Напоминание

Военно Патриотический Клуб " Отвага"

Автор: Сухнев Алексей Валентинович
Должность: учитель обж и физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ " СШ № 4 г. Нарьян- Мар с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: Ненецкий Автономный Округ г. Нарьян-Мар
Наименование материала: Обобщение опытом
Тема: Военно Патриотический Клуб " Отвага"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Обобщение опыта по теме:

Роль военно-патриотического клуба

«Отвага»

в формировании гражданской и

патриотической позиции школьников

Из опыта работы учителя ОБЖ,

первой квалификационной категории

Сухнева Алексея Валентиновича

Г. Нарьян-Мар

2017

Условия возникновения и становления опыта

Работу

над

темой

«Роль

военно-патриотического

клуба

«Отвага»

в

формировании гражданской и патриотической позиции школьников» я начал

в 2011 году в должности учителя физической культуры и ОБЖ ГБОУ НАО

«СШ № 4 г. Нарьян-Мар с углубленным изучением отдельных предметов»

Патриотическому воспитанию в школе всегда уделялось и уделяется

повышенное

внимание.

При

анализе

анкеты

«Значение

патриотизма

в

современных

условиях»

я выявил

низкий

уровень

гражданской

ответственности

у

учащихся.

В

сознании

детей

получили

широкое

распространение

равнодушие,

эгоизм,

индивидуализм,

цинизм,

немотивированная

агрессивность,

неуважительное

отношение

и

падение

престижа военно-государственной службы. Снизилась роль самой армии в

патриотическом воспитании подрастающего поколения.

В

с о в р е м е н н ы х

у с л о в и я х ,

ко гд а

р е ш а е т с я

п р о б л е м а

профессионализации личного состава Вооруженных Сил РФ, других войск,

воинских формирований и органов, значительно возрастают роль и значение

специфического

компонента

содержания

военно-патриотического

воспитания.

Это

предполагает

его

более

глубокую

и

последовательную

дифференциацию,

основательную

и

всестороннюю

разработку

в

соответствии с теми конкретными задачами (и прежде всего практического

характера),

которые

возлагаются

на

защитников

Отечества

в

процессе

прохождения военной и других, связанных с ней видов государственной

службы.

Анализ современного состояния военно-патриотического воспитания

в нашей стране позволил выявить ряд противоречий:

– между дискредитировавшей себя системой военно-патриотического

в о с п и т а н и я

м о л о д е ж и ,

ко т о р а я

с у щ е с т в о в а л а

в

С С С Р,

и

несформированностью новой;

– между

наличием

достаточного

количества

учреждений,

осуществляющих военно-патриотическое воспитание т.е. ликивидации в ряде

высших учебных заведений военной кафедры, что влечет за собой отсутствие

грамотных военных специалистов офицерского состава и некомпетентность

координации

их

деятельности

как

в

качестве

рядовой

единицы,

так

и

воспитания

и взаимодействия

с учебными заведениями начального и

среднего цикла;

между

содержанием

и

формами

военно-патриотической

работы,

осуществляемой

учебными

заведениями,

и

характером

влияния

социума

среднестатистического города с населением менее 50 тыс.

В современной России не уделяется должное внимание патриотическому

и

гражданскому

воспитанию.

Это

ведет к

падению

нравственности

и

духовности, и, следовательно, к деградации Российского общества, забвению

исторической памяти, истории, а со временем и к гибели оного. И поэтому

необходимо

воспитывать

в

детях

гражданина

и

патриота

России

через

различные формы работы.

Поиск

решения

данной

проблемы

привел меня

к

необходимости

осмыслить

собственный

педагогический

опыт. Этим и обусловлен выбор

темы моего опыта.

Актуальность

и перспективность опыта

Политические и экономические события 1990-х годов: распад СССР,

экономическая нестабильность, расслоение общества, девальвация духовных

ценностей, послужили причиной изменений в общественном сознании и, как

следствие,

оказали

негативное

влияние

на

воспитание

и

социализацию

подрастающего поколения. В отрицательную сторону изменилось влияние

социальных институтов вообще и образования в частности, как одного из

ключевых

факторов

формирования

личности.

Как

следствие

приходится

констатировать

резкое

падение

уровня

патриотического

и

гражданского

сознания в обществе. Такие ценности, как добро, бескорыстие, милосердие

заменяются

крайним

индивидуализмом,

прагматичностью

и

ценностями

потребления.

Падает

престиж

военной

службы,

становясь

причиной

нежелания юношей призывного возраста служить Родине.

В связи с этим ключевой проблемой современного общества является

гражданская незрелость подрастающего поколения. Дети не интересуются не

только историей своего государства, но и историей своей семьи, своей малой

родины, своего села, своей школы. Они мало общаются с ветеранами войны,

труда, спорта – живой историей наших дней.

Проблемой является и

физическое

развитие

большинства

юношей,

будущих

защитников

Родины,

неспособность

их

выполнить

возрастные

нормативы на уроках физкультуры.

Проблемой

является

и

слабое

здоровье

подрастающего

поколения,

злоупотребление

табаком,

спиртными

напитками,

наркотическими

средствами, а также неумение подростков планировать свою деятельность,

заполнять свободное время интересными делами.

В течение 5 лет я веду целенаправленную работу по решению этих

проблем. С 2010 года в школе функционирует военно - патриотический клуб

«Отвага», который служит целям гражданско - патриотического воспитания

учащихся.

Он

способствует

не

только

общению

молодежи

с

ветеранами

войны,

труда,

спорта,

но

и формированию

у

учащихся высокого

патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к

выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите

интересов

Родины.

Моя

работа направлена

на

развитие

личности,

обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способной успешно

выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Я считаю, что только на основе возвышающих чувств патриотизма и

национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство

ответственности

за

ее

могущество,

честь

и

независимость,

сохранение

материальных

и

духовных

ценностей

общества,

развивается

достоинство

личности.

Практический

интерес

к

теме

на

современном

этапе

обоснован

необходимостью того, что именно в школе воспитание гражданина страны

рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

Гражданское

и патриотическое воспитание

составляют

одно

из

важнейших направлений государственной политики в образовании. Поэтому

я

считаю,

что

очевидна

необходимость

разработки

и

реализации

новых

подходов к

определению

приоритетов

и

основополагающих

принципов

гражданского воспитания.

И

все,

кто

занимается

воспитанием

подрастающего

поколения,

размышляя

о

необходимости

ключевых

изменений

в

воспитательном

процессе, надеются на создание и результативное функционирование новых

механизмов этой системы. В связи с этим разработка и создание системы

военно-патриотических

клубов

как

центров

гражданско-патриотического

воспитания

учащихся

в

условиях

современного

образовательного

учреждения, являются не только актуальными, но и необходимыми.

В связи с этим была определена тема моего опыта «Роль военно –

патриотического

клуба

«Отвага»

в

формировании

гражданской

и

патриотической позиции школьников». Описываемый педагогический опыт

естественно вписывается в деятельность ГБОУ НАО «СШ №4 г. Нарьян-Мар

с углубленным изучением отдельных предметов».

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что организация

военно-патриотического воспитания учащихся во внеурочной деятельности

может

стать

эффективным

средством

формирования

социально

полезной

направленности личности, социальной и политической активности юношей и

девушек в следующих условиях:

наличие теоретических и методологических оснований военно-

патриотического воспитания учащихся в современных условиях;

наличие

апробированных

форм,

методов

и

средств

военно-

патриотической работы с учащимися, во внеурочной деятельности, с

учетом влияния социума,

сформированность принципов координации взаимодействия ОУ с

воинскими частями, общественными и религиозными объединениями;

наличие критериев оценки эффективности военно-патриотической

работы в образовательных учреждениях.

Новизна опыта

Научная новизна опыта состоит в том, что:

-

разработана

современная

организационно

-

методическая

модель

организации

военно-патриотического

воспитания

учащихся

школы

во

внеурочной деятельности

-

разработаны

и

апробированы

критерии

оценки

результатов

и

эффективности военно-патриотического воспитания в системе внеурочной

работы

школы,

позволяющие

целенаправленно

модернизировать

содержание,

формы

и

методы

военно-патриотического

воспитания

в

зависимости от его целей.

Теоретическая база опыта

На современном этапе развития системы образования деятельность учебных

заведений в реализации гражданского и патриотического воспитания детей

приобретает

особый

смысл,

так

как

именно

здесь

обеспечивается

возможность детям быть активными участниками личностно значимой и

социально

активной

деятельности,

что

способствует

формированию

патриотических качеств у детей.

Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание

условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России,

готового и способного отстаивать ее интересы.

Изучив

научно-методическую

литературу,

выяснил,

что

понимание

патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями

вглубь веков, причем гражданское и патриотическое воспитание отличаются

друг от друга.

Гражданское воспитание социально ориентировано в большей степени

на правовую сферу. Его содержание имеет сравнительно недавнюю историю.

Патриотизм

же

имеет

духовно-нравственную

природу,

реализуется

в

служении Отечеству и наряду с законопослушанием, любовью к родной

природе, он всегда был яркой чертой российского характера. Объединение в

единое целое социально-правового компонента гражданского воспитания с

духовно-нравственными

ценностями

и

создаст

феномен

гражданско-

патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание в любом обществе строилось на базовых

ценностях народа и служило интересам государства. В течение многих веков

патриотизм

нес

определенную

идею

и

идеологии,

направленные

на

укрепление государства. На Руси патриотический дух народа подпитывался

лозунгом «За святую Русь», воплощавшим в себе веру и любовь к Родине.

Защитники Российской империи шли в бой «за Веру, Царя и Отечество»,

соединяя православие, самодержавие и любовь к Родине. Понятие «советский

патриотизм» помимо идеологической нагрузки несло ответственность всех

граждан за судьбу страны. «Прежде думай о Родине, а потом о себе». В

данное время , военнослужащие России не знают и не понимают значения

Родина, Отчизна, Семья!

Но

я

думаю,

что вернее

всех

определил

понятие

патриотизма

Н.Г.Чернышевский,

который писал,

что «историческое значение каждого

русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое

достоинство – силой его патриотизма».

За последнее время все большее распространение в рамках данного

направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность,

интегрирующую

не

только

социальный,

но

и

духовный,

нравственный,

культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая, можно дать такое

определение:

патриотизм

одна

из

наиболее

значимых,

непреходящих

ценностей,

присущих

всем

сферам

жизни

общества

и

государства,

являющаяся

важнейшим

духовным

достоянием

личности,

характеризует

высший уровень ее развития и проявляется в ее активно – деятельностной

самореализации на благо Отечества.

Таким образом, понятие патриотизма включает в себя:

- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

- уважительное отношение к языку своего народа;

- заботу об интересах Родины;

- осознание долга перед Отечеством, отстаивание его чести и достоинства,

свободы и независимости (защита Родины);

- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

-

уважительное

отношение

к

историческому

прошлому

Родины,

своего

народа, его обычаям и традициям;

- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное

в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и

расцвету Родины;

- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Уясняя сущность и содержание патриотизма

и

его

огромное

значение в развитии и формировании личности, нельзя не привести полные

глубочайшего смысла слова К. Д. Ушинского:

«Как нет человека без самолюбия, - писал Константин Дмитриевич,-

так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию

верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с

его

дурными

природными,

личными,

семейными

и

родовыми

наклонностями».

Методическим основанием

моего

опыта

явились

ключевые

положения

Государственной

программы

«Патриотическое

воспитание

граждан

РФ

на

2010-20015

годы»,

в

которой

говорится

«органам

государственной

власти

необходимо

повышать

кач е с т в о

патриотического

воспитания

в

образовательных

учреждениях,

превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего

поколения».

Усиление

воспитательной

функции

образования

(формирование

гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и

свободам

человека,

любви

к

Родине,

семье,

окружающей

природе)

рассматривается

как

одно

из

базовых

направлений

государственной

политики в области образования. Концепция модернизации российского

образования на

период

до

2010

года,

утвержденная

распоряжением

Правительства

Российской

Федерации

от

29.12.2001

года

17-56-Р,

определяет приоритетные направления образования, среди которых одним

из главных стали усиление воспитательного потенциала образовательного

процесса,

организация

эффективного

гражданского

образования,

реализация

на

практике

системного

подхода,

использование

образовательного

арсенала

для

достижения

основных

учебно-

воспитательных целей ".

Еще Н.М. Карамзин утверждал: "Простой гражданин должен читать

историю.

Она мирит его с несовершенством

видимого

порядка

вещей,

к а к

с

обыкновенным

явлением

во

всех

веках,

утешает

в

государственных

бедствиях,

свидетельствуя,

что

и

прежде

бывали

подобные,

бывали

еще

ужаснейшие

и государство не разрушалось; она

питает

нравственное

чувство

и

праведным судом своим располагает

душу

к

справедливости,

которая

утверждает

наше благо и согласие

общества".

Проблема

патриотического

воспитания

являлась

предметом

значительного

числа

исследований

отечественных

и

зарубежных

ученых.

Различные ее аспекты освещаются в трудах В. Г. Белинского, К. А. Гельвеция,

Н.А.Добролюбова, Н. М. Карамзина, Г. Кершенштейнера, Я. А. Коменского,

Л. И. Лепелетье, М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева, Н. Г. Чернышевского, К.

Д. Ушинского.

Анализ последних педагогических исследований по патриотической

проблематике

(Л.

А.

Альшевская,

А.

В.

Беляев,

Д.

Н.

Веприняк,

С.

Н.

Винникова,

И.

Н.

Глазунова,

М.

А.

Горбова,

А.

Н.

Зайчиков,

Н.

В.

Ипполитова,

И.

М.

Клименко,

С.

В.

Марзоев,

Н.

Д.

Никандров,

А.

И.

Поберезкин, А. И. Пятикоп, X. Тиллоев, В. Н. Устякин, Г. Н. Филонов, И. Ю.

Хитарова,

А.

Ю.

Чибисов)

свидетельствует

об

устойчивом

интересе

к

исследованию патриотического воспитания и формированию патриотизма у

школьников.

В

этих

исследованиях

определена

зависимость

патриотического

воспитания учащихся от социально-экономических условий и потребностей

общества, разработаны педагогические основы патриотического воспитания

школьников, выявлены закономерности и принципы, а также содержание,

формы, методы патриотического воспитания.

В

Уставе

школьного

клуба «Отвага»

сказано, что

члены

ВПК

обязаны

совершенствовать

свою

общеармейскую

и

физическую

подготовку, воспитывать в себе и окружающих активную жизненную

позицию.

Таким образом, в нынешних непростых условиях мы, учителя,

должны

стремиться

мобилизовать

патриотический

дух,

чтобы

обеспечить

такое

состояние нации, которое гарантировало бы собирание (а не растаскивание)

России,

любовь к

ней

не

безразличие

или

даже

ненависть),

защиту

Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство, уклонение

от воинской службы).

Технология опыта

Цель: Основной

целью

опыта является

определение

места

и

роли

воспитания у молодежи патриотизма, готовности к достойному служению

Отечеству как важного направления деятельности, основанной на научных

положениях

и

принципах,

а

также

условий,

обе спечивающих

эффективность ее функционирования как единой, комплексной, постоянно

развивающейся системы.

Задачи:

-

организация

научно

обоснованной

управленческой

и

организаторской

деятельности

по

созданию

условий

для

эффективного

военно-

патриотического

воспитания

молодежи

через

систему

работы

военно-

патриотического клуба «Отвага»;

- утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей,

взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому

России,

к

традициям,

повышение

престижа

государственной,

особенно

военной службы;

-

создание

механизма,

обеспечивающего

эффективное

функционирование

целостной системы военно-патриотического воспитания молодежи.

К

числу

определяющих

принципов,

которые

являются

важным

условием

реализации

цели

и

задач

военно-патриотического

воспитания,

относятся признание высокой социальной значимости гражданственности,

преданность органам государственной власти, патриотизм и готовность к

достойному

служению

Отечеству,

необходимость

создания

реальных

возможностей осуществления целенаправленных усилий для их развития у

российской молодежи.

Основные направления опыта.

Система функционирования данной модели, созданной на базе ГБОУ

«СШ

4

г.

Нарьян-Мар

с

углубленным

изучением

отдельных

предметов»,

реализуется

через

следующие

направления:

военно-

патриотический клуб и образовательная среда, военно-патриотический клуб

и воспитательная среда, военно-патриотический клуб и социум.

Содержание

опыта

работы раскрывается

посредством

изложения

совокупности основных идей, положений, определяющих направленность,

характер

и

другие

компоненты

воспитания

патриотизма,

готовности

к

достойному служению Отечеству у российской молодежи в современных

условиях. При этом учитываются опыт и достижения прошлого, реалии и

проблемы сегодняшнего дня, тенденции развития важнейших сфер нашей

жизни.

Опыт

работы

представляет

собой

систематизированное

и

последовательное изложение теоретических основ военно-патриотического

воспитания

молодежи,

обоснование

его

исходных

установок,

целей,

содержания,

задач,

принципов,

направлений,

форм,

методов,

а

также

условий

обеспечения

эффективности

этой

деятельности

в

процессе

взаимодействия ее субъектов — общественных объединений и организаций,

органов местного самоуправления.

Изложение

данного

опыта предполагает воспитание

у

молодежи

патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству в качестве

относительно самостоятельной системы. Это связано, прежде всего, с тем,

что

цель,

задачи,

содержание

и

принципы

военно-патриотического

воспитания

реализуются

на

практике

посредством

функционирования

сложной разветвленной системы, включающей различные звенья, структуры,

органы, все многообразие путей, форм, методов и средств осуществления

этой деятельности.

Система

военно-патриотической

работы

представляет

собой

установленные

или

сложившиеся

порядок,

содержание

воспитательной

деятельности на всех ее уровнях, начиная с первичного коллектива, группы и

заканчивая высшими органами управления. Назначение системы состоит в

обеспечении на практике комплексного учета всех факторов, влияющих на

военно-патриотическое

воспитание,

в

создании

необходимых

условий

и

механизмов,

способствующих

повышению

эффективности

в

процессе

выполнения

им

задач

в

интересах

общества,

государства,

укрепления

Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Осуществление

патриотического

воспитания

везде

предполагает

использование системы средств, которая включает три основных компонента:

материально-технический, образовательный и организационный.

К

материально-техническим,

образовательным

и

организационным

средствам относятся: учебные аудитории, классы и кабинеты для занятий по

начальному

военному

обучению,

музеи,

места

сражений,

памятники,

захоронения,

специализированные

школы,

патриотические

и

военно-

патриотические клубы, техника, специальное оборудование, оружие, макеты,

учебные

поля,

спортивные

городки,

тиры,

тренажеры,

а

также

соответствующие средства массовой информации, произведения литературы,

искусства, выезды с подростками на места воинской славы Городов-Героев

ВОВ.

Все

три

группы

средств

патриотического

воспитания

тесно

взаимосвязаны,

дополняют

друг

друга,

и

только

комплексное

их

использование

в

процессе

взаимодействия

субъекта

и

объекта

этой

деятельности способствует достижению ее главной цели.

В реализации опыта использую различные методы:

обобщающие (разработка мероприятий);

аналитические

(рефлексия

по

проведенным

мероприятиям,

планирование

новых мероприятий);

демонстрационные

(выполнение

и

показ

презентаций

о

достижениях

учащихся в области военно-патриотического воспитания)

Описываемый

мной

педагогический

опыт отражает педагогическую

деятельность

в

качестве

руководителя

ВПК

«Отвага»

и естественно

вписывается

в

деятельность ГБОУ

«СШ

№4

г.

Нарьян-Мар»

так

как

военно-патриотический клуб «Отвага» является важной составной частью

воспитательного

процесса

и

создан

для

формирования

гражданской

и

патриотической

позиции

школьников,

культуры

межнациональных

отношений, развития молодежной инициативы в деле воспитания патриотов

Родины на основе изучения истории Родины, военного дела, физической

закалки и подготовки к службе в Вооруженных Силах.

Военно - патриотический клуб «Отвага» создан в сентябре 2010 года

на базе ГБОУ СШ № 4 г. Нарьян-Мар» Возраст учащихся – членов ВПК –

13-17 лет. Периодичность занятий – 3 раза в неделю. Продолжительность

занятий – 1 час с перерывом в 5-7 мин.

ВПК является частью воспитательной системы школы .

Для реализации моего опыта работы мной были разработаны следующие

нормативные документы:

-Устав военно-патриотического клуба «Отвага» ;

-Годовое

планирование

о

деятельности

военно-патриотического

клуба

«Отвага» ;

-Программа военно-патриотического клуба «Отвага» ;

-Система

патриотического воспитания и подготовки молодежи к военной

службе .

Содержанием деятельности клуба являются организация соревнований,

конкурсов, викторин, показательных выступлений, учебные занятия, военно-

тактические игры, тренировки .

Реализацию данных направлений связываю со следующими формами

деятельности:

выполнение , проектов;

проведение встреч с ветеранами ВОВ, локальных кампаний;

изучение

и

анализ

исторических

событий

в

России,

истории

Отечества,

своего края, рода, семьи;

организация военно-патриотических мероприятий

Основное содержание деятельности клуба состоит в теоретической и

практической подготовке.

Теоретическая подготовка включает в себя: расширение и углубление

знаний военно-теоретического содержания, изучение и овладение навыками

здорового

образа

жизни,

уставов ВС РФ,

воинских

ритуалов

и

других

нормативно-правовых

документов,

овладение

учащимися

теоретическими

основами военно-прикладной и физической подготовки.

Практическая подготовка включает в себя: формирование у учащихся

умений и навыков военно-прикладной деятельности, привлечение учащихся к

общественно-полезной

деятельности,

связанной

с

их

патриотическим

воспитанием

(участие

в

организации

и

проведении

мероприятий,

п р и у р оч е н н ы х

к

Д н ю Победы),

повышение

уровня

физической

подготовленности и укрепление здоровья в ходе подготовки и участиях в

мероприятиях военно-спортивной направленности.

В работе с членами клуба использую следующие средства:

- наглядные пособия:

- аудио-видео средства;

- нормативные акты и документы;

- учебное оружие;

- спортивные снаряды;

- технические средства обучения;

- социальная среда;

- игры;

- соревнования;

-виды военно-прикладной, спортивной, патриотической деятельности.

ВПК

имеет

следующую

структуру,

которая

складывается

из

групп

различной направленности:

информационная группа

группа социального партнерства

туристско-краеведческая группа

юные патриоты (направления для работы с начальной школой).

Во главе каждой группы стоит руководитель из членов клуба.

Среди членов ВПК есть подростки, относимые к «трудным». В ВПК

они обрели друзей, добились определенных успехов и признания в обществе,

что

подтверждается

самооценкой,

отзывами

родителей

и

педагогов,

результатами

психологических

диагностик,

целью

которых

является

выявление

сформированности

таких

нравственных

качеств,

как

чувство

товарищества, ответственность, работоспособность, патриотизм и другие.

Среди

воспитанников

клуба

проводится

анкетирование

«Сформированность патриотических качеств и отношения к военной службе

у молодежи призывного возраста» .

Проведена

диагностика

уровня

физической

подготовленности

воспитанников клуба за 2014-2017 года .

Рекомендации к составлению предметно-тематического плана

Комплекс

предметов,

изучаемых

членами

ВПК,

имеет

целью

четко

определить

общегражданскую

позицию,

воспитать

морально-волевые

качества, привить навыки, полезные в повседневной жизни, подготовить их к

службе в армии.

Обязательными предметами, изучаемыми в ВПК, можно считать следующие:

1) История Отечества - курс, обеспечивающий социализацию личности.

Цель

воспитание

гражданской

ответственности

и

чувства

долга.

Проводится в неформальной обстановке (например,

рассказы и споры,

турслет).

2) Уставы и воинский этикет

Проводятся обзорно, основное внимание уделяется практической стороне и

связи

с

жизнью.

Цель

подготовить

к

адекватному

восприятию

современных армейских реалий.

3) Первая медицинская помощь и основы безопасности. Практические

занятия.

Цель — обеспечение безопасности ребят в ходе проведения мероприятий и в

повседневной

жизни.

Перед

каждым

крупным

мероприятием

(олимпиада

ОБЖ,

соревнования)

производятся

повторение

материала

и

практические

тренировки.

4 ) Топография

и

выживание

- теоретический

и

практический

курс

с

системой походной подготовки. Внимание уделяется ориентированию, в т.ч.

в сложных условиях, и изучению природных явлений скоординированных к

погодным условиям НАО.

Цель —подготовка к реалиям военной службы, обеспечение безопасности,

автономное

выживание

в

условиях

Крайнего

Севера

и

в

других

региональных погодных условиях

5)

Физическая подготовка.

Преподается в объемах нормативов, необходимых для поступления в ВУЗ.

Цель

подготовка

к

военной

службе,

обеспечение

морального

и

физического здоровья. В процессе тренировок закаляется не только тело, но и

воля.

Физическая

подготовка

предмет,

которым

учащиеся могут

заниматься и самостоятельно, но руководитель внимательно контролирует

состояние их здоровья (не только на соревнованиях).

6)

Огневая подготовка.

Цель — привитие базовых навыков обращения с оружием. Один из наиболее

увлекательных

предметов,

но

требует

тщательной

подготовки

занятий

и

дисциплины. Главное при их проведении — безопасность в обращении с

оружием.

Проведение мероприятий

Мероприятия

подразделяются

на

учебные,

соревновательные

и

общественные.

Цель

мероприятия

развитие

инициативы,

находчивости,

морально-

волевых и лидерских качеств, взаимодействие между подразделениями и

клубами; отработка методических форм.

Учебные мероприятия имеют целью практическую отработку нескольких

т е м

и

у с т а н о вл е н и е

ме ж д и с ц и п л и н а р н ы х

с вя зе й .

Н а и б о л е е

распространенные формы учебных мероприятий — многодневный поход,

полевой лагерь, выезд в воинскую часть, военно-тактическая игра. При этом

закрепляются

знания,

полученные

в

ходе

занятий

по

топографии

и

выживанию, первой медицинской помощи, тактике, возможно истории.

-

Военно-тактическая

игра

наиболее

сложная

форма

мероприятий:

ребятам предлагается самостоятельно решать ряд тактических задач согласно

заранее составленному сценарию.

Соревновательные

мероприятия

имеют

своей

целью

выявить

лидеров

и

наиболее подготовленных подростков, мотивировать остальных к усиленной

работе над собой.

К соревновательным мероприятиям относятся сдача квалификационных

нормативов.

-

Сдача

квалификационного

норматива свидетельствует

о

готовности

воспитанника

к

какому-либо

сложному

виду

деятельности

(преодолению

местности в сложных условиях, поступлению в учебное заведение).

Общественные мероприятия направлены в первую очередь на людей, не

задействованных непосредственно в работе клуба. Это дает возможность

ребятам осознать собственную необходимость для общества и значимость

своей

деятельности.

Любое

мероприятие,

привлекающее

подростков

со

стороны, может быть общественным. Сюда же относятся работа с учащимися

младшего и среднего звена и работа с ветеранами.

Повышение популярности ВПК:

1) открытый доступ на тренировки для тех, кто интересуется;

2) работа со школьными и общественными СМИ. Перед каждым крупным

мероприятием приглашаются корреспонденты школьной

и городской (

Нарьяна –Вындер) газеты , а также корреспонденты телеканала «Север»;

Деятельность

Клуба

основывается

на

принципах

добровольности,

равноправия, самоуправления и законности.

Члены клуба проводят в школе

такие мероприятия

как: «Во Славу

Отечества»,

«Вахта

памяти»,

«Письмо

солдату».

Учащиеся

поздравляют

воинов с праздником, собирают посылки, пишут письма.

В школе частые гости Ветераны ВОВ , воины- интернационалисты,

офицеры запаса и работники военкомата;

Ежегодно члены ВПК принимают участие в окружном мероприятии

«Вахта Памяти» ;

В 2012 году учащиеся клуба «Отвага» приняли участие во Всероссийской

военно-спортивной игре « Во Славу Отечества» проходившую в г. Москва и

посвященную 200- летию битве при Бородино и заняли призовые места в

спортивных и патриотических кокурсах;

Особое

внимание

в

клубе

уделяется

занятиям

физической

культурой,

которые

играют важную

роль

в

физической

подготовке

учащихся

и

подготовке к службе в армии.

Для пропаганды здорового образа жизни учащихся на базе школы открыты

спортивные кружки и секции: туризм, ОФП, теннис, волейбол, баскетбол,

флорбол, стрельба.

В программе курса ОБЖ особое внимание уделяется разделу «Основы

военной

службы».

Приобретение

необходимых

навыков

будущего

воина

способствуют учебно-полевые сборы, в которых ежегодно участвуют юноши

10-классов на базе ракетно- космической части.

Работа по патриотическому и гражданскому воспитанию ведется в системе

и целенаправленно. Учащиеся клуба «Отвага» принимают активное участие

во

всех

окружных

мероприятиях

и

не

раз

становились

победителями

и

призерами данных мероприятий.

Вывод: в

современном

российском

обществе

значение

воспитательной

деятельности все более возрастает.

Воспитание

детей

осуществляется в

условиях

экономического

и

политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась

социокультурная

жизнь

подраст ающего

поколения,

п р и н ц и п

функционирования

образовательных

учреждений,

средств

массовой

информации, молодежных объединений.

В связи с этим проблема патриотического воспитания становится все

более актуальной. И в первую очередь она стоит перед образовательными

учреждениями, так как именно в школьные годы должно развиваться чувство

любви к Родине. На разных возрастных ступенях важно прививать детям

чувство гордости за свою страну, воспитывать уважение к Конституции,

государственной символике, родному языку, народным традициям, истории,

культуре,

природе

своей

страны;

формировать

активную

гражданскую

позицию и самосознание гражданина РФ.

Результативность опыта

1. За время работы клуба его воспитанниками стали 60 человек состава, но

количественный состав клуба регулярно пополняется за счет временного

состава,

привлекаемого

для

подготовки

к

участию

в

мероприятиях

гражданско-патриотической

направленности

школьного

и

окружного

уровней.

2. Четверо

воспитанников клуба на данный момент обучаются в вузах

гражданственной направленности и военных специальностей- Молодовский

Павел, Парсуков Илья, Елисеев Никита, Ульяновский Евгений.

3. За период работы клуба воспитанники, участвуя в школьных и окружных

соревнованиях военно-патриотической направленности, показывают хорошие

результаты, о чем свидетельствуют дипломы и грамоты за призовые места.

1) Военно –патриотическая игра « Зарница» - 1место ( 2013 год);

2) Первенство допризывной молодежи НАО 1 место ( 2013 год);

3) Школа безопасности – 1 место ( 2014год);

4) Военно –патриотическая игра « Зарница» - 1место ( 2014 год);

5) Первенство допризывной молодежи НАО - 2 место ( 2014 год);

6) Военно- патриотическая игра «Зарница» - 3 место ( 2015 год);

7) Школа безопасности – 1место ( 2015 год);

8) Первенство допризывной молодежи НАО – 2 место ( 2015 год);

9) Смотр строя и песни – 3 место ( 2015 год).

При проведении диагностик, направленных на выявление сформированности

у

старшеклассников

патриотических

качеств,

члены

ВПК

сознательно

выделялись

в

отдельную

группу

с

целью

сравнения

их

показателей

с

остальными старшеклассниками.

Заключение

В данной работе мною сделана попытка описать свою педагогическую

деятельность как руководителя военно-патриотического клуба «Отвага».

В

работе

рассмотрено

понятие

патриотизма,

патриотического

воспитания, его сущность и содержание. Определены и охарактеризованы

методы

формирования

гражданско-патриотических качеств

личности,

используемых мною в организации занятий ВПК, а именно: содержание и

подходы к организации и проведению занятий и внеклассных мероприятий,

направленных на развитие патриотизма через практическую деятельность,

предоставление

возможностей

для

самореализации,

социализации

подростков,

демонстрацию

подросткам

значимости

их

деятельности,

признания и востребованности обществом проявления их гражданских и

патриотических качеств.

Я считаю, что данный опыт эффективен для формирования в подростках

качеств гражданина и патриота, воспитания самосознания подростка, что он

является защитником Родины, приоритета страны и ее границ!

Адресная

направленность

Опыт

может

быть

использован учителями,

преподавателями

организаторами ОБЖ и классными руководителями.