Напоминание

Кейс технология на уроках математики и физики 23.11.2017 год

Авторы: Виноходова Таисия Георгиевна, Виноходов Александр Иванович
Должность: учитель математики, учитель физики
Учебное заведение: МБОУ " Кощеевская средняя общеобразовательная школа Корочанский район ,Белгородская область"
Населённый пункт: с.Кощеево,Корочанский район,Белгородская область.
Наименование материала: Статья и методическая разработка
Тема: Кейс технология на уроках математики и физики 23.11.2017 год







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ВиноходоваТаисия Георгиевна,учитель математики

Виноходов Александр Иванович ,учитель физики,

МБОУ « Кощеевская СОШ» Корочанский район Белгородская область

Кейс технология

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в

Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала

внедряться лишь последние 3-4 года. Кейс – технология базируется на методе

конкретных ситуаций, в основе которого лежит имитационное

моделирование.Кейс- это реальный случай, который можно перевести из

статуса «жизненной ситуации» в статус задачи, и затем решать с

последующей рефлексией хода и ресурсов решения.

.

Основные этапы создания кейсов

1.Формулировка дидактических целей

2.Определение проблемной ситуации.

3.Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов,

которые необходимо воплотить в кейсе.

4.Поиск организации, которая имеет непосредственное отношение к тезисам.

5.Построение модели ситуации, которая отражает программную карту и

организацию.

6.Выбор жанра кейса.

6.Написание текста кейса

7.Диагностика правильности и эффективности кейса.

Подготовка

окончательного варианта кейса

.8.Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении

учебных занятий.

9.Публикация в литературе для распространения своего педагогического

опыта.

10.Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса.

11.Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении

учебных занятий.

12.Публикация в литературе для распространения своего педагогического

опыта.

Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса:

разработка заданий для обучающихся и возможных вопросов для ведения

дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий

обучающихся и обучающего в момент обсуждения кейса

Типы кейса:1. Тренировочный

-тренировка навыков деятельности в

изменяющихся ситуациях это тренировка в решении задач, в проведении

физического эксперимента

. 2. Обучающий -

овладение знаниями

относительно динамичных

развивающихся объектов это особенности протекания электрического тока в

различных средах.

3.Аналитический- выработка умений и навыков аналитической деятельности-

это анализ явлений и объектов.

4. Исследовательский -получение новых знаний относительно

развивающихся объектов –это исследовательский проект.

5. Систематизирующий -систематизация ситуационного знания –это

разнообразные статистические материалы

6.Прогностический –это прогноз: возможные решения экологических

проблем

Требования к кейсу: История, ситуация- должна быть реальная, интересная,

жизненная .Конфликт должен выражать напряжённость, психологичность,

неоднозначность, профессиональность Проблема должна показать

сложность и скрытый характер .

Концепция -это основа кейса. Действия

показывают многовариантность, реальность, напряжённость .Персонажи

будут привлекательны, обладают выраженными личностными качествами

Решения это возможность принятия решений, их многовариантность,

неоднозначность, наличие риска Опыт ,он концентрируется в содержании

Информация обладает информативность и многоплановость. Объём это

Способы использования кейсов: 1.

Представление ситуации (жизненной,

учебной, научной) в виде новой и сложной информации для обучающихся

(поиск обучающимися ответов на вопросы «Что это значит?», «О чём

свидетельствует данный факт?» и т. п.)

2.Рассмотрение противоречивой информации, разных взглядов на один и тот

же вопрос (обнаружение обучающимися противоречивого характера связи

между явлениями и установление природы противоречия).

3.

Создание проблемной ситуации через неполное представление

содержания (осознавая ситуацию обучающиеся должны выделить или

самостоятельно найти его части и синтезировать их в единое целое)

4.Построение своеобразных загадочных ситуаций, когда определённая

информация отсутствует (не указаны субъекты и объекты, но даны их

характеристики или наоборот) (обучающиеся отвечают на вопросы «О чём

здесь говорится?», «Каковы характеристики данного объекта?», «Каковы

условия протекания данного процесса

Организация работ: 1.Подготовительный этап

2

.

Ознакомительный этап

3.Аналитический этап

4.Итоговый этап

«Современный урок: кейс-метод»

Предмет Математика Класс 10

Вид кейса Обучающий кейс

Тип кейса Аналитический (Case-incident method)

Тема урока: Решение практико-ориентированных задач типа В4 при

подготовке к ЕГЭ.

Цель: 1. Подготовка к ЕГЭ. Систематизация умений и навыков при

подготовке решения задач практического содержания типа В4.

2.Развитие умения анализировать, систематизировать, интерпретировать

полученные результаты. 3. Воспитание умения работать в команде; умения

критически относиться к мнению одноклассников.

Задание: Интернет-провайдеры (компании, оказывающие услуги по

подключению к сети Интернет) предлагают клиентам выбрать вариант

подключения (выгодный тарифный план). Какую компанию выберут себе три

постоянных клиента?Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором

предложены информация о Интернет-провайдерах, информация о

постоянных клиентах и их требованиях к тарифным планам Интернет-

провайдеров. Учащиеся должны ознакомиться с предложенной информацией

и, опираясь на нее, выбрать наиболее подходящего Интернет-провайдера для

клиента и обосновать свой выбор.

Работа с кейсом. Обучающимся озвучивается тема занятия «Решение

практико-ориентированных задач типа В4 при подготовке к ЕГЭ» и

проговаривается о том, что занятие будет проводиться в режиме кейс-метода.

Кейс предоставляется ученикам непосредственно на занятии. На его

изучение, ознакомление с ним отводится около 15 минут времени занятия.

Затем организуется работа в группах по поиску решения поставленной

проблемы. Учитель консультирует учеников, ученики в группах обсуждают

варианты, объясняют непонятные моменты друг другу. Данный этап занятия

длится около 25 минут .На следующем этапе организуется обсуждение

вариантов решений групп, что занимает повремени около 15 минут с учетом

обсуждения предложенных решений. Итоговая часть занятия занимает около

25 минут и посвящена подведению итогов, обобщению полученных

результатов. Итоговую часть занятия проводит учитель, опираясь на

презентованные группами варианты решений.

Задание группам. Группа1. Анализ условий оплаты трафика у Интернет

провайдера-I.Используя текст «кейса» проведите расчеты, чтобы у

знать,

самый дешевый тарифный план для клиента Иванова. Сравните результат с

другими тарифными планами.

Группа 2.

Анализ условий оплаты трафика у Интернет провайдера-

IIИспользуя текст «кейса» проведите расчеты, чтобы узнать, самый дешевый

тарифный план для клиента Петрова. Сравните результат с другими

тарифными планами.

Группа 3. Анализ условий оплаты трафика у Интернет провайдера-

III.Используя текст «кейса» проведите расчеты, чтобы узнать, самый

дешевый тарифный план для клиента Сидорова. Сравните результат с

другими тарифными планами.

Вопросы для обсуждения по материалам кейсов. Обсудите в группах

результаты исследования. Данные оформите в виде презентации. Опираясь

на материалы кейса и результаты исследования сравните тарифные планы

отдельно в каждой группе по каждому клиенту. В итоге каждая группа

выступает с предложениями по решению задачи. Обсуждение результатов

исследования работы в группах. Выработка рекомендаций по результатам

работы.

Содержание кейса. Часть 1.

Информационный материал

Интернет провайдер-IИнтернет-провайдер-I (компания, оказывающая

услуги по подключению к сети Интернет) предлагает тарифный План"0".

Абонентская плата 0,00руб. Плата за 1 Мb трафика составляет 2,5 руб.

Интернет провайдер-II Интернет-провайдер-II (компания, оказывающая

услуги по подключению к сети Интернет) предлагает тарифный План"500".

Абонентская плата 850 р. за 500 Мb трафика в месяц.

Плата за 1 Мb трафика составляет 2 руб сверх 500 Мb.

Интернет провайдер-III Интернет-провайдер-III (компания, оказывающая

услуги по подключению к сети Интернет) предлагает тарифный План"800".

Абонентская плата 1100 р. за 800 Мb трафика в месяц.

Плата за 1 Мb трафика составляет 1,5 руб сверх 800 Мb.

1. Главный акцент при использовании метода конкретной ситуации ставится

не столько на развитие навыков решения проблемы, сколько на развитие

аналитического мышления, которое необходимо для выявления проблемы, ее

формулировки и принятия решения.

2.Кейс метод является достаточно эффективным средством организации

обучения, однако его нельзя считать универсальным, применимым для всех

дисциплин и решения всех образовательных задач. Эффективность метода в

том, что он достаточно легко может быть соединён с другими методами

обучения. Возможности кейс - технологии в образовательном процессе

1) повышение мотивации учения у обучающихся;2) развитие

интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы

при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.

Результаты,

возможные при использовании метода «Кейс-метода»: Учебные : 1.

Усвоение новой информации 2.Освоение

метода сбора данных 3.Освоение

метода анализа 4.

Умение работать с текстом

5. Соотнесение теоретических и практических знаний