Автор: Урумбасарова Светлана Тимершаеховна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №3 "Петушок"
Населённый пункт: с.Кушнаренково
Наименование материала: "Народное творчество"
Тема: "Народное творчество"
«Народное творчество в воспитании дошкольников»
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди
других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством,
литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших
памятниках,
литературе,
языке,
живописи…
Рациональные
отличия
сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием
душ, а не только передачей знаний». Д.С. Лихачев.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не
может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего
народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен
начинаться
как
можно
раньше,
образно
говоря,
с
молоком
матери
ребёнок
должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки,
потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения
народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство
оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота
родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант,
трудолюбие,
оптимизм
предстают
перед
детьми
живо
и
непосредственно
в
произведениях народных мастеров.
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства.
Устное
народное
творчество,
музыкальный
фольклор,
народно-прикладное
искусство
должны
найти
большое
отражение
в
содержании
образования
и
воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры
других стран внедряются в жизнь, быт и мировоззрение детей.
Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства,
способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических
критериев,
развитию
эстетического
отношения
детей
к
профессиональному
искусству,
природе,
окружающей
действительности
обладает
большими
воспитательными возможностями.
Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной
музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров,
дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ
в
человеке,
а
что
порицает,
как
понимает
красоту,
о
чём
мечтает.
Дети
знакомятся
с
художественным
языком
произведений,
в
результате
чего
обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за
счёт усвоения сравнений, эпитетов, синонимов, например, "добрый молодец", "
красна девица", " ясный сокол", " малые детушки".
На
основе
знакомства
с
народным
искусством
дети
учатся
понимать
прекрасное,
усваивают
эталоны
красоты
(словесные,
музыкальные,
изобразительные).
Слушая
сказку,
получают
представления
о
добре
и
зле.
Рассматривая
произведения
декоративно-прикладного
искусства,
дети
испытывают чувство радости, проникаются уважением к народному мастеру,
создавшему
их,
у
них
возникает
стремление
самим
научиться
создавать
прекрасное. Каждый образ в народном творчестве имеет свое значение, символ.
В
работе
с
детьми
используются
изделия
декоративно-прикладного
искусства с растительным узором (городец, хохлома, гжель, жостово, кружево и
др.). Задача педагога- показать разнообразие и традиции вида; характерные
особенности, своеобразие элементов узора, сочетание цветов, композиции.
С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное
значение
народного
искусства.
Через
близкое
и
родное
творчество
своих
земляков
детям
легче
понять
и
творчество
других
народов,
получить
первоначальное патриотическое воспитание. Именно поэтому, родная культура,
как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом,
порождающим личность.
В
народном
искусстве
обобщены
представления
о
прекрасном,
эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в
поколение. Трудно переоценить значение народного декоративно-прикладного
искусства
в
патриотическом
воспитании
детей,
а
также
в
воспитании
нравственных чувств, чувства любви и гордости за свою страну. Важную роль
народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали
искусствоведы,
исследователи
детского
изобразительного
творчества
(А.П.
Усова, Н.П. Сокулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н.
Доронова,
А.А.
Грибовская
и
другие).
Они
убедительно
показывают,
что
ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства
побуждает
в
детях
первые
яркие
представления
о
Родине,
о
ее
культуре,
способствует
воспитанию
патриотических
чувств,
приобщает
к
миру
прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском
саду.
Впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающие в нем чувство
красоты, любознательности являются национальные игрушки. В детском саду с
раннего возраста малыши знакомятся с народными игрушками (пирамидками,
матрешками,
вкладышами,
каталками,
качалками,
игрушкой-забавой).
В
дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным
искусством
Хохломы,
Городца,
дымковской,
каргопольской,
филимоновской
игрушкой.
Дошкольники
приобщаются
к
устному
народному
творчеству,
народным играм и хороводам. От возраста к возрасту усложняются задачи по
слушанию
и
воспроизведению
фольклора,
восприятию
яркости
цветовых
образов народно-прикладного искусства.
Приобщение
детей
к
народной
культуре
мы
должны
восполнять
посещением
разнообразных
выставок
народно-прикладного
искусства,
посещением музеев русского зодчества, краеведческих экспозиций и др. Очень
важно знакомить детей с народным декоративным искусством. Она, пленяет
душу гармонией и ритмом, приобщает детей ко всем видам национального
искусства от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.
Именно
так
представляется
стратегия
воспитания
патриотизма
ребенка
как
основа его любви к Родине
Передовая педагогическая теория высоко оценивает значение народных
игр, в силу чего они входят как составной материал в программу воспитания в
детских садах. Русская педагогика рассматривала народные детские игры, как
необходимое содержание воспитания. Пока дитя еще мало, все игры обращены
индивидуально
к
нему,
его
забавляют,
развлекают
несложными
играми
со
звучащими, шумящими, красочными игрушками, играми прибаутками. Но вот
ребенок научился ходить, бегать и характер игр резко изменяется – появляются
коллективные игры, в которых воспитывается чувство ответственности перед
всем коллективом. И вместе с тем в этих играх не гасится самостоятельность
детей.
Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума,
характера,
воли,
развивают
нравственные
чувства,
физически
укрепляют
ребенка. Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение,
когда его ум работает живо и энергично, действия организованы. Немаловажное
воспитательное значение придается народной игрушке, т.к. народная игрушка
давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно
специально указывать на нее, как на продукт народного творчества. Подходя к
народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана
на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие
его чувств, ума и характера.
Традиционные
для
изобразительного
народного
искусства
фигуры
женщины,
коня,
петуха,
медведя,
представленные,
как
в
игрушке,
так
и
в
вышивке,
резьбе,
показывают
органическую
связь
игрушки
с
народным
искусством. В ней, как и в вышивке, эти фигуры трактуются в условном,
сказочном
плане.
В
народной
русской
игрушке
ярко
выражено
стремление
порадовать, повеселить ребенка.
Изобразительное народное искусство, именно через народную игрушку
непосредственно
адресовано
детям:
все
в
ней
обращено
к
ребенку
-
ее
содержание, форма, окраска. Россия – родина для многих. Но для того, чтобы
считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь
своего
народа
и
творчески
утвердить
себя
в
ней,
принять
русский
язык,
историю,
культуру
как
свои
собственные.
Глубокий,
духовный,
творческий
патриотизм надо прививать с раннего детства.