Напоминание

"Использование фитбол-гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста".

Автор: Егорова Наталья Александровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Дюймовочка"
Населённый пункт: город Советский, Тюменская область
Наименование материала: обобщение опыта работы
Тема: "Использование фитбол-гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Представляю вашему вниманию опыт работы «Использование фитбол-гимнастики

с детьми старшего дошкольного возраста».

Современное

дошкольное

образование

живет

в

условиях

модернизации

и

преобразований,

направленных

на

повышение

качества

воспитательно

образовательной работы, внедрение новых педагогических технологий.

Необходимость реформирования системы физкультурно - оздоровительной работы

в нашем детском саду была обусловлена следующими причинами:

- ухудшением состояния здоровья и физического развития детей;

-

недостаточной

эффективностью

занятий

физической

культурой в

решении

оздоровительных задач;

- использованием традиционных подходов.

В связи с этим для нас актуальной стала проблема поиска эффективных путей

физического развития и укрепления здоровья детей.

Очень

популярны

сейчас

различные

направления фитнеса и оздоровительных

видов гимнастики: ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, шейпинг, суставная и

дыхательная

гимнастика,

восточные

оздоровительные

системы

упражнений:

ушу,

китайская гимнастика, йога и многое другое.

Данными вопросами в области образовательных и инновационных технологий

занимались:

В.А.

Бордовский,

JI.C.

Подымова,

С.Д.

Поляков,

А.И.

Пригожин,

Г.К.

Селевко, В.А. Сластёнин, А.П. Тряпицына

и др.

Научным исследованиям в области

фитнеса в последнее время стало придаваться большее значение, некоторые аспекты

можно встретить в работах отечественных и зарубежных авторов (В.Е. Борилкевич, Э.Т.

Хоули, Б.Дон Френке, А.Г. Лукьяненко, A.B. Менхин, Е.Б. Мякинченко, В.И. Григорьев,

C.B. Савин, и др.)

Известны такие направления в работе с дошкольниками, как фитбол – гимнастика,

фитбол – атлетика, фитбол – танец, фитбол – коррекция, фитбол – игра.

Изучив материалы по разным направлениям фитнеса, я остановила свой выбор на

методике фитбол-гимнастики, которая

была

представлена

в

2002

году

авторами:

кандидатом

педагогических

наук,

доцентом

Т.С. Овчинниковой,

и

кандидатом

медицинских наук, доцентом А.А. Потапчук в программе «Двигательный игротренинг для

дошкольников», и апробирована в течение пяти лет в детских садах города Санкт –

Петербурга

Разработанная авторами концепция детского фитнеса предусматривает повышение

уровня физической подготовленности и интереса к занятиям физическими упражнениями,

целенаправленное развитие двигательных способностей, содействие физическому

развитию, укреплению здоровья, профилактике различных заболеваний, формированию

физической культуры личности, представлений о здоровом образе жизни.

Актуальность

Актуальность данной темы состоит в том, что за последние годы состояние

здоровья

детей

прогрессивно

ухудшается.

80%

детей

имеют

аномалию

осанки,

деформацию стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза. Согласно исследованиям

специалистов, 60% болезней взрослых «заложены» в детстве. Каждый четвертый ребенок

дошкольного возраста болеет в течение года более 4-х раз (данные Т.Я. Чертюк, З.С.

Макаровой, М.Н. Беловой, Б.Н. Капустян и др.).

Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем

испытывают двигательный дефицит, т.е. страдают гиподинамией.

Требования современной педагогики побуждают специалистов к поиску новых

подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Необходимо найти

такие программы, с использованием приемов и методов обучения, в которых должен быть

учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Именно

этим критериям отвечает методика работы с фитболами.

Фитбол, в переводе с английского, означает «мяч для опоры», который используется

в оздоровительных целях. Данная методика заинтересовала меня тем, что она носит

практическую и коррекционную направленность, влияет

на

развитие двигательных

умений, координации движений, функций равновесия, а также вызывает положительные

эмоции у детей. Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с

развитием интеллекта. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса,

создают хороший мышечный корсет, но главное — формируют сложно и длительно

вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

Фитбол-гимнастика, по сравнению с другими видами занятий аэробикой, дает

уникальную

возможность

тренировки

сердечно-сосудистой

системы,

повышения

возможностей организма занимающихся. Это практически единственный вид аэробики,

где

в

выполнение

физических

упражнений

включаются

совместно

двигательный,

вестибулярный,

зрительный,

слуховой

и

тактильный

анализаторы,

что

усиливает

положительный эффект от занятий на фитболах. Занятия фитбол-гимнастикой вызывают

большой интерес, как у детей, так и у взрослых. Они уникальны по своему

физиологическому

воздействию

на

организм.

Яркий,

большой

мяч,

музыкальное

сопровождение

и

многообразие

упражнений

создают

у

детей

положительный

эмоциональный настрой.

Эффект

от

упражнений

сидя

на

мяче

сходен

с

верховой

ездой,

положительное влияние которой описано Гиппократом. В специальной медицинской

литературе

езда описывается как один из методов лечения остеохондроза, сколиоза,

заболеваний желудочно-кишечного тракта, ишемической болезни сердца, ожирения,

простатита, неврастении.

Новизна.

Мяч

по

своим

свойствам

многофункционален

и

поэтому

может

использоваться в комплексах упражнений как предмет, тренажер или опора.

При

использовании

мяча как

предмета

можно

выполнять

различные

общеразвивающие упражнения с фитболом в руках в различных исходных положениях

(стоя, сидя, лежа и др.), а так же броски, ловлю, удары об пол(ведение) и др.

Мяч как опора применяется в положении сидя на мяче, в различных исходных

положениях лёжа(мяч под спину, под живот, под бок), а так же лёжа на спине мяч под

ногами и др .

Можно использовать мячи как ориентир при выполнении различных подвижных

игр,

эстафет

(обежать

вокруг

мяча

и

др.),а

так

же

при

выполнении

различных

упражнений(например: в седе ноги врозь при выполнении наклона вперёд дотянуться

руками до мяча и др.).

Как

амортизатор

и

тренажёр

мяч предназначен

для

развития

силовых

способностей мышц рук, ног (зажимы мяча), а так же для развития функции равновесия.

Мяч

как

отягощение

(в

руках,

ногах)

применяется

в

различных

исходных

положениях:

стоя, лёжа, сидя и др.; для укрепления различных мышечных групп, формирования и

коррекции фигуры.

Можно использовать мяч как препятствие для перешагивания, перепрыгивания и

различных видов прокатываний через него (на животе: вперёд и назад, в седе: вправо и

влево).

Фитболы применяются и в качестве массажера как при выполнении упражнений

индивидуально, так и в парах. Один занимающийся лежит на животе, другой с мячом в

руках выполняет массажные движения по спине, ногам и рукам партнера(прокатывания,

постукивания, вибрационные и круговые движения и др.).

Таким

образом, фитбол-гимнастика, я в л я ю щ а я с я

н а

д а н н ы й

м о м е н т

инновационным направлением в физического воспитании и оздоровлении детей, сочетает

в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка и поэтому взяла

тему: «Использование фитбол-гимнастики для профилактики нарушения осанки у детей

старшего дошкольного возраста»

Работая над темой, поставила для себя цель: содействовать всестороннему развитию

физических и духовных сил занимающихся через занятия фитбол – гимнастики.

Для реализации данной цели поставила перед собой следующие задачи:

1.

Изучить

теоретические

основы

использования

фитбол-гимнастики

в

дошкольном

возрасте.

2.

Создать условия для физического развития и укрепления здоровья воспитанников.

3.

Определить «золотые» правила фитбол-гимнастики и этапы освоения упражнений.

4.

Провести

мониторинг

развития

детей

для

определения

эффективности

фитбол-

гимнастики.

5.

Представить

опыт

работы

по

проблеме

использования

фитбол-гимнастики

для

профилактики нарушения осанки у детей старшего дошкольного возраста через научные

труды Т.С. Овчинниковой, А.А. Потапчук.

В работе с воспитанниками поставила цель: повышение эффективности физкультурно-

оздоровительной работы и профилактика нарушений осанки.

Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

1.

Повысить

эффективность

физкультурно-оздоровительной

работы

по

профилактике

нарушений осанки через использование фитбол - мячей.

2.

Укрепить мышечный корсет, формировать навык правильной осанки;

3.

Развивать

двигательные

качества;

совершенствовать

координацию

движений

и

равновесие;

4.

Улучшить функционирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

5.

Способствовать улучшению коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;

Оздоровительная работа на физкультурных занятиях по фитбол- гимнастике

строится на основных принципах.

Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ. Показываю упражнение

я или подготовленный мною ребёнок.

Доступность.

Обучение

упражнениям

от

простого

к

сложному,

от

известного

к

неизвестному.

Многие

упражнения

детям

знакомы,

но

под

другими

названиями

и

выполняются в более медленном темпе. Например:

«Деревце», «Сорванный цветок»,

«Звезда». На занятии я использовала самые простые упражнения.

Систематичность.

Регулярность,

постепенное

повышение

нагрузки,

увеличение

количества упражнений.

Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений, умение выполнять их

самостоятельно,

вне

занятий.

Начинаем

выполнять

упражнение

с

4

раз,

постепенно

увеличивая количество повторов.

Индивидуально-дифференциальный подход. Учет особенностей возраста, состояния

здоровья каждого ребенка. Поэтому требования к детям индивидуальные.

Сознательность. Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять.

Для этого перед разучиванием упражнения я объясняю детям для укрепления,

каких

мышц данное упражнение.

Ожидаемые результаты:

В конце учебного года обучения у воспитанника:

1. сформирована правильная осанка; грациозность, выразительность движений; развиты

физические качества: мышечная сила, гибкость, выносливость, координация движений;

2. развито чувство ритма, темпа, согласованность движений с музыкой;

3. наблюдается снижение заболеваемости детей;

4. сформирован стойкий интерес к занятиям физической культурой;

5. сформирован интерес к собственным достижениям;

6. сформирована мотивация здорового образа жизни.

Работу по теме провожу в следующих направлениях:

I.

Работа с детьми.

II. Взаимодействие с педагогами.

III.

Взаимодействие с родителями.

В работе с детьми использую следующие методы и приемы:

Наглядные:

- наглядно – зрительные приемы (показ техники выполнения физических упражнений,

использование наглядных пособий и физоборудования );

- тактильно – мышечные приемы (непосредственная помощь инструктора);

Словесные:

- объяснения, пояснения, указания;

- подача команд, распоряжений, сигналов;

- вопросы к детям и поиск ответов;

- словесная инструкция.

- слушание музыкальных произведений;

Практические:

- выполнение и повторение упражнений без изменения и с изменениями;

- выполнение упражнений в игровой форме;

- выполнение упражнений в соревновательной форме;

- самостоятельное выполнение упражнений на фитболах.

Мотивационные методы – похвала, убеждение, поощрение.

Фитбол — гимнастика содержит следующие упражнения:

- ходьба

- бег

- прыжки (на месте и в движении, с мячом в руках и ногах, сидя на мяче)

Общеразвивающие упражнения разделяются по нескольким признакам:

- из разных и.п. (из стойки, из и.п. сидя, из упоров, из положения лёжа на животе, спине,

на боку)

- по признаку организации группы (одиночные, вдвоём, в втроем; в кругу, в сцеплении

шеренгой, в движении);

- по признаку преимущественного воздействия (на силу, на растягивание, на расслабление,

на осанку, на координацию, на дыхание);

- по анатомическому признаку (для рук и плечевого пояса, для ног и тазового отдела, для

туловища и шеи, для всего тела);

- по признаку использования предметов и снарядов (без предметов, с предметами, на

снарядах – сидя на мяче, с использованием тренажёров или эспандеров).

Как и во многих других направлениях в работе с дошкольниками, независимо от

возраста

и

физического

состояния

детей

необходимо

соблюдать

поэтапное

освоение

упражнений с мячом.

Оздоровительная работа по использованию фитбол – гимнастики в образовательной

деятельности с детьми строится в 4-е этапа:

1 этап

Структура образовательной деятельности включает традиционные 3 части: вводную,

основную, заключительную. На данном этапе включается 5-8 упражнений с фитболом.

Использование

фитбола

на

1

этапе

не

должно

превышать

20%

от

всего

объёма

образовательной деятельности.

2 этап

Структура

образовательной

деятельности

сохраняется,

но

увеличивается

объём

упражнений на фитболе. Можно использовать музыкально-ритмические композиции с

различными перестроениями. Объём использования упражнений с фитболом на 2 этапе не

должен превышать 40% от общего объёма образовательной деятельности.

3 этап

Структура

образовательной

деятельности

сохраняется.

Увеличивается

объём

упражнений с фитболом до 50-60% от общего объёма выполняемых упражнений.

4 этап включает задачу по совершенствованию качества выполнения упражнений в

равновесии.

В вводной части образовательной деятельности выполняется ходьба, бег, прыжки,

перестроение; во второй части ОД выполняются общеразвивающие упражнения: наклоны,

повороты приседания, движения руками и ногами из и.п. – стоя, сидя, лёжа. Во время

основных упражнений можно предложить детям выполнить упражнения школы мяча,

упражнения на развитие силы, ловкости, гибкости, равновесия. Во время подвижных игр

используем

мяч

как

ориентир,

предмет,

утяжелитель,

как

опору

и

препятствие.

В

заключительной

части

ОД

мяч

используем

в

упражнениях

на

релаксацию,

во

время

дыхательных упражнений, пальчиковой гимнастики, при работе с ручными массажёрами и

др.

Например, в водной части ОД мы можем выполнить: ходьбу врассыпную между

фитболами, ходьбу с подбрасыванием мяча, ходьбу с фитболом на голове, бег «змейкой»,

оббегая мячи, бег с прокатыванием фитбола.

Так же выполняем общеразвивающие упражнения с лентами, с гантелями, можно

перестроиться в круг и др. В основной части можно предложить прокатывание мяча по

скамье, броски фитбола в паре, отбивание двумя руками на месте и с продвижением

вперед, и другие упражнения.

Проводим такие подвижные игры, как «Быстрая гусеница», «Сбей кеглю» «Дракон

кусает свой хвост» и др. игры (картотека).

В

заключительной

части

образовательной

деятельности

проводим

пальчиковую

гимнастику, упражнения на профилактику плоскостопия, упражнения на релаксацию, на

формирование правильной осанки.

На

занятиях

по

физическому

развитию

активно

использую

нестандартное

оборудование: различные дорожки здоровья для профилактики плоскостопия, сделанные

из

пробок,

хозяйственных

губок,

ненужных

карандашей

и

фломастеров.

Для

ОРУ

применяю султанчики, сделанных из ненужных пакетов.

Для подвижных игр использую болотоступы (снегоходы), ракетки, «Парашут».

Малыши используют в играх рули, палочки для игры «Поймай бабочку, дельфина».

Для метания были сшиты различные мешочки (наполненные песком и крупой) и набивные

мячи. Для прыжков, перешагивания, перепрыгивания используем кольца из пробок. Для

профилактики плоскостопия катаем ступнями ног «Цветные палочки».

Полученные знания и практические навыки я использую при проведении праздников,

развлечений, открытых мероприятий: «Веселый фитбол», «Незнайка в стране фитболов».

Веселые старты и др.

II. Взаимодействие с педагогами

Взаимосвязь с педагогами осуществляется по нескольким направлениям:

-консультации;

- организация интеграции специалистов;

-- проведение интегрированных занятий;

- трансляция опыта – семинар для педагогов.

Взаимодействие с педагогами ДОУ: с воспитателями – проведение подвижных игр и

динамических пауз; с музыкальным руководителем – совместное проведение праздников.

III.

Взаимодействие с семьей

Я подвожу родителей к пониманию ЗОЖ, стремлению воспитать детей здоровыми и физически

развитыми.

Взаимодействие с семьей ведется по следующим формам и приемам:

1. Педагогическое просвещение родителей (законных представителей)

- информационные стенды;

- памятки, буклеты;

- сайт ДОО;

- папки-передвижки.

2. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс

группы.

- помощь в создании развивающей предметно-пространственной среды;

- посещение открытых мероприятий;

Работа

с

родителями

осуществляется

через

проведение:

родительские

собрания,

консультации, анкетирование, в выставках родительских работ разной тематики, просмотр

и участие в открытых занятиях, дни открытых дверей, выставки совместного творчества,

совместные развлечения; походы.

Мониторинг

Мониторинг проводится 2 раза в год в октябре и мае. В процессе наблюдения за

деятельностью детей делается вывод о соответствии одному из уровней достижения

планируемых

результатов

(показателей)

формирование

интегративного

качества:

высокому, среднему, низкому.

Для выявления уровня сформированности фитбол – гимнастики, я использовала

материалы диагностики Овчинниковой Т.С. и Потапчук А.А.

Проведенный мониторинг показал, что в результате работы по педагогической теме у

детей формируется и укрепляется навык правильной осанки; ритмичность выполнения

основных видов гимнастических упражнений; владение фитболом; владение основными

приемами дыхательной гимнастики, самомассажа.

Из данной диаграммы мы видим, что усвоение программы с 14% высокого уровня

возросло до 32%, а низкий уровень усвоения программы с 19% снизился до 8%, средний

уровень с 67% снизился до 56%.

Таким образом, проанализировав результаты обследования, можно сделать вывод, что

имеется

тенденция

роста

усвоения

программы

по

теме

«Использование

фитбол-

гимнастики

для

профилактики

нарушения

осанки

у

детей

старшего

дошкольного

возраста».

Высокий: выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) взрослого.

Средний: выполняет самостоятельно, при напоминании взрослого.

Низкий:

выполняет

отдельные

движения

(элементы)

самостоятельно,

основные

в

совместной со взрослым деятельности.

Показатели

динамики

формирование

интегративного

качества,

«Физически

развитый,

овладевший основными двигательными навыками».

Критерии:

Ритмичность выполнения основных видов гимнастических упражнений;

сформированность выполнения связок ОРУ под музыку;

сформированность владения фитболом;

владение основными приемами дыхательной гимнастики, самомассажа;

сформированность навыка выполнения упражнений стретчинга.

Перспектива

1.

Разработать программу по теме: «Использование фитбол-гимнастики с

детьми старшего дошкольного возраста».

2.

Организовать работу над проектом: «Путешествие в страну Фитболию»

совместно с родителями воспитанников.

3.

Пополнить

картотеку

подвижных

игр,

комплексов

упражнений

на

фитболах.