Автор: Орлова Наталья Анатольевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: Приморск, Калининградская область
Наименование материала: Подготовка к ЕГЭ
Тема: Выполнения заданий 11,14,25 по русскому языку формата ЕГЭ
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
11, 14, 25
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ФОРМАТА ЕГЭ
Учитель русского языка и
литературы МБОУ СОШ№8 г.
Приморска Калининградской
области
Орлова Наталья Анатольевна
2017
Алгоритм выполнения задания 25 ЕГЭ
русский язык
Задание 25 необходимо выполнять так:
1. Прочитайте все задание целиком и отметьте основные требуемые
компоненты , которые названы ( например, тропы, или
синтаксические средства, или лексические средства, или приемы).
2. Прочитайте список терминов ( из 9), отметьте рядом с каждым
термином, к какому компоненту относится термин ( например,
эпитет – это троп, устаревшие слова – это лексика, а антитеза – это
прием и т.д.)
3. Распределив все термины, вы заметите, что лексических средств,
например, всего 2-3, из тропов могут быть также 2-3, а некоторые
термины окажутся и вовсе не нужными для решения этого
задания.
4. Начинайте выполнять задание ( если в задании просят указать,
какой это троп, то из двух – трех, которые вы отметили, выбрать
нужный не так и сложно) Смотрите пример на сл.слайде.
Алгоритм выполнения задания 25 ЕГЭ
русский язык
«Воссоздавая образ матери, рассказчик говорит о ней с глубокой сыновней нежностью.
Передать эти чувства автору помогают разнообразные выразительные языковые
средства, в том числе
тропы:
(А)__________ («красота успевает увянуть» в предложении 1,
«свет сердца» в предложении 3) и (Б)__________ («задумчивые глаза» в предложении 3,
«дымчатые волосы» в предложении 5, «бережное прикосновение»
в предложении 6), а также синтаксические средства: (В)__________ («как дыхание, утоление
жажды» в предложении 10) и(Г)__________
(в предложении 6)».
Список терминов:
1)
парцелляция -
прием
2)
профессиональная лексика -
лексика
3)
восклицательные предложения
- синтаксис
4)
метафоры -
троп
5)
фразеологизм -
лексика
6)
эпитеты-
троп
7)
сравнительный оборот -
синтаксис
8)
разговорная лексика -
лексика
9)
ряд однородных членов предложения -
синтаксис
Алгоритм выполнения задания 25
ЕГЭ русский язык
1.
Как вы смогли заметить, тропов в задании было всего 2, следовательно,
«красота успевает увянуть» и «свет сердца» - это метафора, так как
«задумчивые глаза » и « дымчатые волосы» - эпитет.
2.
Синтаксических средств представлено всего 3. Следовательно,
« как дыхание, утоление жажды» - сравнение.
3.
Если внимательно прочитать текст, то в предложении ( в данном
случае 6) легко отметите или восклицательный знак в конце или
наличие однородных членов предложения
4.
Среди заявленных терминов были такие, которые относятся к лексике
( профессиональная и разговорная лексика, фразеологизмы) и прием
( парцелляция), но оперировать этими терминами и не пришлось.
Таким образом, из 9 предложенных терминов, нам для выполнения
задания понадобились для размышления 5. Таков алгоритм
выполнения этого задания.
Особенности выполнения задания 11 формата ЕГЭ
Бор…тся (они)
Завис..мый
Свал…нная (обувь)
Брос…вший
Прола…в
Вкач…ный ( мяч)
Свал…нный ( мусор)
Прикле…шь
Приемл…мый
1.
Все слова распределите
так:
- Гласная в безударном
окончании глагола и слова
с гласной перед «М»
- Слова с гласной перед НН
(или перед – Н)
- Слова с В и ВШ
Алгорит работы со словами пункта 1:
а) Бор…тся. Вид : они (что делают?) бор..тся - Н.вид, значит, ( что делать?)
бороться
Глагол на - оть ( 1 спряжение), не исключение
Следовательно, они боЮтся (в 1 спряжении это буква Е или У(Ю) в 3 л., мн.ч)
б)Завис..мый. Вид: (что делаемый?) – Н.вид, значит, ( что делать?) зависеть
Глагол на –еть , но исключение, значит 2 спряжение
Следовательно, зависИмый (во 2 спряжении это буква И или А(Я) в 3 л.,мн.ч)
в)Прикле…шь. Вид: ( что сделаешь?) прикле…шь – С. вид, значит, что сделать?
приклеить
Глагол на – ить ( 2 спряжение) не исключение
Следовательно, приклеИшь
г) Приемл…мый. Вид: ( что делаемый?) – Н.вид, значит, (что делать?) приемлеть
Глагол на –еть ( 1 спряжение), не исключение
Следовательно, приемлЕмый
Алгоритм работы со словами пункта 2
( глассная перед НН или Н)
ГЛАСНАЯ В СУФФИКСЕ
ПОЛНОГО СТРАДАТЕЛЬНОГО
ПРИЧАСТИЯ (ПЕРЕД -НН
ИЛИ -Н)
ГЛАСНАЯ ПЕРЕД СУФФИКСОМ
ПОЛНОГО СТРАДАТЕЛЬНОГО
ПРИЧАСТИЯ (ПЕРЕД –НН ИЛИ
- Н)
Расстрел...нное (ружье)
1. Лексическое значение
от «
расстрел
- и- ть»
2. Суффикс –и в основу не
входит, меняем на –ЕНН
3. Расстрел-енн-ое (ружье)
(вкачЕННый ( вкатить) мяч,
свалЕННый (свалить) мусор,
замешЕННое(замесить)
тесто,
навешЕННый (навесить)
замок…)
Расстрел…нный (лось)
1. Лексическое значение
от «
расстрел-я
-ть
2. Суффикс -я входит в основу
и сохраняется
3. Расстрел-я-нн-ый (лось)
(вкачАнный ( вкачать) воздух,
свалЯнная ( свалять) обувь,
замешАнные ( замешать)
краски, навешАнные
(навешать) на грудь ордена…)
Алгорит работы со словами группы 3
( гласная перед –в или –вш)
1. Прола…в. Замените букву «В» в слове
двумя буквами «ТЬ» ( разные программы
выделяют «ТЬ» как окончание или как
суффикс инфинитива, поэтому назовем
«ТЬ» и «В» просто буквами.
2. Получившееся слово «пролаЯть дает нам
нужную гласную в слове « пролаЯв»
3. Брос..вший. Алгоритм аналогичный:
« бросИть»
Алгоритм выполнения задания 14 формата
ЕГЭ
1. Чтобы выполнить это задание,
необходимо определить часть
речи. Например, Отыменные
прилагательные образуются от
Основы существительного:
- клюкв-а, революци –я, гусь, глин-а
- если основа на «Н»: туман, карман
- если слово на - мя : время, имя, стремя, пламя,
темя, вымя, знамя, семя
Добавьте к основе
существительного суффиксы
прилагательных
-ЕНН, - ОНН, -ИН, -АН (ЯН)
(клюкве-нн-ый, революци-онн-ый, гус-ин-ый, глин-ян-ый
- Н (туман-н-ый. карман-н-ый)
- Временный, пламенный
НО: Ветер – ветреный,
«окно» ( из дерева, стекла и ручка из олова –
олявянный, деревянный, слекоянный),
животные ( свинь-я – свиной, павлин –
павлиний, дельфин – дельфиний и т.д.)
Особенности выполнения задания 14 формата ЕГЭ
ЧАСТЬ РЕЧИ: ОТ ГЛАГОЛА
НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА
ОБРАЗУЮТСЯ ОТГЛАГОЛЬНЫЕ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
ЧАСТЬ РЕЧИ: ОТ ГЛАГОЛА
СОВЕРШЕННОГО ВИДА ОБРАЗУЮТСЯ
ПРИЧАСТИЯ
Коптить
копч-ен-ый
Некопченый (
приставка НЕ вида
не меняет и не влияет на выбор НН
или Н)
Полукопченый
( приставка
«полу» вида не меняет и не влияет
на выбор НН или Н)
КопчеНый-перекопчеНый
(лекс.значение приставки «пере» -
очень)
Закоптить, выкоптить
закопченный
перекопчеННый
(лекс.значение приставки «пере»
– сделанный еще раз
незакопченный
полузакопченный
копченный на огне
(зависимое слово)
Особенности запоминания слов -
исключений
СЛОВА ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
вороненый
названый (брат, сестра)
непрошеный
незваный
посаженый (отец)
приданое
юный
румяный
нефтяник
труженик
пудреница
гостиная
гостиница
масленица
Но: названн(ая) буква, число
Но: посаженное дерево
Придумаем историю, чтобы дегче запомнились
слова:
На вороненом коне на свадьбу к названой сестре
прискакал названый брат. Но был он гостем
незваным и непрошеным, Но посаженый отец
сразу понял, что брат хочет отобрать часть
приданого,.Это юный румяный нефтяник –
труженик подарил сестре на свадьбу всего лишь
пудреницу и граненый стакан. Вот такая история
произошла на масленицу, в гостиной комнате
одной гостиницы
Учите русский язык! Именно
изучение языка развивает
мышление!
Алгоритм Вам в помощь!