Напоминание

Методы повышения учебной мотивации школьников.Памятка учителям

Автор: Степина Светлана Алексеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 55"
Населённый пункт: город Иваново
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методы повышения учебной мотивации школьников.Памятка учителям







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБОУ "Средняя школа № 55" г. Иваново

Раздаточный материал. Памятка учителям

Подготовила : учитель математики МБОУ «СШ № 55» Степина Светлана Алексеевна.

Рекомендации учителям по работе с детьми, имеющими низкую школьную мотивацию

Необходимо содействовать развитию учебной мотивации ребенка через формирование:

активной позиции школьника, положительного отношения к учению, развитие познавательного

интереса.

Для формирования активной позиции школьника учитель может использовать:

словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе;

необходимо обеспечить ситуации личного выбора задачи, упражнения; степень сложности

задачи; число задач

создать ситуацию активного влияния в совместной учебной деятельности (дети сами

разбиваются на пары и группы для выполнения предложенных заданий).

Для формирования положительного отношения к учению:

заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, постоянно снижать

тревожность

детей,

исключая

упреки,

выговор,

иронию,

насмешку,

угрозы

и

т.

д.,

стремясь

исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть и неверно ответить;

создавать

ситуации

успеха

в

учебной

деятельности,

формирующие

чувство

удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;

опираться на игру, включая интеллектуальные игры с правилами, активно используя

игротехнику на каждом этапе урока;

использовать интерес учеников к наглядности;

целенаправленно эмоционально стимулировать детей на уроке, предупреждая опасные для

учения

ощущения

монотонности

посредством

включения

разных

видов

деятельности,

занимательности, личной эмоциональности; возбуждать интеллектуальные эмоции - удивления,

новизны, сомнения, достижения; формировать внутренний оптимистический настрой у детей,

вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей.

При развитии мотива достижения ориентируйте учеников на самооценку деятельности:

Спрашивайте ученика: «Ты доволен результатом?», вместо оценки: «Ты хорошо справился

с работой».

Проводите индивидуальные беседы для обсуждения достижений и пробелов. Постоянно

интересуйтесь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.

Помогайте ученикам быть ответственными за удачи и промахи.

Будьте самокритичны и ответственны за свои ошибки.

Попытайтесь находить смешной выход из ситуаций. Иногда ошибки бывают веселыми.

Помогайте ученикам увидеть связь между их усилиями и результатами труда: организуйте

рефлексию и обратную связь во время урока.

Развивать познавательные интересы, для чего необходимо:

не

допускать

учебных

перегрузок,

переутомления

и

одновременно

низкой

плотности

режима работы (дозировка учебного материала с точки зрения количества и качества должна

соответствовать возможностям и способностям учащихся);

стимулировать

познавательный

интерес

многообразием

приемов

занимательности

(иллюстрацией,

игрой,

кроссвордами,

задачами-шутками,

примерами

из

истории,

занимательными упражнениями и т. д.);

специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы;

использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Выступление на Педагогическом совете МБОУ "СШ №55" г. Иваново

27 марта 2017 г.

учитель математики Степина Светлана Алексеевна

тема: "ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ.

ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ."

Цель: формировать у педагогов установку на использование методов и

приемов повышения учебной мотивации школьников.

Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей

учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не

успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем.

В школе есть множество предпосылок для повышения уровня мотивации у

обучению – надо только разобраться в причинах ее снижения или отсутствия.

Отсутствие

мотивации

к

обучению

часто

ведет

к

стойкой

неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою

очередь, ведет к отклонениям в поведении.

Мотив

-

это

побуждение

к

деятельности,

то,

ради

чего

учащийся

совершает ту или иную деятельность.

Мотивы могут быть разделены на две большие группы: одни из них

порожадются

самой

учебной

деятельностью,

непосредственно

связаны

с

содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний; другие лежат

за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения.

Т а к и е

м о т и в ы

м о г у т

б ы т ь:

1)

широкие

социальные

(стремление

хорошо

окончить

школу,

п о с т у п и т ь

в

в у з ,

х о р о ш о

р а б о т а т ь

в

б у д у щ е м ) ;

2 )

у з к о л и ч н ы е

( м о т и в ы

б л а г о п о л у ч и я ,

п р е с т и ж а ) :

а )

П о л у ч и т ь

хо р о ш у ю

о ц е н к у,

и з б е ж а т ь

н е п р и я т н о с т е й ;

б)

выделиться

среди

других,

занять

определенное

положение

в

классе.

Исследования мотивов учения у младших школьников показали, что

мотивы,

связанные

с

самой

учебной

деятельностью,

ее

процессом

и

с о д е р ж а н и е м , н е

з а н и м а ю т

в е д у щ е г о

м е с т а .

Причины низкой мотивации к обучению:

1. неумение учиться

2. трудности в целеполагании

3.ошибки воспитательного характера

4. социальная дезадаптация

1.Неумение учиться

Отсутствие учебных навыков – это следствие несформированность тех

психологических механизмов, которые необходимы для успеха.

Недостаточный уровень интеллектуального развития, как

правило, неизбежно приводит к отсутствию учебной мотивации.

Учебная деятельность так же включает в себя задания,

успешность выполнения которых зависит от индивидуальных различий,

связанных с временными или скоростными характеристиками нервной

системы.

Пробелы в знаниях, умениях, навыках из-за частых пропусков

Отсутствие самодисциплины и неумение управлять собой.

Ребенка в дошкольном возрасте не приучили делать то, что необходимо,

действовать по инструкции взрослого.

Неумение преодолевать трудности. Имея хорошие задатки,

ребенок не приучен трудиться. С точки зрения младшего школьника – все

трудно: учить стихи, писать, запомнить таблицу умножения. Постоянные

неудачи и трудности приводят к отказу учиться, нежелание ходить в школу.

2.Трудности в целеполагании

Интерес в основном к результату решения учебных задач, а не к

процессу; отсутствие умения ставить цели и преодолевать трудности;

отсутствие способности к поиску разнообразных способов

действия.

Неумение ставить цели

Сформировать мотивацию учения – это не просто « заложить» готовые

цели и мотивы в головы детей, а создать для них такие условия,

обстановку, в которых им самим захочется учиться.

3.Ошибки воспитательного характера

Гиперопека – безнадзорность и бесконтрольность

Завышенные требования – отсутствие требований

Отсутствие единых требований

Вовлечение ребенка в конфликт

Значимость образования в семье. Отношение к школе.

4. Социальная дезадаптация

Трудности взаимодействие со сверстниками и учителями

Неумение адекватно выражать негативные чувства

Непринятие классным коллективом, конфликты

В школе могут успешно применяться следующие виды мотивационного

стимулирования учащихся, а именно такие методы, как:

1. Эмоциональная мотивация: поощрение, создание ситуации успеха,

удовлетворение желания быть значимым в коллективе; помощь в адекватном

снятии напряжения и негативных эмоций

2. Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт,

побуждение к поиску альтернативных решений, создание проблемной

ситуации, выполнение творческих заданий, «мозговая атака» (штурм).

3. Волевые методы мотивации, предъявление требований, самооценка

деятельности:

- Что ты сам думаешь об этом?

- Что хорошего, если в этой работе ты хотел бы поработать над этим еще?

- Тебе нравится твоя работа? Почему?

- Как бы ты оценил эту работу по сравнению с той, которую ты сделал в

прошлый раз?

- Что тебе в этой работе удалось больше всего?

- Что в этой работе тебе больше всего нравится? И т. д.

4. Социальные методы:

- развитие желания быть полезным;

- создание ситуации взаимопомощи;

- сотрудничество и т. д.

5. Методическая помощь родителям:

Рекомендации по режиму дня

Рекомендации по выполнению домашних заданий

Формирование единство требований учителей и родителей

Обращение внимание родителей на недостатки семейного воспитания с

целью корректировки недостатков для блага ребенка