Напоминание

"Индивидуализация учебно-воспитательного процесса. Работа с трудными детьми на уроках английского языка."

Автор: Стулова Тамара Александровеа
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: город Торжок, Тверская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Индивидуализация учебно-воспитательного процесса. Работа с трудными детьми на уроках английского языка."







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Стулова Т.А.

Индивидуализация учебно-воспитательного процесса – основное условие,

даже главное требование успешной деятельности педагога.

Условия успешной работы педагога это

Дифференциация

(организация

учебного

процесса

с

учетом

доминирующих

особенностей групп учащихся, внешняя, уровневая дифференциация, имеющая место

в отдельных школах)

Индивидуализация

-

учет

личных

особенностей

каждого

ученика

(внутриклассовая и внутригрупповая)

Дифференциация выступает как условие индивидуализации.

Организация внутриклассной индивидуализации :

1) Учет индивидуального темпа работы и усвоения

2) Учет времени, необходимого для усвоения материала. Уловить грань между

объективной неспособностью выполнить работу в заданные сроки с нежеланием,

ленью, разгильдяйством.

3)Применять разнообразие формы опроса (если у детей проблемы с выражением

мысли, им нужно давать опорные схемы, таблицы, планы ответов).

4)

Вводить

задания,

дифференцированные

по

уровню

сложности,

сильные

ученики будут иметь возможность развития , повышаться будет их мотивация, а более

слабые имеют возможность быть успешными, сохранять единый темп работы.

5)

Дифференцированные

домашние

задания

наиболее

удобный,

легко

осуществимый способ, но очень редко используемый, исходя из срезов домашних

заданий;

6) Организация работы с так называемыми «проблемными» группами (причем

состав в этих группах подвижный);

7) Определенное количество отметок, которые необходимо выставлять.

Принципы индивидуализации:

1)установление

и

развитие

деловых

и

межличностных

контактов

на

уровне

«ученик-учитель-класс»;

2)уважение самооценки личности ученика;

3)вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей

и качеств характера;

4)создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое

является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.

Кто

-

то

,

когда

-

то

,

должен

ответить

,

Высветив

правду

,

истину

вскрыв

,

Что

же

такое

трудные

дети

?

Вечный

вопрос

и

больной

как

нарыв

.

Вот

он

сидит

перед

нами

,

глядите

,

Сжался

пружиной

,

отчаялся

он

,

Ребенок плохо учится.

(с трудом усваивает программу по основным предметам на протяжении

длительного периода. Возникают сомнения, что он может учиться хорошо, даже

если захочет)

Трудности в обучении

Вероятные причины

Общие

рекомендации

Н е

в ы п о л н я е т

самостоятельные

задания

или

делает

их

немного

хуже,

чем

обычное списывание с доски или

с учебника (3,6)

Безразличен к отметкам и к

п р о и с ход я щ е м у

н а

у р о к е ,

отвлекается

по

ма лейшему

поводу (1,2,6)

Неуправляем,

неусидчив,

мешает

проведению

у р о к а

(1,2,5,6)

Что не спросишь - говорит

«не

знаю»

или

вообще

молчит

(3,4,5,6)

Отвечает

неуверенно,

при

вызове к доске теряется, при этом

обычные

(не

ко н т р ол ь н ы е )

письменные

работы

выполняет

нормально (3,4,5)

1.

Нарушения

учебной

мотивации

2.

Развитие

ребенка

по

«игровому типу»;

3 .

П о в ы ш е н н а я

тревожность;

4.

Развитие

по

т ипу

«хроническая неуспешность»;

5. Нарушение отношений

с учителем;

6 .

З а д е р ж к а

в

психическом

развитии

(ЗПР).

Для

подтверждения

диагноза

требуется заключение медико-

педагогической комиссии.

Рекомендации

Поддерживать преобладание положительных эмоций в учебной деятельности

Ориентировать ребенка на учебные ценности через ненавязчивое вовлечение его

в сферу интересов значимого для него человека

Поддерживать у ребенка непосредственный интерес к происходящему в классе:

групповые

формы

работы,

игровые

методы

обучения,

большое

количество

наглядности, больше эмоциональности при объяснении и т.д.

Индивидуальные занятия с целью выравнивания познавательной сферы

Поддерживать доброжелательные взаимоотношения

Найти и обеспечить сферу успеха

Щадящий оценочный режим в сферах неуспеха

Снизить значимость сфер неуспеха и т.п

Осознать

причины

напряженности

в

отношениях

с

учеником

(неопрятность

ребенка, антипатии по отношению к его родителям...)

Попытаться понять его проблемы и, если не в силах помочь, постараться не

усугублять их и т.п.

Поддерживать доброжелательные отношения

Найти и обеспечить сферу успеха

Щадящий оценочный режим в сферах неуспеха

Снизить значимость сфер неуспеха

Одновременно проводить работу по нейтрализации факторов, поддерживающих

тревожность

В случае необходимости проконсультироваться с психологом или логопедом

Желательно обучение в классе выравнивания

Игровые формы обучения, репетиторство

Стимуляция

познавательной

активности

через

обогащение

связей

ребенка

с

окружающим миром.

Обязательна

консультация

со

специалистами

с

целью

определения

методов

спец.коррекции и т.п.

Ребенок ленится (по мнению учителя, учатся ниже своих способностей)

Трудности в обучении

Вероятные причины

Равнодушие ко всему, на уроке

скучает,

очень

редко

включается

в

работу 1,3

Халтурит,

не

хочет

стараться,

хотя

может

учиться

лучше,

под

различными

предлогами

(не

успел,

забыл, не могу и т.п.) не выполняет

задания. 1,2,3...

Утомленный

вид,

сонливость

и л и ,

н а о б о р о т ,

ч р е з м е р н а я

возбудимость к концу занятий 1,4.

Делает все очень медленно, как

бы нехотя 1,2,5

1 .

Н а р у ш е н и я

у ч е б н о й

мотивации

2. Повышенная тревожность;

3.

Нарушение

отношений

с

учителем;

4.

Сниженная

э н е р г е т и ка

( т р е б у е т с я

з а к л ю ч е н и е

психоневролога)

5. Общая замедленность темпа

деятельности

Рекомендации.

Поддерживать преобладание положительных эмоций в учебной деятельности

Ориентировать ребенка на учебные ценности через ненавязчивое вовлечение его

в сферу интересов значимого для него человека

Поддерживать доброжелательные взаимоотношения

Найти и обеспечить сферу успеха

Щадящий оценочный режим в сферах неуспеха

Снизить значимость сфер неуспеха и т.п

Осознать

причины

напряженности

в

отношениях

с

учеником

(неопрятность

ребенка, антипатии по отношению к его родителям...)

Попытаться понять его проблемы и, если не в силах помочь, постараться не

усугублять их и т.п.

Щадящее обучение (давать возможность отдыхать и доделывать задание дома и

после уроков, если не успел на уроке и т.п.) - Приучать к умению эффективно

восстанавливать силы и следить за своей работоспособностью и т.п.

Не осуждать за медлительность

По возможности снизить объем заданий, оценивать прежде всего за качество, а

не за объем выполненной работы и т.п.

Ребенок

рассеян.

Дети,

проявляющие

высокую

учебную

активность,

но

учатся неэффективно, так как результат активности низкий

Трудности в обучении

Наиболее вероятные причины

Торопится,

отвечает

не

подумав,

старается

сделать

хорошо,

но

либо

что-нибудь

забывает, либо делает не то, что

задает

учитель;

неаккуратные

записи в тетрадях, беспорядок на

столе и в портфеле 1,4...

Невнимательность,

часами

сидит

за

уроками,

все

время

о

1.Несформированность

организации деятельности;

2. Повышенная тревожность;

3

Развитие

по

типу

«Уход

от

деятельности»;

4. Развитие по типу «Уход от

деятельности»;

5. Повышенная энергетика

Рекомендации

Формирование навыков самоконтроля

Отработка навыков планирования и т.п.

Поддерживать доброжелательные взаимоотношения

Найти и обеспечить сферу успеха

Щадящий оценочный режим

Снизить значимость сфер неуспеха и т.п.

Помочь

ребенку

найти

сферу

успешности,

где

бы

он

мог

стабильно

утверждаться

и

получить

признание

взрослых

(занятия

абстрактной

живописью,

модным спортом, танцами и т.п.)

Включить работу воображения в реальную деятельность (сочинения на

свободные или заданные те- мы, участие в работе творческих студий и др.)

Помочь

утвердиться

в

учебе.

Для

этого

поощрять

за

успехи

в

содержательном плане (активность на уроке, изучение сверхзаданного материала, за

содержательные, а не пустые вопросы и т.п. )

Меры по организации самоконтроля и умению планировать свои действия

Приучать внимательно от носиться к инструкциям учителя

Ненавязчивый контроль исполнительности и т.п.

Ребенок неуправляемый (Дети, не способные или же не желающие

выполнять общие правила поведения в школе. Жалобы учителей и родителей

связаны не столько со сферой учения, сколько с поведением)

Трудности в обучении

Н а и бол е е

в е р оя т н ы е

причины

Н е

р е а г и руе т

н а

замечания,

мешает

проводить

уроки, паясничает, эмоционально

1. Избалованность;

2. Развитие по «игровому»

типу;

неустойчив 1,2,3

Чрезмерная

подвижность,

суетливость, легкая возбудимость 5

Неусидчивость,

болтливость

но при этом учеба дается хорошо

3 .

Р а з в и т и е

п о

т и п у

«негативистическая

демонстративность»;

4 .

П о в ы ш е н н а я

энергетика;

5 .

Д в и г а т е л ь н а я

расторможенность

(требуется

заключение психоневролога).

Рекомендации

Установить тесный контакт с родителями ребенка. Без совместной работы с

ними коррекция будет малоэффективна

Поддерживать у ребенка непосредственный интерес к происходящему в классе:

групповые

формы

работы,

игровые

методы

обучения,

большое

количество

наглядности, больше эмоциональности при объяснении и т.д.

Индивидуальные занятия с целью выравнивания познавательной сферы

Уделять

ребенку

внимание

не

тогда,

когда

он

плохой,

а

когда

он

хороший

(незаметный). A главное, к минимуму свести эмоциональность реакций.

Найти

сферу

реализации

демонстративности.

Лучше

всего

для

таких

детей

занятия в театральных студиях

Быть

особенно

терпеливым,

чтобы

вести

себя

в

соответствии

с

первой

рекомендацией и выдержать взрыв негативизма.

Меры по организации самоконтроля и умению планировать свои действия ;

Приучать внимательно от носиться к инструкциям учителя

Ненавязчивый контроль исполнительности и т.п.

Спокойный стиль взаимоотношений

Порекомендовать

родителям

проконсультироваться

у

специалистов

(эндокринолог,

психиатр)

Учитывая

стереотипы

в

воспитании

подобных

советов

сделать это нужно как можно деликатнее

Хроническая неуспеваемость

(постоянный страх ошибиться, сделать что-то не так. Дети нерешительны,

пассивны, очень болезненно переживают строгие замечания и отрицательные

отметки, которые еще больше дезориентируют их учебную деятельность, и,

таким образом, неудачи становятся хроническими)

Трудности в

обучении

Наиболее вероятные причины

Учил, но не может

хорошо ответить

Сильно теряется у

Основная: личностная тревожность;

Факторы, поддерживающие или увеличивающие

тревожность:

доски или вообще молчит,

при этом письменные

работы выполняет хорошо

Контрольные пишет

значительно хуже, чем

обычные работы

После неудачного

ответа долго не может

1) нарушение отношений с учителем,

2) завышенные ожидания взрослых,

3) первичные трудности с освоением школьной

программы, например, в результате низкого объема

кратковременной памяти, слабого слуха или зрения,

логопатических нарушений, слабого развития мелкой

моторики и т.д.

Рекомендации

Поддерживать доброжелательные отношения

Найти и обеспечить сферу успеха

Щадящий оценочный режим в сферах неуспеха

Снизить значимость сфер неуспеха

Одновременно

проводить

работу

по

нейтрализации

факторов,

поддерживающих тревожность

В

случае

необходимости

проконсультироваться

с

психологом

или

логопедом

Уход от деятельности

(Главная черта — склонность к фантазированию. Часто «витает в облаках» во

время урока, особенно после ситуации неуспеха. Стремится завладеть вниманием

учителя. Например, ведет разговоры на «взрослые» темы, задает вопросы ради

вопросов, делает какие-то подарки, хвастается, читает во время уроков взрослые

книги.)

Трудности в обучении

Наиболее вероятные причины

Нестабильность успехов в учебе

О чем-то мечтает на уроках

Невнимательность

Лень

(может

учиться,

но

не

хочет)

Что-нибудь

читает

или

рисует

Основная

н еуд о вл е т во р е н н а я

потребность

во

внимании,

сочетающаяся

с

легкой тревожностью.

Дополнительная

-

потеря

учебной

мотивации (преобладание мотива избежания

вместо того, чтобы участвовать в работе

неудачи.

Рекомендации

Помочь

ребенку

найти

сферу

успешности,

где

бы

он

мог

стабильно

утверждаться

и

получить

признание

взрослых

(занятия

абстрактной

живописью,

модным спортом, танцами и т.п.)

Включить работу воображения в реальную деятельность (сочинения на

свободные или заданные те- мы, участие в работе творческих студий и др.)

Помочь

утвердиться

в

учебе

Для

этого

поощрять

за

успехи

в

содержательном плане (активность на уроке, изучение сверхзаданного материала, за

содержательные, а не пустые вопросы и т.п. )

Негативистическая демонстративность

(Главная черта — высокая потребность быть в центре внимания. В случае, если

такой ребенок не обладает выдающимися способностями, его демонсгративность

реализуется в сознательном привлечении к себе внимания Поведение ребенка

соответствует классическому описанию классного «шута»)

Трудности в обучении

Наиболее

в е р оя т н ы е

причины

Неуправляемо сть.

Не

понимает

ни

по-хорошему,

ни

по-плохому

-

с о з н ат е л ь н о

нарушает

школьные

нормы

поведения (делает все назло);

Может хорошо учиться, но

привык утверждаться в плохом.

Неудовлетворенная

потребно сть

во

вн и ман и и ,

с о ч е т а ю щ а я с я

с

р е з к о й

демонстративностью.

Общие рекомендации

Уделять

ребенку

внимание

не

тогда,

когда

он

плохой,

а

когда

он

хороший

(незаметный). A главное, к минимуму свести

эмоциональность реакций.

Н а й т и

с ф е р у

р е а л и з а ц и и

демонстративности.

Лучше

всего

для

таких

детей занятия в театральных студиях

Быть особенно терпеливым, чтобы вести

себя в соответствии с первой рекомендацией и

выдержать взрыв негативизма

Трудный подросток – это …

Человек, которому сейчас тяжело

Нет мотивации к изменению себя

Недооценивают учителя

Нехватка любви учителя

Нервный

Нет учебной мотивации

Не похожие на других

Проблемы с учебой

Хочет привлечь внимание

Не умеет контролировать себя

Проблемы внутри себя

Сложные психологические состояния

Свое личное мировоззрение

Озлобленный

Тихий, необщительный

Нарушитель дисциплины

Курильщик

Агрессивный

Не ответственный

Не соответствуют установкам

Нехватка любви родителей

Бедный (не богатые родители)

Особые черты характера

Самоуверенный

Бездушный

«Трудных» нет, есть трудные ситуации

Избалованный

Наркоман

Корни «трудного» поведения

Семьи, которые создают условия «повышенного риска»:

Неполная семья,

Конфликтная семья

Асоциальная семья

Формальная семья

Алкогольная семья

Воспитание в семье:

Безнадзорность / скрытая безнадзорность

Потворствующая безнадзорность

Эмоциональное отвержение

воспитание по типу «Золушки» или «Кумира семьи»

воспитание в условиях жестких взаимоотношений

ПОДРОСТОК

Проблема

Что нужно делать?

Как это делать?

1. Агрессия.

Пресечь агрессию

выяснить причину и

опереться на

положительные качества

ребёнка;

не провоцировать на

усиление агрессии;

найти контакт.

Не выходить из себя; не повышать

голос; обратить в шутку ;привлечь

союзников в решении данной

проблемы.

2.Нет

взаимопонимания.

Поиск личного контакта

сбор дополнительной

информации;

выявить интересы и

привлечь его интересы во

внеклассной работе.

Общение с ребёнком,

с учителем, другим

учеником, с родителями,

изменить своё отношение к

ребёнку

3. Низкий уровень

способностей

выявить причину низких

способностей;

индивидуальный подход;

поиск союзников;

поощрение словами

жестами оценкой.

не завышать требования;

дифференцировать

индивидуальные задания