Автор: Ланщикова Ирина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 24"
Населённый пункт: город Балаково, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка по экспериментированию
Тема: "Пирог для друзей"
«Пирог для друзей»
Познавательно-исследовательская деятельность в средней
группе
Цель: Формирование познавательного интереса к окружающему миру путём
организации совместной экспериментальной деятельности детей и воспитателя.
Задачи:
1. Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с продуктами.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться
приобретённым опытом.
3. Закреплять навыки коллективной работы, умение работать в соответствии с
общим замыслом, не мешая друг другу.
Планируемый результат:
Проявление у детей любознательности и интереса к совместной исследовательской
деятельности и экспериментированию.
Умение самостоятельно анализировать и находить решение в проблемной
ситуации, умение рассуждать.
Умение дружно работать в коллективе.
Наглядный и раздаточный материал:
1. Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки,
тарелка.
2. 3 литровые банки, 3 сырых яйца, соль, вода
3. Соль, манка, шерстеная салфетка, воздушный шарик (или пластмассовый шарик)
4. Стакан, ложка, вода, мука.
Ход:
Воспитатель: Ребята давайте встанем в круг и возьмемся за руки.
Дети: Шире, шире, шире круг
Я твой друг и ты мой друг,
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Детей обычно интересует, откуда всё берётся. Взрослых – куда всё
девается. Опыты - как раз та область знания, где можно получить ответы на оба эти
вопроса. Исследование и эксперименты всегда были и остаются самым
таинственным и завораживающим видом деятельности. Мы предлагаем вам
сегодня погрузиться в мир неизведанного. А поможет нам в этом сказка.
Воспитатель: Приглашаю занять свои места за столами.
Ребенок: Жили были дед и баба. Попросил дед испечь пирог. Но баба ответила, что
нет продуктов. Горевали они не долго. Узнали об этом звери, и пришли к ним на
помощь.
Прибежал заяц и принес молока для теста.
1 опыт:
Воспитатель: Ребята возьмите стакан с молоком. Перелейте молоко в тарелку.
Добавьте пищевой краситель разного цвета в молоко. Возьмите ватную палочку и
поместите ее в моющее средство, затем прикоснитесь палочкой центра красителя.
Посмотрите что получилось?
Дети: краска отодвигается от ватной палочки. А цвета краски перемешиваются.
Воспитатель: Объяснение: Так как в молоке много жира, моющее средство вступает
в реакцию с молекулами жира и приводит их в движение.
Ребенок: Пришел волк принес яйца для теста.
2 опыт: проводит воспитатель.
Наливаю обычную воду в банки. В одну из них добавляю 2 столовые ложки соли,
в другую — 5 ложек соли, в третью - соль не добавляю. Все хорошенько
размешиваю и опускаю яйца в воду. В банке с пресной водой яйцо утонет. В банке с
небольшим количеством соли яйцо будет плавать в середине банки. А в крутом
соляном растворе яйцо всплывет на поверхность.
Воспитатель: Объяснение: Соленая вода плотнее, тяжелее, чем обычная, пресная.
Вот она и держит яйцо на поверхности.
Ребенок: Пришел медведь и принес соль, но вот незадача медведь нечаянно
смешал соль с манной крупой.
Воспитатель: Давайте поможем бабушке отделить соль от манной крупы.
3 опыт: проводят дети.
Воспитатель: у вас на салфетках смешаны соль с манной крупой. Попробуйте
отделить соль от манной крупы… Получается?
Дети: нет.
Воспитатель: я предлагаю взять воздушный шарик, потереть его о шерстяную
салфетку и приложить к салфетке с манной крупой и солью. Что у вас получилось?
Дети: манная крупа прилипла к шарику.
Воспитатель: Объяснение: Когда предметы длительное время и с силой
соприкасаются друг с другом, появляются малые заряды статического
электричества – они притягивают предметы.
Воспитатель: Ребята предлагаю вам отдохнуть.
Физминутка:
«Гости»
К Жене гости прибежали, (Пальцы бегут по столу.)
Все друг другу руки жали. (Рукопожатие.)
- Здравствуй, Жора!
- Здравствуй, Жанна!
- Рад, Серёжа!
-Рад, Снежана! (Пальцы по очереди здороваются с большими
пальцами обеих рук.)
- Не хотите ль пирожок? (Из ладоней сложить пирожок.)
- Может, коржик? (Показать раскрытые ладони.)
- Иль, рожок? (Пальцы сложить в виде рожка.)
Вот драже вам на ладошку, (Постучать по ладони одной руки кончиками пальцев
другой руки)
Всё берите понемножку. (осторожно брать драже большим и разными
пальцами)
С ручек все стряхнули крошки (Энергично встряхнуть кистями рук).
И захлопали в ладошки.
Ребенок: Прибежала лисичка и принесла муки.
4 опыт: проводят дети.
Воспитатель: Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте.
Что случилось с мукой?
Дети: мука растворилась.
Воспитатель: Добавьте еще 3 ложечки. Размешайте и посмотрите, что получилось?
Дети: Получилось жидкое тесто
Воспитатель: Смесь стала тягучая, липкая, плотная, густая. Чем больше положим
муки в воду, тем гуще станет тесто.
Объяснение: Таким образом, замешивают тесто для выпечки, добавляя в него яйца,
молоко, сахар, соль…
Воспитатель: вот и у нас получилось тесто. А теперь давайте слепим из теста
пирожки, рогалики, завитушки…
Вот и бабушка замесила тесто и испекла пирог и угостила пирогом всех зверей.
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали, из каких продуктов пекут пироги. А
сейчас я предлагаю закончить наше занятие.
Дети: В сказку мы играли,
Много нового узнали,
А теперь мы встанем в круг,
До свиданье, лучший друг.