Автор: Гашичева Светлана Васильевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Хабаровска "Детский сад №13"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: "Наставничество-как форма работы с молодыми специалистами"
Статья. Тема: «Наставничество - как форма работы с молодыми
педагогами»
Гашичева Светлана Васильевна.
Заведующий МАДОУ № 13 г. Хабаровска.
Система
Российского
образования
переживает
очередной
этап
модернизации.
В нормативно
-
правовых
документах,
принятых
на
федеральном
уровне:
«Закон
об
образовании
в
Российской
Федерации»,
«План
деятельности
Министерства
образования
и
науки
Российской
федерации
на
2013
–
2018
годы»,
«Федеральный
государственный
образовательный стандарт дошкольного образования», «Профессиональный
стандарт»
педагога,
особое
внимание
отводится
профессиональной
деятельности педагога.
Именно педагог является ключевой фигурой при введении основных
нововведений
в
практику. Особенностью труда начинающих воспитателей
является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и
несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а
родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же
безупречного профессионализма.
Начиная свою работу в ДОУ, молодые педагоги испытывают потребность
в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик
дошкольного воспитания. И те воспитатели, которые в первый год своей
работы не получат поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя
«брошенными на произвол судьбы», а от столкновения с реальностью -
испытывают
шок.
Молодой
во спитатель
боится
с о б с т в е н н о й
несостоятельности во взаимодействии с воспитанниками, их родителями,
опасается критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуется,
что что-нибудь не успеет, забудет, упустит. И такой воспитатель не способен
ни на какое творчество, ни на какие инновации. А от того, как пройдет период
вхождения
молодого
педагога
в
профессию,
зависит,
состоится
ли
новоявленный
воспитатель
как
профессионал,
останется
ли
он
в
сфере
дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Только при взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит
интеллектуальное
единение,
обмен
опытом,
развитие
совместного
творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.
И
поэтому
система
наставничества
заслуживает
самого
большого
внимания, так как в ней отражена жизненная необходимость начинающего
педагога
получить
поддержку опытного
педагога, который
способен
предложить практическую
и
теоретическую помощь
на
рабочем
месте.
В нашем детском саду, руководителем которого я являюсь, разработана
Программа по работе с молодыми специалистами, цель которой: создание в
ДОУ
условий
д ля профессионального
роста
молодых
педагогов,
способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в
профессиональную деятельность.
Чтобы обеспечить наиболее лёгкой адаптации молодых воспитателей в
коллективе,
в
процессе
адаптации
поддержать
педагога
эмоционально,
укрепить веру в себя, за каждым молодым педагогом закреплен педагог –
наставник.
Как
правило
-
это
педагог,
имеющий
большой
стаж,
квалификационную категорию.
В
работе с
молодыми
педагогами используем системный подход по
повышению
профессиональной
компетентности
и
профессионального
м а с т е р с т в а , обеспечиваем
информационное
пространство
д ля
самостоятельного
овладения
профессиональными
знаниями,
взаимосвязь
всех
звеньев
методической
деятельности,
её
форм
и
методов,
сочетание
теоретических и практических форм. Своевременно обеспечиваем педагогов
педагогической и учебно-методической информацией.
Приобщаем молодых специалистов к корпоративной культуре (процесс
развития
профессиональных
умений,
накопления
опыта,
поиска
лучших
методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе,
снискание
авторитета
среди
детей,
родителей,
коллег)
учреждения,
объединяем вокруг традиций ДОУ.
Поэтапная
реализация
Программы,
содержащей
различные
формы
работы с молодыми педагогами позволяет молодым специалистам, понять
принципы организации данной работы применения современных методов и
форм организации воспитательно – образовательного процесса.
А
полученный
от
наставников опыт
душевной
теплоты, честности,
отзывчивости,
доброжелательности,
принципиальности
дают
уверенность
молодым педагогам в том, что они выбирают нужную им, и их дошколятам,
профессию.
И
только
профессия
воспитателя
детского
сада
позволяет
заглянуть в волшебную страну - страну детства, погрузиться в мир ребенка.
Хотелось
бы
закончить
словами С.А. Макаренко: «Со мной работали
десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не
кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет
учиться на опыте. Никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более
старых педагогов».