Напоминание

"Беспокойный подросток"

Автор: Мороз Светлана Геннадьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: Большой Камень
Наименование материала: Лекторий
Тема: "Беспокойный подросток"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Лекторий

тема: Беспокойный подросток

Цель: Расширение представлений родителей об особенностях подросткового

возраста

Задачи:

- Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста

- Найти пути преодоления подросткового кризиса

- Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста

Для того чтобы рассказать вам об особенностях возраста ваших детей - нужно

определить этот самый возраст. Возраст с 13-14 лет до 15-16 лет принято считать

подростковым.

Это

период

переходный

от

детства

к

взрослости.

Он

богат

переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период формируется устойчивые

формы

поведения,

черты

характера,

способы

эмоционального

реагирования

на

происходящие в окружении. Это пора достижений, становление личности. Вместе с

тем это возраст потери детского мироощущения, появление чувства тревожности и

психологического дискомфорта.

Если мы коснемся физиологии, то именно в этом возрасте происходит своеобразная

«гормональная буря». Не гормоны сами по себе управляют развитием – речь идет о

так

называемой

нейроэндокринной

системе,

в

состав

которой

входят

ц.н.с.

и

железы внутренней секреции. Хоть и идет возрастание зрелости высших отделов

мозга. Вместе с тем в нервных центрах возбуждение преобладает над торможением

и поэтому подростки чрезмерно (и к тому же не всегда верно) реагируют на

внешние воздействия – на обращение к ним взрослых и сверстников, на явления

окружающего мира. В нормальных условиях между силой раздражения и ответом

на

него

ц.н.с.

следует

определенная

зависимость,

имеющая

возрастные

и

индивидуальные

особенности.

В

подростковом

возрасте

эта

зависимость

нарушается. Реакции по силе, и по характеру не соответствуют вызвавшим их

раздражителями. Сильные и слабые раздражители могут вызвать одинаковую по

силе

ответную

реакцию.

Подросток

становится,

более

утомителен.

Снижается

работоспособность и продуктивность. Это происходит не по своей вине или воли, и

поэтому часто не осознает этого своего состояния. Дисциплину старшие подростки

нарушают, потому что их избыточная энергия не находит правильного выхода.

Особенности психического развития

Присутствует

такая

форма

поведения

свойственна

подростковому

возрасту

«негативизм» - форма отчуждения. Она же является началом активного поиска

подростком собственного «я». Он идет через отчуждение от «мы» - семья. Так как

он не способен в одиночестве предстать перед обществом как личность, которой он

стремиться стать, то его «я» стремиться к «мы», но теперь это сверстник.

Подросток утрачивает прежние способы самоутверждения (как «ребенок вообще»)

и начинает утверждаться связанное с половой принадлежностью как мальчик, как

девочка.

Происходит

переоценка

себя

и

окружающих.

Внешность

становится

одним

из

факторов

самоутверждения

личности.

Внутренний

протест

против

изменений внешности. Для этого возраста могут быть характерные нарушения в

поведении, однако оценивать их следует с учетом особенностях тех сдвигов в

физиологических

системах,

которые

меняют

характер

реакции

подростка

на

окружающее. Никакой принципиальной кризисности в подростковом возрасте нет.

Вместе

с

тем

большая

ранимость

подростка,

временная

физиологическая

ослабленность его могут иногда привести к неблагоприятным последствиям.

Об увлечениях подростка

К сожалению даже идеально подходящее к имеющимися задаткам и способностям

человека

занятие

не

может

стать

для

него

желанным

и

приносящим

удовлетворение, если отсутствует интерес. Он не способен сосредоточиться на

более содержательном занятии, так как оно представляется ему скучным. У них

есть

интересы,

но

взрослые

это

считают

пустым

время

препровождением

-

просиживание перед телевизором, телефонные разговоры, игра за компьютером.

Это

престижно

в

глазах

его

сверстников.

Общность

со

сверстниками,

обмен

репликами, мнениями, впечатлениями – тонкая работа, результат которой – новый

уровень

самосознания,

понимание

себя

и

другого.

Отсутствие

интереса

у

современных ребят 12-15 лет отнюдь не бессмысленно. Это закономерная фаза

подросткового возраста, описанная многими психологами. В этот период идет

разрушение

интересов

и

склонностей,

бывших

актуальными

в

предыдущем

возрасте, расчищают (освобождают место) для будущих интересов. Подросток

в (идеале) как источник, носитель увлечений. Все определяется особенностями

среды,

в

которой

происходит

развитие

подростка,

особенностями

его

взаимоотношений

с

окружающими.

Никаких

конфликтов

не

возникает,

если

взрослые правильно понимают природу происходящего с подростком изменений,

считаются с ними.

Как же общаться с этими довольно взрослыми детьми

Зачастую родители подарками восполняют отсутствие человеческого, душевного

внимания. Детям нужно просто непосредственное общение, участие родителей в их

жизни. Иногда достаточно посидеть, обнявшись, или, просто рядом, друг с другом.

Понимаете у детей совсем иные потребности. Их нужно услышать.

Правила общения с детьми.

Активное слушание. Понимать переживания говорящего и давать ему знать об

этом, не выспрашивая и не оценивая. В утвердительной форме повторить то, что

сказал ребенок и назвать его чувство « Тебе больно, и ты сердишься».

Любить ребенка не за то, что он хороший, послушный, красивый, а просто так.

Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не им самим и не его

чувствами.

Выражать свои чувства так. Чтобы вас услышали и поняли. Важно говорить от

первого лица, избегая местоимения «ты». Вместо « не груби». « Грубость мне

неприятна». Если вы не упрекаете собеседника, он скорее вас услышит.

Наказание – это сигнал о нарушении нормы, правила. Важно не откладывать

наказание, не делать его чрезмерным, не унижать ребенка.

Эмоции,

которые

подавляются

сохраняются.

Чувства,

которые

признаются,

теряют

свою

разрушительную

силу.

Переформулировать

неэффективные

родительские ответы. Необходимо принять чувство. « Не смей бить! Это же твой

брат. Ты можешь злиться, но бить его нельзя».

Дисциплина

(Как

вести

диалог

с

ребенком,

если

вы

не

можете

осуществить

желаемое).

1.Признать желание. ( Я понимаю, что тебе хочется…)

2. Четко определить запрет на какое-либо действие « но я не могу т.к…»)

3. Указать, как он может осуществить желание.

4. Выразить законное недовольство.

Необходимо уметь договариваться с ребенком и научить этому в общении с

людьми. Нам взрослым необходимо научиться слышать, слушать, понимать и

принимать своего ребенка с его многообразным внутренним миром.