Автор: Корень Анна Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Веточка" п. Ванино
Населённый пункт: п. Ванино, Хабаровский край
Наименование материала: Поэтапное формирование устной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Тема: "Перспективное планирование поэтапного формирование устной речи при ОНР"
Перспективное планирование поэтапного формирование устной речи при ОНР
Первый этап обучения – однословное предложение. Предложение из аморфных слов-корней.
для детей с ОНР ( I ур.) занятия (индивидуально) микрогруппами.
Задача: вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений (допустимы искажения и замещения
звуков), расширить объём понимания речи.
Понимание речи
Активизация речевого подражания
Развитие мелкой
моторики
Игры
Работа с
родителями
1
Назвать предметы, действия
той ситуации, в которой
ребёнок находиться.
«Сборы на прогулку»
«В гостях у Ани и Вали»
«Кормление зверей»
«Будем строить башни»
Научить класть кисти рук на стол таким
образом, как кладёт их взрослый.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.
«Ладушки»
«Ходьба»
(стр.131-134
«Логопедия»
Н.С.Жукова,
Е.М.Мастюкова,
Т.Б.Филичева.)
Консультация для
родителей.
«Что такое ОНР.
Взаимодействия на
первом этапе»
2
Расширить пассивный
предметный словарь детей с
помощью предметных
картинок.
Узнавать и отыскивать
знакомые (обиходные)
предметы на картинках.
Дыхательно-голосовые упражнения
для удлинения речевого выдоха.
Девочка плачет: а-а-а-а
Труба гудит: у-у-у-у
Дети заблудились: ау
Укусила оса: ай-ай, ой-ой
«Ладушки»
«Ходьба»
Консультация для
родителей:
«Занятия дома».
3
Расширить пассивный
глагольный словарь с
помощью сюжетных картинок,
на которых люди или
животные совершают разные
действия.
Покажи где лошадка, девочка,
мальчик. Покажи, где мальчик
спит, девочка кушает,
лошадка бежит.
Упражнения для губ. Сделать
«трубочку»; «остановить лошадку»
(тпру); «трубочка» - «заборчик».
«Этот пальчик»
«Подуем на плечо»
(стр.131-134
«Логопедия»
Н.С.Жукова,
Е.М.Мастюкова,
Т.Б.Филичева.)
4
Научить понимать названия
действий, которые
совершаются одним и тем же
лицом.
Упражнения для языка: облизывать
губы; кошка лакает молоко;
«конфетка»; «почистим зубки»;
пощёлкать языком.
«Этот пальчик»
«Подуем на плечо»
(стр.131-134
«Логопедия»
Н.С.Жукова,
Е.М.Мастюкова,
Т.Б.Филичева.)
5
Научить детей быстро
ориентироваться в названиях
действий, когда они даны без
обозначений объектов или
субъектов действий.
«Покажи, кто катается, кто
поливает, кто сидит».
«Покажи, какая девочка
стирает, а какая читает».
Вызвать аморфные слова. (Допустимы
любые ответы.)
1 Название близких ребёнку лиц:
мама, папа, баба, дядя, тётя
2 Имена близких лиц или игрушек,
кукол: Оля, Нина ,Вова.
«Сорока»
«Какое у Маши высокое
крылечко» стр.135
«Логопедия»
6
Научить детей понимать
вопросы где? куда? откуда? на
чём?, выясняющие
местонахождение предметов.
Предметы раскладываются в
привычные места.
Вызвать аморфные слова. (Допустимы
любые ответы.)
3 Просьбы: дай, на, где? ,там, здесь,
ещё.
4 Выражение своего состояния
междометиями «ай», «ой» (больно),
«шшь» (тише).
«Сорока»
«Труба»
(стр.131-134
«Логопедия»
Н.С.Жукова,
Е.М.Мастюкова,
Т.Б.Филичева.)
7
Научить детей понимать
вопросы, которые помогают
выяснить, в интересах кого
совершается то или иное
действие.
Кому мама надевает шапку?
Кому девочка даёт сено?
Кому мальчик протягивает
яблоко?
Вызвать аморфные слова. (Допустимы
любые ответы.)
5 Подражание крикам животных:
собаки – ав-ав; коровы – му-му;
ослика – иа-иа; кошки – мяу –мяу;
козлика – бе-бе.
6 Подражание крикам, пискам:
комара – и-и-и; птички – пи-пи-пи;
кукушки – ку-ку; курочки – ко-ко;
лягушки – ква-ква, тяп-тяп.
«Сорока»
«Труба»
8
Научить детей понимать
вопросы что? кого? (у кого?),
Вызвать аморфные слова. (Допустимы
любые ответы.)
«Ладушки»
«Насос»
(стр.131-134
которые помогают выяснить
объект действия.
Что рисует девочка?
Что стирает мама?
Кого везёт Таня?
7 Подзывы животных и управление
животными: кошкой – кс-кс, кис-кис;
брысь; управление лошадкой – но
(поехали), тпру (остановились);
позвать цыплят – цып-цып.
«Логопедия»
Н.С.Жукова,
Е.М.Мастюкова,
Т.Б.Филичева.)
9
Научить детей понимать
вопрос чем?
Чем мама режет хлеб?
Чем мальчик вытирает лицо?
Чем девочка причёсывает
волосы?
Чем ты кушаешь суп?
Чем папа забивает гвозди?
Вызвать аморфные слова. (Допустимы
любые ответы.)
8 Подражание музыкальным
игрушкам: дудочке- ду-ду-ду;
балалайке – ля-ля-ля; колокольчику –
бом-бом-бом.
9 Подражание транспортным
шумам: машине – би-би-би ;
самолёту – у-у-у; паровозу – ту-ту.
«Этот пальчик»
«Насос»
10
Научить детей понимать
вопросы поставленные к
сюжетам картинок.
Вызвать аморфные слова.
(Допустимы любые ответы.)
10 подражание шумам
производимым при падении, бух, бах;
звукам шагов – топ-топ; стуку
молотка – тук-тук; каплям воды –
кап-кап.
11 Эмоциональные восклицания: ай,
ой, ох, ух, ах.
«Замок»
«Дом маленький, дом
большой»
(стр.131-134
«Логопедия»
Н.С.Жукова,
Е.М.Мастюкова,
Т.Б.Филичева.)
11
Предложить ребёнку
разложить картинки или
игрушки в названной
логопедом
последовательности.
Предложить детям назвать свои
игрушки, знакомые предметы.
Киска, мячик, мишка, рыба, козлик,
собака, кубик, машина…
«Замок»
«Дом маленький, дом
большой»
Д/и «магазин»
«Узнай новую игрушку»
Консультация:
«Вызываем
двухсловные
предложения с
помощью слов где,
дай, вот, тут,
на».
12
Предложить выполнить в
определённой
последовательности действия
без предмета.
Предложить повторить названия
предметных картинок (отрабатываем
гласные а, о, у, и- под ударением).
А: Аня, Алик,Катя, Тата, шарик, сани,
«Червячки пошли
гулять»
«Ёжик»
(стр.131-134
«Логопедия»
Н.С.Жукова,
Консультация:
«Учимся выражать
свои желания
словесно»
Сядь – встань – попрыгай на
одной ноге.
Попрыгай на одной ноге –
сядь, а потом попрыгай на
двух ногах.
тапки, шапка, палка, мак, зайка, рак,
мальчик, пальчик, чашка.
О: Оля, Коля, Зоя, ослик, домик,
кошка, лодка.
Е.М.Мастюкова,
Т.Б.Филичева.)
«Лото»
13
Предложить детям совершить
действия с отобранными
предметами (или
предметными картинками) в
определённой
последовательности.
«Слушай внимательно и
сделай так, как я скажу:
платочек убери в карман,
собачку отдай Вове, а цветок
поставь на окно».
Предложить повторить названия
предметных картинок (отрабатываем
гласные а, о, у, и- под ударением).
У: утка, муха, кубик, туфли, уши, зубы,
губы.
И: Дима, киса, Инна, гриб, липа, Зина,
Нина.
«Червячки пошли
гулять»
«Ёжик»
«Лото» -
Дай (на, вот, бери) +
картинку
Планируемый результат.
Дети должны научиться:
-
В пассиве соотносить предметы и действия с их словесным обозначением
-
Пассивный словарь состоит из названий предметов, которые ребёнок часто видит; действий которые совершает сам или их
совершают знакомые ему лица; некоторых из своих состояний (холодно, тепло, жарко).
-
Потребность подражать слову взрослого.
второй этап обучения – первые формы слов
для детей ОНР (I-II ур.) занятия (индивидуальные) микрогруппами
задачи:
1) научить детей правильно строить двухсловное предложения типа: обращение + повеление, повеление + названия предмета (сущ. в В.п.)
2) заучить отдельные обиходные словосочетания
3) произносить ударный слог слова
4) расширить объём понимания чужой речи.
Развитие понимания речи
Формирование первых
форм слова
Пальчиковая гимнастика
игры
Работа с родителями
1
Научить детей узнавать
предметы по их назначению.
«Покажи чем ты будешь
кушать», «покажи что ты
наденешь на голову когда
пойдёшь гулять», «чем ты
будешь чистить зубы»
Научить детей называть
знакомые лица, предметы
или предметные картинки.
1. мама, папа, тата, няня,
Вова, Валя, Ната, Толя, Оля,
Поля, Галя.
2. мак, суп, сад, стул, хлеб.
«Мы кружок нарисовали»
«Это я» Нищева 42
Консультация: «Что
может мой ребёнок,
как возросли речевые
возможности детей.
Чему мы будем учиться
на следующем этапе»
2
Научить детей узнавать
демонстрируемые игрушки
(предметы или животных) по
их описанию.
«У неё пушистый хвост,
мягкая шерсть и длинные
усы» и т. д.
Научить детей называть
знакомые лица, предметы
или предметные картинки.
3. вата, ноги, руки, киса. муха,
зубы, ухо, боты; пила, нога,
рука, вода, лиса, коза, лицо.
«Мы кружок нарисовали»
«Это я» Нищева 42
3
Научить детей соотносить
слова один – мало – много с
соответствующим
количеством предметов.
Научить детей называть
знакомые лица, предметы
или предметные картинки.
4. машина, малина, собака,
ягода, кубики, молоко,
сапоги, самолёт.
«Мы кружок нарисовали»
«Умывалочка» Нищева
42
4
Научить детей соотносить
слова большой – маленький с
величиной предлагаемых
предметов.
Научить детей «наращивать»
слоги к концу слов.
Му-ка, по-ка, баб-ка, кош-ка,
лап-ка, ут-ка, внуч-ка, птич-ка,
«Паучок»
«Кошка» Нищева 46
сказ-ка, мой-ка.
5
Научить детей быстро
переключаться по словесной
просьбе с одного действия на
другое: без предмета
Иди – стой
Садись – встань
Беги - иди
Научить объединять
усвоенные слова в
двухсловные предложения
типа: где + И.п. сущ.;
указательные слова (это,
здесь, тут, там, вот) + И.п.
сущ.
Где зайка? – вот зайка
Это ножка тут пушка.
«Паучок»
«Зубная щётка»
Нищева 43
6
Научить детей быстро
переключаться по словесной
просьбе с одного действия на
другое: с предметом
Возьми мяч, подними его
вверх, опусти вниз, отдай
Вове; возьми обруч, подними
его над головой, пролезь в
него, положи обруч к ногам
Научить объединять
усвоенные слова в
двухсловные предложения
типа: где + И.п. сущ.;
указательные слова (это,
здесь, тут, там, вот) + И.п.
сущ.
Где зайка? – вот зайка
Это ножка тут пушка.
Это лопата, это самолёт
«Паучок»
«Телёнок» Нищева 46
7
Научить детей различать
утвердительные и
отрицательные приказания,
отличающиеся друг от друга
частичкой не.
Без предмета:
Иди – не ходи
Беги – не беги
Дыши – не дыши
Научить детей отдавать
команды (куклам, игрушкам,
своему товарищу),
употребляя глаголы
единственного числа
повелительного наклонения.
Иди, сиди, уйди, пей, лей,
катай, закрой, ешь, стой,
прыгай.
«Туки –ток»
«Мяч» Нищева 43
8
Научить детей различать
утвердительные и
отрицательные приказания,
отличающиеся друг от друга
частичкой не.
Научить детей объединять в
одном предложении два
слова: обращение + глагол
повелительного наклонения
2-го лица ед.ч.
«Туки –ток»
«Гномики прачки»
Нищева 49
Консультация: «Учимся
объединять в одном
предложении два –три
слова. Д/и «Раздай
правильно» «Выбери
С предметом
Возьми мяч – не бери мяч
Подними – не поднимай мяч
Миша, прыгай. Нина, лови.
Спи, Ляля.
игрушку» «Подскажи
нужное слово»».
9
Научить различать к кому
обращена команда – просьба.
«Вова, сядь .- Дети,
садитесь». «Таня, подними
руки вверх».
Научить детей объединять
слова: обращение + глагол
повелительного наклонения
ед. ч. + В.п. сущ.
Катя, дай мяч. Миша, неси
кубики .Оля, лови мяч.
«Туки –ток»
«Выбери игрушку»
10
Научить детей по форме
глаголов повелительного
наклонения различать, к кому
обращены просьбы – к
одному лицу или нескольким
лицам:
Иди – идите
Сядь – садитесь.
Научить детей объединять
слова: обращение + глагол
повелительного наклонения
ед. ч. + В.п. сущ. окончание –
у.
Миша, возьми куклу. Саша,
дай палку.
«Вот улиточка ползёт»
«Подскажи нужное
слово»
11
Научить детей различать
грамматическую форму
единственного и
множественного числа
существительных,
оканчивающихся в И.п. мн.ч.
на -ы (-и) (II склонение).
Возьми шар – возьми шары
Возьми мяч – возьми мячи
Дай кубик – дай кубики
Научить детей грамматически
раздельно употреблять
форму И.п. и В.п. (с
окончанием –у) одних и тех
же слов.
Это утка – дай утку.
Это собака – дай собаку.
«Вот улиточка ползёт»
«Запомни свою
картинку»
12
Научить детей различать
грамматическую форму
единственного и
множественного числа
существительных,
оканчивающихся в И.п. мн.ч.
на -а (-я) (II склонение).
Научить детей употреблять
инфинитив глаголов спать,
гулять, есть, пить. лепить, а
затем соединять их в
словосочетания со словами
хочу, иди, надо, не надо,
можно.
«Вот улиточка ползёт»
«Угадай кто что будет
делать».
Консультация:
«Пользуемся в
общении
словосочетаниями для
выражения желания,
спросить разрешения,
выражать повеление».
Покажи где нарисован(ы)
дом(а); стул - стулья
Планируемый результат.
Дети должны научиться:
-
Строить синтаксически грамматически правильно двухсловные предложения типа повелительное наклонение глагола ед.ч. + В.п.
существительного.
-
Разграничено употреблять И.п. и В.п. некоторых слов.
-
Выражать свои желания, употребляя наречия модальности можно (надо, не надо) + инфинитив отдельных глаголов (пить, спать,
гулять, есть и пр.).
-
Усвоить место ударения в заученных словах.
-
Воспроизводить ритмико-интонационную структуру двух- и желательно трёхсложных слов.
-
Звукопроизношение: п, б, м, т, д, н, к, г, х без дифференциации на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
-
Показом или в доступной словесной форме ответить на вопросы косвенных падежей, поставленные к деталям сюжетных картин.
третий этап – двусоставное предложение
дети ОНР (II ур.)
задачи:
1) научить детей грамматически правильно строить предложения типа И.п. сущ. + согласованный глагол 3-го лица настоящего времени.
2) воспроизводить ритмико-слоговую структуру трёхсложных слов с правильным произношением ударных и безударных гласных (кроме
звука ы )
3) в понимании речи продолжить работу по различению грамматических форм слов.
Понимание речи
Формирование
двусоставного
простого
предложения
Игры,
лексический
материал
Формирование
слоговой
структуры слова
Формирование
звукопроизношения
Пальчиковая
гимнастика
Работа с
родителями
1
Научить детей
различать слова
(сущ.), сходные по
звучанию (затем
различающиеся
одним звуком):
Вагон – газон
Мыло – Мила
Козёл – осёл
Полено - колено
Научить делить на
слоги слова,
состоящие из двух
одинаковых
слогов:
Ма-ма, па-па, Та-
та, ба-ба.
индивидуально
«Наша
хозяюшка»
стр.10
«Пальчики»
А. Хвостовцев
2
Научить различать
слова (глаголы),
близкие по
звучанию:
Кого несут, а кого
везут.
Что висит, а что
стоит.
Кто купается, а
кто катается.
Копает –
покупает.
Научить детей
отвечать на
вопросы,
поставленные к
несложным
сюжетным
картинкам:
Кто (что) это?
Что (он , она)
делает?
Собака – спит,
сидит, лежит,
бежит, лает,
кусает, прыгает.
Кошка – ест,
спит. Птичка –
прыгает, летает.
«Кто быстрее
принесёт
картинку».
Научить делить на
слоги слова,
состоящие из двух
одинаковых
слогов:
Ма-ма, па-па, Та-
та, ба-ба.
индивидуально
«Наша
хозяюшка»
стр.10
«Пальчики»
А. Хвостовцев
3
Научить детей не
смешивать названия
действий, которые
обозначают
похожие ситуации:
Моет – умывается
– стирает
Бежит – прыгает
Шьёт – вяжет
Научить детей
отвечать на
вопросы,
поставленные к
несложным
сюжетным
картинкам:
Кто (что) это?
Что (он , она)
делает?
«Что будем
стирать, а что
мыть?»
Папа- сидит,
идёт, стоит.
Девочка – шьёт,
прыгает, плачет,
читает. Мама –
шьёт, варит,
гладит, пишет,
читает. Бабушка
– шьёт, вяжет,
ест.
Научить детей
делить на слоги
слова, состоящие
из двух открытых
слогов:
Ка-тя, О-ля, Ва-ля,
му-ха, о-сы…
индивидуально
«Наша
хозяюшка»
стр.10
«Пальчики»
А. Хвостовцев
4
Научить детей
различать названия
действий,
противоположных
по значению:
Застегни пальто –
расстегни пальто,
отнеси – принеси,
вымой – вытри.
Научить детей
подбирать названия
предметов к
названным
действиям.
Сидит (бежит,
прыгает, спит,
читает ) кто?
«Исправь
ошибку»
Научить детей
делить на слоги
слова, состоящие
из двух открытых
слогов:
Ка-тя, О-ля, Ва-ля,
му-ха, о-сы…
индивидуально
«Тара – тара –
тара – ра»
стр.12
«Пальчики»
А. Хвостовцев
5
Научить детей
различать значения
приставок в
страдательных
причастиях:
Завёрнута(ы)-
развёрнута(-ы)
кукла, конфета
Одет(-а) – раздет(-
а) мальчик, кукла.
Научить детей
подбирать названия
предметов к
названным
действиям.
Идёт ( стоит,
лежит, летит,
едет) кто (что)?
«Кто самый
внимательный»
Научить детей
делить на слоги
слова, состоящие
из трёх открытых
слогов:
ма-ши-на, ло-па-
та, па-на-ма…
индивидуально
«Тара – тара –
тара – ра» стр.12
«Пальчики»
А. Хвостовцев
6
Научить детей
понимать действия,
Научить детей
употреблять
Мальчик
(девочка)
Научить детей
делить на слоги
Научить детей чётко
произносить звуки и и т в
«Тара – тара –
тара – ра»
изображённые на
сюжетных
картинках:
Вытирается –
вытирают,
одевается –
одевают.
возвратную форму
глаголов 3-го лица
ед. ч. н. в.
моется,
купается,
катается,
качается,
одевается,
раздевается,
обувается,
умывается,
причёсывается,
вытирается.
слова, состоящие
из трёх открытых
слогов:
ма-ши-на, ло-па-
та, па-на-ма…
глаголах 3-го лица ед.ч.
наст. вр. из.накл.: спит,
лежит, шумит, бежит,
сидит, сушит и т д.
стр.12
«Пальчики»
А. Хвостовцев
7
Научить детей
различать
грамматическую
форму
единственного и
множественного
числа
существительных,
И.п. мн.ч. ( II
склонение).
Возьми шар –
возьми шары.
Возьми конфету –
возьми конфеты.
Учить детей
различать вопросы
что делает? и что
делают? и давать
грамматически
правильные ответы.
(называют и
сопоставляют)
Мальчик идёт –
мальчики идут.
Мальчик бежит
– мальчики
бегут.
Девочка поёт –
дети поют.
Научить детей
делить на слоги
слова, состоящие
из трёх открытых
слогов:
ма-ши-на, ло-па-
та, па-на-ма…
Научить детей чётко
произносить звуки и и т в
глаголах 3-го лица ед.ч.
наст. вр. из.накл.: спит,
лежит, шумит, бежит,
сидит, сушит и тд.
«Туки – тук…»
стр.14
«Пальчики»
А. Хвостовцев
8
Научить детей
определять по
грамматической
форме глагола, кому
принадлежит
совершаемое
действие – одному
лицу или
Учить детей
различать вопросы
что делает? и что
делают? и давать
грамматически
правильные ответы.
(называют и
сопоставляют)
Мальчик идёт –
мальчики идут.
Мальчик бежит
– мальчики
бегут.
Девочка поёт –
дети поют.
Научить детей
делить на слоги
слова, состоящие
из трёх открытых
слогов:
ма-ши-на, ло-па-
та, па-на-ма…
Научить детей чётко
произносить звуки и и т в
глаголах 3-го лица ед.ч.
наст. вр. из.накл.: спит,
лежит, шумит, бежит,
сидит, сушит и тд.
«Туки – тук…»
стр.14
«Пальчики»
А. Хвостовцев
нескольким лицам:
Спит – спят,
бежит – бегут,
летит – летят
9
Научить детей по
глаголу прошедшего
времени определять
лицо, которому
принадлежит
совершаемое
действие:
Женя упал – Женя
упала. Саша убрал
свои игрушки –
Саша убрала свои
игрушки.
Сопоставляем
грамматические
формы одних и тех
же глаголов:
повелительного
наклонения 2-го
лица ед. ч. и
изъявительного
наклонения 3-го
лица ед.ч. н. в.
Вова, спи.
Вова спит.
индивидуально
Учить детей
дифференцировать
звуки п, т, м, н, к в
открытых слогах:
1) 2) стр.170
«Логопедия»
Н.С.Жукова,
Е.М.Мастюкова,
Т.Б.Филичева.
«Туки – тук…»
стр.14
«Пальчики»
А. Хвостовцев
10
Научить детей
различать, кому из
них надо совершать
действие:
Вова, лови Нину.
Нина, лови Вову.
Катя, дай мяч Вове.
Вова, дай мяч Кате.
Сопоставляем
грамматические
формы одних и тех
же глаголов:
повелительного
наклонения 2-го
лица ед. ч. и
изъявительного
наклонения 3-го
лица ед.ч. н. в.
Вова, спи.
Вова спит.
индивидуально
Учить детей
дифференцировать
звуки п, т, м, н, к в
открытых слогах:
3) 4)стр.170
«Логопедия»
Н.С.Жукова,
Е.М.Мастюкова,
Т.Б.Филичева.
«Апельсин»
11
Научит детей
определять
взаимоотношения
действующих лиц.
Спросить о
реальности
изображённой
ситуации.
Научить детей
договаривать слова,
словосочетания в
разучиваемых
стихотворениях.
Дождик.
А. Барто.
индивидуально
Учить детей
дифференцировать
звуки п, т, м, н, к в
открытых слогах:
5) 6) стр.170
«Логопедия»
Н.С.Жукова,
Е.М.Мастюкова,
«Апельсин»
Где заяц убегает
от волка, а где волк
убегает от зайца.
Т.Б.Филичева.
12
Предложить детям
показать на
сюжетных
картинках, кто
совершает действия
совместно с каким-
то лицом или
предметом, а кто
совершает это же
действие один.
Покажи, кто идёт
с мамой, а кто без
мамы.
Научить детей
договаривать слова,
словосочетания в
разучиваемых
стихотворениях.
«Солнышко»
А. Барто.
индивидуально
индивидуально
«Солнышко»
А. Барто.
Консультация:
«Учимся
понимать
предлоги.
Дидактические
игры»
13
Научить понимать
пространственные
отношения двух
предметов,
выраженные
предлогами на, под,
в, около, из, из-под.
Научить детей
договаривать слова,
словосочетания в
разучиваемых
стихотворениях.
«Солнышко»
А. Барто.
индивидуально
индивидуально
«Солнышко»
А. Барто.
14
Научить детей
объединять
демонстрируемые
предметы (или их
изображения) по их
общему назначению
Научить детей
договаривать слова,
словосочетания в
разучиваемых
стихотворениях.
«Собери вещи»
«Белые гуси» М.
Клокова
индивидуально
индивидуально
«Белые гуси» М.
Клокова
15
Научить детей
различать падежные
значения.
Покажи карандаш
авторучкой;
Научить детей
договаривать слова,
словосочетания в
разучиваемых
стихотворениях.
«Белые гуси» М.
Клокова
индивидуально
индивидуально
«Белые гуси» М.
Клокова
покажи авторучку
карандашом.
16
Научить детей
различать
множественное и
единственное число
предложного
падежа сущ.
Покажи, кто
катается на
велосипеде, а кто
катается на
велосипедах.
Научить детей
договаривать слова,
словосочетания в
разучиваемых
стихотворениях.
«Птичка»
А. Барто.
индивидуально
индивидуально
«Уж ты
пташечка…»
стр.42
«Пальчики»
А. Хвостовцев
17
Научить понимать
значения
прилагательных,
противоположных
по значению:
Научить детей
договаривать слова,
словосочетания в
разучиваемых
стихотворениях.
Большой –
маленький
Узкий – широкий
Длинный –
короткий
индивидуально
индивидуально
«Как у бабки на
дворе…»
стр.28
«Пальчики»
А. Хвостовцев
18
Научить понимать
значения слов,
выражающих
следующие
пространственные
отношения.
Вниз – вверх
Далеко – близко
Назад - вперёд
Научить детей
договаривать слова,
словосочетания в
разучиваемых
стихотворениях.
индивидуально
индивидуально
«Как у бабки на
дворе…»
стр.28
«Пальчики»
А. Хвостовцев
Консультация:
«Наши
достижения»
Планируемый результат.
Дети должны научиться:
-
Согласовывать подлежащие и сказуемое в 3-м лице ед.ч. и мн.ч. наст.вр. изъявительного наклонения.
-
Правильно употреблять некоторые глаголы в нескольких формах (инфинитиве, повелительном наклонении и в изъявительном
наклонении наст.вр. 3-го лица ед.ч. и мн. ч.).
-
Усвоить ритмико-слоговой рисунок двухсложных и трёхсложных слов.
-
Понимать некоторые грамматические формы слов, несложных рассказов, коротких сказок.
ч
етвёртый этап – предложение из нескольких слов
для детей с ОНР (II – III ур.)
задачи:
1) научить детей грамматически правильно строить предложения из 3 – 5 слов
2) научить первоначальному самостоятельному словоизменению некоторых существительных и глаголов;
3) сформировать простейшие навыки связной речи.
Понимание речи
Формирование
предложения из
нескольких слов
Сопоставление
грамматических
форм слов
Формирование
слоговой структуры
слов и
звукопроизношения
Неречевые
процессы
Пальчиковая
гимнастика
Арт.
Гимн.
Работа с
родителями
1
Научить детей
различать
множественное и
единственное число
предложного
падежа сущ.
Покажи, кто
катается на
велосипеде, а кто
катается на
велосипедах.
Научить детей
отвечать на вопросы:
кто это? что он (она)
делает? и составлять
предложения по
моделям: И.п. сущ.+
согласованный глагол
+ прямое дополнение
( И.п. = В.п.) стр.177
Подобрать к
предметной картинке
– один предмет,
картинку с
изображением
нескольких таких
предметов, назвать и
сказать чем
отличаются. стр.185
Выполнить упражнение
на чёткое
проговаривание
стечений согласных
звуков и подобрать с
этими звуками слова:
Мна-мно-мну
Мпа-мпо-мпу… стр.189
«Какие были
игрушки»
Задание 3 стр.
285
«Мы кружок
нарисовали»
«Цветы»
И.Л.Лебедева [л]
стр.5
Консультация:
«Учимся
грамматически
правильно
строить
предложения
из нескольких
слов».
2
Научить детей
различать
грамматическую
форму
единственного и
множественного
числа
существительных,
оканчивающихся в
И.п. мн.ч. на -ы (-и)
(II склонение).
Научить детей
отвечать на вопросы:
кто это? что он (она)
делает? и составлять
предложения по
моделям: И.п.сущ. +
согласованный глагол
+ прямое дополнение
( В.п. окончание –у )
стр.178
Подобрать к
предметной картинке
– один предмет,
картинку с
изображением
нескольких таких
предметов, назвать и
сказать чем
отличаются. стр.185
Стечения с мягким [л
′
]
Пля –пле –плю-пли
стр.190
«четвёртый
лишний»
задание 2
стр.290
«Машин
пальчик»
Агранович
«домашнее
задание» (зимняя
одежда)
«Цветы»
Возьми шар –
возьми шары
Возьми мяч –
возьми мячи
Дай кубик – дай
кубики
И.Л.Лебедева [л]
стр.5
3
Научить детей
различать
грамматическую
форму
единственного и
множественного
числа
существительных,
оканчивающихся в
И.п. мн.ч. на -а (-я)
(II склонение).
Покажи где
нарисован(ы)
дом(а); стул -
стулья
Научить детей
составлять
предложения из
четырёх слов по
модели: И.п. сущ. +
согласованный глагол
+ два зависимых от
глагола слова (В.п.
ед.ч. + Д.п. ед.ч.).
а) Задать вопросы
для выяснения лица,
в интересах которого
совершается
действие. стр.179
Предложить детям
назвать картинки и
сказать чем они
отличаются:
Ягода – ягодка,
лопата – лопатка,
слон – слоник, нога –
ноги – ножки –
ножищи… стр.185
Стечения со звуком [с
′
]
Ске – ски, сме –сми. стр.
190
«Какие были
игрушки»
Задание 3 стр.
285
«Мальчик –
пальчик»
«Охота на волка»
И.Л.Лебедева [л]
стр.9
4
Научить различать
слова (глаголы),
близкие по
звучанию:
Кого несут, а кого
везут.
Что висит, а что
стоит.
Кто купается, а
кто катается.
Копает –
покупает.
Научить детей
составлять
предложения из
четырёх слов по
модели: И.п. сущ. +
согласованный глагол
+ два зависимых от
глагола слова (В.п.
ед.ч. + Д.п. ед.ч.).
б) составить
предложение по
демонстрируемым
действиям или
Научить
преобразовывать
формы глаголов,
используя сюжетные
картинки с
конкретным
изображением
действий.
«Догадайся, что
сказала мама дочке и
что та ответила».
стр.186
Стечения со звуком [с]
Ска– ско, сма– смо стр.
190
«Разноцветны
е шарики»
задание 1
стр.292
«Мальчик –
пальчик»
«Охота на волка»
И.Л.Лебедева [л]
стр.9
картинкам . стр.179
5
Научить детей не
смешивать названия
действий, которые
обозначают похожие
ситуации:
Моет – умывается
– стирает
Бежит – прыгает
Шьёт – вяжет
Научить детей
составлять
предложения из
четырёх слов по
модели: И.п. сущ. +
согласованный глагол
+ два зависимых от
глагола слова (В.п.
ед.ч. + Т.п. ед.ч.).
а) Ответить на
вопросы
поставленные к
косвенному
дополнению. стр.180
Научить
преобразовывать
формы глаголов,
используя сюжетные
картинки с
конкретным
изображением
действий.
«Догадайся, что
сказала мама дочке и
что та ответила».
стр.186
Вызвать звук [ы]
Д/и «Медведь и
медвежонок» стр.191
«Что ты уже
видел?»
задание 4
стр.286
«Апельсин»
«Зверолов»
И.Л.Лебедева [ц]
стр.26
6
Научить детей
определять по
грамматической
форме глагола, кому
принадлежит
совершаемое
действие – одному
лицу или
нескольким лицам:
Спит – спят,
бежит – бегут,
летит – летят
Научить детей
составлять
предложения из
четырёх слов по
модели: И.п. сущ. +
согласованный глагол
+ два зависимых от
глагола слова (В.п.
ед.ч. + Т.п. ед.ч.).
б)научить детей
составлять
предложения по
сюжетным
картинкам. стр.180
Сопоставление трёх
форм одних и тех же
глаголов:
Лежи – лежит –
лежу
Пей – пьёт – пью
Рисуй – рисует –
рисую стр.186
Вызвать мягкие
согласные т
′
н
′
п
′
м
′ в
обратных слогах:
Ать, оть, уть стр.191
«четвёртый
лишний»
задание 2
стр.290
«Как у бабки на
дворе…»
стр.28
«Пальчики»
А. Хвостовцев
«Цапля и
лягушки»
И.Л.Лебедева [л]
стр.14
7
Научить детей
различать, кому из
них надо совершать
действие:
Вова, лови Нину.
Научить детей давать
качественную оценку
совершающихся
действий, используя
вопросы: кто это? что
Научить детей одни и
те же предложения
употреблять в
утвердительной и
отрицательной
Провести
сопоставление
обратных мягких и
твёрдых слогов: ап –
апь, ат – ать стр.192
«весёлые
матрёшки»
задание 2
стр.292
«Двор»
«Охота на волка»
И.Л.Лебедева [л]
стр.9
Нина, лови Вову.
Катя, дай мяч Вове.
Вова, дай мяч Кате
он (она) делает? как
он (она) это делает?
форме. стр.186
Д/и «Нехочуха»
(первое лицо)
8
Научить детей
узнавать
демонстрируемые
игрушки (предметы
или животных) по их
описанию.
«У неё пушистый
хвост, мягкая шерсть
и длинные усы» и т.
д.
Научить детей
отвечать на вопрос у
кого? (конструкция с
предлогом у).
«лото»
«загадки о
животных» стр.181
Научить детей одни и
те же предложения
употреблять в
утвердительной и
отрицательной
форме. стр.186
Д/и «Нехочуха»
(второе лицо)
Вызвать мягкие
согласные звуки
п
′
(б
′
) м
′
н
′
т
′
(д
′
) перед
гласными а, о, у
пя – бя – мя - тя
«Что ты уже
видел?»
задание 5
стр.286
«Двор»
«Цапля и
лягушки»
И.Л.Лебедева [л]
стр.14
9
Научить детей
узнавать
демонстрируемые
игрушки (предметы
или животных) по их
описанию.
«У неё пушистый
хвост, мягкая шерсть
и длинные усы» и т.
д.
Выполнение
поручения: положить
предмет внутрь чего-
то и ответить, куда
положен предмет
(конструкция с
предлогом в).
При ответах
используют формы
слов из вопросов.
стр. 181
Научить детей
изменять форму
глаголов 3-го лица
ед.ч. на форму 1-го
лица ед.ч.
Вова идёт. – Я иду.
Таня рисует. – Я
рисую. стр.186
Д/и «Угадай и сделай
так же»
Провести
сопоставление прямых
твёрдых и прямых
мягких слогов: ма – мя,
ба – бя стр.192
«Разрезные
картинки»
задание 3
стр.290
«Гусёнок»
«Цирковое
представление»
И.Л.Лебедева [л]
стр.22
10
Научить понимать
пространственные
отношения двух
предметов,
выраженные
предлогами на, под,
в, около, из, из-под
Выполнение
поручения: положить
предмет внутрь чего-
то и ответить, куда
положен предмет
(конструкция с
предлогом в).
Дети изменяют
формы слов с
помощью окон. –е
Научить детей
изменять форму
глаголов 3-го лица
ед.ч. на форму 1-го
лица ед.ч.
Вова идёт. – Я иду.
Таня рисует. – Я
рисую. стр.186
Д/и «Угадай и сделай
так же»
Вызвать у детей звук й и
провести
дифференциацию
звуков й и л
′
В словах и
предложениях. стр.192
«Раздели
картинки»
задание 1
стр.290
«Гусёнок»
«Цирковое
представление»
И.Л.Лебедева [л]
стр.22
стр.182
11
Научить понимать
пространственные
отношения двух
предметов,
выраженные
предлогами на, под,
в, около, из, из-под.
Выполнение
поручения:
поместить предмет
на поверхность чего-
то и ответить куда
помещён предмет
(конструкция с
предлогом на) При
ответах используют
формы слов из
вопросов.
Научить детей одни и
те же глаголы наст.
вр. ед. ч. употреблять
в 1-ом лице мн. ч.
Я пью. – Мы пьём.
Я рою яму. – Мы
роем яму. стр.187
Вызвать у детей звук й и
провести
дифференциацию
звуков й и л
′
В словах и
предложениях. стр.192
«найди свой
цвет» задание
3 стр.292
«Стул и стол»
«Тара – тара –
тара – ра»
стр.12
«Пальчики»
А. Хвостовцев
12
Научить понимать
значения слов,
выражающих
следующие
пространственные
отношения.
Вниз – вверх
Далеко – близко
Назад - вперёд
Выполнение
поручения:
поместить предмет
на поверхность чего-
то и ответить куда
помещён предмет
(конструкция с
предлогом на) Дети
изменяют формы
слов с помощью
окон. –е или –и
стр.182
Научить детей одни и
те же глаголы наст.
вр. ед. ч. употреблять
в 1-ом лице мн. ч.
Я пью. – Мы пьём.
Я рою яму. – Мы
роем яму. стр.187
Закрепление
правильного
произношения звуков
ы, л
′
, й и мягких
согласных. слова и
предложения стр. 193
«Возьми
названные
картинки»
задание 6
стр.286
«Апельсин»
«Весёлый
кавардак»
И.Л.Лебедева [ц]
стр.25
13
Научить понимать
значения слов,
выражающих
следующие
пространственные
отношения.
Вниз – вверх
Далеко – близко
Назад - вперёд
Предложить детям
выполнить
поручение: положить
(спрятать) предмет
подо что-то
(конструкции с
предлогом под)
При ответах
используют формы
слов из вопросов.
Научить детей
видоизменять глагол
3-го лица ед.ч. наст.
вр. в инфинитив с
помощью вопроса
что делать?
Дети собирают
грибы. И нам надо…
(что делать?)
собирать грибы.
Закрепление
правильного
произношения звуков
ы, л
′
, й и мягких
согласных.
предложение и рассказ
стр. 193
«Сложи
двухсторонню
ю картинку»
задание 4
стр.290
«Апельсин»
«Весёлый
кавардак»
И.Л.Лебедева [ц]
стр.25
стр. 182
стр.187
14
Научить детей
объединять
демонстрируемые
предметы (или их
изображения) по их
общему назначению
Предложить детям
выполнить
поручение: положить
(спрятать) предмет
подо что-то
(конструкции с
предлогом под) Дети
изменяют формы
слов с помощью
окончаний
Научить детей
видоизменять глагол
3-го лица ед.ч. наст.
вр. в инфинитив с
помощью вопроса
что делать?
Дети собирают
грибы. И нам надо…
(что делать?)
собирать грибы.
стр.187
Учим:
Зайка под кустом сидит
И ушами шевелит
«одень свою
куклу»
задание 3
стр.292
«Сидит белка на
тележке»
«В небе
солнышко сияло»
И.Л.Лебедева [р]
стр.10
15
Научить понимать
значения
прилагательных,
противоположных
по значению:
Сравнить пары
сюжетных картинок и
составить по ним
предложения.
стр.183
Сопоставить глаголы
ед.ч. в трёх лицах: 1, 2
и 3-м.
Я пью – ты пьёшь – он
пьёт. стр.188
Рассказ на
фланелеграфе:
Петух, курица и
цыплята. стр.196
«Выбери
названные
картинки»
задание 7
стр.286
«Зверолов»
И.Л.Лебедева [ц]
стр.26
Консультация:
«Учимся
рассказывать, с
опорой на
картинку»
16
Научить понимать
значения
прилагательных,
противоположных
по значению:
Научить детей
отвечать на вопрос, с
кем совместно
совершается
действие
(конструкции с
предлогом с):
По
демонстрируемым
действиям
Сопоставить глаголы
ед.ч. в трёх лицах: 1, 2
и 3-м.
Я пью – ты пьёшь – он
пьёт. стр.188
Учим:
Кошка с котёнком,
Курочка с цыплёнком
«угадай целую
картинку»
задание 5
стр.291
«Сидит белка на
тележке»
«В небе
солнышко сияло»
И.Л.Лебедева [р]
стр.10
17
Научить детей
узнавать
демонстрируемые
игрушки (предметы
или животных) по их
описанию.
«У неё пушистый
Научить детей
отвечать на вопрос, с
кем совместно
совершается
действие
(конструкции с
предлогом с):
Повторение
усвоенных форм
глагола.
Рассказ на
фланелеграфе:
Наша семья стр.197
«поручение»
задание 3
стр.293
«Бездомная
кошка»
«Сказка»
И.Л.Лебедева [с]
стр.16
хвост, мягкая шерсть
и длинные усы» и т.
д.
По сюжетным
картинкам
18
Повторение:
понимание
грамматических
форм числа
существительных.
Научить отвечать на
вопросы о
направленности
совершаемого
действия
(конструкции с
предлогом к):
По
демонстрируемым
действиям
Повторение
усвоенных форм
глагола.
Учим:
«Мяу-мяу, -
Кот пищит, -
У меня живот болит».
«выбери
названные
картинки»
задание 8
стр.286
«Бездомная
кошка»
«Сказка»
И.Л.Лебедева [с]
стр.16
19
Повторение:
понимание
грамматических
форм числа
глаголов.
Научить отвечать на
вопросы о
направленности
совершаемого
действия
(конструкции с
предлогом к):
По сюжетным
картинкам
Повторение
усвоенных форм
глагола.
Рассказ на
фланелеграфе:
«Чайник -начальник»
стр.197
«Подбери
предмет к
действию»
задание6
стр.291
«Паучок»
«Волк»
И.Л.Лебедева [с]
стр.20
20
Повторение :
понимание
грамматических
форм числа
существительных
По сюжетным
картинкам выучить с
детьми следующие
выражения:
Едет, катается на +
П.п. ед.ч. (машине,
осле, велосипеде).
Повторение
усвоенных форм
глагола.
Учим:
Укусила кису муха,
И болит у кисы ухо
«Подбери
цветок»
задание 3
стр.293
«Вот улиточка
ползёт»
«Волк»
И.Л.Лебедева [с]
стр.20
21
Повторение:
понимание
грамматических
форм числа глаголов
По сюжетным
картинкам выучить с
детьми следующие
выражения:
Катается на + П.п.
Повторение
усвоенных форм
глагола.
Рассказ на
фланелеграфе:
Коля и Толя. стр.198
«повтори
слова»
задание 9
стр.286
«Паучок»
«Волк»
И.Л.Лебедева [с]
стр.20
мн.ч. (лыжах, санках,
качелях).
22
Повторение:
падежные
окончания
существительных.
По сюжетным
картинкам выучить с
детьми следующие
выражения:
Играет в + В.п. (мяч,
куклы, прятки.
кубики)
Повторение
усвоенных форм
глагола.
Учим:
Сели дети на качели,
На качели сели –
высоко взлетели.
«каждой
фигурке свой
домик»
задание 7
стр.291
«Червячки пошли
гулять»
«Два ветра»
И.Л.Лебедева [ш]
стр.18
23
Повторение:
падежные
окончания
существительных.
Все пройденные
предложные
конструкции. стр.183
Повторение
усвоенных форм
глагола.
Рассказ на
фланелеграфе:
Лето стр.205
«кто скорее
соберет свои
колечки»
задание 3
стр.294
«Червячки пошли
гулять»
«Два ветра»
И.Л.Лебедева [ш]
стр.18
24
Повторение:
признаки
предметов.
Научить детей
составлять
предложения из 3-5
слов по модели: И.п.
сущ. + согласованный
глагол + инфинитив +
одно или два слова в
косвенных падежах.
Повторение
усвоенных форм
глагола.
Рассказ на
фланелеграфе:
Белые мухи стр.210
«повтори
слова»
задание 10
стр.287
«Гусёнок»
«Цирковое
представление»
И.Л.Лебедева [л]
стр.22
Планируемый результат.
Дети должны:
-
Овладеть элементарной разговорно-бытовой речью.
-
Научиться словоизменению существительных мужского и женского рода в пределах всех падежей ед. и мн. числа.
-
Научиться изменению отдельных хорошо знакомых глаголов по числам и лицам.
-
Усвоить слоговую структуру трёхсложных и некоторых четырёхсложных слов.
-
Могут оставаться несформированными свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные (Р и Л твёрдые).