Автор: Петрухина Татьяна Олеговна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Гимназия имени Подольских курсантов
Населённый пункт: г.о. Подольск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Учитель математики МБОУ Гимназия им. Подольских курсантов Петрухина Татьяна Олеговна
Предмет: математика
Уровень образования: базовый
Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Тип урока: открытие новых знаний
Цель:
Создать условия формированию умения выполнять сложение, вычитание, сравнение и округление десятичных дробей; способствовать
развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления и воспитанию культуры
общения при групповой, фронтальной и индивидуальной работе.
Целевые установки на достижение результатов:
Предметные: уметь сравнивать, складывать, вычитать, округлять десятичные дроби; знать и уметь применять десятичные дроби.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; проявлять интерес к учебному материалу;
осознавать ответственность за общее дело.
Метапредметные:
регулятивные – уметь определять и формулировать цель урока; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимы коррективы в действия после
его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
коммуникативные – уметь оформлять свои мыслив устной форме; слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли полно и точно;
уметь договариваться в совместном общении;
познавательные – уметь использовать схемы и таблицы; выполнять действия по алгоритму; преобразовывать информацию из одной формы в
другую.
Оборудование: карточки, раздаточный материал, презентация.
Учебник Н. Я. Виленкин. Математика. 5 класс.
Этап урока
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
УУД
Организационный
момент
Проверьте готовность к уроку. На парте
должны лежать учебник, тетрадь, дневник,
пенал с письменными принадлежностями;
аккуратно положите все на край стола
С чего мы начинаем каждый урок?
Проверяют наличие всего необходимого
для
работы
на
уроке,
аккуратность
расположения
Предметов
С устной работы
Коммуникативные УУД
– уметь совместно
договариваться о
правилах поведения и
общения
Регулятивные УУД –
уметь проговаривать
последовательность
действий на уроке
Актуализация знаний
Устная работа
1.
Индивидуальная работа
Задание 1. Вычислите.
2
−
1
6
9
;
2
1
7
+
2
6
7
;
4
5
8
−
2
2
8
.
Задание 2. Вычислите.
1
1
4
−
3
4
; 2
3
5
+
3
5
; 4
1
8
+
2
7
8
.
Задание 3. Решите уравнение.
7
30
+
х
=
11
30
Задание 4. Решите уравнение.
18
40
−
у
=
9
40
2.
Фронтальная работа
Карточка:
1)
Для украшения актового зала к
празднику купили 50 шаров. Среди
них 19 красных. Какую часть
составляют красные шары?
2)
В магазин привезли 600 г картофеля.
Отвечают на вопросы.
4
учащихся
выходят
к
доске.
По
желанию.
Решают на доске самостоятельно.
Учащиеся работают вместе с учителем.
1.
(
19
50
)
2.
(180 кг).
Познавательные УУД –
уметь ориентироваться в
своей системе знаний,
анализировать с целью
выделения признаков
Коммуникативные УУД
– уметь оформлять свои
мысли в устной форме,
слушать и понимать речь
других
Регулятивные УУД –
умение
взаимодействовать в
учебной деятельности.
До обеда продали
3
10
всего
количества. Сколько картофеля
продали до обеда?
3)
Представьте дробь с числителем 5 и
знаменателем 10.
4)
Замените число 1 любой дробью.
5)
200 солдат построились в ряд.
Все они дружно идут на парад.
7
20
было усатых.
Сколько было усатых солдатов ?
6)
120 солдат построили в ряд
Все они дружно идут на парад
9
10
было усатых.
Сколько было безусых солдатов ?
3.
Проверка индивидуальной работы.
3.
5
10
4.
Вариант детей.
5.
70
6.
12
Проверяют
работы
и
исправляют
ошибки.
Определение темы урока
Ребята, при изучении темы «Дроби», мы с
вами учились делить торт, при изучение
сложения и вычитания смешанных чисел
вы дома проводили практическую работу
с плиткой шоколада. А сегодня мы с Вами
побываем в пиццерии под названием
«Десятичные дроби».
Познавательные –
передают содержание в
сжатом или развернутом
виде:
ОУД - поиск и выделение
информации; знаково-
символические действия;
смысловое чтение;
И так, открываем тетради. Записываем 12
февраля. Классная работа. Десятичные
дроби. Обратите внимание у Вас на столах
лежат пиццы, которые разрезаны на 10
равных частей. Сегодня мы с вами будим
угощать друг друга.
№1. Взять из пиццы два кусочка. Сколько
частей пиццы осталось? Сколько частей
пиццы взяли?
Запись в тетради:
№2. Взяли из пиццы четыре кусочков.
Сколько частей пиццы осталось? Сколько
частей пиццы взяли?
Запись в тетрадь:
Ребята, а если мы с вами пиццу разделим
на 100 равных частей и возьмем 36
частей, как вы думаете, сколько частей
пиццы взяли, и сколько частей осталось.
Сегодня на уроке мы будем учиться
записывать дробные числа по-новому. Но
не ко всем обыкновенным дробям можно
применить новую запись. Кто – нибудь
догадался, к какими?
Работа в тетради.
Записывают число, классная работа.
8
10
;
2
10
№1 Осталось -
8
10
пиццы, взяли -
2
10
.
6
10
;
4
10
№2 Осталось -
6
10
пиццы, взяли -
4
10
.
36
100
;
64
100
ЛУД – анализ объектов с
целью выделения
признаков
(существенных,
несущественных); синтез
как составление целого
из частей, восполнение
недостающих
компонентов; подведение
под понятие, выведение
следствий; построение
логической цепи
рассуждений,
выдвижение гипотез,
установка причинно-
следственных связей
Регулятивные –
определяют цель учебной
деятельности,
осуществляют поиск
средств ее достижения:
соотнесение того, что
уже известно и усвоено,
и того, что предстоит
узнать; контроль в форме
сличения способа
действия и его результата
с заданным эталоном,
коррекция (внесение
необходимых
дополнений и корректив
в способ действия в
случае расхождения с
эталоном)
Коммуникативные –
умеют оформлять мысли
Числа в знаменателе которых 1 и 0.
в устной и письменной
речи согласно речевой
ситуации:
инициативное
сотрудничество в поиске
и сборе информации,
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли,
владение
монологической и
диалогической речью в
соответствии с нормами
русского языка
Личностные
– умеют
оценить
свои
знания
и
возможности
Первичное закрепление
1.
С.180-181 (работа по статье учебника).
- Прочитайте статью учебника и
приготовьтесь отвечать на вопросы.
2.
Вернемся к нашей пиццы, давайте
выпишем ещё раз в столбик в тетрадь
все обыкновенные дроби которые у
нас получились. И представим их в
виде десятичной дроби.
Читают
параграф.
Отвечают
н а
вопросы.
Запись в тетрадь:
№3.
8
10
=
0,8 ;
2
10
=
0,2 ;
6
10
=
0,6 ;
4
10
=
0,4 ;
36
100
=
0,36 ;
64
100
=
0,64
Физкультминутка (приложение)
З а к р е п л е н и е
н о в ы х
знаний
А теперь по тренируемся записывать, не
только правильные дроби в десятичные,
но и неправильные дроби и смешенные
числа.
Учебник на стр. 181 №1144.
Стр. 181 № 1146
Стр. 181 №1147
Читают «по цепочке»
Один ученик работает у доски, записывает
первые
5
чисел,
следующий
выполняет
номер до конца
Работа у доски и в тетради.
Познавательные УУД –
умеют структурировать
знания, осознанно
строить речевое
высказывание устно и
письменно, читают,
используют знаково-
символическое
моделирование
Регулятивные УУД –
контроль в форме
сличения способа
действия и его результата
с заданным эталоном с
целью обнаружения
отклонений и отличий от
эталона; коррекция –
внесение необходимых
дополнений и корректив
в случае расхождения с
эталоном, реального
действия и его
результата; оценка –
выделение и осознание
того, что уже усвоено,
что еще подлежит
усвоению; саморегуляция
– способность к
мобилизации сил и
энергии
Коммуникативные УУД
– постановка вопросов,
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли
Самостоятельная работа
Приложение №5
Работают самостоятельно.
Познавательные УУД –
самостоятельное создание
способов решения проблем
творческого и поискового
характера
Регулятивные УУД –
целеполагание, планирование,
саморегуляция
Р е ф л е к с и я
у ч е б н о й
деятельности
Какая была сегодня тема урока?
Какую цель ставили?
Десятичная запись дробных чисел
Познакомиться с понятием десятичной
дроби, уметь читать десятичные дроби и
записывать смешанные числа в виде
десятичной дроби
Регулятивные УУД -
умение оценивать
правильность
выполнения действия на
уроке
Личностные
У У Д
-
умение
оценить
свои
знания и возможности
Достигли цели?
Расскажите по схеме, чему научились на
уроке:
я – знаю
я – запомнил
я - смог
Да
Знаю, что такое десятичная дробь;
запомнил, какие смешанные числа можно
записать в виде десятичной дроби, сколько
цифр должно быть после запятой в
десятичной записи обыкновенной дроби;
смог – читать и записывать десятичные
дроби
Домашнее задание
Учебник, п. 30 прочитать, ответить на
контрольные вопросы
С.184, № 1166 (а), № 1169.
Познавательные УУД –
самостоятельное
создание способов
решения проблем
Регулятивные УУД –
целеполагание,
планирование,
саморегуляция
Подведение итогов урока
Выставление оценок за работу на уроке с
комментированием каждой оценки
Тема: « Сложение и вычитание десятичных дробей».
I Организационный момент.
Здравствуйте, ребята садитесь! Сегодня мы ещё раз повторим, что изучали на
прошлых уроках и начнем изучать новую тему.
За га дка: Какой знак надо поставить между цифрами 3 и 4, чтобы получилось
число больше трех, но меньше четырех? (Как может одна запятая изменить число?)
II Актуализация знаний. Устная работа.
Ребята, мы с вами начали изучать большой раздел в математике под название
десятичные дроби. Научились с вами записывать и читать десятичные дроби, а так же
их сравнивать. Давайте вспомним и ответим на вопросы:
Что такое десятичная дробь? (Любое число, знаменатель дробной части
которого выражается единицей с одним или несколькими нулями)
Чем десятичные дроби отличаются от обыкновенных дробей? (запись числа)
Как сравнить две десятичные дроби? (необходимо уровнять у них число
десятичных знаков, приписав к одной из них справа нули, а потом, отбросив
запятую, сравнить получившиеся натуральные числа)
Ребята вы все знаете знаменитого писателя Лева Николаевича Толстого. А знаете,
что он говорил, про дроби: «Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о
себе думает, в числителе - то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель,
тем меньше дробь».
Так давайте же с вами вспомним:
что же такое обыкновенная дробь?
что показывает числитель дроби?
что показывает знаменатель дроби?
какая дробь называется правильной?
какая дробь называется не правильной?
что такое смешанное число? Молодцы!
А теперь, обратите внимание на карточки, которые расположены у вас на столах.
Приступаем к устной работе.
Фронтальная работа (учащиеся работают вместе с учителем).
Карточка.
1.
За первый день бригада выполнила
1
5
недельной нормы, а за второй день –
2
5
недельной нормы. Какую часть недельной нормы выполнила бригада за
два дня? (
3
5
¿
2.
На долю первого звена хоккейной команды пришлось
2
3
всех заброшенных в
игре шайб. Сколько всего шайб забросила команда, если первое звено
забросило 8 шайб? (12)
3.
Маша прочитала
3
4
книги. Сколько страниц в книге, если Маша прочитала
240 страниц? (320)
4.
Длина первой веревки 3 м, а длина второй веревки 5 м. Каждую веревку
разрезали на 14 равных частей. На сколько, часть первой веревки короче части
второй веревки? (на
2
14
м .
¿
5.
Длина куска провода 12 м. Во время ремонта настольной лампы израсходовали
1
4
этого куска .
Сколько метров провода осталось? (9 м.)
III Определение темы урока.
На доске:
5,1 3, 569
- Прочитайте числа.
- Какие задания с этими числами можно придумать? (их можно сравнить,
заменить смешанным числом, можно придумать с ними задачу.)
- Придумайте с этими числами такую задачу, чтобы она решалась сложением,
вычитанием.
- Каких умений нам не хватает, чтобы решить эту задачу?
- Кто догадался, что сегодня мы с вами будим изучать?
IV. Работа по теме урока.
Ребята при изучении десятичных дробей, мы с вами побывали в пиццерии под
название «Десятичные дроби». Сегодня мы с вами вернемся туда, но название
нашей пиццерии поменялось. Итак, открываем тетради записываем: 20 февраля,
классная работа, тема урока «Сложение и вычитание десятичных дробей».
У вас на столах лежит пицца, которая разделена на 10 равных частей. Скажите,
пожалуйста, почему мы с вами разделили её именно на 10 частей? (чтобы
представить в виде десятичной дроби).
Задача 1.
Лиза пригласила Катю в гости, и заказала пиццу ассорти. Девочки разделили
пиццу на 10 равных частей. Лиза взяла 0,4 пиццы, а Катя 0,2 пиццы. Какую часть
пиццы сели девочки?
Проверяем на модели пиццы.
Запись в тетрадь:
№1.
0,4
0,2
0,6
Ответ: Лиза и Катя съели 0,6 части пиццы.
Задача 2. (самостоятельно).
Придумайте задачу с десятичными числами, чтобы она решалась вычитанием.
Ребята предлагают свои задачи. На доске рассматривается одна из предложенных
задач.
Запись в тетрадь:
№2.
Теперь возьмем ещё по одной пиццы. Рассмотрим следующую задачу.
Задача 3.
Дима и Никита заказали две пиццы. Дима съел 1,2 пиццы, а Никита 0,5 пиццы.
Какую часть пиццы ребята съели вместе?
Практика на пиццы.
Запись в тетрадь.
№ 3
1,2
0,5
1,7
Ответ: Вместе ребята съели 1,7 пиццы.
Задача 4. (самостоятельно)
Придумайте задачу с десятичными числами, чтобы она решалась вычитанием.
Ребята предлагают свои задачи. На доске рассматривается одна из предложенных
задач.
Запись в тетрадь:
№4
Посмотрите внимательно на доску, где написано решение задач. А теперь
попробуйте сформулировать правило сложения и вычитание десятичных дробей.
Итак, проверяем полученные знания. Учебник на с.191-192 (работа по статье
учебника). Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы.
V. Закрепление изученного материала.
Хорошо, а теперь давайте подумаем, где в жизни применяются десятичные дроби.
(При взвешивании предметов, продуктов - измеряются в кг, г, т; при измерении
длины и ширины; а так же цены в магазинах (рубли и копейки, тоже можно
записать в виде десятичной дроби).
А теперь давайте с вами поиграем в магазин.
К доске выходит один ученик – покупатель.
Продавцы называют цену своей пиццы. Покупатель каждую названную цену
записывает на доске. И выбирает, у кого он хочет купить две пиццы. Задача
покупателя посчитать, сколько денег он потратит на покупку.
Достаточно вызвать двух покупателей.
В конце игры ребята ещё раз озвучивают правило сложения и вычитания
десятичных дробей.
№ 1213 (а, г)
№1214 (а, г)
ФИ __________________________
Вариант 1
1.
Даны две плитки шоколада.
Запишите, какая часть шоколада
закрашена, а какая часть не
закрашена. Ответ запишите в
ФИ_______________________________
Вариант 2
1.
Даны две плитки шоколада.
Запишите, какая часть шоколада
закрашена, а какая часть не
закрашена. Ответ запишите в
десятичных дробях.
Ответ: ___________________
2.
Мама купила детскую
раскраску за 46 р. 50 к.
и комиксы за 50р. 12к. Сколько
мама потратила денег на две
книги?
Решение:
Ответ:____________________
3.
Придумать задачу с десятичными
числами, чтобы она решалась
вычитанием.
десятичных дробях.
Ответ: ___________________
2.
В книжном магазине мама
потратила на покупку двух
книг 120р. 45 к. Одна книга стоит
45 р. 45 к. Сколько денег мама
потратила на вторую книгу?
Решение:
Ответ:__________________________
3.
Придумать задачу с десятичными
числами, чтобы она решалась
сложением.
VII. Рефлексия
Какая была сегодня тема урока?
Какую цель ставили?
Достигли цели?
Расскажите по схеме, чему научились на уроке:
я – знаю
я – запомнил
я - смог
VIII. Домашняя работа.
С. 197 №1255, №1257.
Карточка.
1)
За первый день бригада выполнила
1
5
недельной нормы, а за второй день –
2
5
недельной нормы. Какую часть недельной нормы выполнила бригада за
два дня?
2)
На долю первого звена хоккейной команды пришлось
2
3
всех заброшенных в
игре шайб. Сколько всего шайб забросила команда, если первое звено
забросило 8 шайб?
3)
Маша прочитала
3
4
книги. Сколько страниц в книге, если Маша прочитала
240 страниц?
4)
Длина первой веревки 3 м, а длина второй веревки 5 м. Каждую веревку
разрезали на 14 равных частей. На сколько, часть первой веревки короче части
второй веревки?
5)
Длина куска провода 12 м. Во время ремонта настольной лампы израсходовали
1
4
этого куска .
Сколько метров провода осталось?
Карточка.
1)
За первый день бригада выполнила
1
5
недельной нормы, а за второй день –
2
5
недельной нормы. Какую часть недельной нормы выполнила бригада за
два дня?
2)
На долю первого звена хоккейной команды пришлось
2
3
всех заброшенных в
игре шайб. Сколько всего шайб забросила команда, если первое звено
забросило 8 шайб?
3)
Маша прочитала
3
4
книги. Сколько страниц в книге, если Маша прочитала
240 страниц?
4)
Длина первой веревки 3 м, а длина второй веревки 5 м. Каждую веревку
разрезали на 14 равных частей. На сколько, часть первой веревки короче части
второй веревки?
5)
Длина куска провода 12 м. Во время ремонта настольной лампы израсходовали
1
4
этого куска .
Сколько метров провода осталось?