Напоминание

"Знаково-символическая наглядность и деятельность как средство повышения качества знаний учащихся"

Автор: Михайлова Наталья Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: АНОО "Международная школа Герценовского университета"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Знаково-символическая наглядность и деятельность как средство повышения качества знаний учащихся"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Знаково-символическая наглядность и деятельность как средство

повышения качества знаний учащихся

Педагогическая цель инновационного поиска - повышение качества образования через

совершенствование семиотической функции младших школьников в условиях обучения с

использованием компьютерных технологий.

Содержательно-целевая направленность работы состоит в практическом применении

элементов знаково-символической системы как средство формирования информационной

культуры младших школьников в обучении.

Степенью новизны опыта можно считать усовершенствование.

Создание образовательного проекта базировалось на исследовании Салминой Нины

Гавриловны о деятельностном подходе к формированию знаково-символической деятельно-

сти у детей дошкольного и младшего школьного возраста. (Салмина Н.Г. - доктор психологи -

ческих наук, тема докторской диссертации – "Знаково-символическая деятельность: структу -

ра, генезис, формирование", научный консультант — П.Я. Гальперин)

Из истории вопроса

Проблема развивающего обучения, интенсивно разрабатываемая в последние годы,

включает в качестве одного из направлений исследования анализ путей овладения детьми

основами знаково-символической деятельности.

Существует специальная наука о знаках (условных обозначениях), называемая семио -

тикой. Семиотика может соотноситься с любой наукой, будь то лингвистика, математика, фи -

зика и т.д.

Хотя семиотика как специальная наука о знаках и знаковых системах сформировалась

достаточно поздно, история философского осмысления различных проблем, связанных со

знаками имеет достаточно долгую историю. Философское осмысление знаков осуществля-

лось в контексте общего познания природы и свойств языков (прежде всего естественных

языков общения), преимущественно в связи с проблемами происхождения языков (библей-

ские и коммуникативные теории происхождения языков) и произвольности знаков (связанно-

сти или не связанности знаков с обозначаемым объектом – эта проблема фигурирует в рабо -

тах Декарта, Локка, Лейбница, Кондильяка). В философии культуры знак рассматривался в

контексте символической деятельности человека и культурного творчества («философия жиз -

ни», Кассирер, экзистенциализм, феноменология). Особое место здесь принадлежит герме -

неетике, разрабатывавшей принципы и каноны интерпретации культурных текстов через вы -

явление специфики их знаковой представленности (Гадамер, Рикёк, Л.Бетти).

Значит, вклад в понимание знака был внесен лингвистикой, разрабатывавшей различ -

ные аспекты функционирования естественных языков. Здесь, прежде всего, следует отметить

«младограмматическую школу», а также труды де Соссюра, определившего основные свой-

ства знака – произвольность, линейность, изменчивость – в естественных языках и заложив -

шего методологические основы науки о знаковых системах – семиологии. Под значительным

влиянием до Соссюра сформировалась структурная лингвистика, в которой получило разви -

тие изучение синтактики знака.

Другая ветвь исследования знака связана с логической семантикой (Г. Фреге, А. Черч,

А. Тарский), в рамках которой разрабатывались преимущественно содержательные аспекты

знака (проблема демаркации предметного и смыслового значения, классификация смысловых

значений, определение их качественных характеристик и свойств, таких как истинность, со -

ответствие, полнота). Знак, как элементарная информационная единица, рассматривался так -

же в теориях информации и кибернетике, где получили развитие коммуникативные аспекты

знака (роль и функции знака в механизмах информационного обмена, информационный

объем различных знаковых средств и его оценка). Синтез синтаксических, семантических и

прагматических сторон знака был достигнут в рамках семиотики, для которой характерен си-

1

стемный подход к знаковой деятельности и стремление к систематизации и поиску универса-

лий в разнообразных типах знаков и знаковых систем.

В рамках культурной и социальной антропологии знак изучался как компонента

(функциональная или интерактная) коммуникативной деятельности индивида. Решающую

роль в развитии семиотических исследований культуры сыграл французский структурализм

(Леви-Стросс, Р. Барт, Фуко), рассматривавший всю культурную деятельность как знаково-

символическую, обусловленную универсальными механизмами реагирования человека на

внешнюю среду. Семиотический анализ — и важная компонента изучения любой историче-

ской культурной общности, и предмет специальных исследований, посвященных различным

аспектам знаковой деятельности в культуре.

Проблемой знака занимается и психология. В отечественной психологии исследовал

проблему роли знака в развитии семиотической функции Л.С. Выготский. Он считал, что

овладение новыми средствами (т.е. знаками, символами) переводит детей на более высокий

уровень интеллектуального развития.

В современной жизни роль знаково-символической системы вообще и в процессе обучения

возрастает. Ребенок должен быть подготовлен к пониманию основ семиотики, должен уметь

оперировать

различными видами

знаково-символической

деятельности.

Актуальность

проблемы также обусловлена следующими фактами:

— анализ трудностей и ошибок, имеющих место в обучении, показал, что некоторые из них

вызваны тем, что для детей знаково-символические средства (используемые при решении

учебных задач) не выступают как знаковые системы с присущими каждой из них особенно -

стями.

— учащиеся не умеют выразить понятийное содержание в разных знаковых средствах и т.д.,

что является следствием несформированности семиотического аспекта предметных знаний и

отражается в снижении возможностей детей решать учебные задачи на основе формируемых

знаний.

Указанные дефекты есть результат того, что при существующей системе обучения зна -

ково-символические средства вводятся по всем учебным предметам эмпирически, на интуи-

тивном уровне как обозначения конкретных объектов, отдельных понятий.

Поэтому проблема совершенствования семиотической функции школьников в услови-

ях обучения важна для современного образования.

Технология реализации идеи

Одним из направлений, позволяющим преодолевать трудности в семиотическом развитии,

может рассматриваться построение обучения на основе теории планомерного формирова-

ния умственных действий П.Я. Гальперина. Согласно этой теории, необходимо формиро-

вать у школьников такие формы действия, в которых для выражения одного и того же содер-

жания используются разные типы знаково-символических систем.

На этом пути есть опасность замены развития семиотической функции на использова-

ние знаково-символических средств в обучении, поэтому приоритетным является ориентация

в процессе обучения именно на овладение видами знаково-символической деятельности. К

ним относятся:

— замещение (возможность переноса признаков реального объекта на знаковый и обратно.

Ребенок узнает предмет, а затем учиться выражать одно и то же содержание на разных язы -

ках: графическом, языке действий и т. д.)

2

— кодирование (возможность переноса свойств реального объекта на знаковый и обратно)

моделирование

(отражение

реального объекта в модели, дей-

ствие с которой реализуется в соответствии с принципами, заложенными в реальном объекте)

схематизация (выполняют ориентировочную роль, заключающуюся в структурировании ре-

альности, обнаружении связей между явлениями)

обобщение (объединение и уплотнение информации в знаке или знаковой системе)

Средства повышения семиотической грамотности

1)

обучение моделированию при решении задач с использованием компьютера. Эта фор-

ма работы приводит не только к повышению эффективности в усвоении знаний, но и к

общеразвивающему эффекту, который выражается в формировании основных компо-

нентов теоретического мышления (рефлексии, теоретического анализа и внутреннего

плана действий)

3

Задания для учащихся на уроке: организация работы по алгоритму; восстановление или редактирование

деформированных текстов; группировка слов в соответствии с заданием; создание «бестолкового» словаря.

Лунный звездочет

А. Усачев

(считалочка)

На Луне жил звездочет

Он планетам вел подсчет

Меркурий – раз,

Венера – два-с,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун

Девять – дальше всех – Плутон

Кто не видит – выйдет вон!

Выпишите имена

Выпишите имена

собственные

собственные

Поиграем???

Поиграем???

Собери фразу

Собери фразу

без(предлог), не-, -мысл-,-

им-, к(предлог),-сво-,-а, -и,

-любв-, -ему, -язык-,-у.

к

(

предлог

),

люб

-, -

н

-, -

сво

-,

Истин

-, -

ая

, -

овь

-

, -

ей

, -

стран

-, -

е

.

Барбекю

Барбекю

IQ

IQ

у

у

Барби

Барби

Задание

Задание

Сгруппируйте слова по значению корня

Сгруппируйте слова по значению корня

МИР в два столбика таблицы.

МИР в два столбика таблицы.

Всемирный, мирный

Всемирный, мирный,

мирок, смириться,

мирок, смириться,

мировой, помириться, мировоззрение,

мировой, помириться, мировоззрение,

присмиреть, миропонимание, мирно

присмиреть, миропонимание, мирно

Мир

Мир

не война

не война

Мир как планета

Мир как планета

2)

наиболее продуктивной формой при обучении кодированию является использование ин-

формационных медиаобразовательных технологий, как средства демонстрации визу-

альных элементов. Содержание этих элементов составляют различные условные обозна-

чения: знаки, символы, схемы, графики, иллюстрации и т.д. Они могут быть представле-

ны на следующих носителях: распечатанные на принтере, начерченные на электронной

доске, выведенные на экране монитора.

С целью введения детей в научную символику в курсе математики предварительно от-

рабатывается деятельность кодирования-декодирования – с постепенным переходом к приня -

тым знакам. Знаки и символы включаются в их предметную деятельность

прежде всего для

решения задач. В дальнейшем это делает понятным математическую символику и со-

здает мотивацию к выполнению заданий, предполагающих кодирование и декодиро-

вание.

4

Из предложенных координат

укажи координаты

ёжика

(4,2)

(2,4)

(2,2)

(1,2)

(3,1)

Координатная сетка

Девочка стоит у двух

одинаковых книжных

шкафов. Какая книга

стоит выше:

с координатами

(2,1)

или(1,2)

?

Координатная сетка

Реши задачу

Задания для учащихся на уроке: разгадывание кроссвордов и ребусов, предложений по

предложенному коду; выявление смысла незнакомых слов через подбор однокоренных.

Угадай слово

Угадай слово

Угадай слово

магазин

м

м

а

а

г

г

а

а

зин

зин

?

?

Расшифруй слова

Расшифруй слова

а

ш

а

ф

м

п

к

е

р

ь

т

д

а

ж

к

щ

т

ч

н

л

о

з

а

ъ

и

у

р

г

в

с

Код

Код

Проверка: кв

Проверка: кв

а

а

ртира, комн

ртира, комн

а

а

та

та

?

?

?

?

Г А Р П У Н

Г А Р П У Н

Понятно ли значение этого слова???

Понятно ли значение этого слова???

Обратимся к словарю:

Обратимся к словарю:

Гарпун

Гарпун

копьё

на

длинной

верёвке

для

копьё

на

длинной

верёвке

для

охоты на крупных морских зверей и рыб.

охоты на крупных морских зверей и рыб.

Зная это, укажите значение слов:

Зная это, укажите значение слов:

гарпунёр,

гарпунёр,

гарпунщик,

гарпунщик,

гарпунный,

гарпунный,

загарпунить.

загарпунить.

Л

К

С

А

С

Школьное помещение

С

Группа единомышленников

В

К

Л

К

Е

Т

И

О Л

Друг

Т

В

И Щ

О

А Р

П О

Е Д

Л

Н

Н

Е

Ь

И К

Первый день недели

А

Б

О

П

Д

Е

Успех в конкурсе

Л

Е

П

А

Н

Емкость для ручек и карандашей

К

Б

Б

И

О

Л И

Е

Т

А

Хранилище книг в школе

Школьная принадлежность

Т

Т

Е

Р А

Д Ь

3)

обучение обобщению предполагает формирование у школьника способности

— различать планы (реальный объект и его образ);

— определять типы связей между планом содержания (реальным объектом) и планом

выражения (его образом);

— анализировать знаково-символические средства с целью выделения алфавита и

синтаксиса системы;

5

— переводить

реальности

(текста,

описывающего

его)

на

знаково-символический

язык;

— оперировать знаково-символическими средствами в соответствии с алфавитом и

синтаксисом и их преобразовать.

Род – это грамматический признак имён

существительных. В русском языке три рода:

,

и

Род – это грамматический признак имён

существительных. В русском языке три рода:

,

и

м. р.

ж. р.

ср. р.

Вывод

Вывод

Вывод

Урок 2 окончен

Урок

Урок

2

2

окончен

окончен

мужской

женский

средний

он, мой

она, моя

оно, мое

Суффикс – это морфема,

которая стоит после корня

и придаёт слову новое

значение

Суффикс

Суффикс

это морфема,

это морфема,

которая стоит после корня

которая стоит после корня

и придаёт слову новое

и придаёт слову новое

значение

значение

Вывод:

Вывод:

Вывод:

Урок 5

окончен

Урок 5

Урок 5

окончен

окончен

Координатная сетка

Координатная сетка

4)

обучение схематизации. В качестве примера обучения данному действию может слу-

жить

карта, схема объекта, которая используется для ориентировки в реальности.

Схематизация предполагает одновременную работу в двух планах:

— схема выступает ориентиром в реальности (схема города, телевизора),

— работа осуществляется только на схеме и необходимо четкое осознание, что означа -

ет каждый ее элемент (решение арифметических задач по схеме).

Это одно из существенных отличий схематизации от моделирования, поскольку в мо-

делировании элементы модели — это элементы системы (знаково-символической), ко-

торые получают в ней свое содержание, и действие с ними реализуется в соответствии

с принципами, заложенными в системе.

6

Существительное

Существительное

школа

школа

,

,

Просыпается

Просыпается

глагол.

глагол.

С прилагательным

С прилагательным

весёлый

весёлый

Новый школьный день пришёл.

Новый школьный день пришёл.

Встали

Встали

мы

мы

местоименье,

местоименье,

Бьет числительное

Бьет числительное

семь

семь

.

.

За ученье, без сомненья,

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Приниматься надо всем.

Правило

Правило

В корне

В корне

лаг

лаг

-

-

,

,

-

-

лож

лож

-

-

в безударном

в безударном

положении

положении

А

А

пишется,

пишется,

если за корнем стоит суффикс

если за корнем стоит суффикс

а

а

;

;

буква

буква

О

О

пишется,

пишется,

если за корнем нет суффикса

если за корнем нет суффикса

а

а

.

.

Например:

Например:

предполагать, предположение

предполагать, предположение

5)

обучение замещению – это один из методов сравнения с эталоном, состоящий в заме-

щении эталона некоторой величиной.

ЗАДАНИЕ

ЗАДАНИЕ

ЗАДАНИЕ

К данным существительным

К данным существительным

подбери синонимы другого рода.

подбери синонимы другого рода.

граница (ж.р.)

граница (ж.р.)

рубеж (м.р.)

рубеж (м.р.)

удача

удача

ураган

ураган

кольцо

кольцо

жара

жара

мрак

мрак

Синоним

Род

поручение

поручение

Слово

род

ср.р.

ж.р.

м.р.

м.р.

ж.р.

ср.р.

Можно ли назвать слова

Можно ли назвать слова

правого столбца новыми?

правого столбца новыми?

Снежный

Снежный

снежок,

снежок,

снеговик,

снеговик,

снегоход

снегоход

Снег

Снег

по снегам,

по снегам,

под снегом,

под снегом,

нет снега

нет снега

Переплетение всех семиотических действий нашло отражение в преподавании кур-

сов литературы и занимательной математики. Предлагаемые задания подразделяются на два

вида:

— первую группу составляют ситуации на осознание семиотических закономерностей, вклю-

чающих виды, способы и принципы обозначения. В предлагаемых заданиях в игровой форме

на сказочных сюжетах дети создают знаковые ситуации, в которых им раскрывается идея

означивания, осуществляется знакомство с разными знаково-символическими системами,

решаются задачи на соотнесение планов (реального и его обозначений);

— вторую – задания на раскрытие символического смысла сказки. В основу понятийных

средств положен структурно-функциональный анализ В.И. Проппа, а именно единая компо-

зиционная схема построения всех волшебных сказок.

Кроме того, учащиеся овладевают принципами перевода из одной знаковой системы в

другую: изоморфизма, адекватности, обобщенности, лаконичности, структурности и др.

В процессе обучения используются разные семиотические системы: графические, жесты, ми -

мика, звуки.

Трудности семиотического развития, возникающие при:

— решении задач, требующих кодирования (декодирования) информации,

— умения пользоваться схемами для ориентировки в реальности

— умения выделять в моделях свойства и отношения, устанавливать закономерности, зафик -

сированные в них, оперировать моделями.

7

Полученный в опыте педагогический результат

Лучшим результатом работы считается такой, когда ребенок начинает сам созда-

вать иконические и условные знаки, системы знаков, может обосновать целесообразность и

принципы построения самостоятельно созданных конкретных вариантов знаковых систем,

умеет соотносить разные языки (например, рисунок и стихи), тексты, составленные с исполь -

зованием разных языков, содержащих, выражающих одну и ту же тему (например, опреде-

ленное настроение).

Уровень развития науки непосредственно связан с уровнем развития используемых в

ней средств (каждая наука имеет свой собственный язык). А переход на более высокий уро-

вень во многом определяется освоением ребенком различных средств,

и, прежде всего зна-

ково-символических, овладение которыми, как показали исследования, определяет уровень

усвоения предметных знаний и уровень креативности мышления.

Все вышесказанное можно представить в виде таблицы

Технологический компонент

Цель: развитие познавательной деятельности младших школьников

Знаково-символическая деятельность

!

Предмет деятельности – интеллект ученика

Замещение

(возможность пере -

носа признаков ре

-

ального объекта на

знаковый и обратно)

Кодирование

(возможность пере -

носа свойств реаль-

ного объекта на зна-

ковый и обратно)

Моделирование

(отражение реального объекта в

модели, действие с которой ре

-

ализуется

в

соответствии

с

принципами, заложенными в ре -

альном объекте)

Схематизация

(выполнение

ориентировочной

роли,

заключающейся

в струк-

турировании реальности,

обна-

ружении

связей

между

явле-

ниями)

Обобщение

(объединение

и

уплот-

нение

информации

в

знаке

или

знак овой

системе)

Результат

? Повышение качества образования посредством активизации всех каналов для восприятия информации

? Использование в учебном процессе знаково-символической деятельности формирует такие приемы научного мышления как анализ,

синтез, моделирование, сопоставление, сравнение, формализация и систематизация, структуризация идр.

Трудности семиотического развития :

?

возникающие

при

решении

задач,

требующих

кодирования (декодирования) информации

? возникающие при умении пользоваться схемами для

ориентировки в реальности

?

возникающие

при

умении

выделять

в

моделях

свойства и отношения, устанавливать закономерности,

зафиксированные в них, оперировать моделями

Методы и приемы:

?

методы словесной передачи и слухового восприятия информации (приемы:

интерактивная технология (беседа, дискуссия, диалог))

?

методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации

(приемы: мультимедиа технология)

?

методы передачи информации с помощью практической деятельности

(приемы: экспериментирование, программированное обучение (умение выполнять

задания по плану))

?

методы стимулирования и мотивации учащихся (приемы: эвристическая

образовательная ситуация, проблемное изложение, создание ситуации успеха)

?

методы контроля (приемы: тест, фронтальный опрос)

Форма организации:

Проблемный урок, тестирование, групповая

и индивидуальная работа

Три вида знака:

?образно-двигательный

? вербальный

? графический

Три вида знака:

?образно-двигательный

? вербальный

? графический

Системообразующий фактор - коммуникативное влияние

ВЫВОДЫ:

1 . Структурирующая

функция знаков способствует организации систем психических

процессов в приеме и переработке информации.

8

2 . Использование в учебном процессе знаково-символической деятельности позволяет

формировать приемы научного мышления: анализ, синтез, моделирование, фоновая на-

глядность и др.

3 . Знаково-модельные

средства наглядности формализуют и символизируют знания,

представляют информацию в сжатом виде и служат средством фиксации знаний.

Перспективы развития темы: Влияние пространства Интернета, как знаково-символи-

ческой среды, на развитие младших школьников

Литература

1.

Глотова Г.А., Человек и знак: Семиотико-психологические аспекты онтогинеза человека,

Свердловск, 1990

2.

Салмина Н.Г., Знак и символ в обучении, М., 1988

3.

Фридман Л.М., Наглядность и моделирование в обучении, М., 1979

4.

Давыдов В.В., Проблемы развивающего обучения, М., 1986

5.

Абдеев Р.Р., Философия информационной цивилизации, М., 1994

6.

Панюкова С.В., Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориен-

тированном обучении, М., 1998

7.

Проблема знака и значения: Сб. М., 1969

8.

Семиотика. М., 1983

9.

Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.. 1977

9