Напоминание

"Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей"

Автор: Петрухина Татьяна Олеговна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Гимназия имени Подольских курсантов
Населённый пункт: г.о. Подольск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Учитель математики МБОУ Гимназия им. Подольских курсантов Петрухина Татьяна Олеговна

Предмет: математика

Уровень образования: базовый

Тема: «Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей».

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: знакомство с понятием десятичной дроби

Целевые установки на достижение результатов:

личностные: дают адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к

изучению предмета, к способам решения новых задач;

предметные: читают и записывают десятичные дроби; прогнозируют результат вычислений;

метапредметные:

регулятивные: определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения;

познавательные: передают содержание в сжатом или развернутом виде;

коммуникативные: умеют оформлять мысли в устной и письменной речи согласно речевой ситуации.

Оборудование: карточки, раздаточный материал, презентация.

Учебник Н. Я. Виленкин. Математика. 5 класс.

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

Организационный

момент

Проверьте готовность к уроку. На парте

должны лежать учебник, тетрадь, дневник,

пенал с письменными принадлежностями;

аккуратно положите все на край стола

С чего мы начинаем каждый урок?

Проверяют наличие всего необходимого

для

работы

на

уроке,

аккуратность

расположения

Предметов

С устной работы

Коммуникативные УУД

– уметь совместно

договариваться о

правилах поведения и

общения

Регулятивные УУД –

уметь проговаривать

последовательность

действий на уроке

Актуализация знаний

Устная работа

1.

Индивидуальная работа

Задание 1. Вычислите.

2

1

6

9

;

2

1

7

+

2

6

7

;

4

5

8

2

2

8

.

Задание 2. Вычислите.

1

1

4

3

4

; 2

3

5

+

3

5

; 4

1

8

+

2

7

8

.

Задание 3. Решите уравнение.

7

30

+

х

=

11

30

Задание 4. Решите уравнение.

18

40

у

=

9

40

2.

Фронтальная работа

Карточка:

1)

Для украшения актового зала к

празднику купили 50 шаров. Среди

Отвечают на вопросы.

4

учащихся

выходят

к

доске.

По

желанию.

Решают на доске самостоятельно.

Учащиеся работают вместе с учителем.

Познавательные УУД –

уметь ориентироваться в

своей системе знаний,

анализировать с целью

выделения признаков

Коммуникативные УУД

– уметь оформлять свои

мысли в устной форме,

слушать и понимать речь

других

Регулятивные УУД –

умение

взаимодействовать в

учебной деятельности.

них 19 красных. Какую часть

составляют красные шары?

2)

В магазин привезли 600 г картофеля.

До обеда продали

3

10

всего

количества. Сколько картофеля

продали до обеда?

3)

Представьте дробь с числителем 5 и

знаменателем 10.

4)

Замените число 1 любой дробью.

5)

200 солдат построились в ряд.

Все они дружно идут на парад.

7

20

было усатых.

Сколько было усатых солдатов ?

6)

120 солдат построили в ряд

Все они дружно идут на парад

9

10

было усатых.

Сколько было безусых солдатов ?

3.

Проверка индивидуальной работы.

1.

(

19

50

)

2.

(180 кг).

3.

5

10

4.

Вариант детей.

5.

70

6.

12

Проверяют

работы

и

исправляют

ошибки.

Определение темы урока

Ребята, при изучении темы «Дроби», мы с

Познавательные

вами учились делить торт, при изучение

сложения и вычитания смешанных чисел

вы дома проводили практическую работу

с плиткой шоколада. А сегодня мы с Вами

побываем в пиццерии под названием

«Десятичные дроби».

И так, открываем тетради. Записываем 12

февраля. Классная работа. Десятичные

дроби. Обратите внимание у Вас на столах

лежат пиццы, которые разрезаны на 10

равных частей. Сегодня мы с вами будим

угощать друг друга.

№1. Взять из пиццы два кусочка. Сколько

частей пиццы осталось? Сколько частей

пиццы взяли?

Запись в тетради:

№2. Взяли из пиццы четыре кусочков.

Сколько частей пиццы осталось? Сколько

частей пиццы взяли?

Запись в тетрадь:

Ребята, а если мы с вами пиццу разделим

на 100 равных частей и возьмем 36

Работа в тетради.

Записывают число, классная работа.

8

10

;

2

10

№1 Осталось -

8

10

пиццы, взяли -

2

10

.

6

10

;

4

10

№2 Осталось -

6

10

пиццы, взяли -

передают содержание в

сжатом или развернутом

виде:

ОУД - поиск и выделение

информации; знаково-

символические действия;

смысловое чтение;

ЛУД – анализ объектов с

целью выделения

признаков

(существенных,

несущественных); синтез

как составление целого

из частей, восполнение

недостающих

компонентов; подведение

под понятие, выведение

следствий; построение

логической цепи

рассуждений,

выдвижение гипотез,

установка причинно-

следственных связей

Регулятивные

определяют цель учебной

деятельности,

осуществляют поиск

средств ее достижения:

соотнесение того, что

уже известно и усвоено,

и того, что предстоит

узнать; контроль в форме

сличения способа

частей, как вы думаете, сколько частей

пиццы взяли, и сколько частей осталось.

Сегодня на уроке мы будем учиться

записывать дробные числа по-новому. Но

не ко всем обыкновенным дробям можно

применить новую запись. Кто – нибудь

догадался, к какими?

4

10

.

36

100

;

64

100

Числа в знаменателе которых 1 и 0.

действия и его результата

с заданным эталоном,

коррекция (внесение

необходимых

дополнений и корректив

в способ действия в

случае расхождения с

эталоном)

Коммуникативные –

умеют оформлять мысли

в устной и письменной

речи согласно речевой

ситуации:

инициативное

сотрудничество в поиске

и сборе информации,

умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли,

владение

монологической и

диалогической речью в

соответствии с нормами

русского языка

Личностные

умеют

оценить

свои

знания

и

возможности

Первичное закрепление

1.

С.180-181 (работа по статье учебника).

- Прочитайте статью учебника и

приготовьтесь отвечать на вопросы.

2.

Вернемся к нашей пиццы, давайте

выпишем ещё раз в столбик в тетрадь

все обыкновенные дроби которые у

нас получились. И представим их в

виде десятичной дроби.

Читают

параграф.

Отвечают

н а

вопросы.

Запись в тетрадь:

№3.

8

10

=

0,8 ;

2

10

=

0,2 ;

6

10

=

0,6 ;

4

10

=

0,4 ;

36

100

=

0,36 ;

64

100

=

0,64

Физкультминутка (приложение)

З а к р е п л е н и е

н о в ы х

знаний

А теперь по тренируемся записывать, не

только правильные дроби в десятичные,

но и неправильные дроби и смешенные

Читают «по цепочке»

Познавательные УУД –

умеют структурировать

знания, осознанно

строить речевое

числа.

Учебник на стр. 181 №1144.

Стр. 181 № 1146

Стр. 181 №1147

Один ученик работает у доски, записывает

первые

5

чисел,

следующий

выполняет

номер до конца

Работа у доски и в тетради.

высказывание устно и

письменно, читают,

используют знаково-

символическое

моделирование

Регулятивные УУД –

контроль в форме

сличения способа

действия и его результата

с заданным эталоном с

целью обнаружения

отклонений и отличий от

эталона; коррекция –

внесение необходимых

дополнений и корректив

в случае расхождения с

эталоном, реального

действия и его

результата; оценка –

выделение и осознание

того, что уже усвоено,

что еще подлежит

усвоению; саморегуляция

– способность к

мобилизации сил и

энергии

Коммуникативные УУД

– постановка вопросов,

умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли

Самостоятельная работа

Приложение №5

Работают самостоятельно.

Познавательные УУД

самостоятельное создание

способов решения проблем

творческого и поискового

характера

Регулятивные УУД –

целеполагание, планирование,

саморегуляция

Р е ф л е к с и я

у ч е б н о й

деятельности

Какая была сегодня тема урока?

Какую цель ставили?

Достигли цели?

Расскажите по схеме, чему научились на

уроке:

я – знаю

я – запомнил

я - смог

Десятичная запись дробных чисел

Познакомиться с понятием десятичной

дроби, уметь читать десятичные дроби и

записывать смешанные числа в виде

десятичной дроби

Да

Знаю, что такое десятичная дробь;

запомнил, какие смешанные числа можно

записать в виде десятичной дроби, сколько

цифр должно быть после запятой в

десятичной записи обыкновенной дроби;

смог – читать и записывать десятичные

дроби

Регулятивные УУД -

умение оценивать

правильность

выполнения действия на

уроке

Личностные

У У Д

-

умение

оценить

свои

знания и возможности

Домашнее задание

Учебник, п. 30 прочитать, ответить на

контрольные вопросы

С.184, № 1166 (а), № 1169.

Познавательные УУД

самостоятельное

создание способов

решения проблем

Регулятивные УУД –

целеполагание,

планирование,

саморегуляция

Подведение итогов урока

Выставление оценок за работу на уроке с

комментированием каждой оценки

Тема урока «Десятичная запись дробного числа».

Тема урока: « Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных

дробей»

I Организационный момент.

Здравствуйте, ребята садитесь! Сегодня мы ещё раз повторим, что изучали на

прошлых уроках и начнем изучать новую тему.

II Актуализация знаний. Устная работа.

Давайте ребята с вами вспомним:

что же такое обыкновенная дробь?

что показывает числитель дроби?

что показывает знаменатель дроби?

какая дробь называется правильной?

какая дробь называется не правильной?

что такое смешанное число? Молодцы!

Так же мы с вами изучили правило, как складывать и вычитать правильные

дроби и смешанные числа, сегодня ещё раз мы с вами вспомним эти правила.

И так к доске выходят 4 ученика, по желанию. Эти ребята работаю у доски по

индивидуальным карточкам.

4.

Индивидуальная работа.

Задание 1. Вычислите.

2

1

6

9

;

2

1

7

+

2

6

7

;

4

5

8

2

2

8

.

Задание 2. Вычислите.

1

1

4

3

4

; 2

3

5

+

3

5

; 4

1

8

+

2

7

8

.

Задание 3. Решите уравнение.

7

30

+

х

=

11

30

Задание 4. Решите уравнение.

18

40

у

=

9

40

5.

Фронтальная работа (учащиеся работают вместе с учителем).

Карточка:

1)

Для украшения актового зала к празднику купили 50 шаров. Среди них

19 красных. Какую часть составляют красные шары? (

19

50

)

2)

В магазин привезли 600 г картофеля. До обеда продали

3

10

всего

количества. Сколько картофеля продали до обеда? (180 кг).

3)

Представьте дробь с числителем 5 и знаменателем 10.

4)

Замените число 1 любой дробью.

5)

200 солдат построились в ряд.

Все они дружно идут на парад.

7

20

было усатых.

Сколько было усатых солдатов ?

6)

120 солдат построили в ряд

Все они дружно идут на парад

9

10

было усатых.

Сколько было безусых солдатов ?

6.

Коллективная проверка индивидуальной работы у доски.

III. Определение темы урока.

Ребята, при изучении темы «Дроби», мы с вами учились делить торт, при

изучение сложения и вычитания смешанных чисел вы дома проводили

практическую работу с плиткой шоколада. А сегодня мы с Вами

побываем в пиццерии под названием «Десятичные дроби».

И так, открываем тетради записываем 12 февраля, классная работа,

Десятичные дроби. Обратите внимание у Вас на столах лежат пиццы,

которые разрезаны на 10 равных частей. Сегодня мы с вами будим угощать

друг друга.

№1. Взять из пиццы два кусочка. Сколько частей пиццы осталось (

8

10

¿

?

Сколько частей пиццы взяли (

2

10

¿

?

Запись в тетради:

№1 Осталось -

8

10

пиццы, взяли -

2

10

.

№2. Взяли из пиццы четыре кусочков. Сколько частей пиццы осталось (

6

10

¿

? Сколько частей пиццы взяли (

4

10

¿

?

Запись в тетрадь:

№2 Осталось -

6

10

пиццы, взяли -

4

10

.

Ребята, а если мы с вами пиццу разделим на 100 равных частей и возьмем

36 частей, как вы думаете сколько частей пиццы взяли

36

100

, и сколько

частей осталось

64

100

.

Сегодня на уроке мы будем учиться записывать дробные числа по-новому.

Но не ко всем обыкновенным дробям можно применить новую запись. Кто

– нибудь догадался, к какими?

IV. Работа по теме урока.

3.

С.180-181 (работа по статье учебника).

- Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы.

4.

Вернемся к нашей пиццы, давайте выпишем ещё раз в столбик в

тетрадь все обыкновенные дроби которые у нас получились. И

представим их в виде десятичной дроби.

Запись в тетрадь:

№3.

8

10

=

0,8 ;

2

10

=

0,2 ;

6

10

=

0,6 ;

4

10

=

0,4 ;

36

100

=

0,36 ;

64

100

=

0,64

V. Закрепление изученного материала.

А теперь по тренируемся записывать, не только правильные дроби в

десятичные, но и неправильные дроби и смешенные числа.

Учебник на стр. 181 №1144.

2

4

10

=

2,4 ; 4

9

10

=

4,9 ; 24

25

100

=

24,25; 98

3

100

=

98,03; 1

1

100

=

1,01; 1

1

10

=

1,1 ; 4

333

1000

=

4,333 ; 8

45

1000

=

8,045; 75

8

10000

=

75,0008 ; 9

565

10000

=

9,0565

Стр. 181 №1145 (устно)

Стр. 181 № 1146

Стр. 181 №1147

VIII. Самостоятельная работа.

ФИ_________________________________

Вариант 1

1.

Закрасить 0,2 круга. Какая часть круга

осталась? Ответ записать в десятичных

дробях.

Ответ:___________

2.

Оставь не закрашенным 0,7 круга. Какая

часть круга закрашена? Ответ напиши в

десятичных дробях?

Ответ: _____________

3.

Раздели круг на части и закрась 0,3

круга.

4.

Придумать задачу по рисунку. Записать

условие задачи. Ответ дать в

десятичных дробях.

Условие:___________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

Ответ: ____________________

ФИ ____________________________________

Вариант 2

1.

Закрасить 0,5 круга. Какая часть круга

осталась? Ответ записать в десятичных

дробях.

Ответ: _____________

2.

Оставь не закрашенным 0,3 круга. Какая

часть круга закрашена? Ответ напиши в

десятичных дробях?

Ответ: ___________________

3.

Раздели круг на части и закрась 0,2

круга.

4.

Придумать задачу по рисунку. Записать

условие задачи. Ответ дать в

десятичных дробях.

Условие:___________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

Ответ: ____________________

IX. Рефлексия

Какая была сегодня тема урока?

Какую цель ставили?

Достигли цели?

Расскажите по схеме, чему научились на уроке:

я – знаю

я – запомнил

я - смог

Домашнее задание.

С.184, № 1166 (а), № 1169.

Приложение №1

Физкультминутка.

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо – влево.

А теперь руками крутим –

И для них разминка будет.

Тянем наши руки к небу,

В стороны разводим.

Повороты вправо – влево,

Плавно производим.

Наклоняемся легко,

Достаем руками пол.

Потянули плечи, спинки.

А теперь конец разминке.

Приложение №2.

Индивидуальная карточка.

Задание 1. Вычислите.

2

1

6

9

;

2

1

7

+

2

6

7

;

4

5

8

2

2

8

.

Индивидуальная карточка.

Задание 2. Вычислите.

1

1

4

3

4

; 2

3

5

+

3

5

; 4

1

8

+

2

7

8

.

Индивидуальная карточка.

Задание 3. Решите уравнение.

7

30

+

х

=

11

30

Индивидуальная карточка.

Задание 4. Решите уравнение.

18

40

у

=

9

40

Приложение №3.

Фронтальная работа.

Карточка:

1.

Для украшения актового зала к празднику купили 50 шаров. Среди них

19 красных. Какую часть составляют красные шары?

2.

В магазин привезли 600 г картофеля. До обеда продали

3

10

всего

количества. Сколько картофеля продали до обеда?

3.

Представьте дробь с числителем 5 и знаменателем 10.

4.

Замените число 1 любой дробью.

5.

200 солдат построились в ряд.

Все они дружно идут на парад.

7

20

было усатых.

Сколько было усатых солдатов ?

6.

120 солдат построили в ряд

Все они дружно идут на парад

9

10

было усатых.

Сколько было безусых солдатов ?

Приложение №4.

Приложение №5.

Самостоятельная работа.

Вариант 1

5.

Закрасить 0,2 круга. Какая часть круга

Вариант 2

5.

Закрасить 0,5 круга. Какая часть круга

осталась? Ответ записать в десятичных

дробях.

Ответ:___________

6.

Оставь не закрашенным 0,7 круга. Какая

часть круга закрашена? Ответ напиши в

десятичных дробях?

Ответ: _____________

7.

Раздели круг на части и закрась 0,3

круга.

8.

Придумать задачу по рисунку. Записать

условие задачи. Ответ дать в

десятичных дробях.

Условие:___________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

Ответ: ____________________

осталась? Ответ записать в десятичных

дробях.

Ответ: _____________

6.

Оставь не закрашенным 0,3 круга. Какая

часть круга закрашена? Ответ напиши в

десятичных дробях?

Ответ: ___________________

7.

Раздели круг на части и закрась 0,2

круга.

8.

Придумать задачу по рисунку. Записать

условие задачи. Ответ дать в

десятичных дробях.

Условие:___________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

Ответ: ____________________