Напоминание

Использование современных здоровье сберегающих технологии в образовательной работе с детьми младшего дошкольного возраста .

Автор: Галиева Гульназ Рамиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №8 "Снеговичок"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных здоровье сберегающих технологии в образовательной работе с детьми младшего дошкольного возраста .







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Галиева

Гульназ

Рамиловна

Воспитатель

МБДОУ

ДС

№ 8 «

Снеговичок

»

город

Нижневартовск

Использование

современных

здоровье

сберегающих

технологии

в

образовательной

работе

с

детьми

младшего

дошкольного

возраста

.

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит

их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто

отсутствие болезней или физических дефектов

(Всемирная организация здравоохранения)

Я считаю здоровье сберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и

взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка

на всех этапах его развития

Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются

гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания,

пищеварения)

детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье,

излишнего шума и нервности в детском коллективе)

тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации).

В связи с этим я уделяются особое внимание воспитанию физически здорового и социально

адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у

дошкольника ответственности за свое здоровье.

Задачи здоровье сберегающих технологий

создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей

сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности

создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения

Основными компонентами здорового образа жизни являются:

1.Правильное питание.

2.Рациональная двигательная активность.

3.Закаливание организма.

4.Развитие дыхательного аппарата

5.Сохранение стабильного психо-эмоционального состояния

Формы организации здоровье сберегающей работы:

Физкультурные занятия

Подвижные игры

Утренняя гимнастика

Физические упражнения после сна

Физические упражнения с закаливающими процедурами

Прогулки на свежем воздухе

Пальчиковая гимнастика

Точечный само массаж

Дыхательная гимнастика

Гимнастика для глаз

1.Физкультурные занятия -проводится 3 раза в неделю в спортивном зале. Это основная форма

организованного обучения физическим упражнениям. На занятиях формируется навыки основных

движений – ходьбы, бега, лазанья, метания, прыжков и др.

2.Подвижные игры - как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой,

средней и высокой степени подвижности. Проводятся ежедневно Игры подбираются в соответствии с

возрастом ребенка. С детьми раннего возраста, мы используем лишь элементы спортивных игр.

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует

закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность

развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей

действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и

благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

3.Утренняя гимнастика - Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского

организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие

эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика.

Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует

проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с

утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное

состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает

потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки, подготавливает организм к тем

нагрузкам, которые предстоит ему преодолевать в течение дня. Чтобы предупредить возникновение

плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки.

Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на

нервную систему ребёнка.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 6–8 минут в спортивном зале по

плану физинструктора. Дети занимаются в физкультурной форме и в чешках.

Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной

возрастной группы, разученные предварительно на физкультурном занятии и хорошо знакомые детям.

4.Физические упражнение после сна - Наряду с различными оздоровительными мероприятиями

проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять

мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В течение года

используются различные варианты гимнастики.

Разминка в постели. Лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 3-4 упражнений

общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на

животе, сидя. После выполнения упражнений дети встают и выполняют в разном темпе несколько

движений (ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам.

Гимнастика после сна позволяет побудить организм, нормализовать кровообращение, снять вялость и

сонливость, быстрее перейти в бодрое состояние.

5.Пальчиковая гимнастика - проводится ежедневно со всеми детьми. Проводится в любое удобное

время.

Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, мышление, внимание, кровообращение, воображение,

быстроту реакции.

6.Точечный самомассаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного

массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они

сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является

профилактикой простудных заболеваний.

Во время проведения пальцевого массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий,

пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже

поступает команда включиться в работу различным органам и структурам. Массаж повышает защитные

свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа

организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (например, интерферон), которые очень

часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

7.Физические упражнения с закаливающими процедурами – у нас проводиться ежедневно. Это ходьба

по массажным дорожкам. Основана на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног.

Стимулирует вегетативную нервную систему, снимает нервные и мышечные напряжения. А также с

массажными мячиками для плоскостопия правильного подъёма ног, и карандашами для рук улучшает

графику ткани и кровоснабжение.

8.Прогулки на свежем воздухе – Одной из самых действенных закаливающих процедур в

повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы прогулка давала эффект, может меняться

последовательность видов деятельности детей в зависимости от характера предыдущего занятия и

погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка

начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных

занятий – с наблюдения, спокойных игр.

Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной

степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат

подвижные игры и физические упражнения на улице.

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует

закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность

развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей

действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и

благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

Кроме подвижных игр широко использовать разнообразные упражнения в основных видах движений:

Бег и ходьба

Прыжки

Метание, бросание и ловля мяча

Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному

совершенствованию детского организма, повышению его работоспособность.

9.Дыхательная гимнастика Мы используем ежедневно. От правильного дыхания во многом зависит

здоровье ребенка, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают

вентиляцию, лимфа - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов, улучшают их проходимость,

способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют

правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов

дыхания.

У детей раннего возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому необходима специальная система

упражнений в естественном ритмичном дыхании, а также в правильном использовании вдоха и выдоха

при простых и более сложных движениях, причем ритм дыхания и движения образуют одно

ритмическое целое. К гимнастическим упражнениям, формирующим правильное дыхание, относятся

упражнения для постановки правильного дыхания через нос, развития мышц грудной клетки для

увеличения ее эластичности, на активное вытягивание позвоночника.

10.Гимнастика для глаз – ежедневно по 2 – 3 минут, в любое свободное время в зависимости от

интенсивности зрительной нагрузки. Укрепляет мышцы глаз. Мы используем любое свободное время, а

также и на занятиях-по рисований, лепке, аппликации как динамические паузы.

Вывод: Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела

оздоровительную направленность, а используемая в комплексе Здоровье сберегающая деятельность в

итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни,