Автор: Кулакова Вера Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения"Гимназия №38"
Населённый пункт: г. Дзержинска Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание детей на занятиях "Истоки" средствами театрализованной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание детей на занятиях
«Истоки» средствами театрализованной деятельности.
Вспомним слова русского художника В.М.Васнецова: «Плох тот народ,
который не помнит, не ценит и не любит своей истории!» Православная
культура- часть исторического развития нашей страны, и сегодня дети имеют
возможность благодаря курсу Истоки получить навыки общения с
православной культурой. Младшие школьники должны знать историю своей
Родины, любить свое Отечество, свою культуру, знать православные
традиции. Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребенка светом
и добром с раннего возраста? Потому что этот возраст - самый
эмоциональный и восприимчивый период детства, когда сердца открыты
для добродетели. Содержание курса Истоки имеет в своей основе
традиционные отечественные культурные ценности, что позволяет
осуществлять межпредметные связи с различными видами детской
деятельности.
Художественно-речевое воспитание направлено на развитие у детей любви
и интереса к литературе православной тематики. Возникающий у ребенка
эмоциональный отклик на прослушанные рассказы, пьесы, сказки,
стихотворения способствует лучшему их пониманию и усвоению, усиливает
воспитательное значение литературных произведений в нравственном,
эстетическом и духовном плане.
На занятиях Истоки дети знакомятся с различными жанрами
художественной литературы и русского фольклора; поучительными
рассказами, развивающими нравственные чувства, способность
сопереживать другим. К каждому православному празднику дети учат стихи ,
знакомятся с колядками, былинами, разыгрывают кукольные спектакли по
русским народным сказкам, например «Пасхальный колобок»; слушают
рассказы о житиях святых, аудиозаписи «Доброта, природа, музыка»-
христианские сказки для детей Е.Королевой, К.Смирнова, А.Емельянова.
Театрализованная деятельность, театр… Насколько близки эти слова к
практике православного воспитания? В русской культуре можно найти
множество удивительных свидетельств того, как театр вошел в православное
общество, причем на правах мощного воспитательного средства.
Известно знаменитое «ПЕЩНОЕ ДЕЙСТВО» на библейский сюжет о Данииле
и отроках.
В 16 веке при большом стечении народа инсценировался въезд Христа в
Иерусалим. Русскому народу были дороги и трогательные кукольные
представления. Знаменитая Макарьевская ярмарка, основанная в конце
16века. Среди
прочих представлений особо жаловала Петрушку.
18 век на заре русского театра приводит любопытный пример
театрализованной деятельности - сама императрица Екатерина писала
нравоучительные «пьесы», в которых звучало и Божие слово.
«Вертеп»- удивительное рождественское действо.
Традиция домашнего театра, непременно ориентированного на вечные
ценности , сохранилась до середины 20 века в семьях интеллигенции.
В 19 - начале 20века несложные инсценировки входят в жизнь детского,
гимназического сообщество аристократии.
Условность кукольного театра близка младшим школьникам, они привыкли
к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль:
отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы,
предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля.
Из всех видов кукольного театра популярностью у нас пользуются театр
картинок и театр петрушек.Театр петрушек назвали по имени старинного
народного кукольного героя Петрушки. Кукловод надевает на руку куклу-
петрушку, управляет куклой, говорит за нее за ширмой.
Эта форма работы очень интересна и полезна. Такие показы глубже
развивают у детей художественные способности, учат их понимать и
переживать содержание литературных произведений. Кукольный театр- это
первое приобщение детей к театру и искусству.
На Истоках мы занимаемся театрализованной деятельностью. Сначала это
были драматические постановки : рождественские и пасхальные спектакли
по сценарию известных авторов ,а так же пьеса «Некрасивая елка» Е.Пермяка
«Сказка о грибах»
Театрализованная деятельность - это часть работы по духовно-
нравственному воспитанию. Интегративная деятельность с участием
театрализованной стала возможна, потому что были продуманы задачи,
структурирована педагогическая работа с детьми и взрослыми. Итак , задачи
театрализованной деятельности:
1.Духовно - нравственное воспитание детей как средствами участия в
театрализованной деятельности, так и через драматургический материал;
2.Сплочение коллектива: семей, преподавателей и учащихся.
3.Развитие эмоциональной сферы, коммуникативности, способностей к
творчеству в театрализованной деятельности и примыкающих к ней занятиях.
Это разучивание ролей с передачей характера и его нравственного смысла,
изготовление выразительных кукол, декораций. Театр объединил кружок
мягкой игрушки, технологий, театральный кружок.
Кукольный театр настолько привился , что мы планируем в этом году
поставить пасхальный спектакль «Исцеление императора» по мотивам
христианской легенды Сельмы Лагерлеф. А на следующий год начнутся
репетиции по мотивам народной сказки «Три топора». Спектакль расскажет о
ровесниках наших ребят, крестьянских детях Аркаше и Алеше, о щедрости и
стяжании, о доброте и корыстолюбии. Как всегда, конфликт доброго и худого
разрешится христианским примирением, раскаянием. Известный ученый-
педагог Т.Доронова в книге «Играем в театр» назвала театрализованную
деятельность «Золушкой педагогики», которую может обратить в принцессу
только знание психологии. Я к этим словам добавлю и еще непременно
знание целей и задач православного воспитания.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем
смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую
очередь это относится к нашему прошлому, которое, оказывается, мы знаем
поверхностно. Что заботило, тревожило и радовало православных людей,
чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что
передавали своим детям? Ответить на эти вопросы сегодня, значит
восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности православия.
Праздники и обряды русского народа- многогранное явление. Для каждого
человека, а для ребенка особенно, праздник связан с особым праздничным
состоянием, которое и побуждает его к активной деятельности.
В последние годы в нашей стране широко и открыто отмечаются великие
православные праздники- Рождество, Благовещенье, Пасха. Я посчитала,
целесообразным ввести их в практику своей работы с детьми.
В рамках курса Истоки по духовно-нравственному воспитанию детей, стали
проводиться такие праздники как «Под рождественской звездой», «Пасха
Красная» и др. Ценность праздника во многом зависит и определяется
успешным проведением подготовительных этапов. Основная мысль-
возрождение народного искусства и православных традиций , которые
играют ключевую роль в становлении духовных ценностей школьника.
Педагогическая задача процесса подготовки праздника - раскрыть его
значение, пробудить интерес и внимание детей, создать вокруг праздника
атмосферу взволнованности, готовности к восприятию душевных
переживаний. В процессе проведения праздника необходимо найти способы
превращения зрителей в активных участников (на празднике родители водят
хороводы вместе с детьми, участвуют в колядках; к праздникам готовят
угощения).
- Результат праздника должен выразиться в готовности ребенка участвовать в
следующем торжестве, желании заниматься его подготовкой,
интересоваться и сопереживать происходящему, волнующему его сердце.
- Воспитательная задача праздника заключается в том, что он побуждает
ребенка к широкой и разнообразной деятельности, способствует активному
самовыражению личности, вызванному эмоциональной реакцией на
происходящие события, трогает его душу.
Педагоги нашего учреждения ,обладая знаниями традиций русской
праздничной культуры, а также православных праздников и обычаев,
знакомят с ними детей, прививают им интерес к их возрождению.
С православными праздниками дети знакомятся на познавательных
развлечениях, где педагоги рассказывают им о празднике и привлекают к
народным играм, песням, хороводам.
Сценарии наших праздников строятся на взаимосвязи русской народной
культуры и православных традиций. Наряду с тематическими стихами и
песнопениями дети знакомятся с русскими народными песнями, играми,
потешками, колядками, закличками.
Подготовка к праздникам ведется по всем направлениям детской
деятельности: на музыкальных занятиях, развитию речи и изобразительной
деятельности. Дети вместе с родителями изготавливают рождственские и
пасхальные открытки, расписывают яйца, шьют костюмы и изготавливают
декорации.
Вся эта работа доставляет ребятам огромное удовольствие, а знакомство с
православным содержанием происходит легко, ненавязчиво, опирается на
эмоциональную отзывчивость детей, развивает их способность к
сопереживанию и сочувствию.
Главным результатом нашей работы мы считаем осознание ее
необходимости в сложное время утраты духовных ориентиров общества;
понимание того, что она позволит в процессе воспитания развить у детей
способность к сопереживанию как основе взаимопонимания, позволит
сформировать их духовное сознание, которое станет почвой для развития
свободной мысли и сознательных действий в будущем.
Культурная, социальная и духовная структура общества всегда передается
из поколения в поколение именно через детство.