Автор: Егорова Наталия Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №967
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: конспект занятия "Елочкино счастье" (для детей средней группы)
Тема: "Развитие речи, художественная литература"
Цели: развивать речь, расширять словарный запас, учить подбирать
определения к заданному слову, учить образовывать притяжательные
прилагательные и прилагательные от основ существительных, отвечать на
вопросы, поставленные к тесту, развивать воображение, творческие
способности, эстетическое отношение к окружающему миру.
Воспитатель. Ребята, я хочу рассказать вам историю, которая произошла
недавно в лесу. Рассаживайтесь поудобнее и слушайте внимательно.
Однажды в лесу, когда деревья, птицы и звери только что проснулись, они
заметили, что рядом нет их подружки, маленькой елочки, На месте, где росла
елочка, остался лишь маленький пенек. Кто-то срубил елочку! Деревья и
птицы очень огорчились. Они удивлялись: «Куда же девалась елочка? Она
могла бы вырасти большой!» Вдруг прилетела сорока и застрекотала: «Я все
знаю, я все видела. Я видела, как пришли люди с топором, срубили елочку и
унесли ее в домик лесничего. Я могу показать вам дорогу туда».
Птицы полетели за сорокой. Уселись на ветках березы, и когда в окошке
домика загорелся свет, птицы заглянули в окошко. И увидели…чудо! Там
стояла их маленькая елочка, вся в огнях, нарядная, блестящая. На ее ветках
висели разноцветные фонарики, шарики, конфеты и пряники. Вокруг елки
танцевали дети.«Какая счастливая елочка. Она теперь и не вспомнит о лесе!»
- стрекотали сороки. Но вот лампочки на елке погасли, стихла музыка, дети
разбежались по своим домам. И маленькая елочка осталась совсем одна. И
тогда елочка задумалась. Но никто не знал, о чем думала елочка.
Ребята, а как вы думаете, о чем думала елочка?
В случае, если дети не смогу ответить на поставленный вопрос, воспитатель
задает им наводящие вопросы.
Воспитатель. Ребята, вы – молодцы! Вы внимательно слушали сказку,
отвечали на вопросы, и я уверена, что сейчас вы сможете подобрать слова о
елочке. У меня есть вот такой снежок (показывает). Вы будете передавать
снежок и называть слово.
Воспитать дает снежок первому ребенку и спрашивает: «Елочка какая?»
Дети по очереди, передавая снежок, называют слова.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Как много слов вы придумали.
А вам бы хотелось побывать у домика лесника и заглянуть в окошко?
Дети. Да!
Воспитатель. Тогда давайте собираться. Но на улице холодно. Надо тепло
одеться. Надеваем носки, штаны, сапожки, шубку, шапку, шарф. В некоторых
словах, которые я сейчас произнесла, я услышала песенку ветра. А вы
услышали? Давайте вместе споем песенку ветра: «ш-ш-ш». В каких словах вы
слышали песенку ветра?
Ответы детей.
Воспитатель. Мы с вами теперь тепло одеты, можно отправляться в путь.
Наша дорога лежит через лес, а в лесу большие сугробы. Поэтому, чтобы не
провалиться, вы пойдете по моим следам, друг за другом. Вы будете
произносить слово и вставать друг за другом.
Варианты противоположных по значению слов:
Зимой холодно, а летом…
Днем светло, а ночью…
Сахар сладкий, а лимон…
Дорога широкая, а тропинка…
Суп горячий, а мороженое…
Волшебница добрая, а Баба Яга…
Слон большой, а мышка…
Лук горький, а торт …
Кресло мягкое, а стул …
Море глубокое, а лужа…
Волк пошел по короткой дороге, а Красная шапочка по …
Дерево высокое, а кустик…
Дети встали друг за другом и идут по выложенным следам.
Воспитатель.
Мы к лесной лужайке вышли
Поднимаем ноги выше (ходьба на месте)
Через кустики и кочки.
Через ветки и пенечки (прыжки на месте)
Высоко кто так шагал, (высокое поднятие ног)
Не споткнулся, не упал! (хлопают в ладоши)
Садитесь, ребята, на пенечки!
Лес зимой необыкновенно красив. Посмотрите, как выглядят деревья
зимой (показ слайдов на экране).
Воспитатель. Давайте подберем слова для описания леса.
Какой снег в лесу? (пушистый, мягкий, блестит на солнце, искрится…).
Какие деревья?
Пока вы, ребята, сидели на пенечках, я заметила вон там несколько
домиков сказочных зверей. Посмотрите! В этом домике живет кто? Как вы
думаете?
Дети. Лиса!
Воспитатель. Чей это домик? (лисий)
Аналогичные вопросы - про домики зайца, волка и медведя.
Воспитатель. Лисичка, которая живет в этом домике, очень добрая. Она для
всех приготовила подарки: для зайца сделала сок из морковки (какой сок?);
для медведя сварила варенье из малины (какое варенье?); а для волка
связала шапочку из шерсти (какая шапка?).
А вот и домик лесничего! Заглянем в окошко. Смотрите! Вот она маленькая
елочка! Но вы помните, что елочка загрустила. Как же ее развеселить?
Дети предлагают.
Воспитатель предлагает прочитать стихи, а вечером сделать бусы для
елочки.