Напоминание

"Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе"

Автор: Бирюкова Лариса Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Сернурская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.М. Яналова"
Населённый пункт: пгт. Сернур, Сернурский район, Республика Марий Эл
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников

Коммуникативная компетенция - это владение сложными коммуникативными

навыками

и

умениями,

формирование

адекватных

умений

в

новых

социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении,

знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий,

воспитанность, ориентация в языковых средствах.

В

современном

постоянно

изменяющемся

мире

меняются

требования

к

человеку.

Всё

быстро

меняется.

Человек

должен

уметь

быстро

ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то

есть быть компетентным, прежде всего в плане общения.

Владение

коммуникативными

умениями

на

высоком

уровне

позволяет

эффективно

взаимодействовать

с

другими

людьми

при

различных

видах

деятельности.

Вступая

в

мир

взрослых,

дети

начинают

больше

взаимодействовать

социумом.

Им

приходится

обращаться

к

незнакомым

людям

за

справкой,

получать

информацию

необходимую

им.

Это

и

постоянные контакты с продавцами в магазинах, пассажирами в транспорте.

Хотя

это

и

поверхностный

уровень

общения,

он

требует

хороших

коммуникативных навыков (навыков уверенного поведения).

Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем

школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Активизация

коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс

побуждения

учащихся

к

энергичному,

целенаправленному

общению.

Общение

-

неотъемлемая

часть

любого

урока,

поэтому

формирование

коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно -

воспитательного процесса.

Коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное

накопление:

увеличение словарного запаса,

объема высказывания

И качественные изменения :

произношение,

развитие связной речи,

понимание обращенной к вам речи.

Чтобы

быть

успешным,

нужно

быть

более

коммуникативно–активным,

социально

компетентным,

более

адаптированным

к

социальной

действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять

процессами общения.

Таким

образом,

основной

задачей

учителя

становится

воспитание

разносторонне развитой, образованной и коммуникационно- компетентной

личности.

Коммуникативная

компетентность

не

возникает

на

пустом

месте,

она

формируется.

Как

и

любая

другая

компетентность,

она

не

может

быть

сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт

человеческого общения. Педагог формирует данный вид компетентности,

задавая

своим

собственным

общением

эталон

коммуникативных

умений,

организовывая

взаимодействие

учеников

друг

с

другом.

С

этой

целью

большое

внимание

уделяю

одному

из

способов

коллективного

взаимообучения - работе в парах. Приступая к организации общения ребят в

парах, провожу тренинги по выработке навыков, нужных им для парной

работы. К ним относятся:

умение слушать партнёра и слышать то, что он говорит;

работа в постоянном шуме;

поиск нужной информации;

использование листков индивидуального учёта;

умение переводить образ в слова и слова в образ.

Эта работа делает уроки интересными, живыми, непохожими друг на друга.

Приобретение

коммуникативных

компетенций

осуществляются

на

уроках

русского языка, литературного чтения, математики и др.

На уроках литературного чтения звучит диалог, живое общение. Основная

характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению

общаясь».

Тренировка в общении в ходе учебного занятия даёт ученику возможность не

только

повысить

свои

учебные

достижения,

но

и

повлиять

на

будущий

профессиональный выбор.

Основные формы учебной коммуникации

Монологические

формы

речевой

коммуникации

Диалогические

формы

речевой

коммуникации

Выступать с готовой заранее речью

Учебная беседа учителя и ученика

Рассказывать

Учебная беседа в парах

Пересказывать

Учебная беседа в группах

Спрашивать и задавать вопросы

Сообщать

Ответы на вопросы

Отвечать на вопросы

Ролевая игра

Критиковать

Доказывать и опровергать

Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке необходимо

использовать:

- игровые приёмы (викторины, познавательные игры, ролевые игры и др.), где

детям

предоставляется

возможность

показать

свои

знания

по

данному

произведению;

-

задания,

направленные

на

развитие

литературных

способностей

и

творческого воображения:

1 «.Рассказ от первого лица»

рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля;

повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки».

2. «Комплимент»

сказать комплимент литературному герою.

3. «Сказка в заданном ключе»

введение в название сказки нового объекта, например «Лиса, журавль и

мудрая сова», сочинить новую сказку.

4. «Изменение сказочной развязки»

придумать другое окончание сказки, рассказа.

Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие

упражнения:

- Ролевое чтение.

- Ролевые диалоги.

-

Работа

в

парах

(инсценирование

отрывка,

разговор

двух

героев

произведения).

- Придумать разговор героев произведения по телефону.

- Инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.).

Уроки русского языка предполагают целенаправленное обучение школьников

осуществлению

всех

видов

речевой

деятельности:

говорения,

слушания,

чтения и письма.

-

В своей работе

уделяю большое внимание развитию коммуникативных

компетенций

младших

школьников,

мыслительных

операций:

сравнения,

классификации, обобщения, анализа, сопоставления.

Н а

з а н я т и я х математикой

освоение

коммуникативной

компетенции

подразумевает использование различных коллективных приёмов: работа в

паре,

эстафеты,

решение

примеров

у

доски,

различные

игры,

уроки

-

путешествия в сказку, игра « Который ряд быстрее?» и другие.

Например: На сегодняшнем уроке почти на каждом этапе урока проходило

формирование коммуникативной компетенции. Во время организационного

момента шло совместное сотрудничество с учителем и классом,

на этапе

постановки

темы

урока

учились

правильно

оформлять

свои

мысли

и

доносить

их

до

других,

отвечать

на

вопросы,

на

этапе

первичного

закрепления прошло инициативное сотрудничество, работа в парах. Когда

шло

обобщение

учились

правильно

выражать

свои

мысли,

управлять

поведением партнера.

Из

форм

работы,

стимулирующих

совершенствование

коммуникативной

компетенции

учащихся

на

уроках окружающего

мира,

можно

назвать

следующие:

• проведение заочной экскурсии по выставочным залам, музеям, улицам и

площадям городов мира (ролевая игра, где один или несколько учеников

выполняют обязанности экскурсовода, а другие — туристов),

• устное или письменное приглашение на выставку, диалог в выставочном

зале «У картины...»,

• составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером,

актером.

Эти упражнения, развивают у учащихся умение соотносить содержание и

форму

высказываний

с

речевой

ситуацией,

дисциплинируют

мышление,

оттачивают чувство языка, приучают гибко пользоваться им, имеют большое

воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру

поведения в целом.

На

уроках технологии дети часто выполняют групповые виды работ:

композиции,

поделки

из

различного

материала.

Такая

работа

требует

от

учащихся умения договариваться, обсуждать, слушать, обосновывать и т.п..

В

результате

младшие

школьники

должны

приобрести

коммуникативно

значимые качества личности: умение общаться со сверстниками, выстраивать

и поддерживать диалог, строить доверительные отношения между взрослыми

и детьми, получают навыки общения в группе, учатся видеть свою роль в

коллективе, самостоятельно выражают своё мнение.