Автор: Мороз Светлана Геннадьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: Большой Камень
Наименование материала: Лекторий
Тема: "Беспокойный подросток"
Лекторий
тема: Беспокойный подросток
Цель: Расширение представлений родителей об особенностях подросткового
возраста
Задачи:
- Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста
- Найти пути преодоления подросткового кризиса
- Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста
Для того чтобы рассказать вам об особенностях возраста ваших детей - нужно
определить этот самый возраст. Возраст с 13-14 лет до 15-16 лет принято считать
подростковым.
Это
период
переходный
от
детства
к
взрослости.
Он
богат
переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период формируется устойчивые
формы
поведения,
черты
характера,
способы
эмоционального
реагирования
на
происходящие в окружении. Это пора достижений, становление личности. Вместе с
тем это возраст потери детского мироощущения, появление чувства тревожности и
психологического дискомфорта.
Если мы коснемся физиологии, то именно в этом возрасте происходит своеобразная
«гормональная буря». Не гормоны сами по себе управляют развитием – речь идет о
так
называемой
нейроэндокринной
системе,
в
состав
которой
входят
ц.н.с.
и
железы внутренней секреции. Хоть и идет возрастание зрелости высших отделов
мозга. Вместе с тем в нервных центрах возбуждение преобладает над торможением
и поэтому подростки чрезмерно (и к тому же не всегда верно) реагируют на
внешние воздействия – на обращение к ним взрослых и сверстников, на явления
окружающего мира. В нормальных условиях между силой раздражения и ответом
на
него
ц.н.с.
следует
определенная
зависимость,
имеющая
возрастные
и
индивидуальные
особенности.
В
подростковом
возрасте
эта
зависимость
нарушается. Реакции по силе, и по характеру не соответствуют вызвавшим их
раздражителями. Сильные и слабые раздражители могут вызвать одинаковую по
силе
ответную
реакцию.
Подросток
становится,
более
утомителен.
Снижается
работоспособность и продуктивность. Это происходит не по своей вине или воли, и
поэтому часто не осознает этого своего состояния. Дисциплину старшие подростки
нарушают, потому что их избыточная энергия не находит правильного выхода.
Особенности психического развития
Присутствует
такая
форма
поведения
свойственна
подростковому
возрасту
–
«негативизм» - форма отчуждения. Она же является началом активного поиска
подростком собственного «я». Он идет через отчуждение от «мы» - семья. Так как
он не способен в одиночестве предстать перед обществом как личность, которой он
стремиться стать, то его «я» стремиться к «мы», но теперь это сверстник.
Подросток утрачивает прежние способы самоутверждения (как «ребенок вообще»)
и начинает утверждаться связанное с половой принадлежностью как мальчик, как
девочка.
Происходит
переоценка
себя
и
окружающих.
Внешность
становится
одним
из
факторов
самоутверждения
личности.
Внутренний
протест
против
изменений внешности. Для этого возраста могут быть характерные нарушения в
поведении, однако оценивать их следует с учетом особенностях тех сдвигов в
физиологических
системах,
которые
меняют
характер
реакции
подростка
на
окружающее. Никакой принципиальной кризисности в подростковом возрасте нет.
Вместе
с
тем
большая
ранимость
подростка,
временная
физиологическая
ослабленность его могут иногда привести к неблагоприятным последствиям.
Об увлечениях подростка
К сожалению даже идеально подходящее к имеющимися задаткам и способностям
человека
занятие
не
может
стать
для
него
желанным
и
приносящим
удовлетворение, если отсутствует интерес. Он не способен сосредоточиться на
более содержательном занятии, так как оно представляется ему скучным. У них
есть
интересы,
но
взрослые
это
считают
пустым
время
препровождением
-
просиживание перед телевизором, телефонные разговоры, игра за компьютером.
Это
престижно
в
глазах
его
сверстников.
Общность
со
сверстниками,
обмен
репликами, мнениями, впечатлениями – тонкая работа, результат которой – новый
уровень
самосознания,
понимание
себя
и
другого.
Отсутствие
интереса
у
современных ребят 12-15 лет отнюдь не бессмысленно. Это закономерная фаза
подросткового возраста, описанная многими психологами. В этот период идет
разрушение
интересов
и
склонностей,
бывших
актуальными
в
предыдущем
возрасте, расчищают (освобождают место) для будущих интересов. Подросток
в (идеале) как источник, носитель увлечений. Все определяется особенностями
среды,
в
которой
происходит
развитие
подростка,
особенностями
его
взаимоотношений
с
окружающими.
Никаких
конфликтов
не
возникает,
если
взрослые правильно понимают природу происходящего с подростком изменений,
считаются с ними.
Как же общаться с этими довольно взрослыми детьми
Зачастую родители подарками восполняют отсутствие человеческого, душевного
внимания. Детям нужно просто непосредственное общение, участие родителей в их
жизни. Иногда достаточно посидеть, обнявшись, или, просто рядом, друг с другом.
Понимаете у детей совсем иные потребности. Их нужно услышать.
Правила общения с детьми.
Активное слушание. Понимать переживания говорящего и давать ему знать об
этом, не выспрашивая и не оценивая. В утвердительной форме повторить то, что
сказал ребенок и назвать его чувство « Тебе больно, и ты сердишься».
Любить ребенка не за то, что он хороший, послушный, красивый, а просто так.
Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не им самим и не его
чувствами.
Выражать свои чувства так. Чтобы вас услышали и поняли. Важно говорить от
первого лица, избегая местоимения «ты». Вместо « не груби». « Грубость мне
неприятна». Если вы не упрекаете собеседника, он скорее вас услышит.
Наказание – это сигнал о нарушении нормы, правила. Важно не откладывать
наказание, не делать его чрезмерным, не унижать ребенка.
Эмоции,
которые
подавляются
–
сохраняются.
Чувства,
которые
признаются,
теряют
свою
разрушительную
силу.
Переформулировать
неэффективные
родительские ответы. Необходимо принять чувство. « Не смей бить! Это же твой
брат. Ты можешь злиться, но бить его нельзя».
Дисциплина
(Как
вести
диалог
с
ребенком,
если
вы
не
можете
осуществить
желаемое).
1.Признать желание. ( Я понимаю, что тебе хочется…)
2. Четко определить запрет на какое-либо действие « но я не могу т.к…»)
3. Указать, как он может осуществить желание.
4. Выразить законное недовольство.
Необходимо уметь договариваться с ребенком и научить этому в общении с
людьми. Нам взрослым необходимо научиться слышать, слушать, понимать и
принимать своего ребенка с его многообразным внутренним миром.