Напоминание

Привлечение ребенка-инвалида в исследовательскую деятельность-как одна из форм его социализации

Автор: Егорова Елизавета Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Нюрбачанская СОШ" Нюрбинского района Республики Саха(Якутия)
Населённый пункт: с. Нюрбачан, Нюрбинского района Республики Саха(Якутия0
Наименование материала: Доклад
Тема: Привлечение ребенка-инвалида в исследовательскую деятельность-как одна из форм его социализации







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Работа учителя русского языка и литературы, социального педагога МБОУ

«Нюрбачанская

СОШ»

Нюрбинского

района

Республики

Саха(Якутия)

Егоровой Елизаветы Ивановны

Тема: Привлечение ребенка-инвалида в исследовательскую деятельность-

как одна из форм его социализации.

Цель работы:

-помочь

ребенку-инвалиду

преодолеть

психологический

барьер

комплекса

неполноценности,

улучшить

его

эмоциональное

состояние,

поднять

его

духовный потенциал, найти свое место в окружающем пространстве.

Задачи:

-создать оптимальные условия для самореализации путем привлечения его в

исследовательскую деятельность;

-развивать

интеллектуальные

способности,

научить

умению

работать

с

материалом.

Планируемые результаты:

Если правильно, грамотно подобрать методы и приемы работы с ребенком –

инвалидом , заинтересовать делом, который доступен его возможностям, то

можно

обеспечить

ему

успех,

чувство

самоуверенности,

помочь

самореализоваться.

\ Об инклюзивном образовании.

В последние годы начали говорить об инклюзивном

образовании, под которым подразумевается обучение

детей –инвалидов

в

любых

общеобразовательных

школах

вместе

со

своими

здоровыми

сверстниками. Для этого в каждой школе сооружены пандусы для колясочников.

К сожалению, кроме этих пандусов в сельских отдаленных школах ничего не

делается в плане материально-технической базы. До этого явления такие дети

воспитывались

и

учились

в

школах-интернатах.

В

основу

инклюзивного

образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию

детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает

особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Восемь

принципов

инклюзивного

образования,

которых

нужно

придерживаться при работе с детьми-инвалидами.

1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть

услышанным;

4.Все люди нуждаются друг в друге;

5.Подлинное образование может осуществляться только в контексте

реальных взаимоотношений;

6.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7.Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть

в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Социализация детей-инвалидов –работа трудоемкая, требующая у

учителя

большого

внимания,

тактичного,

осторожного

отношения

к

подопечному. Особенно остро нуждаются во внимании именно дети данной

категории. Для них необходима своевременная и квалифицированная помощь

со стороны педагогов.

Привлечение ребенка инвалида в исследовательскую

деятельность.

Дети инвалиды -самая ранимая категория детей. Для семьи

инвалидность близкого человека также является серьезным испытанием. Дети,

имеющие заболевания опорно-двигательного аппарата не имеют возможности

ходить даже по дому, двигаются в инвалидной коляске, тем самым вынуждены

находиться в четырех стенах, в некой изоляции по отношению к окружающему

их миру. Только близкие люди и их родители знают, какую физическую и

душевную муку испытывают эти дети.

В моей практике я знакома именно с таким ребенком. С 5 класса

мальчик

был

вынужден

переходить

на

домашнее

обучение.

Редкая

наследственная неизлечимая болезнь с каждым годом берет свое. Это мышечная

дистрофия Дюшенна. С таким заболеванием уже в подростковом возрасте не

могут

передвигаться

самостоятельно.

В

прошлом

году

мальчик

пережил

большое горе- старший брат с таким же заболеванием умер 24-летнем возрасте.

Сейчас Мирослав учится в 8 классе. Несмотря на такие трудности он

учится на «отлично». Я, как учитель русского языка обучаю по русскому и

литературе 4-й год. С первых же дней поняла, что мальчику скучно, что ему

необходимо общение, и не только общение, а еще какое-то дополнительное

занятие.

Я решила заниматься с ним исследовательской деятельностью. Этим

видом работы можно заниматься и сидя в инвалидной коляске.

Он охотно

согласился. Учитывая его возможности, мы совместно решили изучать его

собаку, которая появилась у него недавно. Это собака была редкой породы-

хаски. Мирослав по интернету нашел все необходимые материалы о собаке.

Год

наблюдал

за

ним.

Вел

тетрадь

наблюдения

,понемножку

дрессировал.

Таким образом ,в 6-м классе был написан доклад на тему «Сибирские хаски и

его особенности».Хорошо, что для первого участия в НПК, мы попали в секцию

именно для детей инвалидов «Сделай шаг» в 1 районной научно-практической

конференции «Открой в себе ученого». За свой доклад он получил Диплом 1

степени .Эта победа его окрылила, очень обрадовала, появился блеск в глазах.

Со

стороны

приятно

было

видеть

это.

Он

решил

продолжить

работу.

С

наступлением зимы повзрослевшую собаку в дом пускали редко, потом уже в

дом не хотел войти. Работа по данной теме остановилась. Но я поняла, что

исследовательская работа ему понравилась, ему по силам и главное успех

поднимает его эмоциональное состояние. Он начал собирать в портфолио свои

награды,

сертификаты.

Поэтому

предложила

ему

взяться

за

новую

тему.

Работая с ним, я придерживалась таких принципов, как взаимопонимание,

конфиденциальность,

доверие,

гуманность,

разумная

требовательность.

Следующей

нашей

темой

в

7-м

классе

стала

тема:

«Можжевельник

–чудо

природы».С помощью мамы он собирал рецепты народной медицины. Сделал

на

себе

опыт.

Появились

угри

и

прыщи

на

лице,

он

по

рецепту

сделал

примочки, через неделю лицо стало чистым. Приготовили сок из хвои и плодов

можжевельника.Собирали

и

читали

книги

о

травниках,

о

лекарственных

растениях Якутии. Участвовали теперь в НПК «Шаг в будущее». И опять

победа!

При

вручении

Диплома

в

зале

ребята

аплодировали

стоя,говорили

«Молодец!». Разве это не успех? Разве это не праздник души больного ребенка?

Его работа была рекомендована в НПК «Шаг в будущее» уже со здоровыми

детьми.

Обрадованные

победой,

условились,

что

обязательно

будем

участвовать. Настраивала его, давала задание на лето запасаться сырьем, при

помощи

родителей.

Для

большей

уверенности

примкнула

к

нему

соавтора,ученика7 класса. Он сразу обрадовался, было видно, что ему легче от

такого решения. Так они вместе начали работу. Аман,как здоровый мальчик

собирал сырье, то есть хвою и плоды можжевельника, а Мирослав искал по

интернету

новые

материалы.

На

этот

раз

большое

внимание

уделено

практической работе. Работа награждена Дипломом 3 степени.

Бережное отношение, понимание положения ребенка, доверительное

отношение,постоянное общение с ним помогают в реализации способностей

детей, приводят к успеху ребенка.