Автор: Мешкова Вера Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Детский сад №367
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ОНР через продуктивные виды деятельности"
Тема: «Формирование коммуникативной компетентности у старших
дошкольников с ОНР через продуктивные виды деятельности».
Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки
для выработки новых целей в образовании, центром которых становится личность и её
внутренний мир. Но, к сожалению, у дошкольников отмечается низкий уровень
социально-личностного развития. Дети с речевой патологией испытывают огромные
коммуникативные трудности: способность налаживать речевое взаимодействие с
партнёром, устанавливать с ним диалогические, личностные отношения в зависимости от
ситуации общения. Одной из основных задач коррекционной работы является
формирование и развитие у детей коммуникативных умений. Именно речевое общение –
одно из основных условий развития ребёнка, важнейший фактор формирования его
личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку
самого себя через посредство других людей.
Важной составляющей социализации ребёнка является речевое развитие наряду с
социально-эмоциональным, этнокультурным, экологическим, художественно-творческим
развитием, поэтому целью и одновременно результатом логопедической работы является
формирование у дошкольников начальной речевой компетентности как условия
естественного, безболезненного перехода детей на ступень начального общего
образования. Формирование речевой компетентности включает развитие
коммуникативных и языковых способностей детей. Психологи определяют
коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности
личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими
людьми. В процессе общения происходит осознание духовных и материальных ценностей,
познание природного, предметного и социального миров, развитие межличностных
отношений, становление эмоциональной и волевой культуры. Умение общаться
обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, создает ощущение
комфорта, помогает адаптации в социуме.
Способность к общению, или коммуникативная способность, включает три
составляющих, на которых она основывается и без которых не может существовать:
- мотивационную («я хочу общаться»);
- когнитивную («я знаю, как общаться»);
- поведенческую («я умею общаться»).
Первая составляющая, «область желания
»,
включает потребность включения в
ситуацию общения. Ситуацией общения принято называть отправной момент
высказывания и условия, в которых развертывается общение. Задача высказывания как раз
и состоит в том, чтобы передать смысл (содержание) ситуации. Общение со сверстниками
побуждается особыми, специфическими коммуникативными потребностями.
Диалогическая компетенция предусматривает сформированность диалогических умений,
обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми: взрослыми и детьми.
Монологическая компетенция предусматривает сформированность комплекса речевых
умений: словарного богатства родного языка; элементарного филологического анализа
речи; грамматического строя речи.
У детей с ОНР отмечается низкий уровень социально-личностного развития:
- недостаточная инициативность в общении,
- предпочтение пассивных ролей,
- неумение улаживать конфликты,
- не владение адекватными (речевыми способами выражения своего внутреннего
состояния).
При продуцировании вопросительных высказываний, выполняющих контактно
устанавливающую функцию в диалоге ребёнка со взрослым или сверстником, затруднения
у детей с ОНР возникают уже на этапе мотивации и создания смысловой программы. У
данных детей имеются трудности при определении темы вопроса, лексико-
грамматического развёртывания вопроса. Отсутствие отдаленных целей является одной из
причин снижения процента инициаций-вопросов в ходе общения детей с общим
недоразвитием речи. Доказано, что у детей с речевым недоразвитием стойкие лексико-
грамматические и фонетико-фонематические нарушения заметно ограничивают
возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих
процесс говорения и приема речи. Характерным является несовершенство структурно-
семантической организации контекстной речи. Дети испытывают трудности при
программировании высказывания, синтезе отдельных элементов в структурное целое,
отборе языкового материала для той или иной цели. Недостаточность вербальных средств
общения лишает возможности взаимодействия детей, становится препятствием в
формировании игрового процесса. Признано, что речевые нарушения сказываются на
характере взаимоотношений ребёнка с окружающими, на формировании его самосознания
и самооценки. Создание условий для формирования активной позиции ребенка
предполагает стимулирование его познавательной, социальной активности и, что особенно
важно при нарушениях речи, речевой активности: формирование мотивов общения,
включение в процесс обучения коммуникативно-значимых форм речи и элементов
языковой системы, использование методов обучения, стимулирующих проявление речевой
инициативы в процессе обучения.
Работа по повышению коммуникативной компетентности воспитанников проводится в
три этапа. Экспериментальная работа осуществляется на специально организованных
(фронтальных, индивидуальных, а также по подгруппам) занятиях, в процессе совместной
деятельности, в различных играх и игровых упражнениях.
Первый этап. Развитие мотивационно - потребностной сферы.
На этом этапе решаются следующие задачи:
- формирование положительного настроя на занятия;
- привлечение внимания к сверстникам;
- обучение осознанию собственных эмоций и ощущений;
- введение невербальных средств общения, регулирующих и воздействующих на
процесс коммуникации.
Основная цель первого направления работы – вызвать у детей коммуникативную
потребность и коммуникативное намерение, инициативность и стремление к общению
друг с другом.
Коммуникативное намерение чрезвычайно сильно зависит от комфортности общения с
конкретным собеседником, позитивной эмоциональной окрашенности контакта. Этот факт
сильно влияет на эффективность и продуктивность порождения высказывания и при
неблагоприятных обстоятельствах может чрезвычайно редуцировать высказывание или
блокировать речевую активность.
Для общения детей в группе надо создать необходимые благоприятные условия:
- использовать демократический стиль общения;
- чёткое соблюдать вводимые правила в учебный процесс. (Например: любое мнение
обсуждается, но не осуждается, не критикуется.) Воспитание осознанного отношения к
правилам должно включать три взаимных компонента: знание правил; понимание их
справедливости и значимости; соответствие поступков известным правилам поведения;
- дети должны быть активными участниками в организации деятельности на занятиях,
выборе вида занятий.
- обсуждение с детьми основных моментов занятия, выяснение их мнения.
Особенно сложно развивать понятие внутреннего мира у детей с общим недоразвитием
речи, так как у них слабо развита речь, поэтому необходимо направить усилия на
формирование у дошкольников умение представлять себя своим сверстникам.
Изобразительная деятельность понятна и близка детям, поэтому развивать социальные
качества у дошкольников проще через организацию различных видов продуктивной
деятельности: коллажи, аппликации, рисование, конструирование и др.
На этом этапе работы первостепенным является необходимость сплотить группу,
активизировать взаимодействие между её участниками, помочь детям обрести
уверенность и почувствовать себя частью коллектива, научить детей понимать чувства
других, оказывать им поддержку и сопереживать.
Особое место в работе на первом этапе занимают игры, помогающие научить детей
понимать по выражению лица эмоциональное состояние
человека, познакомить с
невербальными средствами общения: мимикой, жестами, позами и научить применять их
на практике: «Мои чувства», «Расскажи без слов», «Отгадай моё настроение» и др.
Второй этап работы по развитию коммуникативной компетентности у детей с ОНР
заключается в формировании представлений о правилах и способах эффективного
общения. Основные задачи этой работы:
- дальнейшее развитие невербальных средств общения;
- обогащение способов эмоционального реагирования;
- формирование представлений о правилах общественного поведения и умения осознавать
и воссоздавать различные типы взаимоотношений.
Цель: Сформировать у детей представления о правилах и способах эффективного
общения.
Правила эффективного общения включают теоретический аспект и практическую
подготовку. Первый предполагает сообщение необходимых и соответствующих
возрастным возможностям знаний. Практический раздел включает создание условий для
эффективного общения на занятиях и в свободное время.
При использовании ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования,
проигрывания, анализа ситуаций, словесного рисования надо обращать внимание детей на
последствия предполагаемых поступков для себя и окружающих, отношение педагогов к
ребёнку, поступающему в разрез с правилами, его переживаниям, собственное
эмоциональнее состояние.
На данном этапе при создании коммуникативных ситуаций можно использовать сюжетно-
ролевые игры, фотографии и детские рисунки, а также другие продукты детской
деятельности, показывать различные сценки и драматизации сказок и рассказов.
Третий этап посвящается автоматизации выработанных умений и навыков на занятиях и
в условиях свободной деятельности. Достижение данной цели возможно через постановку
ряда задач и разработку направлений коррекционного воздействия, формирующих навык
переноса моделей социального поведения и взаимодействия из учебной деятельности в
практику реального общения и социально приемлемые формы поведения.
Для решения поставленных задач необходимо сделать выработанные на предыдущих
этапах коррекционного воздействия навыки произвольными. Для этого используется метод
создания проблемных ситуаций. Решая смысловые задачи, ребёнок не только
обнаруживает имеющийся у него эмоциональный опыт, но и развивает его,
оказываясь
перед необходимостью осознания его личностного смысла, собственных мотивов и
установок. Попадая в коммуникативные ситуации, ребёнку необходимо самостоятельно
организовывать своё поведение, учитывая интересы и эмоциональное состояние
сверстников, применять адекватное правило и проявлять волевые усилия. Используются
различные задания:
-придумывание диалогов к картинке, фотографии.
- разыгрывание ситуации общения.
После проведения игр и игровых упражнений анализируются действия и поступки детей и
обсуждаются разнообразные варианты выхода из создавшейся ситуации.
На данном этапе работы дети овладевают следующими коммуникативными умениями:
- активно вступают в диалог;
- умеют задавать вопросы;
- слушают и понимают речь;
- строят общение с учётом ситуации;
- легко входят в контакт,
- ясно и последовательно выражают свои мысли;
- пользуются формами речевого этикета,
- регулируют своё поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами.
В результате ребёнок становится активным участником речевого общения
Педагогические технологии коррекционно-логопедической работы по формированию
коммуникативной компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи,
позволяют не только формировать речевые, вопросительные высказывания, но и развить
лексико-грамматическую сторону речи, связную речь, повышая результативность
коррекционно-педагогической работы в целом, способствуя повышению уровня
социальной адаптации детей с общим недоразвитием речи.
Литература:
1.Дмитриевских Л.С. Формирование коммуникативной компетентности у старших
дошкольников с ОНР //Логопед.-2010.-№2.
2.Зимняя И.А. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач
М.,1980.
3.Калинкина Е.Б. Социально-личностное развитие детей с ОНР старшего дошкольного
возраста средствами рассказов из личного опыта // Логопед.-2011.-№10.
4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.,1986.
5. Овчар О.Н., Колягина В.Г. Формируем личность и речь дошкольников средствами
арттерапии. М., 2005.