Автор: Гладких Валентина Ивановна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Морозовская ООШ"
Населённый пункт: село Морозово Губкинского района
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей детей на уроках музыки через использование игрового фольклора
Развитие творческих способностей детей на уроках
музыки через использование игрового фольклора
МБОУ «Морозовская ООШ»
Учитель музыки:
Гладких Валентина Ивановна
Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий
интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный,
чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью,
который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской
народной массы. Это – детский фольклор.
Г.С.Виноградов
Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у
ребёнка есть своё, обусловленное возрастными психическими особенностями
видение мира. Особенностями детской психики определяется выбор
поэтических образов, весь состав детского фольклора.
В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной
психологии, детских художественных вкусов, детских творческих
возможностей.
Но у данной проблемы есть ещё ряд аспектов, без учёта которых
невозможно изучение функциональности детского фольклора, его
содержания, художественной специфики.
Во - первых, большинство учёных к детскому фольклору относят не
только то, что бытует в детской среде, но и поэзию пестования, то есть
поэзию взрослых, предназначенную для детей, что существенным образом
меняет специфику и объём понятия «детский фольклор»
Во - вторых, то, что бытует в детской среде, входит в устно-
поэтический репертуар детей, далеко не всегда является собственно детским
творчеством.
При видимом отличии детского фольклора от фольклора взрослых между
ними нет чёткой границы и многие произведения в одинаковой степени
могут быть отнесены и к тому и к другому. Например, ряд популярных
хороводных песен ( «А мы просо сеяли», «Княгини, мы по вас пришли», «В
хороводе были мы», «Стой, моя роща» и др.) без видимых изменений текстов
и напевов зафиксирован как у взрослых, так и в детской среде.
Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую
область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых,
включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических
жанров фольклора.
Со сказок, пословиц, поговорок, частушек, с умения их исполнять
начинается знакомство с фольклором, необходимое для дальнейшего его
восприятия, для понимания особого видения окружающего мира,
«записанного» в фольклоре поколениями наших предков. Зная и понимая
фольклор, мы можем вести диалог со своими близкими, друзьями,- и с теми,
кто жил столетия назад…
Методы народной педагогики, такие как соединение песни с игрой,
«подпевания», «хождение по следу», незаслуженно отошедшие в последние
десятилетия на второй план, должны занять своё достойное место во всех
формах общения с музыкой на уроке.
К детскому фольклору как средству языковой характеристики народа
обращались В.И. Даль, Д.К. Зеленин, П. Тиханов, А. Молотилов и многие
другие знатоки языка.
По назначению и характеру бытования выделены лишь основные
группы детского фольклора. Почти все исследователи выделяют игровой
фольклор детей. Игра в жизни ребёнка занимает исключительное положение.
Она начинается в ранний колыбельный период и является вначале
выражением чисто физиологических потребностей и побуждений. В играх
так или иначе отражались народные черты, бытовой уклад народа, его
мировоззрение, общественная жизнь, по ним с большой долей вероятности
можно судить об истории народа.
Большинство народных игр унаследовано детьми от взрослых. По
свидетельству И.П.Сахарова, «Жмурки», или «Слепой козёл», есть игра
домашняя, игра девушек- невест. Игра «Редька», по Сахарову, «считается
любимой игрой женщин, девиц и молодчиков»
Детей привлекали больше всего ролевые игры с хорошо разработанным
драматическим действием. Например игра «Заинька». В детских играх
ясно видна тенденция к постепенной замене игровых припевов игровыми
приговорами. Широко распространена шуточная народная песня «Каравай».
Она исполняется на именинах, служит средством развлечения детей в другое
время. Слова песни сопровождаются игровыми действиями.
К группе игрового фольклора следует относить все разновидности
детских ролевых игр, игровые прелюдии ( считалки, жеребьёвые сговорки).
Играя,
ребенок
переживает
громадную
радость.
В
игре
ребенок
проявляет
свои
мысли,
чувства,
желания,
свою
самостоятельность,
творческие способности, фантазию. Ребенок должен уметь играть! Вот тут-то
на помощь приходит детский фольклор.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит
фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более
интересной и содержательной. Используя детский фольклор, через движения
мы
знакомим
детей
с
народными
обычаями,
традициями,
используем
народные игры, потешки, приговорки.
Одной из таких замечательных игр, использующих русский фольклор,
является русская народная игра «Кострома»:
Детский фольклор является ценным средством воспитания человека,
гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и
физическое совершенство.