Напоминание

Выполнения заданий 11,14,25 по русскому языку формата ЕГЭ

Автор: Орлова Наталья Анатольевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: Приморск, Калининградская область
Наименование материала: Подготовка к ЕГЭ
Тема: Выполнения заданий 11,14,25 по русскому языку формата ЕГЭ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

11, 14, 25

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ФОРМАТА ЕГЭ

Учитель русского языка и

литературы МБОУ СОШ№8 г.

Приморска Калининградской

области

Орлова Наталья Анатольевна

2017

Алгоритм выполнения задания 25 ЕГЭ

русский язык

Задание 25 необходимо выполнять так:

1. Прочитайте все задание целиком и отметьте основные требуемые

компоненты , которые названы ( например, тропы, или

синтаксические средства, или лексические средства, или приемы).

2. Прочитайте список терминов ( из 9), отметьте рядом с каждым

термином, к какому компоненту относится термин ( например,

эпитет – это троп, устаревшие слова – это лексика, а антитеза – это

прием и т.д.)

3. Распределив все термины, вы заметите, что лексических средств,

например, всего 2-3, из тропов могут быть также 2-3, а некоторые

термины окажутся и вовсе не нужными для решения этого

задания.

4. Начинайте выполнять задание ( если в задании просят указать,

какой это троп, то из двух – трех, которые вы отметили, выбрать

нужный не так и сложно) Смотрите пример на сл.слайде.

Алгоритм выполнения задания 25 ЕГЭ

русский язык

«Воссоздавая образ матери, рассказчик говорит о ней с глубокой сыновней нежностью.

Передать эти чувства автору помогают разнообразные выразительные языковые

средства, в том числе

тропы:

(А)__________ («красота успевает увянуть» в предложении 1,

«свет сердца» в предложении 3) и (Б)__________ («задумчивые глаза» в предложении 3,

«дымчатые волосы» в предложении 5, «бережное прикосновение»

в предложении 6), а также синтаксические средства: (В)__________ («как дыхание, утоление

жажды» в предложении 10) и(Г)__________

(в предложении 6)».

Список терминов:

1)

парцелляция -

прием

2)

профессиональная лексика -

лексика

3)

восклицательные предложения

- синтаксис

4)

метафоры -

троп

5)

фразеологизм -

лексика

6)

эпитеты-

троп

7)

сравнительный оборот -

синтаксис

8)

разговорная лексика -

лексика

9)

ряд однородных членов предложения -

синтаксис

Алгоритм выполнения задания 25

ЕГЭ русский язык

1.

Как вы смогли заметить, тропов в задании было всего 2, следовательно,

«красота успевает увянуть» и «свет сердца» - это метафора, так как

«задумчивые глаза » и « дымчатые волосы» - эпитет.

2.

Синтаксических средств представлено всего 3. Следовательно,

« как дыхание, утоление жажды» - сравнение.

3.

Если внимательно прочитать текст, то в предложении ( в данном

случае 6) легко отметите или восклицательный знак в конце или

наличие однородных членов предложения

4.

Среди заявленных терминов были такие, которые относятся к лексике

( профессиональная и разговорная лексика, фразеологизмы) и прием

( парцелляция), но оперировать этими терминами и не пришлось.

Таким образом, из 9 предложенных терминов, нам для выполнения

задания понадобились для размышления 5. Таков алгоритм

выполнения этого задания.

Особенности выполнения задания 11 формата ЕГЭ

Бор…тся (они)

Завис..мый

Свал…нная (обувь)

Брос…вший

Прола…в

Вкач…ный ( мяч)

Свал…нный ( мусор)

Прикле…шь

Приемл…мый

1.

Все слова распределите

так:

- Гласная в безударном

окончании глагола и слова

с гласной перед «М»

- Слова с гласной перед НН

(или перед – Н)

- Слова с В и ВШ

Алгорит работы со словами пункта 1:

а) Бор…тся. Вид : они (что делают?) бор..тся - Н.вид, значит, ( что делать?)

бороться

Глагол на - оть ( 1 спряжение), не исключение

Следовательно, они боЮтся (в 1 спряжении это буква Е или У(Ю) в 3 л., мн.ч)

б)Завис..мый. Вид: (что делаемый?) – Н.вид, значит, ( что делать?) зависеть

Глагол на –еть , но исключение, значит 2 спряжение

Следовательно, зависИмый (во 2 спряжении это буква И или А(Я) в 3 л.,мн.ч)

в)Прикле…шь. Вид: ( что сделаешь?) прикле…шь – С. вид, значит, что сделать?

приклеить

Глагол на – ить ( 2 спряжение) не исключение

Следовательно, приклеИшь

г) Приемл…мый. Вид: ( что делаемый?) – Н.вид, значит, (что делать?) приемлеть

Глагол на –еть ( 1 спряжение), не исключение

Следовательно, приемлЕмый

Алгоритм работы со словами пункта 2

( глассная перед НН или Н)

ГЛАСНАЯ В СУФФИКСЕ

ПОЛНОГО СТРАДАТЕЛЬНОГО

ПРИЧАСТИЯ (ПЕРЕД -НН

ИЛИ -Н)

ГЛАСНАЯ ПЕРЕД СУФФИКСОМ

ПОЛНОГО СТРАДАТЕЛЬНОГО

ПРИЧАСТИЯ (ПЕРЕД –НН ИЛИ

- Н)

Расстрел...нное (ружье)

1. Лексическое значение

от «

расстрел

- и- ть»

2. Суффикс –и в основу не

входит, меняем на –ЕНН

3. Расстрел-енн-ое (ружье)

(вкачЕННый ( вкатить) мяч,

свалЕННый (свалить) мусор,

замешЕННое(замесить)

тесто,

навешЕННый (навесить)

замок…)

Расстрел…нный (лось)

1. Лексическое значение

от «

расстрел-я

-ть

2. Суффикс -я входит в основу

и сохраняется

3. Расстрел-я-нн-ый (лось)

(вкачАнный ( вкачать) воздух,

свалЯнная ( свалять) обувь,

замешАнные ( замешать)

краски, навешАнные

(навешать) на грудь ордена…)

Алгорит работы со словами группы 3

( гласная перед –в или –вш)

1. Прола…в. Замените букву «В» в слове

двумя буквами «ТЬ» ( разные программы

выделяют «ТЬ» как окончание или как

суффикс инфинитива, поэтому назовем

«ТЬ» и «В» просто буквами.

2. Получившееся слово «пролаЯть дает нам

нужную гласную в слове « пролаЯв»

3. Брос..вший. Алгоритм аналогичный:

« бросИть»

Алгоритм выполнения задания 14 формата

ЕГЭ

1. Чтобы выполнить это задание,

необходимо определить часть

речи. Например, Отыменные

прилагательные образуются от

Основы существительного:

- клюкв-а, революци –я, гусь, глин-а

- если основа на «Н»: туман, карман

- если слово на - мя : время, имя, стремя, пламя,

темя, вымя, знамя, семя

Добавьте к основе

существительного суффиксы

прилагательных

-ЕНН, - ОНН, -ИН, -АН (ЯН)

(клюкве-нн-ый, революци-онн-ый, гус-ин-ый, глин-ян-ый

- Н (туман-н-ый. карман-н-ый)

- Временный, пламенный

НО: Ветер – ветреный,

«окно» ( из дерева, стекла и ручка из олова –

олявянный, деревянный, слекоянный),

животные ( свинь-я – свиной, павлин –

павлиний, дельфин – дельфиний и т.д.)

Особенности выполнения задания 14 формата ЕГЭ

ЧАСТЬ РЕЧИ: ОТ ГЛАГОЛА

НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА

ОБРАЗУЮТСЯ ОТГЛАГОЛЬНЫЕ

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

ЧАСТЬ РЕЧИ: ОТ ГЛАГОЛА

СОВЕРШЕННОГО ВИДА ОБРАЗУЮТСЯ

ПРИЧАСТИЯ

Коптить

копч-ен-ый

Некопченый (

приставка НЕ вида

не меняет и не влияет на выбор НН

или Н)

Полукопченый

( приставка

«полу» вида не меняет и не влияет

на выбор НН или Н)

КопчеНый-перекопчеНый

(лекс.значение приставки «пере» -

очень)

Закоптить, выкоптить

закопченный

перекопчеННый

(лекс.значение приставки «пере»

– сделанный еще раз

незакопченный

полузакопченный

копченный на огне

(зависимое слово)

Особенности запоминания слов -

исключений

СЛОВА ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

вороненый

названый (брат, сестра)

непрошеный

незваный

посаженый (отец)

приданое

юный

румяный

нефтяник

труженик

пудреница

гостиная

гостиница

масленица

Но: названн(ая) буква, число

Но: посаженное дерево

Придумаем историю, чтобы дегче запомнились

слова:

На вороненом коне на свадьбу к названой сестре

прискакал названый брат. Но был он гостем

незваным и непрошеным, Но посаженый отец

сразу понял, что брат хочет отобрать часть

приданого,.Это юный румяный нефтяник –

труженик подарил сестре на свадьбу всего лишь

пудреницу и граненый стакан. Вот такая история

произошла на масленицу, в гостиной комнате

одной гостиницы

Учите русский язык! Именно

изучение языка развивает

мышление!

Алгоритм Вам в помощь!