Авторы: Величко Оксана Викторовна, Шамыкова Инга Сайпашевна
Должность: учитель истории, обществознания
Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа №5" г. Когалым
Населённый пункт: г. Когалым, ХМАО-Югра, Тюменская область
Наименование материала: конспект
Тема: "Требования к подготовке современного учителя"
В
начале
третьего
тысячелетия
углубляются
и
ускоряются
общемировые
социально-экономические,
политические,
социокультурные
процессы,
которые
определяют
развитие
человечества
на
современном
этапе
его
жизнедеятельно сти.
Глобальные
обще ственные
сдвиги
имеют
систематический,
быстрый,
необратимый
характер.
Они
предопределены
научно-техническим
прогрессом,
быстрой
информатизацией
и
компьютеризацией, демократизацией общественной жизни. Ответственной в
этих
условиях
является
роль
образования.
Именно
образование
имеет
непосредственное и большое влияние на личность и общество. Нынешнее
образование
нуждается
в
новых
подходах
к
подготовке
специалиста,
способного
к
креативной
деятельности,
соответствующего
требованиям
времени, углубления и совершенствования профессиональных компетенций.
Задание
относительно
необходимости
постоянного
профессионального
развития учителей отображено в законах РФ «Об образовании в Российской
Федерации», приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 25.12.2014 № 1115н профессиональный стандарт "Педагог
(воспитатель, учитель)".
Проблема учителя – его профессионализма, мировоззренческой культуры,
духовно – морального облика – одна из самых актуальных в педагогике и
философии
образования.
Ведь
именно
от
учителя,
его
личностных
характеристик
зависит
реализация
учебных
планов,
кач е с т во
образовательных услуг, воспитания учеников, как в процессе учебы, так и
внеурочное время. Поэтому исследование проблемы формирования личности
современного учителя кажется мне вопросом безотлагательным.
Современный учитель – это профессионал, который находится в постоянном
творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный
вопрос
«чему
научат
школьников?».
Современному
учителю
необходимы
гибкость и нестандартность мышления, умения адаптироваться к быстрым
изменениям условий жизни. А это возможно лишь при условии высокого
уровня
профессиональной
компетентности,
наличия
р а зви ты х
профессиональных способностей.
Конкурентоспособный
учитель
должен
владеть
чрезвычайными
возможностями влиять на проблемы мировоззрения личности, настроение и
нравственность учеников. Учитель современной школы должен не просто
учить,
он
должен
формировать
духовно
интеллектуальную
творческую
личность,
адаптированную
к
современным
требованиям,
разносторонне
развитую,
социально
зрелую,
которая
успешно
усваивает
ценностный
нормативный
опыт
поколений,
производя
свой
собственный
опыт
деятельности, творчества, общения. Главными технологиями формирования
современного
конкурентно-способного
учителя
можно
назвать
такие:
технология
саморазвития,
самоусовершенствования,
самореализации,
повышения профессионального и индивидуально – личностного уровня на
протяжении всей педагогической деятельности и всей жизни; технология
системного
применения
компетентностного,
личностно-ориентированного
подхода в учебно-воспитательном процессе; технология инновационности и
умение адаптироваться в современном образовательном пространстве;
· Технология критического мышления;
· Технология формирования системы ценностей с учетом личных запросов,
норм
ситуации
и
вкусов
для
формирования
духовно
-
ценностных
ориентаций учащихся.
Конкурентоспособный
специалист
-
это
личность,
которая
является
исследователь, создатель новых знаний, проектировщик своей жизни.
Черты присущие модели конкурентоспособного учителя я вижу следующие:
К - креативность
О - оптимальность
Н - нестандартность
К - конкурентоспособность
У - умение взять на себя инициативу
Р - реализация задуманного
Э - энтузиазм
Н – новаторство, новизна
Т - творчество
В - объективность
С - самореализация
Д - движение вперед
О - оптимизм
Ж - жизненный тонус
Н - новизна
И - интеллект, инновации, инициативность
Т - толерантность
В
современных
условиях,
постоянно
меняться,
лучше
ориентируется,
принимает
решение,
может
человек
творческий,
гибкий,
креативный,
способный
генерировать
и
использовать
новые
идей,
замыслы,
новые
подходов
и
решения.
Это
человек,
обладающий
определённым
перечнем
качеств,
а
именно:
решительностью,
умением
не
останавливаться
на
достигнутом результате, владеть смелостью мышления, умением выходить за
пределы того, что видят современники и видели предшественники.
1.2.Педагогичний менеджмент
По моему мнению, чтобы модель современного учителя была более полной и
всесторонне развитой, надо заглянуть в «глубину» педагогического дела, где
увидим, что главной функцией учителя - является управление процессом
обучения,
воспитания,
развития,
формирования.
Не
учить,
а
направлять
учебу, не воспитывать, а руководить процессом воспитания должен учитель.
Настоящий мастер своего дела остается в учебно-воспитательном процессе
как бы «за кадром», за пределами деятельности ученика. Учитель не должен
доносить готовые истины, а помочь родиться мысли в голове ученика. Таким
образом, цель педагогической деятельности управлении процессами, которые
сопровождают становление личности.
Сегодня, в педагогический словарь проникло понятие «менеджмент» (от англ.
Management- руководство, управление). И деятельность учителя стали всё
чаще в педагогике, называют
«педагогическим менеджментом», а самого
педагога - «менеджером» (воспитание, обучение, развитие роста потенциала
и т.д.). Менеджмент учителя - это умение достичь поставленных задач в
педагогической деятельности, используя труд, интеллект и мотивы поведения
учащихся.
Этот
термин
употребляется
для
определения
сложной
совокупности форм и методов управления учебной деятельностью с целью
формирования
устойчивых
познавательных
интересов
к
знаниям
и
потребности в обучении и самообразовании.
Педагогическая
наука
и
учительская
практика
накопили
определенные
подходы
к
управлению
учебным
процессом.
Согласно
им
первичными
функциями
управленческого
процесса
выступают
планирование,
организация,
мотивация,
учебная
деятельность
и
контроль.
Функции
управления
связаны
между
собой
и
составляют
единую
систему.
Ее
эффективность зависит от координации усилий взаимного доверия и общей
заинтересованности учителей и учеников.
Менеджмент должен стать неотъемлемой частью педагогического процесса.
Только тогда, когда в школах учителя станут менеджерами по обучению - их
ученики станут самостоятельными и успешными менеджерами собственного
будущего.
1.3. Имидж современного педагога
Если ты думаешь на год вперед - посей семя,
Если ты думаешь на десятилетия вперед - посади дерево,
Если ты думаешь на века вперед - воспитай человека!
Думать
на
«века
вперед»
-
основная
профессиональная
линия
учителя.
Именно в его руках будущее конкретного человека и государства в целом. От
того, каким будет учитель в глазах своих учеников, от его имиджа, - зависит
очень
многое.
Учитель
-
это
образ,
который
остается
в
памяти
ребенка
навсегда. «Добрый он или плохой» - это всегда тот, кто всегда находится под
пристальным взглядом родителей и детей. Потому одной из составляющих
педагогической
модели
современного
учителя
является
создание
имиджа
учителя новой формации - личности, способной к активной педагогической
деятельности и постоянному самосовершенствованию.
Учитель всегда был и остается образцом эстетических вкусов, изысканных
манер и высокого личного имиджа.
Положительный имидж - это профессиональные требования, которые ставит
общество к современному учителю. Ведь личность ребенка формируется под
влиянием личности учителя, иногда, даже бессознательно. Соответственно,
профессия
накладывает
на
человека
определенные
обязанности.
Имидж
каждого учителя индивидуальный, но вместе с тем содержит общие черты,
свойственные
его
профессии.
Прежде
всего,
ему
должна
быть
присуща
психологическая
черта,
такая
как
уравновешенность.
В
структуре
межличностных отношений должен преобладать демократический стиль
общения, стремление к сотрудничеству с коллегами, высокая самооценка.
Педагог должен уметь:
свободно изложить материал;
учитывать психологические и возрастные особенности учащихся;
владеть темпом речи (120 - 130 слов в мин.);
иметь общую и специальную грамотность;
обращаться к ученикам по имени;
иметь мгновенную реакцию на ситуацию;
уметь
четко формировать конкретные цели, а также организовать
учебную работу всех учеников одновременно;
уметь контролировать степень усвоения учебного материала.
Наличие
у
учителя
таких
умений
проявляется
в
виде
доброжелательной
поведения и любви к детям. Одним из основных способов формирования
имиджа является визуализация и вербализация. Поэтому вид личного имиджа
учителя имеет такую структуру:
•габитарный имидж (от лат. Habitus - внешность)
• кинетический имидж (кинетика - движение)
• вербальный имидж
Улыбка
является
исключительно
важным
несловесным
знаком
педагогического общения.
Главным орудием труда учителя является слово. В слове материализуется
мнение. Именно мозг, а не слово, заставляет каждого по-своему реагировать
на язык, он не только запоминает значение слов, но и надежно кодирует
любой ощупь, душевный опыт, который мы получаем вместе со словом.
Практика
показывает,
что
знание
законов
нейролингвистического
программирования, использование приемов аутотренинга, и суггестопедии,
яркая, эмоциональная, образная речь учителя дает возможность управлять и
даже манипулировать поведением учеников, влиять на их познавательную
активность.
Следует
помнить,
что
мы
сможем
быть
интересными
и
полезными для своих учеников, когда будем знать больше них. Но, конечно,
мы не всегда можем быть рядом с ними. Поэтому мы должны научить их
самостоятельно добывать знания.
Итак, учитель - это не просто профессия, а высокое звание, которое ко
многому обязывает, заставляет почувствовать свою ответственность за судьбу
каждого ребенка, который пришёл на урок.
Функционирование
«Средней
школы
№5».
Когалыма
предусматривает
осуществление кадровой политики путем создания благоприятных условий
для
формирования
дееспособного
коллектива,
раскрытие
творческого
потенциала каждого учителя, повышение его квалификационного уровня и
его профессионального самосовершенствования. Принцип «образование на
всю жизнь» сменяется новым - «образование в течение всей жизни». В школе
изменены
подходы
к
роли
учителя.
Это
учитель
тьютор,
модератор,
фасилитатор,
который
является
одновременно
и
учителем-психологом,
учителем-технологом,
учителем-исследователем,
творчески,
на
высоком
уровне решает сложные профессиональные проблемы.
Кадровая политика школы направлена на:
реализацию основных направлений модернизации системы образования;
развитие
и
совершенствование
творческого
потенциала
педагогических
работников;
овладение педагогическими работниками современными информационными
технологиями;
повышение рефлексивной культуры педагогического коллектива;
создание условий для непрерывного повышения квалификации педагогов и
управленцев;
формирование потребности в творческой самообразованию в течение всей
профессиональной жизнедеятельности;
разработка и внедрение различных личностных моделей взаимодействия
учащихся и учителей.
1.4.
Концептуальная
модель
современного
учителя
в
инновационном
пространстве МАОУ «Средней школы №5»
Концепция
Проекта
ставит
перед
собой
цель
реализовать
проектную модель
« Личность
педагога
в современном
инновационном
пространстве школы "
С
ц е л ь ю расширение
и
углубление
знаний
учителей
в
области
информационно-коммуникационных технологий, в школе была разработана
программа «Современный учитель в инновационном пространстве МАОУ
«Средней школы №5».
В
этой
Концепции
разработаны
сферы
деятельности
в
условиях
инновационного
образовательного
пространства
«Средней
школы
№5»
и
отношение учителя – ученика.
Личностная
сфера
состоит
из
собственных
позиций
учителя
в
сферах
инновационного
пространства
современной
жизни
и
уровней
развития
личностных характеристик в каждой сфере инноваций.
В здоровье сберегающей сфере - учитель - это человек со сформированной
культурой здоровья и актуализированной потребности в здоровом образе
жизни,
который
собственным
примером
пропагандирует
здоровый
образ
жизни учащихся и их родителей. Учитель - является настоящим обладателем
здоровья
физического,
психического,
духовного,
эмоционального,
социального.
В культурной сфере - учитель - это человек с определенными важнейшими в
жизни
понятиями
-
жизненными
ценностями,
установленными
нормами
поведения.
В
научно-познавательной
сфере
-
учитель
-
это
человек,
способный
к
усвоению научных знаний в различных областях с высоким уровнем развития
познавательной
сферы,
интеллектуальной
активностью,
стремлением
к
познанию,
самообразованию,
научной
эрудицией.
Стремится
к
исследовательской деятельности сам и вдохновляет к ней учеников.
В
художественно-эстетической
сфере
-
учитель
-
это
человек,
который
способен воспринимать красоту окружающего мира (в природе, искусстве,
человеке), стремится к увеличению красоты в мире.
В
гуманистической
сфере
-
учитель
утверждает
ценность
человека
как
личности,
его
право
на
свободу,
счастье,
развитие,
проявление
своих
способностей.
В
гражданско-правовой
сфере
-
учитель
-
это
человек,
который
имеет
развитое
гражданское
самосознание,
активную
позицию,
правовую
грамотность,
чувство
ответственности
за
свои
поступки
и
действия,
инициативность, самостоятельность и чувство любви к Родине, способный к
воспитанию будущих граждан государства - уверенных в себе, способных
анализировать в будущем все важные и сложные проблемы.
В информационной сфере - учитель - это человек, который осознает роль
информации в обществе, обладает знаниями законов информационной среды
и новыми информационными технологиями. Умеет адекватно формулировать
свою потребность в информации; эффективно осуществлять поиск нужной
информации
во
всей
совокупности
информационных
ре сурсов;
перерабатывать
информацию
и
создавать
качественно
новую;
вести
индивидуальные информационно-поисковые системы; адекватно отбирать и
оценивать информацию.
Сферы деятельности учителя в условиях инновационного образовательного
пространства
школы
представлены
следующими
кат е го р и я м и :
взаимоотношения с учениками, с партнерами (администрацией, коллегами,
родителями, партнерами) и отношением к педагогическому делу (а также
творческой и самообразовательной деятельности).
Сфера
взаимоотношений
с
учениками
нацеливает
на
соответствие
требованиям
современности
культуры,
интеллекта
и
эрудиции,
нравственности, осведомленности даже внешнего вида. Интерес и любовь
к
ребенку
помогает
создавать
теплую
атмосферу
любви
и
поддержки
в
учебно-воспитательном
процессе.
Учитель
уважает
личность
ученика
и
создает
условия
для
развития
в
нем
самоуважения
и
положительного
представления о себе.
Главным в этом процессе возникает вопрос подготовки учителя к работе в
новейшей школе, управляющий знаниями, которая меняется по содержанию
и формам организации учебно-воспитательного процесса.
Надо ставить ориентиры на важнейшие векторы вызовов времени, которые
определяют направления управленческих инноваций:
ориентация на овладение технологиями социализации;
необходимость
обучения
в
течение
всей
жизни
в
условиях
острой
конкуренции на рынке рабочей силы;
необходимость
постоянно
обеспечивать
коммуникативность,
которая
выражается в знании информационных технологий;
здоровый образ жизни, который в наше время выносится на рынок как
важная способность рабочей силы.
Современная
школа
ставит
перед
личностью
педагога
ряд
требований.
Перечень качеств и черт личности можно продолжать долго, и все они имеют
большую
важность.
Умение
педагога
состоит
в
том,
чтобы
научиться
выделять для себя важное, стремиться выработать в их себе.