Автор: Петрухина Татьяна Олеговна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Гимназия имени Подольских курсантов
Населённый пункт: г.о. Подольск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей"
Учитель математики МБОУ Гимназия им. Подольских курсантов Петрухина Татьяна Олеговна
Предмет: математика
Уровень образования: базовый
Тема: «Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей».
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: знакомство с понятием десятичной дроби
Целевые установки на достижение результатов:
личностные: дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к
изучению предмета, к способам решения новых задач;
предметные: читают и записывают десятичные дроби; прогнозируют результат вычислений;
метапредметные:
регулятивные: определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения;
познавательные: передают содержание в сжатом или развернутом виде;
коммуникативные: умеют оформлять мысли в устной и письменной речи согласно речевой ситуации.
Оборудование: карточки, раздаточный материал, презентация.
Учебник Н. Я. Виленкин. Математика. 5 класс.
Этап урока
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
УУД
Организационный
момент
Проверьте готовность к уроку. На парте
должны лежать учебник, тетрадь, дневник,
пенал с письменными принадлежностями;
аккуратно положите все на край стола
С чего мы начинаем каждый урок?
Проверяют наличие всего необходимого
для
работы
на
уроке,
аккуратность
расположения
Предметов
С устной работы
Коммуникативные УУД
– уметь совместно
договариваться о
правилах поведения и
общения
Регулятивные УУД –
уметь проговаривать
последовательность
действий на уроке
Актуализация знаний
Устная работа
1.
Индивидуальная работа
Задание 1. Вычислите.
2
−
1
6
9
;
2
1
7
+
2
6
7
;
4
5
8
−
2
2
8
.
Задание 2. Вычислите.
1
1
4
−
3
4
; 2
3
5
+
3
5
; 4
1
8
+
2
7
8
.
Задание 3. Решите уравнение.
7
30
+
х
=
11
30
Задание 4. Решите уравнение.
18
40
−
у
=
9
40
2.
Фронтальная работа
Карточка:
1)
Для украшения актового зала к
празднику купили 50 шаров. Среди
Отвечают на вопросы.
4
учащихся
выходят
к
доске.
По
желанию.
Решают на доске самостоятельно.
Учащиеся работают вместе с учителем.
Познавательные УУД –
уметь ориентироваться в
своей системе знаний,
анализировать с целью
выделения признаков
Коммуникативные УУД
– уметь оформлять свои
мысли в устной форме,
слушать и понимать речь
других
Регулятивные УУД –
умение
взаимодействовать в
учебной деятельности.
них 19 красных. Какую часть
составляют красные шары?
2)
В магазин привезли 600 г картофеля.
До обеда продали
3
10
всего
количества. Сколько картофеля
продали до обеда?
3)
Представьте дробь с числителем 5 и
знаменателем 10.
4)
Замените число 1 любой дробью.
5)
200 солдат построились в ряд.
Все они дружно идут на парад.
7
20
было усатых.
Сколько было усатых солдатов ?
6)
120 солдат построили в ряд
Все они дружно идут на парад
9
10
было усатых.
Сколько было безусых солдатов ?
3.
Проверка индивидуальной работы.
1.
(
19
50
)
2.
(180 кг).
3.
5
10
4.
Вариант детей.
5.
70
6.
12
Проверяют
работы
и
исправляют
ошибки.
Определение темы урока
Ребята, при изучении темы «Дроби», мы с
Познавательные –
вами учились делить торт, при изучение
сложения и вычитания смешанных чисел
вы дома проводили практическую работу
с плиткой шоколада. А сегодня мы с Вами
побываем в пиццерии под названием
«Десятичные дроби».
И так, открываем тетради. Записываем 12
февраля. Классная работа. Десятичные
дроби. Обратите внимание у Вас на столах
лежат пиццы, которые разрезаны на 10
равных частей. Сегодня мы с вами будим
угощать друг друга.
№1. Взять из пиццы два кусочка. Сколько
частей пиццы осталось? Сколько частей
пиццы взяли?
Запись в тетради:
№2. Взяли из пиццы четыре кусочков.
Сколько частей пиццы осталось? Сколько
частей пиццы взяли?
Запись в тетрадь:
Ребята, а если мы с вами пиццу разделим
на 100 равных частей и возьмем 36
Работа в тетради.
Записывают число, классная работа.
8
10
;
2
10
№1 Осталось -
8
10
пиццы, взяли -
2
10
.
6
10
;
4
10
№2 Осталось -
6
10
пиццы, взяли -
передают содержание в
сжатом или развернутом
виде:
ОУД - поиск и выделение
информации; знаково-
символические действия;
смысловое чтение;
ЛУД – анализ объектов с
целью выделения
признаков
(существенных,
несущественных); синтез
как составление целого
из частей, восполнение
недостающих
компонентов; подведение
под понятие, выведение
следствий; построение
логической цепи
рассуждений,
выдвижение гипотез,
установка причинно-
следственных связей
Регулятивные –
определяют цель учебной
деятельности,
осуществляют поиск
средств ее достижения:
соотнесение того, что
уже известно и усвоено,
и того, что предстоит
узнать; контроль в форме
сличения способа
частей, как вы думаете, сколько частей
пиццы взяли, и сколько частей осталось.
Сегодня на уроке мы будем учиться
записывать дробные числа по-новому. Но
не ко всем обыкновенным дробям можно
применить новую запись. Кто – нибудь
догадался, к какими?
4
10
.
36
100
;
64
100
Числа в знаменателе которых 1 и 0.
действия и его результата
с заданным эталоном,
коррекция (внесение
необходимых
дополнений и корректив
в способ действия в
случае расхождения с
эталоном)
Коммуникативные –
умеют оформлять мысли
в устной и письменной
речи согласно речевой
ситуации:
инициативное
сотрудничество в поиске
и сборе информации,
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли,
владение
монологической и
диалогической речью в
соответствии с нормами
русского языка
Личностные
– умеют
оценить
свои
знания
и
возможности
Первичное закрепление
1.
С.180-181 (работа по статье учебника).
- Прочитайте статью учебника и
приготовьтесь отвечать на вопросы.
2.
Вернемся к нашей пиццы, давайте
выпишем ещё раз в столбик в тетрадь
все обыкновенные дроби которые у
нас получились. И представим их в
виде десятичной дроби.
Читают
параграф.
Отвечают
н а
вопросы.
Запись в тетрадь:
№3.
8
10
=
0,8 ;
2
10
=
0,2 ;
6
10
=
0,6 ;
4
10
=
0,4 ;
36
100
=
0,36 ;
64
100
=
0,64
Физкультминутка (приложение)
З а к р е п л е н и е
н о в ы х
знаний
А теперь по тренируемся записывать, не
только правильные дроби в десятичные,
но и неправильные дроби и смешенные
Читают «по цепочке»
Познавательные УУД –
умеют структурировать
знания, осознанно
строить речевое
числа.
Учебник на стр. 181 №1144.
Стр. 181 № 1146
Стр. 181 №1147
Один ученик работает у доски, записывает
первые
5
чисел,
следующий
выполняет
номер до конца
Работа у доски и в тетради.
высказывание устно и
письменно, читают,
используют знаково-
символическое
моделирование
Регулятивные УУД –
контроль в форме
сличения способа
действия и его результата
с заданным эталоном с
целью обнаружения
отклонений и отличий от
эталона; коррекция –
внесение необходимых
дополнений и корректив
в случае расхождения с
эталоном, реального
действия и его
результата; оценка –
выделение и осознание
того, что уже усвоено,
что еще подлежит
усвоению; саморегуляция
– способность к
мобилизации сил и
энергии
Коммуникативные УУД
– постановка вопросов,
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли
Самостоятельная работа
Приложение №5
Работают самостоятельно.
Познавательные УУД –
самостоятельное создание
способов решения проблем
творческого и поискового
характера
Регулятивные УУД –
целеполагание, планирование,
саморегуляция
Р е ф л е к с и я
у ч е б н о й
деятельности
Какая была сегодня тема урока?
Какую цель ставили?
Достигли цели?
Расскажите по схеме, чему научились на
уроке:
я – знаю
я – запомнил
я - смог
Десятичная запись дробных чисел
Познакомиться с понятием десятичной
дроби, уметь читать десятичные дроби и
записывать смешанные числа в виде
десятичной дроби
Да
Знаю, что такое десятичная дробь;
запомнил, какие смешанные числа можно
записать в виде десятичной дроби, сколько
цифр должно быть после запятой в
десятичной записи обыкновенной дроби;
смог – читать и записывать десятичные
дроби
Регулятивные УУД -
умение оценивать
правильность
выполнения действия на
уроке
Личностные
У У Д
-
умение
оценить
свои
знания и возможности
Домашнее задание
Учебник, п. 30 прочитать, ответить на
контрольные вопросы
С.184, № 1166 (а), № 1169.
Познавательные УУД –
самостоятельное
создание способов
решения проблем
Регулятивные УУД –
целеполагание,
планирование,
саморегуляция
Подведение итогов урока
Выставление оценок за работу на уроке с
комментированием каждой оценки
Тема урока «Десятичная запись дробного числа».
Тема урока: « Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных
дробей»
I Организационный момент.
Здравствуйте, ребята садитесь! Сегодня мы ещё раз повторим, что изучали на
прошлых уроках и начнем изучать новую тему.
II Актуализация знаний. Устная работа.
Давайте ребята с вами вспомним:
что же такое обыкновенная дробь?
что показывает числитель дроби?
что показывает знаменатель дроби?
какая дробь называется правильной?
какая дробь называется не правильной?
что такое смешанное число? Молодцы!
Так же мы с вами изучили правило, как складывать и вычитать правильные
дроби и смешанные числа, сегодня ещё раз мы с вами вспомним эти правила.
И так к доске выходят 4 ученика, по желанию. Эти ребята работаю у доски по
индивидуальным карточкам.
4.
Индивидуальная работа.
Задание 1. Вычислите.
2
−
1
6
9
;
2
1
7
+
2
6
7
;
4
5
8
−
2
2
8
.
Задание 2. Вычислите.
1
1
4
−
3
4
; 2
3
5
+
3
5
; 4
1
8
+
2
7
8
.
Задание 3. Решите уравнение.
7
30
+
х
=
11
30
Задание 4. Решите уравнение.
18
40
−
у
=
9
40
5.
Фронтальная работа (учащиеся работают вместе с учителем).
Карточка:
1)
Для украшения актового зала к празднику купили 50 шаров. Среди них
19 красных. Какую часть составляют красные шары? (
19
50
)
2)
В магазин привезли 600 г картофеля. До обеда продали
3
10
всего
количества. Сколько картофеля продали до обеда? (180 кг).
3)
Представьте дробь с числителем 5 и знаменателем 10.
4)
Замените число 1 любой дробью.
5)
200 солдат построились в ряд.
Все они дружно идут на парад.
7
20
было усатых.
Сколько было усатых солдатов ?
6)
120 солдат построили в ряд
Все они дружно идут на парад
9
10
было усатых.
Сколько было безусых солдатов ?
6.
Коллективная проверка индивидуальной работы у доски.
III. Определение темы урока.
Ребята, при изучении темы «Дроби», мы с вами учились делить торт, при
изучение сложения и вычитания смешанных чисел вы дома проводили
практическую работу с плиткой шоколада. А сегодня мы с Вами
побываем в пиццерии под названием «Десятичные дроби».
И так, открываем тетради записываем 12 февраля, классная работа,
Десятичные дроби. Обратите внимание у Вас на столах лежат пиццы,
которые разрезаны на 10 равных частей. Сегодня мы с вами будим угощать
друг друга.
№1. Взять из пиццы два кусочка. Сколько частей пиццы осталось (
8
10
¿
?
Сколько частей пиццы взяли (
2
10
¿
?
Запись в тетради:
№1 Осталось -
8
10
пиццы, взяли -
2
10
.
№2. Взяли из пиццы четыре кусочков. Сколько частей пиццы осталось (
6
10
¿
? Сколько частей пиццы взяли (
4
10
¿
?
Запись в тетрадь:
№2 Осталось -
6
10
пиццы, взяли -
4
10
.
Ребята, а если мы с вами пиццу разделим на 100 равных частей и возьмем
36 частей, как вы думаете сколько частей пиццы взяли
36
100
, и сколько
частей осталось
64
100
.
Сегодня на уроке мы будем учиться записывать дробные числа по-новому.
Но не ко всем обыкновенным дробям можно применить новую запись. Кто
– нибудь догадался, к какими?
IV. Работа по теме урока.
3.
С.180-181 (работа по статье учебника).
- Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы.
4.
Вернемся к нашей пиццы, давайте выпишем ещё раз в столбик в
тетрадь все обыкновенные дроби которые у нас получились. И
представим их в виде десятичной дроби.
Запись в тетрадь:
№3.
8
10
=
0,8 ;
2
10
=
0,2 ;
6
10
=
0,6 ;
4
10
=
0,4 ;
36
100
=
0,36 ;
64
100
=
0,64
V. Закрепление изученного материала.
А теперь по тренируемся записывать, не только правильные дроби в
десятичные, но и неправильные дроби и смешенные числа.
Учебник на стр. 181 №1144.
2
4
10
=
2,4 ; 4
9
10
=
4,9 ; 24
25
100
=
24,25; 98
3
100
=
98,03; 1
1
100
=
1,01; 1
1
10
=
1,1 ; 4
333
1000
=
4,333 ; 8
45
1000
=
8,045; 75
8
10000
=
75,0008 ; 9
565
10000
=
9,0565
Стр. 181 №1145 (устно)
Стр. 181 № 1146
Стр. 181 №1147
VIII. Самостоятельная работа.
ФИ_________________________________
Вариант 1
1.
Закрасить 0,2 круга. Какая часть круга
осталась? Ответ записать в десятичных
дробях.
Ответ:___________
2.
Оставь не закрашенным 0,7 круга. Какая
часть круга закрашена? Ответ напиши в
десятичных дробях?
Ответ: _____________
3.
Раздели круг на части и закрась 0,3
круга.
4.
Придумать задачу по рисунку. Записать
условие задачи. Ответ дать в
десятичных дробях.
Условие:___________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
Ответ: ____________________
ФИ ____________________________________
Вариант 2
1.
Закрасить 0,5 круга. Какая часть круга
осталась? Ответ записать в десятичных
дробях.
Ответ: _____________
2.
Оставь не закрашенным 0,3 круга. Какая
часть круга закрашена? Ответ напиши в
десятичных дробях?
Ответ: ___________________
3.
Раздели круг на части и закрась 0,2
круга.
4.
Придумать задачу по рисунку. Записать
условие задачи. Ответ дать в
десятичных дробях.
Условие:___________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
Ответ: ____________________
IX. Рефлексия
Какая была сегодня тема урока?
Какую цель ставили?
Достигли цели?
Расскажите по схеме, чему научились на уроке:
я – знаю
я – запомнил
я - смог
Домашнее задание.
С.184, № 1166 (а), № 1169.
Приложение №1
Физкультминутка.
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо – влево.
А теперь руками крутим –
И для них разминка будет.
Тянем наши руки к небу,
В стороны разводим.
Повороты вправо – влево,
Плавно производим.
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол.
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.
Приложение №2.
Индивидуальная карточка.
Задание 1. Вычислите.
2
−
1
6
9
;
2
1
7
+
2
6
7
;
4
5
8
−
2
2
8
.
Индивидуальная карточка.
Задание 2. Вычислите.
1
1
4
−
3
4
; 2
3
5
+
3
5
; 4
1
8
+
2
7
8
.
Индивидуальная карточка.
Задание 3. Решите уравнение.
7
30
+
х
=
11
30
Индивидуальная карточка.
Задание 4. Решите уравнение.
18
40
−
у
=
9
40
Приложение №3.
Фронтальная работа.
Карточка:
1.
Для украшения актового зала к празднику купили 50 шаров. Среди них
19 красных. Какую часть составляют красные шары?
2.
В магазин привезли 600 г картофеля. До обеда продали
3
10
всего
количества. Сколько картофеля продали до обеда?
3.
Представьте дробь с числителем 5 и знаменателем 10.
4.
Замените число 1 любой дробью.
5.
200 солдат построились в ряд.
Все они дружно идут на парад.
7
20
было усатых.
Сколько было усатых солдатов ?
6.
120 солдат построили в ряд
Все они дружно идут на парад
9
10
было усатых.
Сколько было безусых солдатов ?
Приложение №4.
Приложение №5.
Самостоятельная работа.
Вариант 1
5.
Закрасить 0,2 круга. Какая часть круга
Вариант 2
5.
Закрасить 0,5 круга. Какая часть круга
осталась? Ответ записать в десятичных
дробях.
Ответ:___________
6.
Оставь не закрашенным 0,7 круга. Какая
часть круга закрашена? Ответ напиши в
десятичных дробях?
Ответ: _____________
7.
Раздели круг на части и закрась 0,3
круга.
8.
Придумать задачу по рисунку. Записать
условие задачи. Ответ дать в
десятичных дробях.
Условие:___________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
Ответ: ____________________
осталась? Ответ записать в десятичных
дробях.
Ответ: _____________
6.
Оставь не закрашенным 0,3 круга. Какая
часть круга закрашена? Ответ напиши в
десятичных дробях?
Ответ: ___________________
7.
Раздели круг на части и закрась 0,2
круга.
8.
Придумать задачу по рисунку. Записать
условие задачи. Ответ дать в
десятичных дробях.
Условие:___________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
Ответ: ____________________