Напоминание

Духовно-нравственное воспитание детей на занятиях "Истоки" средствами театрализованной деятельности.

Автор: Кулакова Вера Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения"Гимназия №38"
Населённый пункт: г. Дзержинска Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание детей на занятиях "Истоки" средствами театрализованной деятельности.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Духовно-нравственное воспитание детей на занятиях

«Истоки» средствами театрализованной деятельности.

Вспомним слова русского художника В.М.Васнецова: «Плох тот народ,

который не помнит, не ценит и не любит своей истории!» Православная

культура- часть исторического развития нашей страны, и сегодня дети имеют

возможность благодаря курсу Истоки получить навыки общения с

православной культурой. Младшие школьники должны знать историю своей

Родины, любить свое Отечество, свою культуру, знать православные

традиции. Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребенка светом

и добром с раннего возраста? Потому что этот возраст - самый

эмоциональный и восприимчивый период детства, когда сердца открыты

для добродетели. Содержание курса Истоки имеет в своей основе

традиционные отечественные культурные ценности, что позволяет

осуществлять межпредметные связи с различными видами детской

деятельности.

Художественно-речевое воспитание направлено на развитие у детей любви

и интереса к литературе православной тематики. Возникающий у ребенка

эмоциональный отклик на прослушанные рассказы, пьесы, сказки,

стихотворения способствует лучшему их пониманию и усвоению, усиливает

воспитательное значение литературных произведений в нравственном,

эстетическом и духовном плане.

На занятиях Истоки дети знакомятся с различными жанрами

художественной литературы и русского фольклора; поучительными

рассказами, развивающими нравственные чувства, способность

сопереживать другим. К каждому православному празднику дети учат стихи ,

знакомятся с колядками, былинами, разыгрывают кукольные спектакли по

русским народным сказкам, например «Пасхальный колобок»; слушают

рассказы о житиях святых, аудиозаписи «Доброта, природа, музыка»-

христианские сказки для детей Е.Королевой, К.Смирнова, А.Емельянова.

Театрализованная деятельность, театр… Насколько близки эти слова к

практике православного воспитания? В русской культуре можно найти

множество удивительных свидетельств того, как театр вошел в православное

общество, причем на правах мощного воспитательного средства.

Известно знаменитое «ПЕЩНОЕ ДЕЙСТВО» на библейский сюжет о Данииле

и отроках.

В 16 веке при большом стечении народа инсценировался въезд Христа в

Иерусалим. Русскому народу были дороги и трогательные кукольные

представления. Знаменитая Макарьевская ярмарка, основанная в конце

16века. Среди

прочих представлений особо жаловала Петрушку.

18 век на заре русского театра приводит любопытный пример

театрализованной деятельности - сама императрица Екатерина писала

нравоучительные «пьесы», в которых звучало и Божие слово.

«Вертеп»- удивительное рождественское действо.

Традиция домашнего театра, непременно ориентированного на вечные

ценности , сохранилась до середины 20 века в семьях интеллигенции.

В 19 - начале 20века несложные инсценировки входят в жизнь детского,

гимназического сообщество аристократии.

Условность кукольного театра близка младшим школьникам, они привыкли

к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль:

отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы,

предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля.

Из всех видов кукольного театра популярностью у нас пользуются театр

картинок и театр петрушек.Театр петрушек назвали по имени старинного

народного кукольного героя Петрушки. Кукловод надевает на руку куклу-

петрушку, управляет куклой, говорит за нее за ширмой.

Эта форма работы очень интересна и полезна. Такие показы глубже

развивают у детей художественные способности, учат их понимать и

переживать содержание литературных произведений. Кукольный театр- это

первое приобщение детей к театру и искусству.

На Истоках мы занимаемся театрализованной деятельностью. Сначала это

были драматические постановки : рождественские и пасхальные спектакли

по сценарию известных авторов ,а так же пьеса «Некрасивая елка» Е.Пермяка

«Сказка о грибах»

Театрализованная деятельность - это часть работы по духовно-

нравственному воспитанию. Интегративная деятельность с участием

театрализованной стала возможна, потому что были продуманы задачи,

структурирована педагогическая работа с детьми и взрослыми. Итак , задачи

театрализованной деятельности:

1.Духовно - нравственное воспитание детей как средствами участия в

театрализованной деятельности, так и через драматургический материал;

2.Сплочение коллектива: семей, преподавателей и учащихся.

3.Развитие эмоциональной сферы, коммуникативности, способностей к

творчеству в театрализованной деятельности и примыкающих к ней занятиях.

Это разучивание ролей с передачей характера и его нравственного смысла,

изготовление выразительных кукол, декораций. Театр объединил кружок

мягкой игрушки, технологий, театральный кружок.

Кукольный театр настолько привился , что мы планируем в этом году

поставить пасхальный спектакль «Исцеление императора» по мотивам

христианской легенды Сельмы Лагерлеф. А на следующий год начнутся

репетиции по мотивам народной сказки «Три топора». Спектакль расскажет о

ровесниках наших ребят, крестьянских детях Аркаше и Алеше, о щедрости и

стяжании, о доброте и корыстолюбии. Как всегда, конфликт доброго и худого

разрешится христианским примирением, раскаянием. Известный ученый-

педагог Т.Доронова в книге «Играем в театр» назвала театрализованную

деятельность «Золушкой педагогики», которую может обратить в принцессу

только знание психологии. Я к этим словам добавлю и еще непременно

знание целей и задач православного воспитания.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем

смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую

очередь это относится к нашему прошлому, которое, оказывается, мы знаем

поверхностно. Что заботило, тревожило и радовало православных людей,

чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что

передавали своим детям? Ответить на эти вопросы сегодня, значит

восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности православия.

Праздники и обряды русского народа- многогранное явление. Для каждого

человека, а для ребенка особенно, праздник связан с особым праздничным

состоянием, которое и побуждает его к активной деятельности.

В последние годы в нашей стране широко и открыто отмечаются великие

православные праздники- Рождество, Благовещенье, Пасха. Я посчитала,

целесообразным ввести их в практику своей работы с детьми.

В рамках курса Истоки по духовно-нравственному воспитанию детей, стали

проводиться такие праздники как «Под рождественской звездой», «Пасха

Красная» и др. Ценность праздника во многом зависит и определяется

успешным проведением подготовительных этапов. Основная мысль-

возрождение народного искусства и православных традиций , которые

играют ключевую роль в становлении духовных ценностей школьника.

Педагогическая задача процесса подготовки праздника - раскрыть его

значение, пробудить интерес и внимание детей, создать вокруг праздника

атмосферу взволнованности, готовности к восприятию душевных

переживаний. В процессе проведения праздника необходимо найти способы

превращения зрителей в активных участников (на празднике родители водят

хороводы вместе с детьми, участвуют в колядках; к праздникам готовят

угощения).

- Результат праздника должен выразиться в готовности ребенка участвовать в

следующем торжестве, желании заниматься его подготовкой,

интересоваться и сопереживать происходящему, волнующему его сердце.

- Воспитательная задача праздника заключается в том, что он побуждает

ребенка к широкой и разнообразной деятельности, способствует активному

самовыражению личности, вызванному эмоциональной реакцией на

происходящие события, трогает его душу.

Педагоги нашего учреждения ,обладая знаниями традиций русской

праздничной культуры, а также православных праздников и обычаев,

знакомят с ними детей, прививают им интерес к их возрождению.

С православными праздниками дети знакомятся на познавательных

развлечениях, где педагоги рассказывают им о празднике и привлекают к

народным играм, песням, хороводам.

Сценарии наших праздников строятся на взаимосвязи русской народной

культуры и православных традиций. Наряду с тематическими стихами и

песнопениями дети знакомятся с русскими народными песнями, играми,

потешками, колядками, закличками.

Подготовка к праздникам ведется по всем направлениям детской

деятельности: на музыкальных занятиях, развитию речи и изобразительной

деятельности. Дети вместе с родителями изготавливают рождственские и

пасхальные открытки, расписывают яйца, шьют костюмы и изготавливают

декорации.

Вся эта работа доставляет ребятам огромное удовольствие, а знакомство с

православным содержанием происходит легко, ненавязчиво, опирается на

эмоциональную отзывчивость детей, развивает их способность к

сопереживанию и сочувствию.

Главным результатом нашей работы мы считаем осознание ее

необходимости в сложное время утраты духовных ориентиров общества;

понимание того, что она позволит в процессе воспитания развить у детей

способность к сопереживанию как основе взаимопонимания, позволит

сформировать их духовное сознание, которое станет почвой для развития

свободной мысли и сознательных действий в будущем.

Культурная, социальная и духовная структура общества всегда передается

из поколения в поколение именно через детство.