Автор: Егорова Наталья Александровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Дюймовочка"
Населённый пункт: город Советский, Тюменская область
Наименование материала: обобщение опыта работы
Тема: "Использование фитбол-гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста".
Представляю вашему вниманию опыт работы «Использование фитбол-гимнастики
с детьми старшего дошкольного возраста».
Современное
дошкольное
образование
живет
в
условиях
модернизации
и
преобразований,
направленных
на
повышение
качества
воспитательно
–
образовательной работы, внедрение новых педагогических технологий.
Необходимость реформирования системы физкультурно - оздоровительной работы
в нашем детском саду была обусловлена следующими причинами:
- ухудшением состояния здоровья и физического развития детей;
-
недостаточной
эффективностью
занятий
физической
культурой в
решении
оздоровительных задач;
- использованием традиционных подходов.
В связи с этим для нас актуальной стала проблема поиска эффективных путей
физического развития и укрепления здоровья детей.
Очень
популярны
сейчас
различные
направления фитнеса и оздоровительных
видов гимнастики: ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, шейпинг, суставная и
дыхательная
гимнастика,
восточные
оздоровительные
системы
упражнений:
ушу,
китайская гимнастика, йога и многое другое.
Данными вопросами в области образовательных и инновационных технологий
занимались:
В.А.
Бордовский,
JI.C.
Подымова,
С.Д.
Поляков,
А.И.
Пригожин,
Г.К.
Селевко, В.А. Сластёнин, А.П. Тряпицына
и др.
Научным исследованиям в области
фитнеса в последнее время стало придаваться большее значение, некоторые аспекты
можно встретить в работах отечественных и зарубежных авторов (В.Е. Борилкевич, Э.Т.
Хоули, Б.Дон Френке, А.Г. Лукьяненко, A.B. Менхин, Е.Б. Мякинченко, В.И. Григорьев,
C.B. Савин, и др.)
Известны такие направления в работе с дошкольниками, как фитбол – гимнастика,
фитбол – атлетика, фитбол – танец, фитбол – коррекция, фитбол – игра.
Изучив материалы по разным направлениям фитнеса, я остановила свой выбор на
методике фитбол-гимнастики, которая
была
представлена
в
2002
году
авторами:
кандидатом
педагогических
наук,
доцентом
Т.С. Овчинниковой,
и
кандидатом
медицинских наук, доцентом А.А. Потапчук в программе «Двигательный игротренинг для
дошкольников», и апробирована в течение пяти лет в детских садах города Санкт –
Петербурга
Разработанная авторами концепция детского фитнеса предусматривает повышение
уровня физической подготовленности и интереса к занятиям физическими упражнениями,
целенаправленное развитие двигательных способностей, содействие физическому
развитию, укреплению здоровья, профилактике различных заболеваний, формированию
физической культуры личности, представлений о здоровом образе жизни.
Актуальность
Актуальность данной темы состоит в том, что за последние годы состояние
здоровья
детей
прогрессивно
ухудшается.
80%
детей
имеют
аномалию
осанки,
деформацию стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза. Согласно исследованиям
специалистов, 60% болезней взрослых «заложены» в детстве. Каждый четвертый ребенок
дошкольного возраста болеет в течение года более 4-х раз (данные Т.Я. Чертюк, З.С.
Макаровой, М.Н. Беловой, Б.Н. Капустян и др.).
Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем
испытывают двигательный дефицит, т.е. страдают гиподинамией.
Требования современной педагогики побуждают специалистов к поиску новых
подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Необходимо найти
такие программы, с использованием приемов и методов обучения, в которых должен быть
учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Именно
этим критериям отвечает методика работы с фитболами.
Фитбол, в переводе с английского, означает «мяч для опоры», который используется
в оздоровительных целях. Данная методика заинтересовала меня тем, что она носит
практическую и коррекционную направленность, влияет
на
развитие двигательных
умений, координации движений, функций равновесия, а также вызывает положительные
эмоции у детей. Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с
развитием интеллекта. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса,
создают хороший мышечный корсет, но главное — формируют сложно и длительно
вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
Фитбол-гимнастика, по сравнению с другими видами занятий аэробикой, дает
уникальную
возможность
тренировки
сердечно-сосудистой
системы,
повышения
возможностей организма занимающихся. Это практически единственный вид аэробики,
где
в
выполнение
физических
упражнений
включаются
совместно
двигательный,
вестибулярный,
зрительный,
слуховой
и
тактильный
анализаторы,
что
усиливает
положительный эффект от занятий на фитболах. Занятия фитбол-гимнастикой вызывают
большой интерес, как у детей, так и у взрослых. Они уникальны по своему
физиологическому
воздействию
на
организм.
Яркий,
большой
мяч,
музыкальное
сопровождение
и
многообразие
упражнений
создают
у
детей
положительный
эмоциональный настрой.
Эффект
от
упражнений
сидя
на
мяче
сходен
с
верховой
ездой,
положительное влияние которой описано Гиппократом. В специальной медицинской
литературе
езда описывается как один из методов лечения остеохондроза, сколиоза,
заболеваний желудочно-кишечного тракта, ишемической болезни сердца, ожирения,
простатита, неврастении.
Новизна.
Мяч
по
своим
свойствам
многофункционален
и
поэтому
может
использоваться в комплексах упражнений как предмет, тренажер или опора.
При
использовании
мяча как
предмета
можно
выполнять
различные
общеразвивающие упражнения с фитболом в руках в различных исходных положениях
(стоя, сидя, лежа и др.), а так же броски, ловлю, удары об пол(ведение) и др.
Мяч как опора применяется в положении сидя на мяче, в различных исходных
положениях лёжа(мяч под спину, под живот, под бок), а так же лёжа на спине мяч под
ногами и др .
Можно использовать мячи как ориентир при выполнении различных подвижных
игр,
эстафет
(обежать
вокруг
мяча
и
др.),а
так
же
при
выполнении
различных
упражнений(например: в седе ноги врозь при выполнении наклона вперёд дотянуться
руками до мяча и др.).
Как
амортизатор
и
тренажёр
мяч предназначен
для
развития
силовых
способностей мышц рук, ног (зажимы мяча), а так же для развития функции равновесия.
Мяч
как
отягощение
(в
руках,
ногах)
применяется
в
различных
исходных
положениях:
стоя, лёжа, сидя и др.; для укрепления различных мышечных групп, формирования и
коррекции фигуры.
Можно использовать мяч как препятствие для перешагивания, перепрыгивания и
различных видов прокатываний через него (на животе: вперёд и назад, в седе: вправо и
влево).
Фитболы применяются и в качестве массажера как при выполнении упражнений
индивидуально, так и в парах. Один занимающийся лежит на животе, другой с мячом в
руках выполняет массажные движения по спине, ногам и рукам партнера(прокатывания,
постукивания, вибрационные и круговые движения и др.).
Таким
образом, фитбол-гимнастика, я в л я ю щ а я с я
н а
д а н н ы й
м о м е н т
инновационным направлением в физического воспитании и оздоровлении детей, сочетает
в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка и поэтому взяла
тему: «Использование фитбол-гимнастики для профилактики нарушения осанки у детей
старшего дошкольного возраста»
Работая над темой, поставила для себя цель: содействовать всестороннему развитию
физических и духовных сил занимающихся через занятия фитбол – гимнастики.
Для реализации данной цели поставила перед собой следующие задачи:
1.
Изучить
теоретические
основы
использования
фитбол-гимнастики
в
дошкольном
возрасте.
2.
Создать условия для физического развития и укрепления здоровья воспитанников.
3.
Определить «золотые» правила фитбол-гимнастики и этапы освоения упражнений.
4.
Провести
мониторинг
развития
детей
для
определения
эффективности
фитбол-
гимнастики.
5.
Представить
опыт
работы
по
проблеме
использования
фитбол-гимнастики
для
профилактики нарушения осанки у детей старшего дошкольного возраста через научные
труды Т.С. Овчинниковой, А.А. Потапчук.
В работе с воспитанниками поставила цель: повышение эффективности физкультурно-
оздоровительной работы и профилактика нарушений осанки.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1.
Повысить
эффективность
физкультурно-оздоровительной
работы
по
профилактике
нарушений осанки через использование фитбол - мячей.
2.
Укрепить мышечный корсет, формировать навык правильной осанки;
3.
Развивать
двигательные
качества;
совершенствовать
координацию
движений
и
равновесие;
4.
Улучшить функционирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
5.
Способствовать улучшению коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;
Оздоровительная работа на физкультурных занятиях по фитбол- гимнастике
строится на основных принципах.
Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ. Показываю упражнение
я или подготовленный мною ребёнок.
Доступность.
Обучение
упражнениям
от
простого
к
сложному,
от
известного
к
неизвестному.
Многие
упражнения
детям
знакомы,
но
под
другими
названиями
и
выполняются в более медленном темпе. Например:
«Деревце», «Сорванный цветок»,
«Звезда». На занятии я использовала самые простые упражнения.
Систематичность.
Регулярность,
постепенное
повышение
нагрузки,
увеличение
количества упражнений.
Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений, умение выполнять их
самостоятельно,
вне
занятий.
Начинаем
выполнять
упражнение
с
4
раз,
постепенно
увеличивая количество повторов.
Индивидуально-дифференциальный подход. Учет особенностей возраста, состояния
здоровья каждого ребенка. Поэтому требования к детям индивидуальные.
Сознательность. Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять.
Для этого перед разучиванием упражнения я объясняю детям для укрепления,
каких
мышц данное упражнение.
Ожидаемые результаты:
В конце учебного года обучения у воспитанника:
1. сформирована правильная осанка; грациозность, выразительность движений; развиты
физические качества: мышечная сила, гибкость, выносливость, координация движений;
2. развито чувство ритма, темпа, согласованность движений с музыкой;
3. наблюдается снижение заболеваемости детей;
4. сформирован стойкий интерес к занятиям физической культурой;
5. сформирован интерес к собственным достижениям;
6. сформирована мотивация здорового образа жизни.
Работу по теме провожу в следующих направлениях:
I.
Работа с детьми.
II. Взаимодействие с педагогами.
III.
Взаимодействие с родителями.
В работе с детьми использую следующие методы и приемы:
Наглядные:
- наглядно – зрительные приемы (показ техники выполнения физических упражнений,
использование наглядных пособий и физоборудования );
- тактильно – мышечные приемы (непосредственная помощь инструктора);
Словесные:
- объяснения, пояснения, указания;
- подача команд, распоряжений, сигналов;
- вопросы к детям и поиск ответов;
- словесная инструкция.
- слушание музыкальных произведений;
Практические:
- выполнение и повторение упражнений без изменения и с изменениями;
- выполнение упражнений в игровой форме;
- выполнение упражнений в соревновательной форме;
- самостоятельное выполнение упражнений на фитболах.
Мотивационные методы – похвала, убеждение, поощрение.
Фитбол — гимнастика содержит следующие упражнения:
- ходьба
- бег
- прыжки (на месте и в движении, с мячом в руках и ногах, сидя на мяче)
Общеразвивающие упражнения разделяются по нескольким признакам:
- из разных и.п. (из стойки, из и.п. сидя, из упоров, из положения лёжа на животе, спине,
на боку)
- по признаку организации группы (одиночные, вдвоём, в втроем; в кругу, в сцеплении
шеренгой, в движении);
- по признаку преимущественного воздействия (на силу, на растягивание, на расслабление,
на осанку, на координацию, на дыхание);
- по анатомическому признаку (для рук и плечевого пояса, для ног и тазового отдела, для
туловища и шеи, для всего тела);
- по признаку использования предметов и снарядов (без предметов, с предметами, на
снарядах – сидя на мяче, с использованием тренажёров или эспандеров).
Как и во многих других направлениях в работе с дошкольниками, независимо от
возраста
и
физического
состояния
детей
необходимо
соблюдать
поэтапное
освоение
упражнений с мячом.
Оздоровительная работа по использованию фитбол – гимнастики в образовательной
деятельности с детьми строится в 4-е этапа:
1 этап
Структура образовательной деятельности включает традиционные 3 части: вводную,
основную, заключительную. На данном этапе включается 5-8 упражнений с фитболом.
Использование
фитбола
на
1
этапе
не
должно
превышать
20%
от
всего
объёма
образовательной деятельности.
2 этап
Структура
образовательной
деятельности
сохраняется,
но
увеличивается
объём
упражнений на фитболе. Можно использовать музыкально-ритмические композиции с
различными перестроениями. Объём использования упражнений с фитболом на 2 этапе не
должен превышать 40% от общего объёма образовательной деятельности.
3 этап
Структура
образовательной
деятельности
сохраняется.
Увеличивается
объём
упражнений с фитболом до 50-60% от общего объёма выполняемых упражнений.
4 этап включает задачу по совершенствованию качества выполнения упражнений в
равновесии.
В вводной части образовательной деятельности выполняется ходьба, бег, прыжки,
перестроение; во второй части ОД выполняются общеразвивающие упражнения: наклоны,
повороты приседания, движения руками и ногами из и.п. – стоя, сидя, лёжа. Во время
основных упражнений можно предложить детям выполнить упражнения школы мяча,
упражнения на развитие силы, ловкости, гибкости, равновесия. Во время подвижных игр
используем
мяч
как
ориентир,
предмет,
утяжелитель,
как
опору
и
препятствие.
В
заключительной
части
ОД
мяч
используем
в
упражнениях
на
релаксацию,
во
время
дыхательных упражнений, пальчиковой гимнастики, при работе с ручными массажёрами и
др.
Например, в водной части ОД мы можем выполнить: ходьбу врассыпную между
фитболами, ходьбу с подбрасыванием мяча, ходьбу с фитболом на голове, бег «змейкой»,
оббегая мячи, бег с прокатыванием фитбола.
Так же выполняем общеразвивающие упражнения с лентами, с гантелями, можно
перестроиться в круг и др. В основной части можно предложить прокатывание мяча по
скамье, броски фитбола в паре, отбивание двумя руками на месте и с продвижением
вперед, и другие упражнения.
Проводим такие подвижные игры, как «Быстрая гусеница», «Сбей кеглю» «Дракон
кусает свой хвост» и др. игры (картотека).
В
заключительной
части
образовательной
деятельности
проводим
пальчиковую
гимнастику, упражнения на профилактику плоскостопия, упражнения на релаксацию, на
формирование правильной осанки.
На
занятиях
по
физическому
развитию
активно
использую
нестандартное
оборудование: различные дорожки здоровья для профилактики плоскостопия, сделанные
из
пробок,
хозяйственных
губок,
ненужных
карандашей
и
фломастеров.
Для
ОРУ
применяю султанчики, сделанных из ненужных пакетов.
Для подвижных игр использую болотоступы (снегоходы), ракетки, «Парашут».
Малыши используют в играх рули, палочки для игры «Поймай бабочку, дельфина».
Для метания были сшиты различные мешочки (наполненные песком и крупой) и набивные
мячи. Для прыжков, перешагивания, перепрыгивания используем кольца из пробок. Для
профилактики плоскостопия катаем ступнями ног «Цветные палочки».
Полученные знания и практические навыки я использую при проведении праздников,
развлечений, открытых мероприятий: «Веселый фитбол», «Незнайка в стране фитболов».
Веселые старты и др.
II. Взаимодействие с педагогами
Взаимосвязь с педагогами осуществляется по нескольким направлениям:
-консультации;
- организация интеграции специалистов;
-- проведение интегрированных занятий;
- трансляция опыта – семинар для педагогов.
Взаимодействие с педагогами ДОУ: с воспитателями – проведение подвижных игр и
динамических пауз; с музыкальным руководителем – совместное проведение праздников.
III.
Взаимодействие с семьей
Я подвожу родителей к пониманию ЗОЖ, стремлению воспитать детей здоровыми и физически
развитыми.
Взаимодействие с семьей ведется по следующим формам и приемам:
1. Педагогическое просвещение родителей (законных представителей)
- информационные стенды;
- памятки, буклеты;
- сайт ДОО;
- папки-передвижки.
2. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс
группы.
- помощь в создании развивающей предметно-пространственной среды;
- посещение открытых мероприятий;
Работа
с
родителями
осуществляется
через
проведение:
родительские
собрания,
консультации, анкетирование, в выставках родительских работ разной тематики, просмотр
и участие в открытых занятиях, дни открытых дверей, выставки совместного творчества,
совместные развлечения; походы.
Мониторинг
Мониторинг проводится 2 раза в год в октябре и мае. В процессе наблюдения за
деятельностью детей делается вывод о соответствии одному из уровней достижения
планируемых
результатов
(показателей)
формирование
интегративного
качества:
высокому, среднему, низкому.
Для выявления уровня сформированности фитбол – гимнастики, я использовала
материалы диагностики Овчинниковой Т.С. и Потапчук А.А.
Проведенный мониторинг показал, что в результате работы по педагогической теме у
детей формируется и укрепляется навык правильной осанки; ритмичность выполнения
основных видов гимнастических упражнений; владение фитболом; владение основными
приемами дыхательной гимнастики, самомассажа.
Из данной диаграммы мы видим, что усвоение программы с 14% высокого уровня
возросло до 32%, а низкий уровень усвоения программы с 19% снизился до 8%, средний
уровень с 67% снизился до 56%.
Таким образом, проанализировав результаты обследования, можно сделать вывод, что
имеется
тенденция
роста
усвоения
программы
по
теме
«Использование
фитбол-
гимнастики
для
профилактики
нарушения
осанки
у
детей
старшего
дошкольного
возраста».
Высокий: выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) взрослого.
Средний: выполняет самостоятельно, при напоминании взрослого.
Низкий:
выполняет
отдельные
движения
(элементы)
самостоятельно,
основные
–
в
совместной со взрослым деятельности.
Показатели
динамики
формирование
интегративного
качества,
«Физически
развитый,
овладевший основными двигательными навыками».
Критерии:
•
Ритмичность выполнения основных видов гимнастических упражнений;
•
сформированность выполнения связок ОРУ под музыку;
•
сформированность владения фитболом;
•
владение основными приемами дыхательной гимнастики, самомассажа;
•
сформированность навыка выполнения упражнений стретчинга.
Перспектива
1.
Разработать программу по теме: «Использование фитбол-гимнастики с
детьми старшего дошкольного возраста».
2.
Организовать работу над проектом: «Путешествие в страну Фитболию»
совместно с родителями воспитанников.
3.
Пополнить
картотеку
подвижных
игр,
комплексов
упражнений
на
фитболах.