Автор: Степина Светлана Алексеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 55"
Населённый пункт: город Иваново
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методы повышения учебной мотивации школьников.Памятка учителям
МБОУ "Средняя школа № 55" г. Иваново
Раздаточный материал. Памятка учителям
Подготовила : учитель математики МБОУ «СШ № 55» Степина Светлана Алексеевна.
Рекомендации учителям по работе с детьми, имеющими низкую школьную мотивацию
Необходимо содействовать развитию учебной мотивации ребенка через формирование:
активной позиции школьника, положительного отношения к учению, развитие познавательного
интереса.
Для формирования активной позиции школьника учитель может использовать:
словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе;
необходимо обеспечить ситуации личного выбора задачи, упражнения; степень сложности
задачи; число задач
создать ситуацию активного влияния в совместной учебной деятельности (дети сами
разбиваются на пары и группы для выполнения предложенных заданий).
Для формирования положительного отношения к учению:
заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, постоянно снижать
тревожность
детей,
исключая
упреки,
выговор,
иронию,
насмешку,
угрозы
и
т.
д.,
стремясь
исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть и неверно ответить;
создавать
ситуации
успеха
в
учебной
деятельности,
формирующие
чувство
удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;
опираться на игру, включая интеллектуальные игры с правилами, активно используя
игротехнику на каждом этапе урока;
использовать интерес учеников к наглядности;
целенаправленно эмоционально стимулировать детей на уроке, предупреждая опасные для
учения
ощущения
монотонности
посредством
включения
разных
видов
деятельности,
занимательности, личной эмоциональности; возбуждать интеллектуальные эмоции - удивления,
новизны, сомнения, достижения; формировать внутренний оптимистический настрой у детей,
вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей.
При развитии мотива достижения ориентируйте учеников на самооценку деятельности:
Спрашивайте ученика: «Ты доволен результатом?», вместо оценки: «Ты хорошо справился
с работой».
Проводите индивидуальные беседы для обсуждения достижений и пробелов. Постоянно
интересуйтесь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.
Помогайте ученикам быть ответственными за удачи и промахи.
Будьте самокритичны и ответственны за свои ошибки.
Попытайтесь находить смешной выход из ситуаций. Иногда ошибки бывают веселыми.
Помогайте ученикам увидеть связь между их усилиями и результатами труда: организуйте
рефлексию и обратную связь во время урока.
Развивать познавательные интересы, для чего необходимо:
не
допускать
учебных
перегрузок,
переутомления
и
одновременно
низкой
плотности
режима работы (дозировка учебного материала с точки зрения количества и качества должна
соответствовать возможностям и способностям учащихся);
стимулировать
познавательный
интерес
многообразием
приемов
занимательности
(иллюстрацией,
игрой,
кроссвордами,
задачами-шутками,
примерами
из
истории,
занимательными упражнениями и т. д.);
специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы;
использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Выступление на Педагогическом совете МБОУ "СШ №55" г. Иваново
27 марта 2017 г.
учитель математики Степина Светлана Алексеевна
тема: "ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ.
ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ."
Цель: формировать у педагогов установку на использование методов и
приемов повышения учебной мотивации школьников.
Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей
учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не
успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем.
В школе есть множество предпосылок для повышения уровня мотивации у
обучению – надо только разобраться в причинах ее снижения или отсутствия.
Отсутствие
мотивации
к
обучению
часто
ведет
к
стойкой
неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою
очередь, ведет к отклонениям в поведении.
Мотив
-
это
побуждение
к
деятельности,
то,
ради
чего
учащийся
совершает ту или иную деятельность.
Мотивы могут быть разделены на две большие группы: одни из них
порожадются
самой
учебной
деятельностью,
непосредственно
связаны
с
содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний; другие лежат
за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения.
Т а к и е
м о т и в ы
м о г у т
б ы т ь:
1)
широкие
социальные
(стремление
хорошо
окончить
школу,
п о с т у п и т ь
в
в у з ,
х о р о ш о
р а б о т а т ь
в
б у д у щ е м ) ;
2 )
у з к о л и ч н ы е
( м о т и в ы
б л а г о п о л у ч и я ,
п р е с т и ж а ) :
а )
П о л у ч и т ь
хо р о ш у ю
о ц е н к у,
и з б е ж а т ь
н е п р и я т н о с т е й ;
б)
выделиться
среди
других,
занять
определенное
положение
в
классе.
Исследования мотивов учения у младших школьников показали, что
мотивы,
связанные
с
самой
учебной
деятельностью,
ее
процессом
и
с о д е р ж а н и е м , н е
з а н и м а ю т
в е д у щ е г о
м е с т а .
Причины низкой мотивации к обучению:
1. неумение учиться
2. трудности в целеполагании
3.ошибки воспитательного характера
4. социальная дезадаптация
1.Неумение учиться
Отсутствие учебных навыков – это следствие несформированность тех
психологических механизмов, которые необходимы для успеха.
Недостаточный уровень интеллектуального развития, как
правило, неизбежно приводит к отсутствию учебной мотивации.
Учебная деятельность так же включает в себя задания,
успешность выполнения которых зависит от индивидуальных различий,
связанных с временными или скоростными характеристиками нервной
системы.
Пробелы в знаниях, умениях, навыках из-за частых пропусков
Отсутствие самодисциплины и неумение управлять собой.
Ребенка в дошкольном возрасте не приучили делать то, что необходимо,
действовать по инструкции взрослого.
Неумение преодолевать трудности. Имея хорошие задатки,
ребенок не приучен трудиться. С точки зрения младшего школьника – все
трудно: учить стихи, писать, запомнить таблицу умножения. Постоянные
неудачи и трудности приводят к отказу учиться, нежелание ходить в школу.
2.Трудности в целеполагании
Интерес в основном к результату решения учебных задач, а не к
процессу; отсутствие умения ставить цели и преодолевать трудности;
отсутствие способности к поиску разнообразных способов
действия.
Неумение ставить цели
Сформировать мотивацию учения – это не просто « заложить» готовые
цели и мотивы в головы детей, а создать для них такие условия,
обстановку, в которых им самим захочется учиться.
3.Ошибки воспитательного характера
Гиперопека – безнадзорность и бесконтрольность
Завышенные требования – отсутствие требований
Отсутствие единых требований
Вовлечение ребенка в конфликт
Значимость образования в семье. Отношение к школе.
4. Социальная дезадаптация
Трудности взаимодействие со сверстниками и учителями
Неумение адекватно выражать негативные чувства
Непринятие классным коллективом, конфликты
В школе могут успешно применяться следующие виды мотивационного
стимулирования учащихся, а именно такие методы, как:
1. Эмоциональная мотивация: поощрение, создание ситуации успеха,
удовлетворение желания быть значимым в коллективе; помощь в адекватном
снятии напряжения и негативных эмоций
2. Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт,
побуждение к поиску альтернативных решений, создание проблемной
ситуации, выполнение творческих заданий, «мозговая атака» (штурм).
3. Волевые методы мотивации, предъявление требований, самооценка
деятельности:
- Что ты сам думаешь об этом?
- Что хорошего, если в этой работе ты хотел бы поработать над этим еще?
- Тебе нравится твоя работа? Почему?
- Как бы ты оценил эту работу по сравнению с той, которую ты сделал в
прошлый раз?
- Что тебе в этой работе удалось больше всего?
- Что в этой работе тебе больше всего нравится? И т. д.
4. Социальные методы:
- развитие желания быть полезным;
- создание ситуации взаимопомощи;
- сотрудничество и т. д.
5. Методическая помощь родителям:
Рекомендации по режиму дня
Рекомендации по выполнению домашних заданий
Формирование единство требований учителей и родителей
Обращение внимание родителей на недостатки семейного воспитания с
целью корректировки недостатков для блага ребенка