Автор: Яшметова Ольга Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Сернурская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.М. Яналова"
Населённый пункт: пгт. Сернур, Сернурский район, Республика Марий Эл
Наименование материала: статья
Тема: "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках математики в начальных классах"
Использование приемов технологии развития критического
мышления на уроках математики в начальных классах
Кто же такой критически мыслящий человек, это тот у которого:
•
открытый ум;
•
умение отстаивать свое мнение;
•
видение ситуации целиком, а не отдельной части проблемы;
•
умение оценить, почему проблема существует;
•
умение не выпускать проблему из виду в процессе поиска решения;
•
умение добывать информацию из разных источников;
•
умение анализировать информацию;
•
умение четко определять проблему.
В настоящее время существует множество определений критического
мышления.
Авторы
данной
технологии,
Чарльз
Темпл,
Джинни
Стил,
Курт
Мередит (пособие «Как учатся дети: Свод основ»), предлагают следующее
определение
критического
мышления:
«Думать
критически
означает
проявлять
любознательность
и
использовать
исследовательские
методы:
ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.
Цель
применения
технологии
развития
критического
мышления:
Развитие
мыслительных
навыков
учащихся,
необходимых
для
учёбы
и
обычной
жизни
(умение
принимать
взвешенные
решения,
работать
с
информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения).
Задачи технологии РКМ
Формирование
нового стиля
мышления,
для
которого
характерны
открытость,
гибкость,
рефлексивность,
осознание
внутренней
многозначности
позиций
и
точек
зрения,
альтернативности
принимаемых решений;
Развитие
таких
базовых
качеств
личности,
как критическое
мышление, рефлексивность,
коммуникативность,
креативность,
мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за
собственный выбор и результаты своей деятельности;
Развитие аналитического, критического мышления:
— научить школьников выделять причинно-следственные связи;
— рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
— отвергать ненужную или неверную информацию;
— избегать категоричности в утверждениях;
— быть честным в своих рассуждениях;
— определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
— выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
1
Формирование
культуры
чтения,
включающей
в
себя
умение
ориентироваться
в
источниках
информации,
пользоваться
разными
стратегиями
чтения,
адекватно
понимать
прочитанное,
сортировать
информацию
с
точки
зрения важности,
«отсеивать»
второстепенную,
критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
Стимулирование
самостоятельной
поисковой
творческой
деятельности пуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Модель технологии критического мышления предлагает 3 фазы:
1 фаза «Вызов».
Учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по теме, задают
вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные
цели.
Информация,
полученная
на
первой
стадии,
выслушивается,
записывается,
обсуждается,
работа
ведётся
индивидуально
–
в
парах
–
группах.
Некоторые приёмы фазы «Вызова»:
•
Таблица «ЗХУ» («Знаю – Хочу знать – Узнал»)
•
Кластер;
•
Инсерт;
•
Дерево предсказаний;
•
Толстые и тонкие вопросы;
•
Инвентаризация;
•
Прогнозирование по иллюстрации;
•
Ассоциации;
•
Перепутанные цепочки;
•
Ключевые слова;
•
Бортовой журнал;
•
Отсроченная догадка;
•
Круги по воде;
•
Мозговая атака (штурм);
•
Корзина идей;
•
Верите ли вы, что…;
•
Верные и неверные утверждения.
2
Прием «Кластер». Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или
предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты,
образы, подходящие для данной темы. (Модель солнечной системы «планеты
и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с
ключевым
понятием.
У
каждого
из
«спутников»
в
свою
очередь
тоже
появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В
итоге
получается
структура,
которая
графически
отображает
наши
размышления, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Надо
отметить,
что
такой
приём,
как
«Кластер»
универсальный,
используется на всех фазах.
Таблица «ЗУХ» («Знаю – Хочу знать – Узнал»).
Еще один из способов графической организации материала таблица «Знаю –
Хочу знать – Узнал». Форма удобна, так как предусматривает комплексный
подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с информацией учащиеся самостоятельно или в группе
заполняют первый столбик «Знаю».
2 шаг: По ходу знакомства с информацией или же в процессе обсуждения,
учащиеся заполняют столбик «Хочу узнать».
3
шаг: В
конце
урока,
на фазе
рефлексии,
учащиеся
делают
выводы
и
записывают в третьем столбце то, что узнали.
Данную таблицу «Знаю – Хочу знать – Узнал» начинают заполнять на
фазе «Вызова», продолжают на фазе «Осмысления», заканчивают на фазе
«Рефлексии».
З – Знаю
Х – Хочу знать
У – Узнал
3
Уравнение
Решение
уравнение
Корень
Компонент
ы
Неизвестно
е
Способы
решения
Корень
Нет корней
Правила
Уравнения - это равенства с
переменной, которую нужно
найти.
Решить
уравнение,
з н а ч и т
н а й т и
к о р е н ь
уравнения.
Есть уравнения, в которых
нужно
найти
неизвестные
слагаемое,
м н ож и т е л ь ,
уменьшаемое,
вычитаемое,
делимое, делитель.
2 фаза «Реализация смысла» или «Осмысления».
Учащиеся активно работают с информацией, ведут записи по мере
осмысления новых данных, отслеживают понимание при работе с изучаемым
материалом. Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм,
лекция, материал параграфа).
Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:
•
Инсерт;
•
Чтение с остановками;
•
Схема «Фишбоун» - «Рыбий скелет»
•
Таблица «Плюс – минус – интересно»;
•
Таблица «ЗХУ» («Знаю – Хочу знать – Узнал»);
•
Таблица – синтез;
•
Сводная таблица;
•
Концептуальная таблица;
•
Таблица «Что? Где? Когда? Почему?»;
•
Зигзаг;
•
Идеал;
•
Кубик Блума;
•
Генераторы и критики.
Таблица «ЗУХ» («Знаю – Хочу знать – Узнал»).
Один
из
способов
графической
организации
и
логико-смыслового
структурирования
материала.
Форма
удобна,
так
как
предусматривает
комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с информацией учащиеся самостоятельно или в группе
заполняют первый столбик «Знаю».
2 шаг: На фазе «Осмысления» продолжается работа с таблицей «Знаю – Хочу
знать – Узнал». По ходу знакомства с информацией или же в процессе
обсуждения, учащиеся заполняют столбик «Хочу узнать».
4
3
шаг: В
конце
урока,
на фазе
рефлексии,
учащиеся
делают
выводы
и
записывают в третьем столбце то, что узнали.
З – Знаю
Х – Хочу знать
У – Узнал
Уравнения - это равенства с
переменной, которую нужно
найти.
Решить
уравнение,
з н а ч и т
н а й т и
к о р е н ь
уравнения.
Есть уравнения, в которых
нужно
найти
неизвестные
слагаемое,
м н ож и т е л ь ,
уменьшаемое,
вычитаемое,
делимое, делитель.
Как
решать
у р а в н е н и я
нового
вида.
Какой
новый
алгоритм для этого нужен.
(Работа в группах, парами, самостоятельно)
Учитель просит выделить этапы достижения цели. Дети составляют алгоритм
действий:
- разработать алгоритм решения составного уравнения (через работу в
группе, так как необходимо обсудить);
- выполнить задания, применяя сформированный алгоритм (через работу
в паре, чтобы проговорить выполнение задания);
- выполнить самостоятельную работу, чтобы понять, насколько каждый
достиг цели.
- Как же будем строить новый алгоритм? (подберём более простое уравнение)
Алгоритм решения составного уравнения.
Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет» - еще один прием, который
помогает
учащимся
наглядно
увидеть
связь
между
причинами
и
последствиями,
выстроить
логическую
цепочку,
систематизировать
полученные
знания.
Строится
скелет
рыбы,
где
голова
-
это
проблема,
которую
нужно
решить,
верхние
"кости"
-
причины
или
направления
размышлений, нижние - это конкретные примеры и факты, а хвост рыбы -
вывод.
5
2
4
5
Признаки
делимости
числа на 2, 4 и
5
Смотри на
последнюю(ие
) цифру(ы)
3 фаза «Рефлексия».
Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной. Производят
отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы.
Творческая
переработка,
анализ,
интерпретация
и
т.
д.
изученной
информации.
Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»:
•
Шесть шляп;
•
Таблица «ЗХУ» («Знаю – Хочу знать – Узнал»);
•
Ромашка вопросов;
•
Синквейн;
•
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов;
•
Лесенка успеха;
•
Дерево успеха;
•
Вагончики;
•
«Знаки»;
•
Акрослово;
•
Фразеологизм или пословица.
Таблица «ЗУХ» («Знаю – Хочу знать – Узнал»).
3
шаг: В конце урока, на фазе рефлексии заканчивается работа с таблицей
«Знаю – Хочу знать – Узнал». Учащиеся делают выводы и записывают в
третьем столбце то, что узнали.
З – что мы знаем
Х – что мы хотим узнать
У – что мы узнали
Уравнения - это равенства с
переменной, которую нужно
найти.
Решить
уравнение,
з н а ч и т
н а й т и
к о р е н ь
уравнения.
Есть уравнения, в которых
нужно
найти
неизвестные
слагаемое,
м н ож и т е л ь ,
Как
решать
у р а в н е н и я
нового
вида.
Какой
новый
алгоритм для этого нужен.
У з н а л и ,
к а к
р е ш а т ь
с о с т а в н ы е
у р а в н е н и я .
Узнали по какому алгоритму
их решать.
6
уменьшаемое,
вычитаемое,
делимое, делитель.
Правила написания синквейнов - пятистрочная стихотворная форма:
1. В
первой
строчке
тема
называется
одним
словом
( об ыч но
существительным).
2.
Вторая
строчка
-
это
описание
темы
в
двух
словах
(двумя
прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами
(глаголы, деепричастия...)
4. Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к
теме.
5. Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который
повторяет суть темы.
Синквейны очень полезны в качестве:
1) инструмента для синтезирования сложной информации;
2) средств оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства творческой выразительности.
Математика
Развивающая, загадочная
Мыслить, рассуждать, понимать
Она – гимнастика ума
Царица наук!
Применение
данной
технологии,
я
считаю, значительно
повысит
мотивацию учащихся, они научатся рассуждать, добывать информацию, а
главное – станут не пассивными слушателями, а действующими лицами
урока.
В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в
том,
чтобы
помочь
каждому
ребёнку
осознать
собственную
уникальную
сущность и создать условия
для саморазвития. В этом нам помогают приемы технологии РКМ.
Применение
данных
приемов
может
осуществляться
не
только
на
уроках
математики,
но
и
на
уроках
чтения,
окружающего
мира
и
др.
позволяет
получить
очень
хороший
результат,
поскольку
используются
разные источники информации, задействованы различные виды памяти и
восприятия.
Письменное
фиксирование
информации
позволяет
лучше
запоминать изученный материал.
Работая
таким
образом,
дети
могут
выделить
нужную
информацию,
составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.
7
8