Напоминание

"Организация научно-исследовательской деятельности с учащимися на ступени основного общего образования"

Автор: Водянова Фания Вазыховна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБОУ ДПО ЦПК "Ресурсный центр г.о. Сызрань Самарской области"
Населённый пункт: Самарская область, г. Сызрань
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Организация научно-исследовательской деятельности с учащимися на ступени основного общего образования"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

центр повышения квалификации

«Ресурсный центр г.о. Сызрань Самарской области»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Организация научно-исследовательской деятельности

с учащимися на ступени основного общего образования»

Автор-составитель

методист ГОУ ДПО ЦПК

«Ресурсный центр г.о. Сызрань

Самарской области»

Водянова Ф.В.

2018 год

АННОТАЦИЯ

Данные методические рекомендации посвящены методике организации

научно - исследовательской деятельности с учащимися на ступени основного

общего образования общеобразовательных учреждений.

В статье рассматриваются основные подходы к организации учебно-

исследовательской

деятельности

школьников

применительно

к

условиям

основного

общеобразовательного

учреждения.

Представленная

в

статье

модель

организации

ученического

научно-исследовательского

общества

позволяет

выявить

роль

и

место

учебно-исследовательской

деятельности

школьников

в

основном

общеобразовательном

учреждении.

В

статье

рассматриваются

технологии,

позволяющие

эффективно

включить

ш кол ь н и ко в

в

п р о вед е н и е

у ч е б н ы х

н ау ч н ы х

и с с л е д о в а н и й .

Процесс бурной информатизации общества требует реформирования

системы

образования.

В

новых

условиях

особое

значение

для

развития

человека

приобретают

умения

собирать

необходимую

информацию,

целесообразно

пользоваться

ею,

проводить

элементарные

исследования,

выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения, что так актуально в

современных

условиях

развития

общества.

Всему

этому

учит

такое

направление

в

обучении,

как

организация

научно-исследовательской

деятельности.

При организации научно-исследовательской деятельности кардинально

меняется

функция

педагога:

он

перестает

быть

основным

источником

информации

для

учеников

и

становится

организатором

их

собственно

познавательной

деятельности.

Легко

ли

это?

Как

организовать

научно-

исследовательскую деятельность учащихся?

Представленные методические рекомендации познакомят учителей с

теорией и практикой организации и проведения научно-исследовательской

работы как одним из эффективных способов активизации познавательной

деятельности школьников.

В основу методических рекомендаций вошли работы учителей-

новаторов: Головко О.В. «Научно-практическая деятельность школьников»;

Ивочкиной Т.Н. «Организация научно-исследовательской деятельности

учащихся»; Осиповой Г.И. «Опыт организации исследовательской

деятельности школьников»; Ширшиной Н.В. «Повышение педагогического

мастерства учителя: опыт создания системы методической работы»

Благодаря

методическим

рекомендациям

по

организации научно

-

исследовательской

деятельности

с

учащимися педагоги

смогут

создать

систему

условий,

обеспечивающую

эффективные

способы

активизации

познавательнолй деятельности школьников.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Никакой человек в мире не родится готовым,

то есть вполне сформировавшимся,

но всякая его жизнь есть ни что иное,

как беспрерывно движущееся развитие,

беспрестанное формирование».

В.Г.Белинский.

В настоящее время большое внимание в образовательном процессе

основного общего образования уделяется гармоничному развитию личности

обучающегося.

Одна

из

составляющих

этого

процесса

развития

приобщение детей к познанию, исследованию изучаемых явлений. Для этого

в

образовательных

учреждениях

создаются

благоприятные

условия,

способствующие реализации творческих идей обучающихся и их педагогов.

Исследовательский подход как способ познания мира и метод обучения

был

опробован

еще

в

древности.

За

многие

тысячелетия

методика

исследования

претерпела

огромные

изменения

и

приобрела

особую

значимость в условиях модернизации системы образования.

Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня

как

мощная

инновационная

образовательная

технология.

Она

служит

средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в

социуме. Помимо учебных целей и задач педагоги в своей работе ставят

перед обучающимися и задачи, направленные на развитие и формирование

навыков исследовательской деятельности. В настоящее время становится всё

более важным воспитание ответственности обучающегося за свой учебный

о п ы т ,

п р и н я т и е

р е ш е н и й ,

д а л ь н е й ш е е

о б р а з о в а н и е .

«Одаренность» происходит от слова «дар» и означает, прежде всего, особо

благоприятные внутренние предпосылки развития. Одарённые дети – наше

достояние.

Выявление

способных

детей

и

работа

с

ними

являются

актуальной задачей школы. В законе РФ «Об образовании» указывается на

необходимость развития творческих возможностей одарённых детей, которые

в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.

Сегодня

необходимо

предоставить

каждому

обучающемуся

сферу

деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих

способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании,

активной

гражданской

позиции,

культуры

здоровья,

способности

к

социальной адаптации и творческому самовыражению.

Целью научно-исследовательской деятельности должны стать воспитание

образованной,

гармонически

развитой

и

творческой

личности.

Научно-

исследовательская деятельность позволяет решать следующие задачи: ·

развитие

самостоятельности

при

работе

со

специальной

и

научной

литературой при выполнении наблюдений и опытов;

развитие абстрактного мышления, необходимого обучающемуся;

развитие

способности

формировать

свое

мнение

и

умение

его

отстаивать;

развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в

кружках;

сформировать чувство ответственности за порученное дело;

воспитать

уверенность

в

себе,

сознание

значимости

выполненной

работы;

привить желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской

работой.

Главное при организации научно-исследовательской деятельности,

следовать

следующему

правилу

никакого

принуждения

и

насилия

над

личностью

ребёнка.

Главный

критерий

личный

интерес

и

личная

увлечённость.

В настоящее время в педагогике идет процесс осмысления новых явлений

и методологии развития человека, способного не только быстро и осознанно

сделать личный выбор, но и представить продукт собственной деятельности.

Выполнение проектных исследовательских работ, по сравнению с другими

формами образовательной деятельности, позволяет наиболее эффективно и

последовательно

осуществить

разворот

от

традиционного

подхода

в

обучении к новому, продуктивному образованию, направленному на развитие

таких

универсальных

способностей

и

компетенций

обучающихся,

как

способность

к

самообразованию,

развитие

навыков

ориентации

в

информационных потоках, развитие умений ставить и решать проблемы. Всё

это в дальнейшем поможет обучающимся легко войти во «взрослую» жизнь.

Современное общество, прежде всего, заинтересовано в развитии учебно-

исследовательской деятельности человека, которая сейчас является одним из

ведущих компонентов образовательного процесса. Основная задача педагога

это

развитие

исследовательских

способностей

обучающихся.

Наряду

с

основными вопросами образования у обучающихся важно сформировать и

такие качества как:

потребность узнавать новое;

умение применять те или иные навыки;

восприятие

другого

человека

или

проявление

его

деятельности

в

различных сферах.

Цель методических рекомендаций – познакомить учителей с теорией и

практикой организации и проведения научно-исследовательской работы как

одним из эффективных способов активизации познавательной деятельности

школьников; раскрыть роль проведения научных исследований в развитии

творческой

личности;

вооружить

учителей

теоретическими

знаниями

о

различных

формах

организации

научно-исследовательской

деятельности

учащихся; сформировать основы практических умений организации научно-

исследовательской работы; оказать практическую помощь в работе педагогам

- научным руководителям.

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

1.

Научно

-

исследовательская

деятельность

педагога

в

условиях

модернизации образования

Методология - это наука о наиболее общих принципах познания и

преобразования объективной действительности, путях и способах этого

процесса.

Научно-исследовательская

работа

является

одной

из

видов

интеллектуальной

деятельности

учащихся.

Под

исследовательской

деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением

учащимися

творческой,

исследовательской

задачи

с

заранее

неизвестным

решением и предполагающая наличие основных этапов работы, характерных

для исследований в науке.

Особое

внимание

в

деятельности

научно-исследовательской

лаборатории уделяется учителю. При организации научно-исследовательской

деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть

основным источником информации для учеников и становится организатором

их собственно познавательной деятельности. Главная функция современного

учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности

ученика.

Ученые отмечают, что научная ценность исследовательской работы

учителей школ относительно невелика. По данным Г.И. Лицман, только 9,2 %

российских

учителей

находятся

на

высоком,

теоретико-методологическом

уровне исследования, 20,8 % - на методическом, 41,7 % - на технологическом.

Специфика научно-исследовательской деятельности

Главная

цель

НИД

самореализация

личности

ученика

на

основе

полученных

исследовательских

навыков.

Под

руководством

научного

руководителя

(учителя)

происходит

развитие

личности

ученика

в

трех

направлениях:

1. Самосовершенствование

2. Самопознание

3. Самовоспитание

В

ходе

научно-исследовательской

деятельности

приобретаются

и

развиваются следующие качества ученика:

- навык самостоятельной исследовательской деятельности;

- навык работы с научно-познавательной литературой;

- инициатива и творчество;

- использование, расширение и углубление школьных знаний;

- навык совместной работы со специалистами;

- самоутверждение учащихся в данной предметной области и т. д.

2. Основные признаки методологии в педагогическом исследовании

определение

цели

исследования

с

учетом

уровня

развития

науки,

потребностей

практики,

социальной

актуальности

и

реальных

возможностей данного научного коллектива или ученого;

изучение

всех

процессов

и

явлений

в

исследовании

с

позиции

их

внешней и внутренней обусловленности, развития и саморазвития.

3. Требования к результатам педагогических исследований

- общественная актуальность;

- научная новизна;

- теоретическая и практическая значимость;

- научная объективность и достоверность;

- доступность выводов и рекомендаций для использования их в других, более

конкретных и частных, научных исследованиях;

- указание меры, границ и условий эффективного применения полученных

результатов.

4. Метод исследования.

Метод (греч. – способ познания) – “путь к чему-либо”, способ достижения

цели, определенным образом упорядоченная деятельность субъекта в любой

ее форме.

5.Основные методы исследования.

Теоретические

Эмпирические

Математические

Моделирование

Абстрагирование

Анализ и синтез

От простого к сложному

Наблюдение

Сравнение

Эксперимент

Тестирование

Интервьюирование

Статистические

Сетевое моделирование

Программирование

Визуализация

6 . Основные

методологические

принципы

психолого-педагогического

исследования

творческий, конкретно-исторический подход к исследуемой проблеме.

принцип объективности

принципа всесторонности

единство исторического и логического

системность

7. Научные исследования в области педагогики

– это

процесс

формирования

новых

педагогических

знаний,

вид

познавательной

деятельности,

направленный

на

открытие

объективных

закономерностей обучения, воспитания и развития. Различают три уровня

педагогических исследований: 1) эмпирический – устанавливаются новые

факты в педагогической науке; 2) теоретический – выдвигает и формулирует

основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить

ранее

открытые

факты

и

предсказать

их

будущее

развитие;

3)

методологический – на базе эмпирических и теоретических исследований

формулируются общие принципы и методы исследования педагогических

явлений, построения теории.

8. Классификация задач исследования

Задачи

исследования должны

быть

связаны

с

объектом

и

предметом,

направлены на механизм доказательства гипотезы.

Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в

соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо

очень

тщательно,

так

как

описание

их

решения

в

дальнейшем

составит

содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.

Практические

Собственно-

исследовательские

Научные

Служат для иллюстрации

какого-либо

явления.

В

этом

случае

изменяется

какой-либо

п а р а м е т р

(например,

температура

воздуха)

и

исследуется

с в я з а н н о е

с

э т и м

параметром

изменения

(понижение

температуры).

Результат

стабилен

и

не

требует

анализа.

Применяются в школах. В

них исследуемая величина

зависит

от

нескольких

не сложных

ф а к т о р о в

(например,

загрязненность местности

зависит от расстояния до

т р у б ы

з а в о д а

и

м е т е о у с л о в и й ,

р о с т

р а с т е н и я

з а в и с и т

о т

температуры

воздуха

и

полива и т.д.).

Э т и

з а д а ч и

н е п р и м е н и м ы

в

образовательном

процессе,

так

как

д а н н ы е

з а д а ч и

р е ш а ю т

у ч е н ы е ,

д е л а я

в е л и к и е

открытия.

9 . Проблема

исследования

сформулированное

противоречие

между

состоянием

социальной

действительности

и

ее

теоретиче ским

представлением, требующее для своего разрешения использования научных

методов, процедур и приемов уточнения знания.

10. Тема исследования

Тема – это визитная карточка исследования.

Формулировка

темы

в

начале

работы

носит

предварительный

характер

(например, «Что такое облака?», «Пиктография – это язык прошлого или

будущего и т.д.)

Требования к формулировке темы:

1.

Тема

должна

быть

сформулирована

по

возможности

лаконично,

а

используемые при ее формулировке понятия должны быть логически

взаимосвязаны.

2.

Тема должна быть понятна не только учителю, но и ученику.

3.

Формулировка

темы

отражает

сосуществование

в

науке

уже

известного и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного

познания. В конце работы тема может поменяться.

12. Выбор темы исследования

Темы исследований

Теоретические

Эмпирические

Ориентированы

на

работу

п о

изучению

и

обобщению

фактов,

м ат е р и а л о в ,

с од е р ж а щ и хс я

в

различных источниках.

Проведение собственных наблюдений

и экспериментов.

Основные критерии выбора темы:

1. Тема должна представлять интерес для учащегося не только на данный

момент,

но

имела

бы

непосредственное

отношение

к

предварительно

выбранной им будущей специальности.

2. Тема интересна не только ученику, но и педагогу. Это происходит тогда,

когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках

избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения

ее учеником.

3. Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит,

что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

11. Обоснование актуальности темы исследования

Обосновать актуальность выбора темы исследования – значит объяснить

необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного

исследования.

Исследование

можно

считать

актуальным

лишь

в

том

случае,

если

актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна

в двух отношениях: ее научное решение, во-первых, отвечает насущной

потребности практики, а, во-вторых, заполняет пробел в науке, которая в

настоящее время не располагает научными средствами для решения этой

актуальной научной задачи.

Главные правила

1. Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной

науке.

2. Главную помощь при выборе оказывает научный руководитель.

3. Показателем актуальности является наличие проблемы в данной области

исследования

(Проблема

некая

противоречивая

ситуация,

требующая

разрешения).

4. Освещение актуальности не должно быть многословным – одна страница.

12. Объект и предмет исследования

Объект

философии)

-

это

часть

объективной

реальности,

которая

на

данном

этапе

становится

предметом

практической

и

теоретической

деятельности человека как социального существа.

Предмет - зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической

деятельности человека стороны, свойства и отношения объекта, исследуемые

с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах.

13.

Цель

исследования – это

обоснованное

представление

об

общих

конечных или промежуточных результатах научного поиска.

Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых

слов:

Выявить….;

установить….;

обосновать….;

уточнить…;

объяснить….;

доказать….; разработать…. .

15.

Гипотеза

исследования – научно-состоятельное

предположение,

предвидение его хода и результата.

В

современной

научной

практике

гипотеза

определяется

как

научно

обоснованное предположение об условиях решения проблемы.

Гипотеза должна соответствовать ряду требований:

- быть проверяемой;

- содержать предположение;

- быть логически непротиворечивой;

- соответствовать фактам.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции

вида: «если…, то…»; «так…, как…»; «при условии, что…».

16. Научная

новизна,

теоретическая

и

практическая

значимость

результатов исследования

На

стадии

завершения

исследования

возникает

необходимость

подвести

итоги, четко и конкретно определить, какое новое знание получено и каково

его

значение

для

науки

и

практики.

В

этом

случае

в

качестве

главных

критериев оценки результатов научной работы выступают – научная новизна,

теоретическая

и

практическая

значимость,

готовность

результатов

к

использованию и внедрению.

17. Принцип исследования

Методологическим принципом исследования является системность, то есть

системный подход к изучаемым объектам

18. Изучение научной литературы

Приступая к проведению научно-исследовательской работы, необходимо

изучить

научную

литературу

по

данному

вопросу.

По

началу

может

сложиться впечатление, что трудно найти в большом количестве книг, газет и

журналов именно то, что надо по теме. Это затруднение будет достаточно

легко

преодолено,

если

вы

выберете

верный

метод

ознакомления

с

источниками.

Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть различными

типами

чтения,

предполагающими

различную

степень

глубины

проникновения в материал. Он должен различать:

1.

Просмотровое чтение.

2.

Ознакомительное (выборочное) чтение.

3.

Изучающее чтение.

Освоенный алгоритм работы позволит ученику в дальнейшем свободно

ориентироваться в литературе по избранной для исследования теме.

Заключение

Академик Остроградский М.В. писал: «Хороший учитель рождает

хороших учеников». Современный учитель является важнейшей фигурой в

организации

педагогического

процесса.

От

его

профессиональной

пригодности,

педагогического

мастерства,

творчества,

к

готовности

к

инновационной

деятельности

зависит

эффективность

педагогической

системы. Научно-исследовательская деятельность – это не дань моде, это

попытка реформировать систему образования.

Как показали исследования зарубежных ученых, изменить систему

образования сложно, но и оставить ее такой, как сейчас – нельзя. Поэтому

решение

проблемы

находится

в

изменении

педагогического

сознания

учителя,

в

обретении

им

современной

методологической

культуры,

исследовательской позиции в обучении и воспитании. А на это и направлена

научно-исследовательская деятельность.

Таким образом, владение учителем методикой организации научно-

исследовательской деятельности учащихся и знание ее основных методов

является основным элементом реформирования школьного образования.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.

Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. М., 2012,

с.17.

2.

Обухов

А.С. Исследовательская

деятельность

как

возможный

путь

вхождения

подростков

в

пространство

культуры//

Развитие

исследовательской деятельности учащихся / Под ред. А.С. Обухова. М.,

2011.

3.

Савенков

А.И. Содержание

и

организация

исследовательского

обучения школьников. М., 2013, с.203.

4.

Головко О. Научно-практическая деятельность школьников //Народное

образование - № 3 2013 г.

5.

Ивочкина

Т.

Организация

научно-исследовательской

деятельности

учащихся // Народное образование - № 1 2014 г.

6.

Журнал «Народное образование» № 12003 с. 101