Автор: Максимова Светлана Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 279
Населённый пункт: г. Гаджиево Мурманская область
Наименование материала: Рабочая программа курса внеурочной деятельности
Тема: "Увлекательная грамматика" (общеинтеллектуальное направление)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза
контр-адмирала Лунина Николая Александровича»
ПРИНЯТА
Протокол педсовета №1
от « » ___________ 2017 года
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 279
_________ Матвиишина И.В.
« » 2017 года
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по ВР
_________ Матвиишин А.Н.
« » 2017 года
РАССМОТРЕНО
на заседании Методического совета
школы, протокол № 1
от « » 2017 года
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«Увлекательная грамматика»
(общеинтеллектуальное направление)
Составитель: Максимова С.И., учитель
русского языка и литературы
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся: 10-11 лет (5 кл.)
г. Гаджиево
2017 г
1.Личностные, метапредметные результаты
Личностные результаты:
-умение чувствовать красоту
и
выразительно сть
речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в
чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности
своей
работы
и
работы
других
в
соответствии
с
этими
критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-
адекватно
использовать речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
-
договариваться
и
приходить
к
общему
решению
в
совместной
деятельности;
- задавать вопросы.
2. Содержание курса
Тема 1. Язык и речь - чудо из чудес. 1ч. Высказывания великих людей о
русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых
слов. Формы работы: Игры на языковом материале.
Тема 2. Необычные правила. 1ч. Работа с некоторыми школьными правилами.
Создание
новых
формулировок
правил. Формы
р а б о т ы : Создание
презентаций по пройденному материалу.
Тема 3. Путеводные звёзды орфографии.1ч. Рассказ об этимологии – разделе
языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов.
Запоминание и правильное написание трудных и не поддающихся проверке
слов. Формы работы: Лекция. Беседа.
Тема
4.
Если
матрёшки
не
откликнулись… 1ч. Нахождение внутри слов
забавных матрёшек, которые помогут легко запомнить правописание. Но
матрёшки живут не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Формы
работы: Лингвистические игры.
Тема 5. Ъ и Ь – смягчение иль разделение? 1ч. Использование знаков в тексте.
Формы работы: Конкурс-игра «Что там стоит?»
Тема 6. Хитрый звук «йот». 1ч. Роль его в речи и на письме. Формы работы:
Работа с текстом.
Тема
7.
Слова-тёзки. 1ч. Омонимы.
Омофоны.
Омографы.
Омонимия
в
основе загадок. Формы работы:
Проведение викторины.
Тема 8. Различай и отличай.1ч. Употребление паронимов. Их отличия. Формы
работы: Дидактические игры и упражнения
Тема
9.
Поиск
нужного
слова. 1ч. Жаргоны, диалектизмы, использование
историзмов и лексические неологизмы. Формы работы: Игра- конкурс «Кто
больше?»
Тема 10. Многословие.1ч. Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Плеоназм.
Скрытая
тавтология. Формы
работы: Создание
сочинений-
миниатюр «Весенняя симфония», «Песня весёлого ручейка».
Тема
11.
Каламбур
и
многозначность.1ч. Знакомство
с
каламбуром,
многозначностью. Формы
работы: Лингвистические
игры
«Давайте
поиграем».
Тема 12. Тайно слово родилось. 1ч. Практическое занятие, определение, как
рождаются слова.
Тема 13. Судьба слова. 1ч. Лингвистическая игра «Происхождение слов».
Тема 14. Проще простого или сложнее сложного. 1ч. Прямой порядок слов.
Инверсия. Использование порядка слов для усиления выразительности речи.
Формы работы: Составление предложений.
Тема 15. Согласуй меня и помни. 1ч. Согласование зарубежных республик,
административно-территориальных
единиц
и
астрономических
названий.
Формы
работы: Составление
текстов
с
согласованием
названий
городов,
названий рек, озер, заливов и пр.
Тема
16.
Работа
над
проектом.
1ч.
Выбор
темы,
алгоритма
выполнения
работы, сбор материала.
Тема 17. Наречие как часть речи.. 1ч. Наречие. Работа с деформированными
текстами. Лингвистическое лото.
Тема
18.
Образование
бывает
разным. 1ч. Способы образования наречий.
Формы работы: Решение лингвистических примеров и задач.
Тема
19.
Разряд,
становись
в
ряд! 1ч. Разряды
наречий.
Употребление
наречий в тексте. Составление кроссвордов.
Тема
20.
Узнай
меня
по
суффиксу!. 1ч. Суффиксы
наречий.
Зависимость
правописания
от
суффикса.
Наречия
в
загадках. Формы
работы: Конкурс
«Отгадай-ка»
Тема 21. Некогда или никогда? 1ч. Правописание не и ни в наречиях. Формы
работы: Работа с текстом. Игра «Кто быстрее?»
Тема 22. Затруднительное состояние. 1ч. Слова категории состояния: их виды
и применение. Формы работы: Дидактические упражнения.
Тема 23. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. 1ч. Роль
предлога в речи и в тексте. Формы работы: Работа с текстом.
Тема
24. Употреби
меня
со
словом. 1ч. Конструкции
с
предлогом
и
без
предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями.
Употребление
предлогов
с
географическими
объектами,
в
названиях
островов,
гор,
местностей,
транспортных
средств.
Формы
работы:
Составление словосочетаний, предложений.
Тема 25. То же, так же иль за то? 1ч. Правописание союзов. Формы работы:
Дидактические игры с союзами.
Тема
26.
Соединю
простое
в
сложное. 1ч. Роль
союзов
в
тексте. Формы
работы: Построение текстов.
Тема
27.
Уточню,
укажу,
на
вопрос
отвечу. 1ч. Разряды
частиц. Формы
работы: Игры на внимание.
Тема 28. Не могу не знать = я знаю! 1ч. Значение и роль частицы в тексте.
Формы работы: Конкурс на восстановление деформированного текста.
Тема 29. Будешь вежлив ты со мной. 1ч. Слова вежливости, междометия.
Формы работы: Создаём ребусы.
Тема 30. «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!» 1ч. Звукоподражательные
слова, их роль и употребление. Формы работы: Лингвистическая игра «Найди
соответствие».
Тема 31. Заговори, чтоб я тебя увидел. 1ч. Культура речи. Речевой этикет.
Насыщенность и культура речи. Формы работы: Решение кроссвордов.
Тема
32.
«Стильная
речь» 1 ч . Функциональные разновидности языка, их
особенности. Формы работы: Конкурс вежливых.
Тема 33. Типы речи или типы в речи. 1ч. Работа с текстами, определение
типов речи.
Тема 34. Итоговое занятие за год. 1ч. Формы работы: Защита проекта.
3.Календарно-тематическое планирование
№
п/
п
Тема занятия
Всего
часов
В том числе
Дата проведения
Теория
Практика
Планир
.
Фактич
.
1
Язык и речь - чудо из чудес.
1
1
2
Необычные правила.
1
1
3
Путеводные звёзды
орфографии
1
1
4
Если матрёшки не
откликнулись.
( Лингвистические игры)
1
1
5
Ъ и Ь – смягчение иль
разделение?
1
1
6
Хитрый звук «йот»
1
1
7
Слова-тёзки
1
1
8
Различай и отличай.
1
1
9
Поиск нужного слова.
1
1
10
Многословие.
1
1
11
Каламбур и многозначность.
1
1
12
Тайно слово родилось.
1
1
13
Судьба слова.
1
1
14
Проще простого или сложнее
сложного.
1
1
15
Согласуй меня и помни.
1
1
16
Работа над проектом.
1
1
17
Наречие как часть речи.
1
1
18
Образование бывает разным
1
1
19
Разряд, становись в ряд!
1
1
20
Узнай меня по суффиксу!
1
1
21
Некогда или никогда?
1
1
22
Затруднительное состояние.
1
1
23
Служу всегда, служу везде,
служу я в речи и в письме.
1
1
24
Употреби меня со словом.
1
1
25
То же, так же иль за то?
1
1
26
Соединю простое в сложное.
1
1
27
Уточню, укажу, на вопрос
отвечу.
1
1
28
Не могу не знать = я знаю!
1
1
29
Будешь вежлив ты со мной
1
1
30
«Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа
на боку!»
1
1
31
Заговори, чтоб я тебя увидел.
1
1
32
«Стильная речь»
1
1
33
Типы речи или типы в речи
1
1
34
Итоговое занятие за год.
Защита проекта.
1
1
Итого
34
11
23