Напоминание

"Сложение и вычитание десятичных дробей"

Автор: Петрухина Татьяна Олеговна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Гимназия имени Подольских курсантов
Населённый пункт: г.о. Подольск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сложение и вычитание десятичных дробей"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Учитель математики МБОУ Гимназия им. Подольских курсантов Петрухина Татьяна Олеговна

Предмет: математика

Уровень образования: базовый

Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Тип урока: открытие новых знаний

Цель:

Создать условия формированию умения выполнять сложение, вычитание, сравнение и округление десятичных дробей; способствовать

развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления и воспитанию культуры

общения при групповой, фронтальной и индивидуальной работе.

Целевые установки на достижение результатов:

Предметные: уметь сравнивать, складывать, вычитать, округлять десятичные дроби; знать и уметь применять десятичные дроби.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; проявлять интерес к учебному материалу;

осознавать ответственность за общее дело.

Метапредметные:

регулятивные – уметь определять и формулировать цель урока; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной

ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимы коррективы в действия после

его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

коммуникативные – уметь оформлять свои мыслив устной форме; слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли полно и точно;

уметь договариваться в совместном общении;

познавательные – уметь использовать схемы и таблицы; выполнять действия по алгоритму; преобразовывать информацию из одной формы в

другую.

Оборудование: карточки, раздаточный материал, презентация.

Учебник Н. Я. Виленкин. Математика. 5 класс.

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

Организационный

момент

Проверьте готовность к уроку. На парте

должны лежать учебник, тетрадь, дневник,

пенал с письменными принадлежностями;

аккуратно положите все на край стола

С чего мы начинаем каждый урок?

Проверяют наличие всего необходимого

для

работы

на

уроке,

аккуратность

расположения

Предметов

С устной работы

Коммуникативные УУД

– уметь совместно

договариваться о

правилах поведения и

общения

Регулятивные УУД –

уметь проговаривать

последовательность

действий на уроке

Актуализация знаний

Устная работа

1.

Индивидуальная работа

Задание 1. Вычислите.

2

1

6

9

;

2

1

7

+

2

6

7

;

4

5

8

2

2

8

.

Задание 2. Вычислите.

1

1

4

3

4

; 2

3

5

+

3

5

; 4

1

8

+

2

7

8

.

Задание 3. Решите уравнение.

7

30

+

х

=

11

30

Задание 4. Решите уравнение.

18

40

у

=

9

40

2.

Фронтальная работа

Карточка:

1)

Для украшения актового зала к

празднику купили 50 шаров. Среди

них 19 красных. Какую часть

составляют красные шары?

2)

В магазин привезли 600 г картофеля.

Отвечают на вопросы.

4

учащихся

выходят

к

доске.

По

желанию.

Решают на доске самостоятельно.

Учащиеся работают вместе с учителем.

1.

(

19

50

)

2.

(180 кг).

Познавательные УУД –

уметь ориентироваться в

своей системе знаний,

анализировать с целью

выделения признаков

Коммуникативные УУД

– уметь оформлять свои

мысли в устной форме,

слушать и понимать речь

других

Регулятивные УУД –

умение

взаимодействовать в

учебной деятельности.

До обеда продали

3

10

всего

количества. Сколько картофеля

продали до обеда?

3)

Представьте дробь с числителем 5 и

знаменателем 10.

4)

Замените число 1 любой дробью.

5)

200 солдат построились в ряд.

Все они дружно идут на парад.

7

20

было усатых.

Сколько было усатых солдатов ?

6)

120 солдат построили в ряд

Все они дружно идут на парад

9

10

было усатых.

Сколько было безусых солдатов ?

3.

Проверка индивидуальной работы.

3.

5

10

4.

Вариант детей.

5.

70

6.

12

Проверяют

работы

и

исправляют

ошибки.

Определение темы урока

Ребята, при изучении темы «Дроби», мы с

вами учились делить торт, при изучение

сложения и вычитания смешанных чисел

вы дома проводили практическую работу

с плиткой шоколада. А сегодня мы с Вами

побываем в пиццерии под названием

«Десятичные дроби».

Познавательные

передают содержание в

сжатом или развернутом

виде:

ОУД - поиск и выделение

информации; знаково-

символические действия;

смысловое чтение;

И так, открываем тетради. Записываем 12

февраля. Классная работа. Десятичные

дроби. Обратите внимание у Вас на столах

лежат пиццы, которые разрезаны на 10

равных частей. Сегодня мы с вами будим

угощать друг друга.

№1. Взять из пиццы два кусочка. Сколько

частей пиццы осталось? Сколько частей

пиццы взяли?

Запись в тетради:

№2. Взяли из пиццы четыре кусочков.

Сколько частей пиццы осталось? Сколько

частей пиццы взяли?

Запись в тетрадь:

Ребята, а если мы с вами пиццу разделим

на 100 равных частей и возьмем 36

частей, как вы думаете, сколько частей

пиццы взяли, и сколько частей осталось.

Сегодня на уроке мы будем учиться

записывать дробные числа по-новому. Но

не ко всем обыкновенным дробям можно

применить новую запись. Кто – нибудь

догадался, к какими?

Работа в тетради.

Записывают число, классная работа.

8

10

;

2

10

№1 Осталось -

8

10

пиццы, взяли -

2

10

.

6

10

;

4

10

№2 Осталось -

6

10

пиццы, взяли -

4

10

.

36

100

;

64

100

ЛУД – анализ объектов с

целью выделения

признаков

(существенных,

несущественных); синтез

как составление целого

из частей, восполнение

недостающих

компонентов; подведение

под понятие, выведение

следствий; построение

логической цепи

рассуждений,

выдвижение гипотез,

установка причинно-

следственных связей

Регулятивные

определяют цель учебной

деятельности,

осуществляют поиск

средств ее достижения:

соотнесение того, что

уже известно и усвоено,

и того, что предстоит

узнать; контроль в форме

сличения способа

действия и его результата

с заданным эталоном,

коррекция (внесение

необходимых

дополнений и корректив

в способ действия в

случае расхождения с

эталоном)

Коммуникативные –

умеют оформлять мысли

Числа в знаменателе которых 1 и 0.

в устной и письменной

речи согласно речевой

ситуации:

инициативное

сотрудничество в поиске

и сборе информации,

умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли,

владение

монологической и

диалогической речью в

соответствии с нормами

русского языка

Личностные

умеют

оценить

свои

знания

и

возможности

Первичное закрепление

1.

С.180-181 (работа по статье учебника).

- Прочитайте статью учебника и

приготовьтесь отвечать на вопросы.

2.

Вернемся к нашей пиццы, давайте

выпишем ещё раз в столбик в тетрадь

все обыкновенные дроби которые у

нас получились. И представим их в

виде десятичной дроби.

Читают

параграф.

Отвечают

н а

вопросы.

Запись в тетрадь:

№3.

8

10

=

0,8 ;

2

10

=

0,2 ;

6

10

=

0,6 ;

4

10

=

0,4 ;

36

100

=

0,36 ;

64

100

=

0,64

Физкультминутка (приложение)

З а к р е п л е н и е

н о в ы х

знаний

А теперь по тренируемся записывать, не

только правильные дроби в десятичные,

но и неправильные дроби и смешенные

числа.

Учебник на стр. 181 №1144.

Стр. 181 № 1146

Стр. 181 №1147

Читают «по цепочке»

Один ученик работает у доски, записывает

первые

5

чисел,

следующий

выполняет

номер до конца

Работа у доски и в тетради.

Познавательные УУД –

умеют структурировать

знания, осознанно

строить речевое

высказывание устно и

письменно, читают,

используют знаково-

символическое

моделирование

Регулятивные УУД –

контроль в форме

сличения способа

действия и его результата

с заданным эталоном с

целью обнаружения

отклонений и отличий от

эталона; коррекция –

внесение необходимых

дополнений и корректив

в случае расхождения с

эталоном, реального

действия и его

результата; оценка –

выделение и осознание

того, что уже усвоено,

что еще подлежит

усвоению; саморегуляция

– способность к

мобилизации сил и

энергии

Коммуникативные УУД

– постановка вопросов,

умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли

Самостоятельная работа

Приложение №5

Работают самостоятельно.

Познавательные УУД

самостоятельное создание

способов решения проблем

творческого и поискового

характера

Регулятивные УУД –

целеполагание, планирование,

саморегуляция

Р е ф л е к с и я

у ч е б н о й

деятельности

Какая была сегодня тема урока?

Какую цель ставили?

Десятичная запись дробных чисел

Познакомиться с понятием десятичной

дроби, уметь читать десятичные дроби и

записывать смешанные числа в виде

десятичной дроби

Регулятивные УУД -

умение оценивать

правильность

выполнения действия на

уроке

Личностные

У У Д

-

умение

оценить

свои

знания и возможности

Достигли цели?

Расскажите по схеме, чему научились на

уроке:

я – знаю

я – запомнил

я - смог

Да

Знаю, что такое десятичная дробь;

запомнил, какие смешанные числа можно

записать в виде десятичной дроби, сколько

цифр должно быть после запятой в

десятичной записи обыкновенной дроби;

смог – читать и записывать десятичные

дроби

Домашнее задание

Учебник, п. 30 прочитать, ответить на

контрольные вопросы

С.184, № 1166 (а), № 1169.

Познавательные УУД

самостоятельное

создание способов

решения проблем

Регулятивные УУД –

целеполагание,

планирование,

саморегуляция

Подведение итогов урока

Выставление оценок за работу на уроке с

комментированием каждой оценки

Тема: « Сложение и вычитание десятичных дробей».

I Организационный момент.

Здравствуйте, ребята садитесь! Сегодня мы ещё раз повторим, что изучали на

прошлых уроках и начнем изучать новую тему.

За га дка: Какой знак надо поставить между цифрами 3 и 4, чтобы получилось

число больше трех, но меньше четырех? (Как может одна запятая изменить число?)

II Актуализация знаний. Устная работа.

Ребята, мы с вами начали изучать большой раздел в математике под название

десятичные дроби. Научились с вами записывать и читать десятичные дроби, а так же

их сравнивать. Давайте вспомним и ответим на вопросы:

Что такое десятичная дробь? (Любое число, знаменатель дробной части

которого выражается единицей с одним или несколькими нулями)

Чем десятичные дроби отличаются от обыкновенных дробей? (запись числа)

Как сравнить две десятичные дроби? (необходимо уровнять у них число

десятичных знаков, приписав к одной из них справа нули, а потом, отбросив

запятую, сравнить получившиеся натуральные числа)

Ребята вы все знаете знаменитого писателя Лева Николаевича Толстого. А знаете,

что он говорил, про дроби: «Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о

себе думает, в числителе - то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель,

тем меньше дробь».

Так давайте же с вами вспомним:

что же такое обыкновенная дробь?

что показывает числитель дроби?

что показывает знаменатель дроби?

какая дробь называется правильной?

какая дробь называется не правильной?

что такое смешанное число? Молодцы!

А теперь, обратите внимание на карточки, которые расположены у вас на столах.

Приступаем к устной работе.

Фронтальная работа (учащиеся работают вместе с учителем).

Карточка.

1.

За первый день бригада выполнила

1

5

недельной нормы, а за второй день –

2

5

недельной нормы. Какую часть недельной нормы выполнила бригада за

два дня? (

3

5

¿

2.

На долю первого звена хоккейной команды пришлось

2

3

всех заброшенных в

игре шайб. Сколько всего шайб забросила команда, если первое звено

забросило 8 шайб? (12)

3.

Маша прочитала

3

4

книги. Сколько страниц в книге, если Маша прочитала

240 страниц? (320)

4.

Длина первой веревки 3 м, а длина второй веревки 5 м. Каждую веревку

разрезали на 14 равных частей. На сколько, часть первой веревки короче части

второй веревки? (на

2

14

м .

¿

5.

Длина куска провода 12 м. Во время ремонта настольной лампы израсходовали

1

4

этого куска .

Сколько метров провода осталось? (9 м.)

III Определение темы урока.

На доске:

5,1 3, 569

- Прочитайте числа.

- Какие задания с этими числами можно придумать? (их можно сравнить,

заменить смешанным числом, можно придумать с ними задачу.)

- Придумайте с этими числами такую задачу, чтобы она решалась сложением,

вычитанием.

- Каких умений нам не хватает, чтобы решить эту задачу?

- Кто догадался, что сегодня мы с вами будим изучать?

IV. Работа по теме урока.

Ребята при изучении десятичных дробей, мы с вами побывали в пиццерии под

название «Десятичные дроби». Сегодня мы с вами вернемся туда, но название

нашей пиццерии поменялось. Итак, открываем тетради записываем: 20 февраля,

классная работа, тема урока «Сложение и вычитание десятичных дробей».

У вас на столах лежит пицца, которая разделена на 10 равных частей. Скажите,

пожалуйста, почему мы с вами разделили её именно на 10 частей? (чтобы

представить в виде десятичной дроби).

Задача 1.

Лиза пригласила Катю в гости, и заказала пиццу ассорти. Девочки разделили

пиццу на 10 равных частей. Лиза взяла 0,4 пиццы, а Катя 0,2 пиццы. Какую часть

пиццы сели девочки?

Проверяем на модели пиццы.

Запись в тетрадь:

№1.

0,4

0,2

0,6

Ответ: Лиза и Катя съели 0,6 части пиццы.

Задача 2. (самостоятельно).

Придумайте задачу с десятичными числами, чтобы она решалась вычитанием.

Ребята предлагают свои задачи. На доске рассматривается одна из предложенных

задач.

Запись в тетрадь:

№2.

Теперь возьмем ещё по одной пиццы. Рассмотрим следующую задачу.

Задача 3.

Дима и Никита заказали две пиццы. Дима съел 1,2 пиццы, а Никита 0,5 пиццы.

Какую часть пиццы ребята съели вместе?

Практика на пиццы.

Запись в тетрадь.

№ 3

1,2

0,5

1,7

Ответ: Вместе ребята съели 1,7 пиццы.

Задача 4. (самостоятельно)

Придумайте задачу с десятичными числами, чтобы она решалась вычитанием.

Ребята предлагают свои задачи. На доске рассматривается одна из предложенных

задач.

Запись в тетрадь:

№4

Посмотрите внимательно на доску, где написано решение задач. А теперь

попробуйте сформулировать правило сложения и вычитание десятичных дробей.

Итак, проверяем полученные знания. Учебник на с.191-192 (работа по статье

учебника). Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы.

V. Закрепление изученного материала.

Хорошо, а теперь давайте подумаем, где в жизни применяются десятичные дроби.

(При взвешивании предметов, продуктов - измеряются в кг, г, т; при измерении

длины и ширины; а так же цены в магазинах (рубли и копейки, тоже можно

записать в виде десятичной дроби).

А теперь давайте с вами поиграем в магазин.

К доске выходит один ученик – покупатель.

Продавцы называют цену своей пиццы. Покупатель каждую названную цену

записывает на доске. И выбирает, у кого он хочет купить две пиццы. Задача

покупателя посчитать, сколько денег он потратит на покупку.

Достаточно вызвать двух покупателей.

В конце игры ребята ещё раз озвучивают правило сложения и вычитания

десятичных дробей.

№ 1213 (а, г)

№1214 (а, г)

ФИ __________________________

Вариант 1

1.

Даны две плитки шоколада.

Запишите, какая часть шоколада

закрашена, а какая часть не

закрашена. Ответ запишите в

ФИ_______________________________

Вариант 2

1.

Даны две плитки шоколада.

Запишите, какая часть шоколада

закрашена, а какая часть не

закрашена. Ответ запишите в

десятичных дробях.

Ответ: ___________________

2.

Мама купила детскую

раскраску за 46 р. 50 к.

и комиксы за 50р. 12к. Сколько

мама потратила денег на две

книги?

Решение:

Ответ:____________________

3.

Придумать задачу с десятичными

числами, чтобы она решалась

вычитанием.

десятичных дробях.

Ответ: ___________________

2.

В книжном магазине мама

потратила на покупку двух

книг 120р. 45 к. Одна книга стоит

45 р. 45 к. Сколько денег мама

потратила на вторую книгу?

Решение:

Ответ:__________________________

3.

Придумать задачу с десятичными

числами, чтобы она решалась

сложением.

VII. Рефлексия

Какая была сегодня тема урока?

Какую цель ставили?

Достигли цели?

Расскажите по схеме, чему научились на уроке:

я – знаю

я – запомнил

я - смог

VIII. Домашняя работа.

С. 197 №1255, №1257.

Карточка.

1)

За первый день бригада выполнила

1

5

недельной нормы, а за второй день –

2

5

недельной нормы. Какую часть недельной нормы выполнила бригада за

два дня?

2)

На долю первого звена хоккейной команды пришлось

2

3

всех заброшенных в

игре шайб. Сколько всего шайб забросила команда, если первое звено

забросило 8 шайб?

3)

Маша прочитала

3

4

книги. Сколько страниц в книге, если Маша прочитала

240 страниц?

4)

Длина первой веревки 3 м, а длина второй веревки 5 м. Каждую веревку

разрезали на 14 равных частей. На сколько, часть первой веревки короче части

второй веревки?

5)

Длина куска провода 12 м. Во время ремонта настольной лампы израсходовали

1

4

этого куска .

Сколько метров провода осталось?

Карточка.

1)

За первый день бригада выполнила

1

5

недельной нормы, а за второй день –

2

5

недельной нормы. Какую часть недельной нормы выполнила бригада за

два дня?

2)

На долю первого звена хоккейной команды пришлось

2

3

всех заброшенных в

игре шайб. Сколько всего шайб забросила команда, если первое звено

забросило 8 шайб?

3)

Маша прочитала

3

4

книги. Сколько страниц в книге, если Маша прочитала

240 страниц?

4)

Длина первой веревки 3 м, а длина второй веревки 5 м. Каждую веревку

разрезали на 14 равных частей. На сколько, часть первой веревки короче части

второй веревки?

5)

Длина куска провода 12 м. Во время ремонта настольной лампы израсходовали

1

4

этого куска .

Сколько метров провода осталось?