Напоминание

Развитие творческих способностей детей на уроках музыки через использование игрового фольклора

Автор: Гладких Валентина Ивановна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Морозовская ООШ"
Населённый пункт: село Морозово Губкинского района
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей детей на уроках музыки через использование игрового фольклора







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Развитие творческих способностей детей на уроках

музыки через использование игрового фольклора

МБОУ «Морозовская ООШ»

Учитель музыки:

Гладких Валентина Ивановна

Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий

интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный,

чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью,

который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской

народной массы. Это – детский фольклор.

Г.С.Виноградов

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у

ребёнка есть своё, обусловленное возрастными психическими особенностями

видение мира. Особенностями детской психики определяется выбор

поэтических образов, весь состав детского фольклора.

В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной

психологии, детских художественных вкусов, детских творческих

возможностей.

Но у данной проблемы есть ещё ряд аспектов, без учёта которых

невозможно изучение функциональности детского фольклора, его

содержания, художественной специфики.

Во - первых, большинство учёных к детскому фольклору относят не

только то, что бытует в детской среде, но и поэзию пестования, то есть

поэзию взрослых, предназначенную для детей, что существенным образом

меняет специфику и объём понятия «детский фольклор»

Во - вторых, то, что бытует в детской среде, входит в устно-

поэтический репертуар детей, далеко не всегда является собственно детским

творчеством.

При видимом отличии детского фольклора от фольклора взрослых между

ними нет чёткой границы и многие произведения в одинаковой степени

могут быть отнесены и к тому и к другому. Например, ряд популярных

хороводных песен ( «А мы просо сеяли», «Княгини, мы по вас пришли», «В

хороводе были мы», «Стой, моя роща» и др.) без видимых изменений текстов

и напевов зафиксирован как у взрослых, так и в детской среде.

Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую

область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых,

включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических

жанров фольклора.

Со сказок, пословиц, поговорок, частушек, с умения их исполнять

начинается знакомство с фольклором, необходимое для дальнейшего его

восприятия, для понимания особого видения окружающего мира,

«записанного» в фольклоре поколениями наших предков. Зная и понимая

фольклор, мы можем вести диалог со своими близкими, друзьями,- и с теми,

кто жил столетия назад…

Методы народной педагогики, такие как соединение песни с игрой,

«подпевания», «хождение по следу», незаслуженно отошедшие в последние

десятилетия на второй план, должны занять своё достойное место во всех

формах общения с музыкой на уроке.

К детскому фольклору как средству языковой характеристики народа

обращались В.И. Даль, Д.К. Зеленин, П. Тиханов, А. Молотилов и многие

другие знатоки языка.

По назначению и характеру бытования выделены лишь основные

группы детского фольклора. Почти все исследователи выделяют игровой

фольклор детей. Игра в жизни ребёнка занимает исключительное положение.

Она начинается в ранний колыбельный период и является вначале

выражением чисто физиологических потребностей и побуждений. В играх

так или иначе отражались народные черты, бытовой уклад народа, его

мировоззрение, общественная жизнь, по ним с большой долей вероятности

можно судить об истории народа.

Большинство народных игр унаследовано детьми от взрослых. По

свидетельству И.П.Сахарова, «Жмурки», или «Слепой козёл», есть игра

домашняя, игра девушек- невест. Игра «Редька», по Сахарову, «считается

любимой игрой женщин, девиц и молодчиков»

Детей привлекали больше всего ролевые игры с хорошо разработанным

драматическим действием. Например игра «Заинька». В детских играх

ясно видна тенденция к постепенной замене игровых припевов игровыми

приговорами. Широко распространена шуточная народная песня «Каравай».

Она исполняется на именинах, служит средством развлечения детей в другое

время. Слова песни сопровождаются игровыми действиями.

К группе игрового фольклора следует относить все разновидности

детских ролевых игр, игровые прелюдии ( считалки, жеребьёвые сговорки).

Играя,

ребенок

переживает

громадную

радость.

В

игре

ребенок

проявляет

свои

мысли,

чувства,

желания,

свою

самостоятельность,

творческие способности, фантазию. Ребенок должен уметь играть! Вот тут-то

на помощь приходит детский фольклор.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит

фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более

интересной и содержательной. Используя детский фольклор, через движения

мы

знакомим

детей

с

народными

обычаями,

традициями,

используем

народные игры, потешки, приговорки.

Одной из таких замечательных игр, использующих русский фольклор,

является русская народная игра «Кострома»:

Детский фольклор является ценным средством воспитания человека,

гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и

физическое совершенство.