. Среди многих знаний, которые нужны человеку наука

безопасности одна из самых первых. Люди придумали эту науку, когда жили еще

в

пещерах.

Чтобы

защититься

от

диких

зверей,

холода,

человек

научился

разводить огонь и делать оружие, строить дома и выращивать хлеб. Научился

быть сильнее всех на земле. Жизнь стала сегодня легче, чем в древнее время.

Люди придумали очень многое для своего удобства: Чтобы не ходить пешком -

изобрели

автомобиль

и

самолет.

Чтобы

быстро

узнавать

новости

-

сделал

телевизор, радио и телефон. Чтобы в домах было светлее и тепло - электричество,

газ и т.д.

Жизнь

стала

легче,

но

опасностей

в

ней

все

равно

много!

Это

землетрясения, пожары, аварии. И еще бывают злые, опасные люди - хулиганье,

преступники.

Это конечно не значит, что надо всего бояться. У русского народа есть

пословица:

«Пуганая ворона куста боится»

Трусу

труднее

жить,

чем

слепому.

Надо

знать,

как

люди

борются

с

опасностями, чтобы защитить себя.

Наука

безопасности

помогает

детям

воспользоваться

опытом

тех,

кто

сумел

вобрать

из

безысходных,

казалось

бы,

обстоятельств.

На

самом

деле

возможности любого человека, гораздо больше, чем ему кажется. Главное -

никогда не надо падать духом, не сдаваться.

Все мы - педагоги, родители, воспитатели - пытаемся ответить на вопрос:

«Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям». Ребенок

попадает

в

различные

жизненные

ситуации,

в

которых

он

может

просто

растеряться.

Решение

задач

обеспечения

безопасного,

здорового

образа

жизни

возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: в

месте ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем

диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся. Перед взрослыми стоит

цель научит ребенка:

- предвидеть опасность;

- при возможности избегать их;

- при необходимости уметь действовать;

Необходимо

дать

детям

оценку

знаний

об

общепринятых

Человеком

нормах поведения, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной

обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения

дома,

на

улице,

в

парке,

в

транспорте,

развивать

у

дошкольников

самостоятельность и ответственность. Научить ребенка объяснять собственное

положение. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, поможет

нам

взрослым

лучше

понять

его,

а

значит,

снимет

многие

проблемы

и

неприятности.

Авторы

методической

литературы,

пособий

помогают

взрослым

без

нравоучений и назиданий введут ребенка в мир, который таит в себе столько

неожиданностей.

Основы безопасности детей дошкольного возраста авторским коллективом

-

Р.

Спаркина,

Н.

Авдеева,

О.

Князева

рекомендованные

Министерством

образования

к

использованию

в

работе

с

дошкольниками.

Предлагается

5

разделов работы с детьми по обеспечению безопасности их жизни, используя

различные нормы и методы организации с учетом индивидуальных и возрастных

особенностей.

К.О. Белая, В.Н. Зелюгменг разработавшие методические рекомендации,

предлагают

комплекты

занятий,

записи

и

целевых

прогулок,

беседы,

театрализованные

представления

и

т.д.,

а

также

рабочую

тетрадь

для

дошкольников «твоя безопасность», которая предназначена для самостоятельных

занятий детей 5-7 лет. Задания и упражнения дети смогут выполнять прямо на

страницах тетради.

В работе А.В. Гостюшина ставится задача по воспитанию сознательного

отношения

к

вопросам

личной

безопасности

и

безопасности

окружающих,

приобретения первичных знаний и умений распознавать и оценивать опасные

ситуации.

Определять способы защиты. Дает рекомендации по поведению на улицах

и дорогах, рассматривает необходимые меры по безопасности при обращении с

огнем, газом и животными и во многих других ситуациях.

Е.Я.

Гаткин

предлагает

взрослым

с

самого

раннего

возраста

научить

ребенка избегать опасностей, научить жить безопасно и быть недосягаемыми для

воздействия агрессивной среды.

А.

Г.

Макеева,

И.А.

Лысенко

рекомендуют

взрослым,

как

можно

предупредить

знакомство

детей

с

одурманивающими

веществами:

алкоголем,

никотином,

наркотиками.

Практическая

часть

рекомендаций

предлагает

16

конкретно разработанных тем по данной проблеме. В них включены советы

педагогу

и

родителям,

литературные

материалы

(из

русской

и

зарубежной

классики), а также сценарии игр инсценировок.

Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или

иных обстоятельствах очень сложно. Нам необходимо выделить такие правила

поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого

зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять

детям, а затем следить за их выполнением.

Чтобы

понять,

что

именно

дети

думают,

чувствуют

-

мы

в

работе

используем беседы,/ дискуссии, что позволяет избежать передачу уже известных

им

знаний,

или

таких,

которые

они

пока

не

могут

использовать

из-за

непонятности, или удаленности от реальной жизни.

Работу

с

детьми,

учитывая

возраст

и

индивидуальные

особенности

строим, по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста», А

Авдеевой, по следующим разделам:

- Ребенок дома;

- Ребенок и природа;

- Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка;

- Ребенок на улицах города;

- Ребенок в общении с людьми:

Работая по теме «Здоровье и эмоциональное состояние детей» большое

внимание уделяли теме «Мое здоровье», «Твое тело». Эта тема оказалась очень

интересной. Дети смогли изучить все части своего тела на плакатах. Дети поняли.

Что их здоровье в их руках, что взрослые и дети, это люди. Тела людей устроены

по одному принципу, что кожа покрывает все тело - это наша одежда –орган

осязания. Мы растем, и растет кожа, она защищает нас от всех неприятных

воздействий, укрывает наши органы от пыли и грязи. Кожу легко поранить, ранку

надо смазать йодом или зеленкой, чтоб не занести микробы

Вокруг нас живет множество микробов. Они есть в воздухе, на вещах,

которые мы трогаем, на нашей коже. Среди микробов есть вредные. Которые

могут вызывать болезни. Микробы скапливаются под ногтями и на немытых

руках. Если взять такими руками пищу, то микробы могут попасть в организм.

Дети усвоили, что руки надо мыть тщательно, с мылом. Обязательно мыть руки

перед едой.

С помощью знаний и опытов дали понять детям, что глаза - орган зрения;

уши – слуха; нос – обоняния; язык – орган вкуса.

Глаза заменить нельзя. Природа заботливо их оберегает. Брови не дают

поту

попасть

в

глаз,

а

ресницы

защищают

от

пыли.

Но

ничего

не

сможет

защитить глаза, если их потереть грязными руками, смотреть долго телевизор,

играть в компьютер.

На занятиях «Уши орган слуха» дали детям понять. Что уши ловят звуки.

Уши

очень

чувствительны,

они

боятся

сильного

шума

криков.

Уши

легко

простудить.

Изготовление с детьми соков из моркови, яблок, салатов из овощей и

фруктов, помогли раскрыть тему, что нос и язык очень нужны людям. С их

помощью мы определяем вкус пищи, которая необходима всем нашим органам,

чтобы они работали, а

мы росли здоровыми. Пищу помогают пережевывать

зубы, За которыми тоже нужно ухаживать. Зубы будут красивыми и здоровыми,

если их чистить утром и вечером, а после еды полоскать рот.

Дали детям понятие, что пища дает нам энергию для жизни, она помогает

всем органам человека работать. Все, что мы едим, организм перерабатывает,

превращает в строительный материал для роста костей и мышц. За едой не надо

торопиться, пищу нужно хорошо пережевывать, тогда желудку будет легче ее

переварить. Не ешь на улице, на ходу. Очень полезны овощи, фрукты, зелень.

Морковь укрепляет зрение, яблоки-витамины. Сладостей нужно есть по меньше

-разрушают зубы.

Дети знают, что человек не может обойтись без сна. Сон готовит человека

к следующему дню, во сне растет организм.

Все полученные знания и умения дети закрепляют в окружающей их

предметно-игровой среде. В группе имеется детская энциклопедия, дети в любое

время могут увидеть тот материал, с каким они познакомились в ходе занятий.

Игры: «Как мы устроены», «Угадайка», «Дружная семейка»- помогают закрепить

знания о частях тела, и их слаженной работе. В игре «Что такое хорошо, и что

такое плохо»- дети узнали о вреде алкоголя и курения для здоровья. Сюжетно-

ролевые

игры:

«Больница»,

«Аптека»,

«Скорая

помощь»-

помогают

детям

оказывать «помощь» при травмах и заболеваниях.

В

книжном

уголке

дети

могут

встретится

с

героями

произведений:

«Мойдодыр», «Федорино горе», «Айболит», которые помогают им в закреплении

навыков по обеспечению безопасности жизни.

Работая

по

теме-

«Здоровье

и

эмоциональное

состояние

ребенка»

предложили для внимания родителям книгу С.М. Мартынова «Главное попасть в

точку», А.Г. Макеева «Долго ли до беды?». Провели консультации и беседы:

«Первая помощь при детском травматизме», «Дети у экрана телевизора».

Совместная работа воспитателя и родителей помогла детям ответить на

вопросы о безопасности и здоровом образе жизни.

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальных

задач дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребенка от

опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать

представление о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать

навыки безопасного поведения.