Напоминание

"Требования к подготовке современного учителя"

Авторы: Величко Оксана Викторовна, Шамыкова Инга Сайпашевна
Должность: учитель истории, обществознания
Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа №5" г. Когалым
Населённый пункт: г. Когалым, ХМАО-Югра, Тюменская область
Наименование материала: конспект
Тема: "Требования к подготовке современного учителя"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

В

начале

третьего

тысячелетия

углубляются

и

ускоряются

общемировые

социально-экономические,

политические,

социокультурные

процессы,

которые

определяют

развитие

человечества

на

современном

этапе

его

жизнедеятельно сти.

Глобальные

обще ственные

сдвиги

имеют

систематический,

быстрый,

необратимый

характер.

Они

предопределены

научно-техническим

прогрессом,

быстрой

информатизацией

и

компьютеризацией, демократизацией общественной жизни. Ответственной в

этих

условиях

является

роль

образования.

Именно

образование

имеет

непосредственное и большое влияние на личность и общество. Нынешнее

образование

нуждается

в

новых

подходах

к

подготовке

специалиста,

способного

к

креативной

деятельности,

соответствующего

требованиям

времени, углубления и совершенствования профессиональных компетенций.

Задание

относительно

необходимости

постоянного

профессионального

развития учителей отображено в законах РФ «Об образовании в Российской

Федерации», приказ Министерства труда и социальной защиты Российской

Федерации от 25.12.2014 № 1115н профессиональный стандарт "Педагог

(воспитатель, учитель)".

Проблема учителя – его профессионализма, мировоззренческой культуры,

духовно – морального облика – одна из самых актуальных в педагогике и

философии

образования.

Ведь

именно

от

учителя,

его

личностных

характеристик

зависит

реализация

учебных

планов,

кач е с т во

образовательных услуг, воспитания учеников, как в процессе учебы, так и

внеурочное время. Поэтому исследование проблемы формирования личности

современного учителя кажется мне вопросом безотлагательным.

Современный учитель – это профессионал, который находится в постоянном

творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный

вопрос

«чему

научат

школьников?».

Современному

учителю

необходимы

гибкость и нестандартность мышления, умения адаптироваться к быстрым

изменениям условий жизни. А это возможно лишь при условии высокого

уровня

профессиональной

компетентности,

наличия

р а зви ты х

профессиональных способностей.

Конкурентоспособный

учитель

должен

владеть

чрезвычайными

возможностями влиять на проблемы мировоззрения личности, настроение и

нравственность учеников. Учитель современной школы должен не просто

учить,

он

должен

формировать

духовно

интеллектуальную

творческую

личность,

адаптированную

к

современным

требованиям,

разносторонне

развитую,

социально

зрелую,

которая

успешно

усваивает

ценностный

нормативный

опыт

поколений,

производя

свой

собственный

опыт

деятельности, творчества, общения. Главными технологиями формирования

современного

конкурентно-способного

учителя

можно

назвать

такие:

технология

саморазвития,

самоусовершенствования,

самореализации,

повышения профессионального и индивидуально – личностного уровня на

протяжении всей педагогической деятельности и всей жизни; технология

системного

применения

компетентностного,

личностно-ориентированного

подхода в учебно-воспитательном процессе; технология инновационности и

умение адаптироваться в современном образовательном пространстве;

· Технология критического мышления;

· Технология формирования системы ценностей с учетом личных запросов,

норм

ситуации

и

вкусов

для

формирования

духовно

-

ценностных

ориентаций учащихся.

Конкурентоспособный

специалист

-

это

личность,

которая

является

исследователь, создатель новых знаний, проектировщик своей жизни.

Черты присущие модели конкурентоспособного учителя я вижу следующие:

К - креативность

О - оптимальность

Н - нестандартность

К - конкурентоспособность

У - умение взять на себя инициативу

Р - реализация задуманного

Э - энтузиазм

Н – новаторство, новизна

Т - творчество

В - объективность

С - самореализация

Д - движение вперед

О - оптимизм

Ж - жизненный тонус

Н - новизна

И - интеллект, инновации, инициативность

Т - толерантность

В

современных

условиях,

постоянно

меняться,

лучше

ориентируется,

принимает

решение,

может

человек

творческий,

гибкий,

креативный,

способный

генерировать

и

использовать

новые

идей,

замыслы,

новые

подходов

и

решения.

Это

человек,

обладающий

определённым

перечнем

качеств,

а

именно:

решительностью,

умением

не

останавливаться

на

достигнутом результате, владеть смелостью мышления, умением выходить за

пределы того, что видят современники и видели предшественники.

1.2.Педагогичний менеджмент

По моему мнению, чтобы модель современного учителя была более полной и

всесторонне развитой, надо заглянуть в «глубину» педагогического дела, где

увидим, что главной функцией учителя - является управление процессом

обучения,

воспитания,

развития,

формирования.

Не

учить,

а

направлять

учебу, не воспитывать, а руководить процессом воспитания должен учитель.

Настоящий мастер своего дела остается в учебно-воспитательном процессе

как бы «за кадром», за пределами деятельности ученика. Учитель не должен

доносить готовые истины, а помочь родиться мысли в голове ученика. Таким

образом, цель педагогической деятельности управлении процессами, которые

сопровождают становление личности.

Сегодня, в педагогический словарь проникло понятие «менеджмент» (от англ.

Management- руководство, управление). И деятельность учителя стали всё

чаще в педагогике, называют

«педагогическим менеджментом», а самого

педагога - «менеджером» (воспитание, обучение, развитие роста потенциала

и т.д.). Менеджмент учителя - это умение достичь поставленных задач в

педагогической деятельности, используя труд, интеллект и мотивы поведения

учащихся.

Этот

термин

употребляется

для

определения

сложной

совокупности форм и методов управления учебной деятельностью с целью

формирования

устойчивых

познавательных

интересов

к

знаниям

и

потребности в обучении и самообразовании.

Педагогическая

наука

и

учительская

практика

накопили

определенные

подходы

к

управлению

учебным

процессом.

Согласно

им

первичными

функциями

управленческого

процесса

выступают

планирование,

организация,

мотивация,

учебная

деятельность

и

контроль.

Функции

управления

связаны

между

собой

и

составляют

единую

систему.

Ее

эффективность зависит от координации усилий взаимного доверия и общей

заинтересованности учителей и учеников.

Менеджмент должен стать неотъемлемой частью педагогического процесса.

Только тогда, когда в школах учителя станут менеджерами по обучению - их

ученики станут самостоятельными и успешными менеджерами собственного

будущего.

1.3. Имидж современного педагога

Если ты думаешь на год вперед - посей семя,

Если ты думаешь на десятилетия вперед - посади дерево,

Если ты думаешь на века вперед - воспитай человека!

Думать

на

«века

вперед»

-

основная

профессиональная

линия

учителя.

Именно в его руках будущее конкретного человека и государства в целом. От

того, каким будет учитель в глазах своих учеников, от его имиджа, - зависит

очень

многое.

Учитель

-

это

образ,

который

остается

в

памяти

ребенка

навсегда. «Добрый он или плохой» - это всегда тот, кто всегда находится под

пристальным взглядом родителей и детей. Потому одной из составляющих

педагогической

модели

современного

учителя

является

создание

имиджа

учителя новой формации - личности, способной к активной педагогической

деятельности и постоянному самосовершенствованию.

Учитель всегда был и остается образцом эстетических вкусов, изысканных

манер и высокого личного имиджа.

Положительный имидж - это профессиональные требования, которые ставит

общество к современному учителю. Ведь личность ребенка формируется под

влиянием личности учителя, иногда, даже бессознательно. Соответственно,

профессия

накладывает

на

человека

определенные

обязанности.

Имидж

каждого учителя индивидуальный, но вместе с тем содержит общие черты,

свойственные

его

профессии.

Прежде

всего,

ему

должна

быть

присуща

психологическая

черта,

такая

как

уравновешенность.

В

структуре

межличностных отношений должен преобладать демократический стиль

общения, стремление к сотрудничеству с коллегами, высокая самооценка.

Педагог должен уметь:

свободно изложить материал;

учитывать психологические и возрастные особенности учащихся;

владеть темпом речи (120 - 130 слов в мин.);

иметь общую и специальную грамотность;

обращаться к ученикам по имени;

иметь мгновенную реакцию на ситуацию;

уметь

четко формировать конкретные цели, а также организовать

учебную работу всех учеников одновременно;

уметь контролировать степень усвоения учебного материала.

Наличие

у

учителя

таких

умений

проявляется

в

виде

доброжелательной

поведения и любви к детям. Одним из основных способов формирования

имиджа является визуализация и вербализация. Поэтому вид личного имиджа

учителя имеет такую структуру:

•габитарный имидж (от лат. Habitus - внешность)

• кинетический имидж (кинетика - движение)

• вербальный имидж

Улыбка

является

исключительно

важным

несловесным

знаком

педагогического общения.

Главным орудием труда учителя является слово. В слове материализуется

мнение. Именно мозг, а не слово, заставляет каждого по-своему реагировать

на язык, он не только запоминает значение слов, но и надежно кодирует

любой ощупь, душевный опыт, который мы получаем вместе со словом.

Практика

показывает,

что

знание

законов

нейролингвистического

программирования, использование приемов аутотренинга, и суггестопедии,

яркая, эмоциональная, образная речь учителя дает возможность управлять и

даже манипулировать поведением учеников, влиять на их познавательную

активность.

Следует

помнить,

что

мы

сможем

быть

интересными

и

полезными для своих учеников, когда будем знать больше них. Но, конечно,

мы не всегда можем быть рядом с ними. Поэтому мы должны научить их

самостоятельно добывать знания.

Итак, учитель - это не просто профессия, а высокое звание, которое ко

многому обязывает, заставляет почувствовать свою ответственность за судьбу

каждого ребенка, который пришёл на урок.

Функционирование

«Средней

школы

№5».

Когалыма

предусматривает

осуществление кадровой политики путем создания благоприятных условий

для

формирования

дееспособного

коллектива,

раскрытие

творческого

потенциала каждого учителя, повышение его квалификационного уровня и

его профессионального самосовершенствования. Принцип «образование на

всю жизнь» сменяется новым - «образование в течение всей жизни». В школе

изменены

подходы

к

роли

учителя.

Это

учитель

тьютор,

модератор,

фасилитатор,

который

является

одновременно

и

учителем-психологом,

учителем-технологом,

учителем-исследователем,

творчески,

на

высоком

уровне решает сложные профессиональные проблемы.

Кадровая политика школы направлена на:

реализацию основных направлений модернизации системы образования;

развитие

и

совершенствование

творческого

потенциала

педагогических

работников;

овладение педагогическими работниками современными информационными

технологиями;

повышение рефлексивной культуры педагогического коллектива;

создание условий для непрерывного повышения квалификации педагогов и

управленцев;

формирование потребности в творческой самообразованию в течение всей

профессиональной жизнедеятельности;

разработка и внедрение различных личностных моделей взаимодействия

учащихся и учителей.

1.4.

Концептуальная

модель

современного

учителя

в

инновационном

пространстве МАОУ «Средней школы №5»

Концепция

Проекта

ставит

перед

собой

цель

реализовать

проектную модель

« Личность

педагога

в современном

инновационном

пространстве школы "

С

ц е л ь ю расширение

и

углубление

знаний

учителей

в

области

информационно-коммуникационных технологий, в школе была разработана

программа «Современный учитель в инновационном пространстве МАОУ

«Средней школы №5».

В

этой

Концепции

разработаны

сферы

деятельности

в

условиях

инновационного

образовательного

пространства

«Средней

школы

№5»

и

отношение учителя – ученика.

Личностная

сфера

состоит

из

собственных

позиций

учителя

в

сферах

инновационного

пространства

современной

жизни

и

уровней

развития

личностных характеристик в каждой сфере инноваций.

В здоровье сберегающей сфере - учитель - это человек со сформированной

культурой здоровья и актуализированной потребности в здоровом образе

жизни,

который

собственным

примером

пропагандирует

здоровый

образ

жизни учащихся и их родителей. Учитель - является настоящим обладателем

здоровья

физического,

психического,

духовного,

эмоционального,

социального.

В культурной сфере - учитель - это человек с определенными важнейшими в

жизни

понятиями

-

жизненными

ценностями,

установленными

нормами

поведения.

В

научно-познавательной

сфере

-

учитель

-

это

человек,

способный

к

усвоению научных знаний в различных областях с высоким уровнем развития

познавательной

сферы,

интеллектуальной

активностью,

стремлением

к

познанию,

самообразованию,

научной

эрудицией.

Стремится

к

исследовательской деятельности сам и вдохновляет к ней учеников.

В

художественно-эстетической

сфере

-

учитель

-

это

человек,

который

способен воспринимать красоту окружающего мира (в природе, искусстве,

человеке), стремится к увеличению красоты в мире.

В

гуманистической

сфере

-

учитель

утверждает

ценность

человека

как

личности,

его

право

на

свободу,

счастье,

развитие,

проявление

своих

способностей.

В

гражданско-правовой

сфере

-

учитель

-

это

человек,

который

имеет

развитое

гражданское

самосознание,

активную

позицию,

правовую

грамотность,

чувство

ответственности

за

свои

поступки

и

действия,

инициативность, самостоятельность и чувство любви к Родине, способный к

воспитанию будущих граждан государства - уверенных в себе, способных

анализировать в будущем все важные и сложные проблемы.

В информационной сфере - учитель - это человек, который осознает роль

информации в обществе, обладает знаниями законов информационной среды

и новыми информационными технологиями. Умеет адекватно формулировать

свою потребность в информации; эффективно осуществлять поиск нужной

информации

во

всей

совокупности

информационных

ре сурсов;

перерабатывать

информацию

и

создавать

качественно

новую;

вести

индивидуальные информационно-поисковые системы; адекватно отбирать и

оценивать информацию.

Сферы деятельности учителя в условиях инновационного образовательного

пространства

школы

представлены

следующими

кат е го р и я м и :

взаимоотношения с учениками, с партнерами (администрацией, коллегами,

родителями, партнерами) и отношением к педагогическому делу (а также

творческой и самообразовательной деятельности).

Сфера

взаимоотношений

с

учениками

нацеливает

на

соответствие

требованиям

современности

культуры,

интеллекта

и

эрудиции,

нравственности, осведомленности даже внешнего вида. Интерес и любовь

к

ребенку

помогает

создавать

теплую

атмосферу

любви

и

поддержки

в

учебно-воспитательном

процессе.

Учитель

уважает

личность

ученика

и

создает

условия

для

развития

в

нем

самоуважения

и

положительного

представления о себе.

Главным в этом процессе возникает вопрос подготовки учителя к работе в

новейшей школе, управляющий знаниями, которая меняется по содержанию

и формам организации учебно-воспитательного процесса.

Надо ставить ориентиры на важнейшие векторы вызовов времени, которые

определяют направления управленческих инноваций:

ориентация на овладение технологиями социализации;

необходимость

обучения

в

течение

всей

жизни

в

условиях

острой

конкуренции на рынке рабочей силы;

необходимость

постоянно

обеспечивать

коммуникативность,

которая

выражается в знании информационных технологий;

здоровый образ жизни, который в наше время выносится на рынок как

важная способность рабочей силы.

Современная

школа

ставит

перед

личностью

педагога

ряд

требований.

Перечень качеств и черт личности можно продолжать долго, и все они имеют

большую

важность.

Умение

педагога

состоит

в

том,

чтобы

научиться

выделять для себя важное, стремиться выработать в их себе.