Напоминание

"Экономика: жизнь и игра детей"

Автор: Селиванова Светлана Валерьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 22 "Светлячок"
Населённый пункт: г. Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Экономика: жизнь и игра детей"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Экономическое воспитание дошкольников

Светлана Валерьевна Селиванова

Содержание

Введение

Организация работы с дошкольниками по развитию экономического мышления

Блок № 1. «Труд – продукт»

Блок № 2. «Деньги»

Блок № 3. «Реклама»

Блок № 4. «Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика»

Заключение

Список литературы

Приложение

«Общество – это часть личности»

Н. А. Бердяев.

Введение.

Дошкольное детство – период первичной социализации личности. В этот период

ребенок делает первые шаги в познании окружающего мира, приобретает опыт для

жизни в обществе. В дошкольные годы начинают формироваться черты личности,

привычки, отвечающие или противоречащие нормам действующей в рамках данной

культуры системы ценностей и традиций.

Изменения, происходящие в жизни общества, оказывают влияние и на

современное

воспитание

и

образование

молодого

поколения.

Меняются

идеи,

ценности,

многие

личностные

качества,

требующие

от

современного

человека

особой экономической культуры.

Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от

экономической,

политической,

правовой,

нравственной

грамотности

молодого

поколения.

В наши дни экономические знания нужны всем, и дети дошкольного возраста не

составляют исключения. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если мы

его не учим. С проблемами экономики его сталкивает современная жизнь. Другими

словами

нашим

детям

предстоит

жить

в

новых

условиях,

овладевать

новыми

профессиями, требующими иных знаний, профессиональных и личностных качеств.

Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

И бесспорно, первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье.

Ведь что такое экономика? От греческого, экономика – искусство ведения домашнего

хозяйства, по законам и правилам.

И семья – это реальная экономическая среда и, по справедливому мнению известного

ученого и педагога Е. А. Аркина, «в семье дети не учатся жить, а живут». Именно в

семье

дети

видят

настоящие

деньги,

труд

своих

близких,

их

трудовые

доходы

(зарплата), принимают участие в покупках.

Дети включены в эти реальные ситуации постоянно.

Многие ошибочно полагают, что ценностные ориентации воспитываются

преимущественно в семье и что в условиях детского сада мало что можно сделать в

этой области. В этом их большое заблуждение.

Детский сад – некая условная ситуация, которая не дает полноценного опыта и

практики «экономического поведения». Но с помощью игр дети закрепляют опыт,

полученный

в

семье.

Ведь

здесь

тоже

«покупают»,

«продают»,

«меняются»,

«работают». И только объединение двух аспектов поведения детей – условного и

реального может дать хорошие результаты в области их экономического воспитания

и образования.

Поэтому мы видим необходимость тесной связи семейного и общественного

воспитания в решении задач экономической подготовки детей и в формировании

экономического образа мышления. Эта глобальная социальная проблема может быть

решена сообща родителями, педагогами дошкольных учреждений и детьми. Ведь

только

наличие

тесного

контакта

между

детьми,

воспитателями

и

родителями

способствует преодолению социально-психологических барьеров между взрослым и

ребенком, облегчает восприятие ребенком нового материала.

В формировании основ экономической культуры большое влияние мы уделяем

нравственному аспекту воспитания, соответствующему принципу Н. А. Бердяева:

«Экономика для человека, а не человек для экономики». Ведь всем известно, что

эффективность работы по экономическому воспитанию имеет огромное значение для

развития ребенка.

Вся работа по экономическому воспитанию естественно и органично

вписывается

в

воспитательно-образовательную

работу

по

программе

«Развитие»

/Венгер/, через включение в различные виды детской деятельности, не усложняя, а

обогащая повседневную жизнь ребенка.

Наша работа построена на основе методических пособий А. Д. Шатовой и Л.

М. Клариной.

Цель экономического воспитания – становление начал ценностных ориентаций на

ступени дошкольного возраста:

-

Положить начало формированию экономического мышления;

-

Помочь детям научиться понимать и ценить окружающий предметный мир,

как ценности и творения, созданные трудом человека.

Задачи экономического воспитания:

-

Познать простейшие экономические законы, по которым живут люди, семья,

общество, государство;

-

Развивать

экономическое

мышление

и

проявлять

его

в

нравственно

обоснованном поведении;

-

Воспитывать

цивилизованного

человека

(бережливость,

трудолюбие,

честность, экономность, щедрость…) и уважение к труду людей.

Воспитание человека – это взгляд,

направленный в будущее, результат

его сказываются через много лет.

Экономическое воспитание в детском саду это начальный этап в познании мира.

На нем детям разъясняется значение основных экономических понятий, с которыми

они сталкиваются в повседневной жизни. Этап предусматривает ознакомление с

потребностями

и

ограниченными

возможностями

их

удовлетворения,

необходимостью выбора, обучения простейшим навыкам потребителя.

Для наилучшего усвоения экономических понятий в группе создана

развивающаяся

среда.

Подобраны

ролевые,

дидактические,

развивающие,

коммерческие игры, диафильмы, мультфильмы, кроссворды и таблицы. Здесь же

находиться гном Эконом, альбом «Все работы хороши!», выставляются пособия

такие

как

«Виды

тканей»,

«Это

сделано

из

стекла»

и

другие,

схемы

трудовых

процессов как взрослых, так и детей. Изготовлена модель «Лесенка», для знакомства

с

трудовыми

процессами,

со

съемными

вращающимися

кубами,

что

позволяет

использовать ее вариативно. Создана мастерская гнома Эконома для проведения

опытов, ручного труда, хозяйственно-бытового труда. Проводятся выставки детских

поделок, рисунков.

Задания по формированию основ экономической культуры носят

интегрированный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в

тесной связи с занятиями по математике, развитию речи, ознакомлению с природой,

обучению

грамоте,

развитию

представлений

о

мире

и

о

себе,

изобразительной

деятельности, в свободном общении воспитателя с детьми, в совместной свободной

деятельности

самих

детей.

А

также

в

форме:

занятия-путешествия,

занятия-

соревнования,

занятия-беседы,

занятия-экскурсии,

занятия

-

экономические

викторины и другие, проводятся как в командах так и индивидуально, при помощи

многочисленных методов, средств и приемов.

Нами замечено, что именно интегрированный характер способствует

разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить

их к обучению в школе. Мы не забываем, что работа с детьми требует осторожности,

разумной меры, учета возрастных особенностей детей, уровень их развития, их

интерес к данному явлению социальной действительности, проявление творчества и

изобретательности не на словах, а на деле. Организация познавательного процесса

предусматривает отбор содержания, близкого и интересного как взрослым, так и

детям, соответствует их склонностям.

Производим отбор практических и познавательных задач в области

экономической культуры с учетом проблем, вытекающих из жизненных ситуаций, с

которыми

сталкиваются

дети.

Если

вопрос

ставится

воспитателем,

то

ребенку

предоставлена возможность «войти в проблему» с тем, чтобы она стала интересной

для каждого из ребят и вызывала желание ее решать.

Ввести ребенка в ту или иную экономическую проблему нам помогает

дидактический театр и его действующие лица гном Эконом, Емелюшка, его друзья,

герои книг, мультфильмов, диафильмов, хорошо знакомые детям или придуманные

ими.

Игровые персонажи дают нам возможность поставить ребенка в позицию

субъекта познавательной деятельности, побуждают к ведению диалога с игровым

персонажем и сверстниками, осознанию разумного способа поведения в предметном

мире.

Такие формы проведения заданий способствуют ознакомлению детей с

реальными

экономическими

процессами,

помогают

глубже

познавать

сущность

экономических проявлений жизни.

Наша работа направлена на личностно-ориентированный подход. Именно это

позволяет формировать у детей экономическое мышление и экономически значимые

качества

личности,

учит

их

делать

экономически

и

нравственно

обоснованный

выбор, принимать решения и отстаивать свое мнение, что так необходимо в жизни,

начиная

уже

с

детского

возраста,

помогает

каждому

ребенку

максимально

реализовать свой личный потенциал, освоить доступный возрасту социальный опыт.

Работа по экономическому воспитанию включает в себя 4 основных блока:

«Труд – продукт», «Деньги, цена», «Реклама», «Полезные навыки и привычки в быту

– тоже экономика», связанных между собой задачами и содержанием.

Работа в каждом блоке нами разделена на 3 этапа:

-

Дети

накапливают

впечатления,

получаемые

на

основе

предметно-

чувственного опыта, используют доступные им средства и способы познания,

простейшие «языки»;

-

Для развития способностей детей проводятся наблюдения и эксперименты,

сравниваются

и

сопоставляются

явления,

устанавливаются

причинно-

следственные связи, объясняющие характер увиденного;

-

Детям

предоставляется

возможность

использовать

обобщенные

способы

решения задач, предвидеть, как будет развиваться ход событий в реальной и

воображаемой обстановке, как он может быть воспринят каждым из нас.

Блок № 1. «Труд – продукт».

Труд – центральное социальное явление. Все ценности воплощенные в предметах

материальной и духовной культуры, созданы трудом человека.

На протяжении всего периода детства дети материально зависимы от взрослых,

которые

заботятся

о

них,

включаясь

в

разные

виды

трудовой

деятельности

на

производстве и в быту. Он, как правило, протекает в коллективе и предполагает

умение

согласовывать

свои

действия

с

действиями

других

участников

труда,

добиваясь достижения общей цели. Человек должен трудиться независимо от того,

каковы его настроения и желание в данный момент. Весь ход трудовых действий

должен быть подчинен получению намеченного результата. Для участия в каждом

виде

труда

необходимы

определенные

знания,

умения

и

навыки,

позволяющие

человеку

получить

заданный

продукт.

Продукты

труда

это

богатство

людей,

богатство страны: чем больше разных товаров, тем лучше будут жить и дети, и

взрослые.

И именно экономика помогает понять: что нужно производить на предприятиях,

чтобы все это было использовано людьми, сколько нужно, чтобы они не лежали на

складах, как производить, чтобы они были доступны людям, и их производство было

дешевле, кто может воспользоваться товарами и услугами, произведенными в стране.

Какие заводы и фабрики строить.

Мир профессий в обществе – сложная, динамическая, постоянно

развивающаяся

система,

обусловленная

общественной

значимо стью,

целенаправленностью профессии людей, занятых определенным видом труда.

К сожалению, очень часто, не только дошкольники, но и дети школьного

возраста имеют довольно смутное представление о мире профессий взрослых, не

знают, кем работают и каким делом заняты родители.

Взрослые шьют одежду, варят еду, строят дома, работают на заводах и фабриках

их

трудовая

деятельность

состоит

из

множества

разнообразных

трудовых

процессов.

Педагогическим условием воспитания у дошкольников ценностного отношения к

труду взрослых, его результатом, для нас, является формирование системных знаний

о трудовом процессе как единице труда. Формирование представлений о значимости

труда сложны, они включают в себя:

1.

Центральную систематизирующую связь, т. е. преобразование человеком

предмета

труда

(исходный

материал)

в

продукт

(результат

труда),

удовлетворяющий потребности человека;

2.

Функциональную связь, т. е. показ значимости каждого компонента труда

(цель,

предмет,

орудия

труда,

трудовые

действия

и

их

промежуточный

результат) в достижении итогового результата.

И хотя экономическое воспитание предусматривает работу со старшими

дошкольниками, мы начинаем ее немного раньше. Выясняем, зачем людям работать?

И

находим

ответ

лишь

в

том,

что

результаты

труда

удовлетворяют

различные

потребности человека. Выясняем с детьми, в чем именно заключается потребность:

нужны ли им какие-то определенные предметы или помощь, забота, сочувствие и т.

д., откуда берутся необходимые вещи, кто оказывает те или иные услуги, проявляет

заботу и сочувствие.

Выделяем, что основными потребностями являются физиологические, и их

удовлетворение чрезвычайно важно. Ведь без самого необходимого – питания, воды,

тепла

и

т.

д.

человек

не

может

существовать.

О

рациональных

способах

удовлетворения этих и других материальных потребностей и идет речь в экономике

как

науке.

Экономические

потребности

выделяются

среди

всех

тем,

что

они

удовлетворяются купленными товарами или оплаченными услугами производителей.

Тем не менее, проводя работу по этой теме, мы ведем разговор с детьми, не

только об экономических, но и социальных потребностях каждого человека, о его

праве удовлетворять свои потребности и о способах их удовлетворения, принятых в

обществе. Но вместе с этим нами уделяется внимание потребностям других существ

– обитателей природных сообществ.

Ознакомление

дошкольников

с

трудом

взрослых

играет

важную

роль

в

установлении

контактов

с взрослым миром. Ведь при этом мы узнаем, какие

потребности удовлетворяет тот или иной труд взрослого.

Приобщение к труду как ценности мы видим лишь в условиях особого характера

общения,

где

нами

нравственные

ценности

не

навязываются,

а

естественно

присваиваются детьми через осознание своего отношения к труду взрослых.

Первоначальное знакомство детей с производительным трудом происходит не

при выполнении ими трудовых заданий, а при наблюдении труда взрослых, через

рассказы, слушание читаемого, рассматривание картинок.

Для младших дошкольников характерен естественный интерес к деятельности

взрослых, однако они не видят направленности трудовой деятельности на результат,

все компоненты трудового процесса для них слиты и не воспринимаются отдельно.

Поддерживая интерес, мы помогаем освоить детям первые представления о

труде взрослых как способе создания и преобразования предметов, необходимых

людям (для детских игр, удовлетворения потребностей человека в чистоте посуды,

одежды, помещения).

Знакомство малышей с трудом взрослых мы начинаем с трудовых процессов, где

происходит не преобразование (мытье посуды, стирка одежды и т. д.), а создание

предметов, так как при этом учитываем, что у детей младшего дошкольного возраста

наглядно-образный и наглядно-действенный характер мышления.

Для этого мы используем житейские бытовые ситуации, возникающие в

повседневной

жизни

детского

сада.

Работу

проводим

в

подгруппах,

создаем

образовательные

ситуации,

интегрируя

детскую

познавательную

и

игровую

деятельность, используем разнообразные игровые персонажи, которые попадают в

проблемные ситуации. Например, мишка разбил миску: чтобы накормить его кашей,

нужна новая миска, ее можно вылепить из глины (пластилина). Кукле Кате хочется

пойти в гости в новом платье. На улице ручейки, хорошо бы сделать лодочку из

бумаги.

Ожидание значимого для детей результата труда – предмета –выступает мотивом

наблюдения.

Дети,

отвечая

на

вопросы

взрослого

(игрового

персонажа)

учатся

вычленять и называть компоненты в последовательности их включения в конкретный

трудовой процесс.

Для устойчивости внимания мы используем наглядность, поэтому о цели

трудового процесса постоянно напоминает рисунок или аппликация создаваемого

объекта и сама игровая ситуация. Наличие наглядного образа помогает детям лучше

осознавать

направленность

труда,

а

с

другой

стороны

дает

нам

возможность

показать процесс реализации цели (промежуточные результаты как этапы движение к

цели).

Малыши легко выбирают материал с определенными качествами и свойствами,

если им ясно назначение результата. Поэтому мы так конструируем образовательную

ситуацию, чтобы дети сами выбирали (для

летнего платья легкую ткань, для

праздничного платья красивую ткань; для лодочки плотную гладкую бумагу).

В этом нам помогают дидактические игры, опыты с тканью и бумагой и т. д.

Далее

ситуацию

разворачиваем

таким

образом,

чтобы

возникла

необходимость

совместного выбора взрослым и детьми инструментов и оборудования для работы.

При этом вместе мы устанавливаем связь между набором инструментов и целью

труда, особенностями материала (ножницы нужны, чтобы выкроить платье из ткани,

ткань красная – красная нитка и т. д.).

Весь трудовой процесс демонстрируется поэтапно, но малышей не нужно

знакомить детально с особенностями трудового процесса, вполне достаточно дать

общее представление о его этапности, более 3-4 действий вычленять в этом возрасте

нецелесообразно. Не заостряя внимание на деталях мы фиксируем его на наиболее

значимых

трудовых

действиях

и

их

промежуточных

результатах,

подчеркивая

отличие каждого от конечного результата, невозможность использования предмета по

назначению (чашку вылепили, но у нее нет ручки, кукла не может удержать чашку в

руках). Таким образом, достигается расчлененное, дифференцированное восприятие

трудового процесса ребенком.

Завершение образовательной ситуации связано с детской деятельностью по

использованию полученного результата труда по назначению (лодки пускаются в

дальнее плавание и т.д.).

Большое значение нами уделяется образовательным ситуациям, когда появляется

второй игровой персонаж, который не видел процесса изготовления нового предмета.

Такие

ситуации

помогают

детям

учиться

рассказывать

о

конкретном

трудовом

процессе в логике его осуществления. Диалог с игрушкой позволяет учить детей

отвечать на вопросы, отражать простейшие зависимости между компонентами в

трудовом процессе. Малыши охотно вступают в диалог со смешным героем, который

дает

возможность

ребенку

почувствовать

себя

знающим,

самоутвердиться

в

полученных знаниях.

Важно, чтобы дети получили запас положительных эмоций, это обеспечит

интерес к последующим наблюдениям за трудовыми процессами, является условием

развития эмоционального интереса в познавательный.

Далее для наблюдения за трудовыми процессами мы переходим к

ознакомлению

малышей

с

некоторыми

процессами

хозяйственно-бытового

труда

взрослых дома и в детском саду, где в качестве результата труда выступает не

созданный, а преобразованный предмет (мытье посуды, пола, подметание дорожек и

т. д.). Здесь происходит сравнение предмета труда (грязная посуда) с результатом

труда, промежуточным или конечным, позволяет детям вычленить преобразованный

предмет (вымытая посуда, накрытый к обеду стол).

Первоначальное знакомство с хозяйственно-бытовым трудом взрослых

обогащает

детские

игры

на

бытовую

тематику,

появляется

стремление

помочь

взрослым расставить хлебницы, убрать игрушки, собрать листья на участке.

Конструируя педагогический процесс, мы знакомим малышей с конкретными

трудовыми процессами: как няня моет посуду, как она накрывает на стол и раздаёт

пищу. На прогулке мы наблюдаем, как дворник подметает дорожки, сгребает снег.

Следует заметить, что в этом возрасте понятие «профессия» для детей ещё сложно,

поэтому мы на нем не заостряем внимание.

В ходе наблюдения конкретных процессов хозяйственно-бытового труда

взрослых

мы

раскрываем

детям

цель

и

мотивы

их

деятельности,

фиксируем

внимание на каждом компоненте труда, объясняем их необходимость. Чтобы детям

стала

ясна

необходимость

труда,

нами

целенаправленно

конструируются

разнообразные житейские ситуации, например: столы не накрыты – нельзя обедать.

Таким

образом,

значимость

труда

раскрывается

детям

через

необходимость

удовлетворения их собственных потребностей.

Отбор предметов труда проводим на глазах детей: мы предлагаем помочь няне

собрать грязную посуду и т. д. Этим мы ставим детей из пассивных наблюдателей

активными участниками трудового процесса, помощниками взрослого. Таким же

способом

идет

отбор

трудового

оборудования,

отбирается

необходимое,

показывается

и

четко

называется.

Одновременно

обращаем

внимание

на

организацию трудового процесса, как взрослый подготовился к работе (почему надел

передник, почему няня вымыла руки и т. д.). Затем внимание фиксируется на составе

и

порядке

выполнения

взрослым

трудовых

действий.

Мы

даем

детям

общее

представление о последовательности действий, их цепочке, т. е. выделяем наиболее

значимые для них, несколько упрощая трудовой процесс.

Также как и в случае создания предмета, каждое действие показывается и

объясняется, выделяются промежуточные результаты и итоговый результат труда, его

соответствие цели и значимость.

Для отражения полученных представлений в самостоятельных играх

Мы постоянно обновляем развивающуюся игровую материальную среду, по мере

ознакомления

с

трудовыми

процессами

вносим

новые

игрушки,

разнообразные

атрибуты, предметы – заместители, позволяющие развернуть игру.

Средний дошкольный возраст весьма значим для воспитания ценностного

отношения

к

труду

сотрудников

детского

сада

и

всех,

кто

заботится

о

детях.

Ознакомление

детей

с

трудом

в

ближайшем

окружении

дает

нам

возможность

приобщить ребенка к современному миру взрослых, расширить его познавательные

контакты со взрослыми, научить общаться с незнакомыми людьми.

Большое внимание мы уделяем ознакомлению детей с трудовыми процессами

по преобразованию предметов в ходе знакомства с работой сотрудников детского

сада, помогает увидеть направленность на достижение результата и удовлетворение

естественных потребностей детей в чистоте, вкусной пище и т. д. Все это позволяет

детям

освоить

отдельные

простейшие

процессы

хозяйственно-бытового

труда

в

собственной трудовой деятельности.

Работу в средней группе мы начинаем с накопления знаний о труде няни, так

как ее труд наиболее близок и понятен детям (в обязанности няни входит выполнение

6 трудовых поручений). И продолжаем весь год.

Методика наблюдения аналогична той, что использовалась с детьми младшей

группы. Вместе с тем более детальное, мы обращаем внимание на особенности

выполнения отдельных действий, на способы контроля проверки качества. Но при

этом наблюдаем личностные качества человека, проявляющего в труде заботу о

детях.

Мы продолжаем формировать умение детей задать вопрос в ходе наблюдения и

экскурсии, высказать свое суждение. Именно непринужденная беседа взрослых с

детьми

обеспечивает

развитие

детского

мышления,

способствует

установлению

простейших связей и отношений между объектами, возбуждает интерес к труду

взрослых.

Для закрепления полученных детьми представлений, нами организуются

дидактические игры, например: «К Кате пришли гости», «Мишка моет посуду» и

другие.

Используя,

игровой

персонаж,

дети

воспроизводят,

разыгрывают

наблюдаемый ранее трудовой процесс, фиксируют внимание на всех компонентах

труда.

Наблюдение труда взрослых в средней группе мы уже проводим и за пределами

групповой

комнаты

(на

улице,

в

прачечной,

на

кухне

детского

сада).

Для

ознакомления

с

трудом

взрослых

мы

начинаем

использовать экскурсии. Перед

каждой экскурсией нами проводится вводная беседа, чтобы детям стала ясна задача

наблюдения,

чтобы

они

осознали

недостаток

своих

знаний

о

процессах

труда,

например: приготовление пищи. Так же перед экскурсией мы напоминаем правила

поведения.

Готовясь

к

экскурсии,

мы

обязательно

посещаем

место

проведения

экскурсии,

чтобы

знать,

где

свободно

можно

двигаться

и

как

хорошо

увидеть,

задуманный трудовой процесс. В процессе наблюдения обязательно идет включение

анализаторов: дети слушают, как шипит масло, как визжит пила, как пахнет блинами

и т. д. Для закрепления знаний о труде взрослых мы также используем дидактические

игры с наборами картинок или предметов, такие как, «Маленькая хозяйка», «Кому,

что нужно для работы», «Люди в белых халатах» и другие.

Во второй половине года мы начинаем знакомить детей с бытовой техникой,

которая используется как в детском саду, так и дома: пылесос, стиральная машина,

мясорубка и т. д. В образовательных ситуациях мы сравниваем без - машинный труд

с трудом при использовании машин. Показываем, что машина ускоряет получение

результата, повышает его качество, облегчает труд человека (делаем фарш на ручной

и электрической мясорубке, порванный мешок зашиваем вручную и на швейной

машине).

Впервые начинаем приобретать элементарные знания о коллективном

характере труда сотрудников детского сада. Из него мы узнаем, что коллективный

труд ускоряет получение результата труда, облегчает труд каждого участника труда,

улучшает качество работы.

В средней группе начинаем раскрывать понятие «профессия», А для обобщения

знаний о профессиях проводим беседы. Беседы строятся с основательной опорой на

наглядный материал, обобщают представления, полученные в ходе наблюдений. В

ходе беседы мы помогаем детям выделить результат труда в каждом из трудовых

процессов, осознать его значимость, направленность на заботу о людях. Именно

беседа дает возможность подвести детей к необходимым обобщениям. Беседа как

вид

занятия

достаточно

сложна,

она

требует

напряженного

внимания

к

речи.

Поэтому во время беседы мы предусматриваем смену деятельности, позволяем детям

активно

подвигаться,

если

нужно

«путешествие

по

группе».

Здесь

хорошо

использовать загадки, словесные игры, например: Я расскажу, что делает человек, а

вы отгадайте, кем он работает (измерил температуру, осмотрел горло, убрала в

группе и т. д.). Или, я скажу, что произносит человек во время работы, а вы

отгадайте, кем он работает (откройте рот, скажите «а» и т. д.).

Для формирования обобщенных представлений о трудовых процессах мы

используем

модель

трудового

процесса

(см.

приложение

3),

а

также

модель

«Лесенка» (см. фото).

Модель позволяет наглядно увидеть последовательность включения

компонентов в трудовой процесс, осознать существующие между ними связи и

зависимости,

а

игровая

ситуация

требует

от

ребенка

помощи

симпатичному

персонажу.

Так как ведущим видом деятельности детей является игра, то отчетливые

представления о трудовой деятельности взрослых, характерное для данного возраста

стремление быть, как взрослые побуждают детей к сюжетным играм. Экскурсии за

пределы

группы

способствуют

накоплению

ярких

эмоциональных

впечатлений,

расширению тематики игр, разнообразию сюжетов, обогащению игровых действий.

Большое внимание мы уделяем созданию развивающей игровой материальной

среды.

И

так

как

дети

среднего

возраста

тяготеют

к

ограничению

игрового

пространства и обозначению игровой территории, нами созданы игровые уголки:

«кухня», «больница» и т. д. Их оборудование постоянно обогащается, вносится также

и бытовая техника.

Предлагаем примерный перспективный план по ознакомлению с трудом

взрослых в средней группе, который может по вашему усмотрению меняться или

дополняться.

Рост интерес дошкольников к миру взрослых требует широкого ознакомления с

элементарными сведениями из области экономики. Мы помогаем ребенку понять и

осознать

на

доступном

ему

уровне

зависимость

между

экономическими

и

этическими

категориями:

труд,

товар,

деньги

трудолюбие,

честность,

бережливость.

Обобщение

детских

представлений

о

труде

взрослых

на

основе

экономики,

помогает

нам

обеспечить

дальнейшее

ознакомление

с

современной

техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания дошкольника.

Нами создаются условия для накопления и обобщения знаний о социальной

действительности,

которые

обуславливают

развитие

разных

видов

детской

деятельности

(речевой,

игровой,

трудовой,

изобразительной,

конструктивной),

в

которых

воспроизводятся

результаты

познания.

Мы

помогаем

ребенку

осознать

личностную

и

социальную

значимость

труда,

способствуем

освоению

способов

разумного поведения, исходя из дохода семьи, представления об истинной цене

денег.

Характер мышления старшего дошкольника позволяет нам перейти от

непосредственного

к

опосредованному

знакомству

с

трудом

взрослых

через

рассказы, беседы, чтение детских книг.

Ознакомление старших дошкольников с трудом взрослых строится на диалоге

детей со взрослым, труд которого наблюдают. Знакомство проводится с широким

кругом профессий взрослых, с такими новыми для нас понятиями, как бизнесмен,

менеджер,

коммерсант.

Неоценимую

услугу

в

этом

нам

оказывают

родители,

которые, придя в группу, рассказывают о своей профессии. Сейчас существует много

непонятных иностранных слов в мире профессий, но их можно объяснить детям

очень просто. Мы стараемся это сделать с помощью сказок, например: коммерсант. В

наших сказках для обозначения такого человека использовалось слово «купец», и

дети хорошо его знают по сказкам.

Естественный характер общения с представителями разных профессий позволяет

нам ненавязчиво подвести детей к тому, что выбор профессии определяет жизненный

успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, и им надо дорожить.

Профессионала,

мастера

своего

дела,

умеющего

хорошо

и

честно

зарабатывать

деньги, люди уважают.

Все знакомства с трудовыми процессами взрослых обеспечивают накопление не

разрозненных

фактов,

которые

трудно

объединить

в

сюжет,

а

взаимосвязанной

системы событий и взаимоотношений людей, имеющей развитие во времени. Но это

только часть в познании экономической культуры. А для обогащения знаний мы

используем более полное знакомство детей с потребностями человека и других

существ (животных и растений), с производителями, ресурсами.

Нами разработаны темы:

1.

Потребности.

-

Экономика. Что это такое?

-

Золотые правила экономики.

-

Потребности человека.

-

О дружбе и заботе.

-

Какие бывают товары и услуги.

-

Потребности и возможности моей семьи

-

Потребности животных.

-

Потребности растений.

2.

Производители и ресурсы.

-

Природа и рукотворный мир.

-

Кому спасибо говорим (о природных ресурсах).

-

Кто производит товары (о производителях товаров и услуг).

-

Машины, инструменты, оборудование, приборы (экономические ресурсы).

-

Средства передвижения (экономические ресурсы).

-

Цепочка производителей.

-

Экономические викторины.

Такие же темы разработаны по другим блокам, но так как все блоки объединены

между собой задачами и содержанием они могут варьироваться, при необходимости.

Все темы проходят через различные виды деятельности (развитие речи, математика,

изо, ручной труд, дидактические игры, эксперименты и другие).

Нами создана подборка детских художественных произведений.

Блок № 2. «Деньги, цена».

Дети и деньги. Системные знания о труде, его направленности на результат,

удовлетворяющий разнообразные потребности человека (в пище, жилище, одежде,

разнообразных услугах - медицинская помощь, образование, экскурсии в музеях,

стрижка

в

парикмахерской

и

другие),

дают

возможность

дошкольнику

легко

установить

связь

между

результатами

труда

и

деньгами,

получить

осознанное

представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей. За свой труд

взрослые получают деньги.

Мы помогаем понять ребёнку, что человек в современном мире не может сам

производить все, что нужно для его жизни. И поэтому каждый специализируется на

производстве

тех

или

иных

товаров

и

услуг.

Люди,

для

удовлетворения

своих

экономических потребностей пользуются обменом товаров и услугами.

Дети с интересом узнают, что было время, когда люди обходились без денег. В

каждой семье, в каждом хозяйстве производилось все необходимое для жизни, не

было и профессий. Но вскоре появилось разделение труда. Одни люди выращивали

скот, другие - делали сапоги, шили одежду, мололи муку. Возникла проблема обмена

одной продукции на другую, сравнения результатов труда. Обмен основывался на

том, что каждая из обменивающихся сторон стремилась выиграть, получить ту или

иную

выгоду

от

этого

обмена,

необходимую

ему.

Приходилось

договариваться,

сколько мешков зерна, например, отдать за одну корову. Обменивать так результаты

труда было неудобно, и появились деньги.

Для того, чтобы детям дать почувствовать, что прямой обмен часто

чрезвычайно сложен и неудобен нами проводится такая развивающая ролевая игра,

как: «Бартер», в которой обмениваются блага, удовлетворяющие потребности. Дети

легко осознают понятие «деньги» как средство обмена, облегчающее этот процесс,

дающее

возможность

проще

получить

то,

что

необходимо

и

они

являются

измерителем ценности товара и услуги.

Дети охотно играют в дидактические игры, суть которых в установлении цепочки

действий между людьми разных профессий.

-

«Откуда хлеб пришел?»;

-

«Как появилось платье?»;

-

«Кто построил этот дом?»;

-

«Как к нам книга пришла?» и т.

Также проводятся дидактические игры, суть которых в показе мест, где

происходит покупка и продажа товаров (знакомим детей с рынком,

специализированными и универсальными магазинами):

-

«Что кому нужно, кем производится»;

-

«Где и что покупают люди»;

-

«Дешевле – дороже»;

-

«Больше – меньше»;

-

«Обмен и покупка»;

- «Подбери витрины магазинов»;

- «Путаница».

Очень тактично мы знакомим детей с бюджетом семьи, ее доходами и расходами, так

как деньги определяют достаток семьи, материальное благополучие. Помощь в этом

нам оказывают родители, которые дома по нашему предложению знакомят детей с

тем, каков семейный бюджет. Вместе с тем мы отмечаем и то, что в семьях бывает

разное количество членов, работает один папа, так как мама сидит дома с маленьким

ребенком и др. Каждая семья планирует свои расходы на определенный период

времени, исходя из учета постоянных платежей (за квартиру, за свет, за воду, за

детский сад и др.), оставшиеся деньги считаются свободными. Мы подводим детей к

тому, что нельзя купить сразу все, что тебе хочется. Поэтому каждая семья думает,

что купить сейчас, а что в следующий раз, сталкивается с проблемой выбора.

Для того, чтобы дети умели делать правильный выбор проводятся

дидактические игры:

-

«Хочу – надо»;

-

«Рациональная покупка»;

-

«Я мама»;

-

«Да – нет»;

-

«Моя покупка»;

-

«Рулетка»;

-

«Конструктор»;

-

«Что мы выбираем?»;

-

«Хорошо – плохо».

В этом блоке работа по темам продолжается и проводится во всех видах детской

деятельности:

1.

Ограниченность ресурсов. Выбор и его цена.

-

Ограниченность ресурсов или что мы выбираем.

-

Выбор. Цена выбора.

2.

Обмен и деньги. Рынок. Спрос и предложение. Цена.

-

Натуральный обмен. Бартер.

-

Деньги. Какие бывают деньги.

-

Рынок. Где и что покупают люди.

-

Что такое цена. От чего она зависит.

-

Зачем

людям

деньги.

На

что

расходует

деньги

наша

семья

(семейный

бюджет).

-

Праздник первой покупки (экскурсия в магазин «Игрушки»).

-

Обмен и деньги. Рынок. Цена (экономическая викторина).

Так же в работе мы используем шуточные моменты. Например: Экскурсия за 5

копеек (Выходя на экскурсию, мы еще не знаем куда придем. Подбрасывая монетку

на перекрестке, нами выбирается путь движения, т. е. орел – влево, решка – вправо).

Такие шуточные моменты дают детям накопление эмоциональных впечатлений.

Блок № 3. «Реклама».

Реклама – это только

Информация, упакованная в

красивую оболочку. Не более! И не

менее!

Ю. Грымов.

Реклама – новое явление в нашей жизни, которое, бесспорно, оказывает влияние на

развитие ребенка и его знания о социальной действительности.

Нами замечено что дети, в отличие от взрослых, рекламу любят и довольно

хорошо знают, легко запоминают текст и охотно используют в речи. Информацию о

рекламе

дети

в

основном

получают

с

телеэкрана,

и

лишь

немногие

обращают

внимание на нее на улице, в журнале, в магазине.

В этом блоке мы с детьми: что такое реклама, зачем она необходима людям, где

размещается реклама. Мы показываем детям рекламные листки из магазинов, но

обязательно понятные им (реклама игрушек, детской одежды, сладостей). Совместно

разбираем эти листки и понимаем, что с помощью рекламы люди узнают, где и какие

товары можно купить. Но вместе с этим, учимся правильно воспринимать рекламу

(«Не покупай все, что рекламируется. Прежде чем, купить – подумай, нужна ли тебе

эта вещь, хватит ли денег, чтобы ее купить»).

Мы разработали систему занятий по знакомству детей с рекламой как явлением

современного мира:

1.

Реклама, ее разные виды. Назначение.

-

Экскурсии по нашему городу, по улице, где находится наш детский сад.

-

Прогулка по сказочному городу (рассматривание иллюстраций к сказкам,

просмотр

мультфильмов,

дидактические

игры:

«Витрины

магазинов»,

«Путаница» и т. д.).

-

Разработана развивающая игра «Дерево объявлений», в которой звери тоже

решили

пользоваться

рекламой.

Детям

приходится

отгадывать,

чьи

объявления висят на дереве.

2.

Кто делает рекламу? (связь с первым блоком, в котором мы знакомим детей с

профессиями,

связанными

с

работой

рекламного

агентства,

используем

словесные и дидактические игры).

3.

Детская реклама.

-

Занятие «Конструирование сказочного города Сладкоежек».

-

Занятие «волшебный город Мастеровых»

-

Придумывание рекламы своей группы.

-

«Если у меня свое дело».

-

Реклама игрушек в магазине.

-

Мой проект. Фирменный знак.

К своей работе привлекаем взрослых, которые совместно с детьми придумывают

рекламы передач, книг (вариант домашнего задания).

Блок № 4. «Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика».

Ребенок – это воск: что хочешь,

то и сольешь.

Как считает американский психолог Карл Хесс: «Начинать работать никогда не

рано. Помогать по дому – работа. Помогать окружающим – это тоже работа».

Современная теория личности рассматривает самостоятельность как стержневое

личностное качество. Развитие самостоятельности в период дошкольного детства

связано с освоением ребенком разнообразных видов детской деятельности. Особую

роль при этом в развитии самостоятельности играет детская трудовая деятельность.

Деятельность единственный способ самореализации, самораскрытия человека.

Дошкольник стремится к деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, тем

успешнее реализуются потенциальные возможности. Однако не всякая деятельность

развивает,

а

лишь

та,

в

которой

проявляется

возможность

нахождения

путей

и

способов

ее

осуществления,

самоконтроля

и

самооценке,

способности

получить

результат.

Удовлетворяя свойственное дошкольнику стремление к самостоятельности,

определенной

независимости,

ребенок

добровольно

берет

на

себя

элементарные

обязанности по самообслуживанию, освобождая от них взрослых, проявляя заботу о

сверстниках и малышах.

Ребенок – дошкольник может присмотреть за братом, вымыть посуду, пойти с

мамой в магазин, принять участие в наведении порядка в доме, на огороде. Тем

самым он имеет возможность познать азы экономики, результаты труда, первые

ценности, труд, работа, деньги, заплата.

Беверли Ноер Фельдман- доктор философии утверждает: ''Вредно делать для

детей

слишком

много

вместо

того,

чтобы

научить

их

трудовой

этики

и

дать

представление о цене денег''. Он выдвинул 6 правил экономического воспитания:

- Учить бережливости;

- Давать детям карманные деньги;

- Привлекать к работе по дому;

- Не использовать деньги для подкупа и наказания;

- Не делать тайны из семейного финансового положения;

- Рассказывать детям о своей работе.

Но освоение детьми позиции субъекта детской трудовой деятельности без

осуществления работы по ознакомлению с рукотворным миром и трудом взрослых

является невозможным. Именно поэтому мы большое внимание уделяем работе по

формированию системных знаний трудовой

деятельности

взрослых. Ведь это

первый этап вхождения ребенка в реальные трудовые связи. Вторым этапом является

обучение детей целостным трудовым процессам. Обучение направлено на освоение

трудовых процессов в целом. Третий этап – самостоятельная трудовая деятельность в

повседневной жизни детского сада и семьи.

Обучение детей целостным процессам позволяет в минимальные сроки овладеть

умениями. Повседневная трудовая деятельность детей.

Повседневная

трудовая

деятельность

детей

становится

эффективным

средством

воспитания трудолюбия, отношений сотрудничества и взаимопомощи, воспитания

ценностного отношения к труду.

Нами конструируются проблемные ситуации таким образом, чтобы ребенок мог

сам поставить цель деятельности и мотивировать ее необходимость, выбрать предмет

труда,

оборудование,

организовать

рабочее

место

и

самостоятельно

выполнить

трудовой процесс, получив результат. Выполнение таких проблем требует от ребенка

практического

применения

умений

изобразительной,

конструктивной

или

элементарной трудовой деятельности (сделать поделку, починить книгу, пришить

пуговицу на платье кукле или вымыть чашку, накрыть на стол).

Мы наполняем повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами,

идеями, включаем каждого ребенка в содержательную деятельность. Часто делаем

так, чтобы у ребенка появилась потребность в организации коллективного труда как,

по типу общего – где есть общая цель, труд каждого объединяется в общий результат,

но сам процесс – индивидуальный. А позднее по типу совместного труда – когда

предмет

переходит

от

одного

к

другому

участнику

труда

для

выполнения

последующих трудовых действий.

Нами создаются все условия для того, что каждый ребенок может выбрать себе

наиболее

интересный

для

него

вид

трудовой

деятельности

-

деятельность

по

интересам (работа с бумагой, различными конструкторами, вышивание и т. д.). Он

предполагает желание получить удовольствие, радость. Охотно дети откликаются на

предложения подготовить подарки, помочь в оформлении группы. Но при этом для

вхождения дошкольников в реальные трудовые связи особо важно, чтобы все, что

делают дети своими руками, было полезно и красиво. Для этого можно проводить

аукционы, конкурсы.

В этом блоке мы большое внимание уделяем тому, что сегодняшние дети завтра

будут

по-хозяйски

распоряжаться

огромными

материальными

ресурсами,

природными

богатствами,

землей,

техникой.

Для

того,

чтобы

воспитать

у

них

чувство хозяина, бережливость нужен кропотливый труд взрослых.

Уже в раннем возрасте ребенок узнает, что такое «мое», «твое» и «наше».

Многолетний опыт работы с детьми показывает, что воспитывать бережливость

легче на примере личного «достояния». «Мое» и «наше» - разные понятия не только

по содержанию, но и по внутреннему их восприятию. Ребёнок по разному относится

к «своему» и «общему». Приведём пример: придя в детский сад со своей игрушкой,

ребенок весь день озабочен тем, чтобы не потерять её, чтобы никто не сломал её, не

испортил. Ребенок даёт поиграть игрушку другим детям или меняется с кем-то, но

при этом тщательно следит за её сохранностью. Однако по отношению к игрушкам и

другим вещам детского сада подобной озабоченности нет и в помине! Хочется

подчеркнуть,

что

дети

по-разному

относятся

к

личной

и

общественной

собственности: личные потери более болезненны. Не потому ли повседневная жизнь

детского сада даёт массу примеров того, как дети безжалостно ломают, портят,

выбрасывают игрушки и предметы для труда, совершенно не испытывают чувство

вины и беспокойства. И нередко от взрослых можно слышать: зачем ребёнку беречь и

экономить, не так уж велики потери от того, что он ломает игрушки, портит бумагу,

краски,

фломастеры;

вырастет,

столкнётся

с

денежными

затратами,

вот

тогда

и

перестанет портить вещи.

Это глубокое заблуждение. Дело вовсе не в сломанной игрушке - из этих

поступков

постепенно

складываются

формы

поведения,

вырабатывается

определённый стиль жизни, изменить который потом будет не просто.

Наблюдая за детьми, мы замечаем, бережлив, аккуратен ли ребёнок, зреет ли в

нем чувство хозяина (пройдет ли мимо забытой на участке игрушки или захватит её в

группу, будет ли из-за дня в день листать старую книгу или обратится к взрослому с

предложением

починить

её

и

так

далее).

Было

бы

проще

сказать

ребенку,

что

небрежно обращаться с книгами нельзя. Но мы решаем это по другому: они сами

должны прийти к выводу, что портить книгу – недостойный поступок. Начали с того,

что прочитали произведение С.Я. Маршака «Как печаталась ваша книга», поиграли в

д / игру «Как к нам книга пришла», подобрали иллюстрации. Дети сами поняли, что

книгу надо беречь, что в нее вложено много труда.

Бережливое отношение к общественному имуществу вырастает из трудолюбия. И

мы стараемся использовать это в полной мере (дежурство по столовой, хозяйственно-

бытовой труд, ручной труд по ремонту и т. д.).

Сколько бы мы с вами не говорили об экономии воды, тепла, электроэнергии, но

до тех пор, пока сами взрослые не будут относиться бережно к природным ресурсам,

мы не добьемся положительного результата (дети всегда подражают взрослым). Для

того, чтобы показать детям какими благами мы пользуемся (электричество) нами

придумываются

необычные

ситуации.

Например,

дети

утром

заняты

важными

делами, вдруг выключается свет. Воспитатель зажигает спичку (лучину, свечку) и

проводиться беседа о том, как к нам свет пришел, зачем людям электричество и т. д.

проходим весь путь до бережного отношения к лесу, вспоминая бытовую технику.

Беседа заинтересовала детей, и мы подобрали произведения, картины, иллюстрации,

провели

экспериментирование

с

электричеством

волосы

и

расческа,

и

даже

построили

макет

электростанции.

Дети

сами

поняли,

зачем

надо

беречь

электричество и сами предлагают выключать свет, а многие провели опыты со светом

дома для родителей, рассказали им все, объяснили. Очень интересно было наблюдать

за реакцией взрослых, которые были в восторге от знаний детей.

Такие же ситуации мы создаем для воспитания у детей бережного отношения к

природе, к хлебу, к рукотворному миру, ко всему окружающему

Заключение.

Какие результаты экономического воспитания можно ожидать?

Конечно, нельзя пока сказать, что мы добились всех результатов. Но мы находимся

на правильном пути, мы шаг за шагом приближаемся к нашей цели. Мы положили

начало для развития экономического мышления, проявления интереса к социальным

явлениям,

происходящим

в

общественной

жизни;

пополнению

знаний

о

новых

профессиях и трудовых процессах, умению рассказать о них. Обогащаем словарный

запас,

связанный

с

областью

экономики,

трудовой

деятельностью

людей

современных

профессий.

Приобретений

таких

качеств,

как

умение

честно

выигрывать,

соревноваться,

радоваться

успехам

товарищей,

ответственность,

стремление доводить начатое дело до конца. Прививаем здоровый интерес к деньгам,

осознание правил их честного приобретения. Понимание взаимосвязи

понятий «труд - деньги», факта купли- продажи: не всё можно купить сразу.

Мы верим, что наши дети будут:

1.

Иметь представление:

-

о различных потребностях и в чем они заключаются;

-

об ограниченности возможностей и удовлетворении потребностей;

-

о ресурсах, как и для чего они используются, какие ресурсы нужны человеку;

-

о производителях, различных профессиях, специальностях, о том, как

их

получают;

-

об обмене товарами и услугами, о деньгах и их значении;

-

об экономике.

2.

Знать:

-

о правилах и нормах жизни в детском учреждении;

-

об ограниченности ресурсов, о необходимости их беречь и экономить.

3.

Уметь:

-

делать простейший выбор, определять, правильно ли он сделан и какова его

цена;

-

выбирать из множества единичное, находить правильный выход из множества

простейших ситуаций и возможных решений;

-

составлять

небольшой

рассказ

на

заданную

тему,

самостоятельно

и

последовательно пересказывать содержание рассказа на экономическую тему,

ставить небольшой спектакль (с помощью воспитателя).

Да, нам надо беречь то, что уже имеем, и научить этому наших детей. Ведь слово

«экономический» имеет и узкий смысл - «хозяйственный». Именно хозяйственно-

бытовой труд, начиная со средней группы, способствует бережному отношению к

игрушкам, мебели, книгам. Экономическое направление должно присутствовать во

всех режимных моментах, во всех видах деятельности, в общении воспитателя с

детьми, в его поступках, в работе с семьёй. Важно одно: работу эту следует вести

последовательно,

только

тогда

мы

сможем

заложить

те

основы

экономических

знаний, которыми ребёнок воспользуется в будущем.

На каком этапе освоения экономической культуры находится ребенок, мы

определяем с помощью педагогической диагностики по программе «Развитие», в

разделах ''Развитие представлений о мире и о себе» и ''Социальные отношения''.

Роль воспитателя в экономическом воспитании дошкольников трудна и

значительна, требует постоянного пополнения собственных экономических знаний,

настойчивости и сил, а также создавать атмосферу подлинного сотрудничества и

партнерских отношений.

Список литературы

1.

Н. В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной

действительностью. Средняя группа. – 2002. – 128с.

2.

К. Ю. Белая. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий

по основам безопасности детей дошкольного возраста. – 2001. – 94с.

3.

О. В. Дыбина. Рукотворный мир: сценарии игр-занятий для дошкольников. -

2000. – 96с.

4.

Дошкольное воспитание: № 1 - 1989.- С 62-65.

№ 4 - 1989.- С 55-57.

№ 6 - 1989. - С 52-54.

№ 12 – 1989. –С 34, 35.

№ 2 –1990. – С 60, 61.

№ 8 –1994.- С 49-53.

5.

Л. М. Кларина. Экономика и экология для малышей. – 1995. – 338с.

6.

М. В. Крулехт. Дошкольник и рукотворный мир. – 2002.- 160с.

7.

Е. А. Курак. Экономическое воспитание дошкольников. – 2002. –

80с.

8.

В. С. Мухина. Детская психология. – 2000. – С 200-205.

9.

Н.

Н.

Николаенко.

Методические

рекомендации

по

проведению

уроков

трудового обучения в начальных классах. – 2001. – 304с.

10.Н. В. Пикулева. Слово на ладошке. – 1994. –112с.

11. Журнал «Обруч» № 1 – 1999г. – С 2-8, 24-31.

12.Б. А. Райзберг. Экономическая азбука для детей. –1998. – 224с.

13.Б. А. Райзберг. Экономика для детей. Учебное пособие в играх, задачах и

примерах в двух частях. – 1999. – 168с.

14.И. А. Сасова. Экономика для младших школьников. 1 класс – пособие для

учителя. – 2000. – 65с.

15.И.А. Сасова, Е.Н. Землянская. Экономика для младших школьников. 2 класс –

пособие для учителя. – 2001г. – 95с.

16.И. А. Сасова, М. М. Фирсова. Экономика для младших школьников. 3 класс –

пособие для учителя. – 2002г. – 111с.

17.И. А. Сасова. Экономика. Тетрадь творческих заданий 1 – 2000. – 36с.

18.И. А. Сасова, Е.Н. Землянская. Тетрадь творческих заданий 2 – 2001. –71с.

19.И. А. Сасова, М. М. Фирсова. Тетрадь творческих заданий 3 – 2002. – 79с.

20.С. И. Семенака. Уроки добра. - 2002. – 80с.

21.Е. В. Смирнова. Первые шаги к рынку. – 1996. – 64с.

22.Карл Хесс. Капитализм для детей. – 1994. – 270с.

23.А. Д. Шатова. Экономика для взрослых и детей. – 1999. – С 1-18.