Автор: Зайцева Эсьмира Гаджиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 20 "Красная шапочка"
Населённый пункт: Ставропольский край, г. Пятигорск
Наименование материала: статья
Тема: Мир, где мы живем
Мир, где мы живем
Подготовила воспитатель:
Зайцева Э.Г.
Мир, где мы живем, - это мир природы и мир вещей. Человек соорудил
свой мир внутри мира природы. И эти два мира не отделены друг от друга
стеной.
Несмотря
на
свое
техническое
могущество,
люди
остаются
частью
природы -такой же, как поля, леса, птицы, звери. Все существующее на земле
тесно связано между собой. Мы не всегда понимаем смысл этих связей и, к
сожалению, часто нарушаем их.
Все начинается с мелочей - бесцельно раздавленная букашка, вытоптанная
лужайка, сломанное деревцо! Но жестокость и бессмысленность рано или поздно
отзовутся какими-нибудь неприятностями. Мы должны внимательно относиться
к урокам природы, общению с ней надо учиться.
Если человек вооружен знаниями, ему будет легче справиться с собой и
любыми трудностями. Среди многих знаний, которые нужны человеку наука
безопасности одна из самых первых. Люди придумали эту науку, когда жили еще
в
пещерах.
Чтобы
защититься
от
диких
зверей,
холода,
человек
научился
разводить огонь и делать оружие, строить дома и выращивать хлеб. Научился
быть сильнее всех на земле. Жизнь стала сегодня легче, чем в древнее время.
Люди придумали очень многое для своего удобства: Чтобы не ходить пешком -
изобрели
автомобиль
и
самолет.
Чтобы
быстро
узнавать
новости
-
сделал
телевизор, радио и телефон. Чтобы в домах было светлее и тепло - электричество,
газ и т.д.
Жизнь
стала
легче,
но
опасностей
в
ней
все
равно
много!
Это
землетрясения, пожары, аварии. И еще бывают злые, опасные люди - хулиганье,
преступники.
Это конечно не значит, что надо всего бояться. У русского народа есть
пословица:
«Пуганая ворона куста боится»
Трусу
труднее
жить,
чем
слепому.
Надо
знать,
как
люди
борются
с
опасностями, чтобы защитить себя.
Наука
безопасности
помогает
детям
воспользоваться
опытом
тех,
кто
сумел
вобрать
из
безысходных,
казалось
бы,
обстоятельств.
На
самом
деле
возможности любого человека, гораздо больше, чем ему кажется. Главное -
никогда не надо падать духом, не сдаваться.
Все мы - педагоги, родители, воспитатели - пытаемся ответить на вопрос:
«Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям». Ребенок
попадает
в
различные
жизненные
ситуации,
в
которых
он
может
просто
растеряться.
Решение
задач
обеспечения
безопасного,
здорового
образа
жизни
возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: в
месте ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем
диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся. Перед взрослыми стоит
цель научит ребенка:
- предвидеть опасность;
- при возможности избегать их;
- при необходимости уметь действовать;
Необходимо
дать
детям
оценку
знаний
об
общепринятых
Человеком
нормах поведения, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной
обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения
дома,
на
улице,
в
парке,
в
транспорте,
развивать
у
дошкольников
самостоятельность и ответственность. Научить ребенка объяснять собственное
положение. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, поможет
нам
взрослым
лучше
понять
его,
а
значит,
снимет
многие
проблемы
и
неприятности.
Авторы
методической
литературы,
пособий
помогают
взрослым
без
нравоучений и назиданий введут ребенка в мир, который таит в себе столько
неожиданностей.
Основы безопасности детей дошкольного возраста авторским коллективом
-
Р.
Спаркина,
Н.
Авдеева,
О.
Князева
рекомендованные
Министерством
образования
к
использованию
в
работе
с
дошкольниками.
Предлагается
5
разделов работы с детьми по обеспечению безопасности их жизни, используя
различные нормы и методы организации с учетом индивидуальных и возрастных
особенностей.
К.О. Белая, В.Н. Зелюгменг разработавшие методические рекомендации,
предлагают
комплекты
занятий,
записи
и
целевых
прогулок,
беседы,
театрализованные
представления
и
т.д.,
а
также
рабочую
тетрадь
для
дошкольников «твоя безопасность», которая предназначена для самостоятельных
занятий детей 5-7 лет. Задания и упражнения дети смогут выполнять прямо на
страницах тетради.
В работе А.В. Гостюшина ставится задача по воспитанию сознательного
отношения
к
вопросам
личной
безопасности
и
безопасности
окружающих,
приобретения первичных знаний и умений распознавать и оценивать опасные
ситуации.
Определять способы защиты. Дает рекомендации по поведению на улицах
и дорогах, рассматривает необходимые меры по безопасности при обращении с
огнем, газом и животными и во многих других ситуациях.
Е.Я.
Гаткин
предлагает
взрослым
с
самого
раннего
возраста
научить
ребенка избегать опасностей, научить жить безопасно и быть недосягаемыми для
воздействия агрессивной среды.
А.
Г.
Макеева,
И.А.
Лысенко
рекомендуют
взрослым,
как
можно
предупредить
знакомство
детей
с
одурманивающими
веществами:
алкоголем,
никотином,
наркотиками.
Практическая
часть
рекомендаций
предлагает
16
конкретно разработанных тем по данной проблеме. В них включены советы
педагогу
и
родителям,
литературные
материалы
(из
русской
и
зарубежной
классики), а также сценарии игр инсценировок.
Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или
иных обстоятельствах очень сложно. Нам необходимо выделить такие правила
поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого
зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять
детям, а затем следить за их выполнением.
Чтобы
понять,
что
именно
дети
думают,
чувствуют
-
мы
в
работе
используем беседы,/ дискуссии, что позволяет избежать передачу уже известных
им
знаний,
или
таких,
которые
они
пока
не
могут
использовать
из-за
непонятности, или удаленности от реальной жизни.
Работу
с
детьми,
учитывая
возраст
и
индивидуальные
особенности
строим, по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста», А
Авдеевой, по следующим разделам:
- Ребенок дома;
- Ребенок и природа;
- Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка;
- Ребенок на улицах города;
- Ребенок в общении с людьми:
Работая по теме «Здоровье и эмоциональное состояние детей» большое
внимание уделяли теме «Мое здоровье», «Твое тело». Эта тема оказалась очень
интересной. Дети смогли изучить все части своего тела на плакатах. Дети поняли.
Что их здоровье в их руках, что взрослые и дети, это люди. Тела людей устроены
по одному принципу, что кожа покрывает все тело - это наша одежда –орган
осязания. Мы растем, и растет кожа, она защищает нас от всех неприятных
воздействий, укрывает наши органы от пыли и грязи. Кожу легко поранить, ранку
надо смазать йодом или зеленкой, чтоб не занести микробы
Вокруг нас живет множество микробов. Они есть в воздухе, на вещах,
которые мы трогаем, на нашей коже. Среди микробов есть вредные. Которые
могут вызывать болезни. Микробы скапливаются под ногтями и на немытых
руках. Если взять такими руками пищу, то микробы могут попасть в организм.
Дети усвоили, что руки надо мыть тщательно, с мылом. Обязательно мыть руки
перед едой.
С помощью знаний и опытов дали понять детям, что глаза - орган зрения;
уши – слуха; нос – обоняния; язык – орган вкуса.
Глаза заменить нельзя. Природа заботливо их оберегает. Брови не дают
поту
попасть
в
глаз,
а
ресницы
защищают
от
пыли.
Но
ничего
не
сможет
защитить глаза, если их потереть грязными руками, смотреть долго телевизор,
играть в компьютер.
На занятиях «Уши орган слуха» дали детям понять. Что уши ловят звуки.
Уши
очень
чувствительны,
они
боятся
сильного
шума
криков.
Уши
легко
простудить.
Изготовление с детьми соков из моркови, яблок, салатов из овощей и
фруктов, помогли раскрыть тему, что нос и язык очень нужны людям. С их
помощью мы определяем вкус пищи, которая необходима всем нашим органам,
чтобы они работали, а
мы росли здоровыми. Пищу помогают пережевывать
зубы, За которыми тоже нужно ухаживать. Зубы будут красивыми и здоровыми,
если их чистить утром и вечером, а после еды полоскать рот.
Дали детям понятие, что пища дает нам энергию для жизни, она помогает
всем органам человека работать. Все, что мы едим, организм перерабатывает,
превращает в строительный материал для роста костей и мышц. За едой не надо
торопиться, пищу нужно хорошо пережевывать, тогда желудку будет легче ее
переварить. Не ешь на улице, на ходу. Очень полезны овощи, фрукты, зелень.
Морковь укрепляет зрение, яблоки-витамины. Сладостей нужно есть по меньше
-разрушают зубы.
Дети знают, что человек не может обойтись без сна. Сон готовит человека
к следующему дню, во сне растет организм.
Все полученные знания и умения дети закрепляют в окружающей их
предметно-игровой среде. В группе имеется детская энциклопедия, дети в любое
время могут увидеть тот материал, с каким они познакомились в ходе занятий.
Игры: «Как мы устроены», «Угадайка», «Дружная семейка»- помогают закрепить
знания о частях тела, и их слаженной работе. В игре «Что такое хорошо, и что
такое плохо»- дети узнали о вреде алкоголя и курения для здоровья. Сюжетно-
ролевые
игры:
«Больница»,
«Аптека»,
«Скорая
помощь»-
помогают
детям
оказывать «помощь» при травмах и заболеваниях.
В
книжном
уголке
дети
могут
встретится
с
героями
произведений:
«Мойдодыр», «Федорино горе», «Айболит», которые помогают им в закреплении
навыков по обеспечению безопасности жизни.
Работая
по
теме-
«Здоровье
и
эмоциональное
состояние
ребенка»
предложили для внимания родителям книгу С.М. Мартынова «Главное попасть в
точку», А.Г. Макеева «Долго ли до беды?». Провели консультации и беседы:
«Первая помощь при детском травматизме», «Дети у экрана телевизора».
Совместная работа воспитателя и родителей помогла детям ответить на
вопросы о безопасности и здоровом образе жизни.
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальных
задач дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребенка от
опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать
представление о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать
навыки безопасного поведения.