Автор: Зарипова Лилия Рафаиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №5
Населённый пункт: село Верхнеяркеево Илишевский район
Наименование материала: Конспект познавательно-практического занятия в старшей группе
Тема: "Путешествие в мир минералов на примере: каменного угля, мела и соли".
Министерство образования Республики Башкортостан
Отдел образования Администрации муниципального района
Илишевский район
КОНСПЕКТ
Познавательно-практического занятия
на тему: «Путешествие в мир
каменного угля, мела и соли»
в старшей группе детского сада
МБДОУ детский сад №5
с. Верхнеяркеево
Воспитатель: Зарипова
Лилия Рафаиловна
2018 год
Цели занятия:
Ознакомление детей о значениях нашей Земли (Земля – планета, суша
и
почва).
Познакомить
детей
о
внутреннем
содержании
Земли
–
полезные ископаемые (на примере: соли, мела и каменного уголя).
Закрепить умения детей обследовать предметы с помощью разных
органов чувств. Поднять интерес детей с исследовательской работе.
Материалы к занятию:
1.
Картинки о значении Земли (планета, суша и почва)
2.
.Картинка о внутреннем строении Земли
3.
Образцы
соли,
мела
и
каменного
угля,
лупы,
банки
с
водой
и
картинки образцов (на каждого ребенка)
4.
Простые карандаши, листы бумаги.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами окунемся во
внутренней мир нашей необъятной Земли. Хочу Вам загадать загадку:
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется ……
Алтынай: Земля
Воспитатель: Правильно, молодец! Расскажите мне что Вы знаете о
нашей Земле? (Картинки на доске: планета, суша и почва)
Настя: Земля – это планета
Камилла: Земля – эта суша
Ильмир: Земля – эта почва
Воспитатель: Какие богатства есть у нашей Земли? (Картинки на
доске: соль каменная, мел и каменный уголь)
Наргиза: Соль, мел и уголь
Воспитатель: Одним словом это полезные ископаемые нашей Земли.
Дети, посмотрите, у вас на столах стоят три сосуда с образцами,
давайте
попробуем
определить
где
каменный
уголь.
Вот
вам
подсказка: он твердый, бугристый или гладкий, черный, блестящий.
- Ребята, а вы узнали, чтобы проверить твердый он или нет надавите
на него пальцем.
- Да, ребята, каменный уголь тверды. Посмотрите на свои руки. Что
можно
сказать
про
уголь?
(Он
пачкается).
Возьмите
лупу
и
рассмотрите каменный уголь. Что вы там видите? (Он бугристый, как
дерево…).
- Ребята, а как вы думаете, что произойдет, если мы опустим каменый
уголь в воду? Давайте осторожно опустим его в сосуд с водой. Что
происходит с водой?
Ильназ: Пошли круги, пузырьки, вода мутнеет.
Воспитатель: И при опускании в воду он вытесняется ею, поэтому
появляются пузырьки.
- Уголь утонул, а почему? (Каменный уголь – тяжелый).
- Нужен ли человеку каменный уголь? Для каких целей? Одно из
свойств каменного угля: он хорошо горит и дает много тепла, поэтому
он идет на отопление жилых помещений.
Воспитатель: Дети, найдите мел на своих подносах и рассмотрите
его. Какого он цвета?
Айсылу: Белый.
Воспитатель: Мел такой же блестящий, как и каменный уголь? (Нет,
он матовый).
Твердый или мягкий мел? Потрогайте его руками. (Мел твердый).
- Ребята, мел твердый, но он мягче каменного угля. Когда им пишут,
он крошится, сыпется, значит он – хрупкий. А давайте проверим!
Попробуйте мелом провести по доске полоску. Что вы видите? Что
сделал мел? (Мел оставил след).
-
Дети,
давайте
посмотрим,
как
будет
себя
вести
мел
в
воде?
Осторожно опустите мел в воду.
- Какая была вода? (Чиста и прозрачная).
- Что произошло с водой? (Она помутнела).
- Почему она помутнела? (Потому что в ней растворяется мел).
- Давайте рассмотрим мел под лупой, что вы видите? (Маленькие
дырочки, травинки…).
- А как вы думаете, как мел используется человеком? (Для того
чтобы рисовать на доске, на асфальте, на ткани).
Воспитатель:
Мел,
ребята,
нужен
не
только
для
рисования.
Натуральный
мел
используют
в
сельском
хозяйстве,
в
промышленности. С помощью мела очищают сахар от примесей.
Очищенный мел применяют при изготовлении лекарств.
Воспитатель: А теперь мы поговорим о последнем образце это у нас
соль. Соль какая?
Тимур: Белая, твердая (дома рассыпчатая)
Воспитатель: Правильно. Самая отличительная черта это вкус соли
(горькая). Рассмотрим под лупу. В воде растворяется? (растворяется).
Где у нас применяется соль? (в пище, в приготовлении медицинских
препаратов, в сельском хозяйстве)
- Сегодня мы узнали много нового, интересного про каменный уголь,
мел и соль. А сейчас давайте подведем итог с блиц опросом:
1. Чем отличается каменный уголь от мела? (цветом)
2. Как отличить соль от каменного угля и мела? (вкус)
3. Три значения Земли? (планета, суша, почва)