Автор: Голионцева Татьяна Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ № 11"
Населённый пункт: город Нальчик, Кабардино-Балкария
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательных способностей у младших школьников".
На современном этапе
начальная школа
претерпевает серьёзные
изменения, обновляется. Это
связано с новыми целями
обучения. Современный
подход в обучении
младших школьников
связан с формированием
учебной
деятельности, как
деятельности субъективной.
Для того, чтобы
сформировать
учебную деятельность как
субъективную, необходимо
пробудить, развить
познавательный интерес в
ходе учебной деятельности.
То есть, речь идёт о том,
что если не будет интереса,
то учебная деятельность не
сформируется. Процесс
этот достаточно сложный и
длительный и требует
системного подхода.
Учитель начальной школы
научить детей учиться,
сохранить и развить
познавательную
потребность учащихся,
обеспечить познавательные
средства,
необходимые для усвоения
основ наук. Поэтому
ставлю перед собой цель
раскрыть опыт работы с
учащимися по
формированию
познавательного
интереса в ходе учебной
деятельности.
Проблема привития
интереса к учению – одна
из ключевых
дидактических проблем. На
её практическое
обеспечение « работает»
целый
ряд закономерностей
обучения.
Интересы – это
эмоциональные проявления
познавательных
потребностей человека.
Удовлетворение их
способствует восполнению
пробелов в знаниях,
лучшей ориентировке,
пониманию, ознакомлению с
фактами, которые
приобрели значимость.
Субъективно, для самого
человека,
интересы обнаруживаются в
положительном
эмоциональном тоне,
который
приобретает процесс
познания, в желании
глубже ознакомиться с
объектом,
который приобрёл
значимость, узнать о нём
ещё больше, понять его.
Роль интересов в процессах
деятельности
исключительно велика, так
как
интересы выражают
побудительную силу
значимых объектов
деятельности,
отвечающей познавательной
потребности, и тем
заставляет личность
активно
искать пути и способы
удовлетворения возникшей у
неё « жажды знания и
понимания». Интерес
можно определить как
положительное оценочное
отношение субъекта к его
деятельности.
Познавательный интерес
проявляется в
эмоциональном отношении
школьника к объекту
познания.
А. С. Выготский писал:
«Интерес как бы
естественный двигатель
детского поведения, он
является верным
выражением
инстинктивного
стремления, указанием на
то, что деятельность
ребёнка совпадает с его
органическими
потребностями. Вот почему
основное правило требует
построения всей
воспитательной системы на
точно учтённых детских
интересах.
Педагогический закон
гласит: прежде чем ты
хочешь призвать ребёнка к
какой – либо деятельности,
заинтересуй его ею,
позаботься о том, чтобы
обнаружить, что он готов к
этой деятельности, что у
него напряжены все силы,
необходимые для неё, и что
ребёнок будет действовать
сам; преподавателю же
остаётся только руководить
и направлять его
деятельность».
В обучении действует
множество интересов. «Весь
вопрос в том,- писал
Л. С. Выготский,- насколько
интерес направлен по
линии самого изучаемого
предмета, а не связан с
посторонним для него
влиянием наград,
наказаний,
страха, желания угодить и
т. п. Таким образом,
правило заключается в
том,
чтобы не только вызвать
интерес, но чтобы интерес
был как должно направлен.
Наконец, третий вывод
использования интереса
предписывает построить
всю
школьную систему в
непосредственной близости
к жизни, учить детей тому,
что их интересует, начинать
с того, что им знакомо и
естественно возбуждает
их интерес.
Первой общей
закономерностью является
зависимость интересов
обучаемых от уровня и
качества их знаний,
сформированности
способов
умственной деятельности.
На современном этапе
начальная школа
претерпевает серьёзные
изменения, обновляется. Это
связано с новыми целями
обучения. Современный
подход в обучении
младших школьников
связан с формированием
учебной
деятельности, как
деятельности субъективной.
Для того, чтобы
сформировать
учебную деятельность как
субъективную, необходимо
пробудить, развить
познавательный интерес в
ходе учебной деятельности.
То есть, речь идёт о том,
что если не будет интереса,
то учебная деятельность не
сформируется. Процесс
этот достаточно сложный и
длительный и требует
системного подхода.
Учитель начальной школы
научить детей учиться,
сохранить и развить
познавательную
потребность учащихся,
обеспечить познавательные
средства,
необходимые для усвоения
основ наук. Поэтому
ставлю перед собой цель
раскрыть опыт работы с
учащимися по
формированию
познавательного
интереса в ходе учебной
деятельности.
Проблема привития
интереса к учению – одна
из ключевых
дидактических проблем. На
её практическое
обеспечение « работает»
целый
ряд закономерностей
обучения.
Интересы – это
эмоциональные проявления
познавательных
потребностей человека.
Удовлетворение их
способствует восполнению
пробелов в знаниях,
лучшей ориентировке,
пониманию, ознакомлению с
фактами, которые
приобрели значимость.
Субъективно, для самого
человека,
интересы обнаруживаются в
положительном
эмоциональном тоне,
который
приобретает процесс
познания, в желании
глубже ознакомиться с
объектом,
который приобрёл
значимость, узнать о нём
ещё больше, понять его.
Роль интересов в процессах
деятельности
исключительно велика, так
как
интересы выражают
побудительную силу
значимых объектов
деятельности,
отвечающей познавательной
потребности, и тем
заставляет личность
активно
искать пути и способы
удовлетворения возникшей у
неё « жажды знания и
понимания». Интерес
можно определить как
положительное оценочное
отношение субъекта к его
деятельности.
Познавательный интерес
проявляется в
эмоциональном отношении
школьника к объекту
познания.
А. С. Выготский писал:
«Интерес как бы
естественный двигатель
детского поведения, он
является верным
выражением
инстинктивного
стремления, указанием на
то, что деятельность
ребёнка совпадает с его
органическими
потребностями. Вот почему
основное правило требует
построения всей
воспитательной системы на
точно учтённых детских
интересах.
Педагогический закон
гласит: прежде чем ты
хочешь призвать ребёнка к
какой – либо деятельности,
заинтересуй его ею,
позаботься о том, чтобы
обнаружить, что он готов к
этой деятельности, что у
него напряжены все силы,
необходимые для неё, и что
ребёнок будет действовать
сам; преподавателю же
остаётся только руководить
и направлять его
деятельность».
В обучении действует
множество интересов. «Весь
вопрос в том,- писал
Л. С. Выготский,- насколько
интерес направлен по
линии самого изучаемого
предмета, а не связан с
посторонним для него
влиянием наград,
наказаний,
страха, желания угодить и
т. п. Таким образом,
правило заключается в
том,
чтобы не только вызвать
интерес, но чтобы интерес
был как должно направлен.
Наконец, третий вывод
использования интереса
предписывает построить
всю
школьную систему в
непосредственной близости
к жизни, учить детей тому,
что их интересует, начинать
с того, что им знакомо и
естественно возбуждает
их интерес.
Первой общей
закономерностью является
зависимость интересов
обучаемых от уровня и
качества их знаний,
сформированности
способов
умственной деятельности.
На современном этапе
начальная школа
претерпевает серьёзные
изменения, обновляется. Это
связано с новыми целями
обучения. Современный
подход в обучении
младших школьников
связан с формированием
учебной
деятельности, как
деятельности субъективной.
Для того, чтобы
сформировать
учебную деятельность как
субъективную, необходимо
пробудить, развить
познавательный интерес в
ходе учебной деятельности.
То есть, речь идёт о том,
что если не будет интереса,
то учебная деятельность не
сформируется. Процесс
этот достаточно сложный и
длительный и требует
системного подхода.
Учитель начальной школы
научить детей учиться,
сохранить и развить
познавательную
потребность учащихся,
обеспечить познавательные
средства,
необходимые для усвоения
основ наук. Поэтому
ставлю перед собой цель
раскрыть опыт работы с
учащимися по
формированию
познавательного
интереса в ходе учебной
деятельности.
Проблема привития
интереса к учению – одна
из ключевых
дидактических проблем. На
её практическое
обеспечение « работает»
целый
ряд закономерностей
обучения.
Интересы – это
эмоциональные проявления
познавательных
потребностей человека.
Удовлетворение их
способствует восполнению
пробелов в знаниях,
лучшей ориентировке,
пониманию, ознакомлению с
фактами, которые
приобрели значимость.
Субъективно, для самого
человека,
интересы обнаруживаются в
положительном
эмоциональном тоне,
который
приобретает процесс
познания, в желании
глубже ознакомиться с
объектом,
который приобрёл
значимость, узнать о нём
ещё больше, понять его.
Роль интересов в процессах
деятельности
исключительно велика, так
как
интересы выражают
побудительную силу
значимых объектов
деятельности,
отвечающей познавательной
потребности, и тем
заставляет личность
активно
искать пути и способы
удовлетворения возникшей у
неё « жажды знания и
понимания». Интерес
можно определить как
положительное оценочное
отношение субъекта к его
деятельности.
Познавательный интерес
проявляется в
эмоциональном отношении
школьника к объекту
познания.
А. С. Выготский писал:
«Интерес как бы
естественный двигатель
детского поведения, он
является верным
выражением
инстинктивного
стремления, указанием на
то, что деятельность
ребёнка совпадает с его
органическими
потребностями. Вот почему
основное правило требует
построения всей
воспитательной системы на
точно учтённых детских
интересах.
Педагогический закон
гласит: прежде чем ты
хочешь призвать ребёнка к
какой – либо деятельности,
заинтересуй его ею,
позаботься о том, чтобы
обнаружить, что он готов к
этой деятельности, что у
него напряжены все силы,
необходимые для неё, и что
ребёнок будет действовать
сам; преподавателю же
остаётся только руководить
и направлять его
деятельность».
В обучении действует
множество интересов. «Весь
вопрос в том,- писал
Л. С. Выготский,- насколько
интерес направлен по
линии самого изучаемого
предмета, а не связан с
посторонним для него
влиянием наград,
наказаний,
страха, желания угодить и
т. п. Таким образом,
правило заключается в
том,
чтобы не только вызвать
интерес, но чтобы интерес
был как должно направлен.
Наконец, третий вывод
использования интереса
предписывает построить
всю
школьную систему в
непосредственной близости
к жизни, учить детей тому,
что их интересует, начинать
с того, что им знакомо и
естественно возбуждает
их интерес.
Первой общей
закономерностью является
зависимость интересов
обучаемых от уровня и
качества их знаний,
сформированности
способов
умственной деятельности.
На современном этапе
начальная школа
претерпевает серьёзные
изменения, обновляется. Это
связано с новыми целями
обучения. Современный
подход в обучении
младших школьников
связан с формированием
учебной
деятельности, как
деятельности субъективной.
Для того, чтобы
сформировать
учебную деятельность как
субъективную, необходимо
пробудить, развить
познавательный интерес в
ходе учебной деятельности.
То есть, речь идёт о том,
что если не будет интереса,
то учебная деятельность не
сформируется. Процесс
этот достаточно сложный и
длительный и требует
системного подхода.
Учитель начальной школы
научить детей учиться,
сохранить и развить
познавательную
потребность учащихся,
обеспечить познавательные
средства,
необходимые для усвоения
основ наук. Поэтому
ставлю перед собой цель
раскрыть опыт работы с
учащимися по
формированию
познавательного
интереса в ходе учебной
деятельности.
Проблема привития
интереса к учению – одна
из ключевых
дидактических проблем. На
её практическое
обеспечение « работает»
целый
ряд закономерностей
обучения.
Интересы – это
эмоциональные проявления
познавательных
потребностей человека.
Удовлетворение их
способствует восполнению
пробелов в знаниях,
лучшей ориентировке,
пониманию, ознакомлению с
фактами, которые
приобрели значимость.
Субъективно, для самого
человека,
интересы обнаруживаются в
положительном
эмоциональном тоне,
который
приобретает процесс
познания, в желании
глубже ознакомиться с
объектом,
который приобрёл
значимость, узнать о нём
ещё больше, понять его.
Роль интересов в процессах
деятельности
исключительно велика, так
как
интересы выражают
побудительную силу
значимых объектов
деятельности,
отвечающей познавательной
потребности, и тем
заставляет личность
активно
искать пути и способы
удовлетворения возникшей у
неё « жажды знания и
понимания». Интерес
можно определить как
положительное оценочное
отношение субъекта к его
деятельности.
Познавательный интерес
проявляется в
эмоциональном отношении
школьника к объекту
познания.
А. С. Выготский писал:
«Интерес как бы
естественный двигатель
детского поведения, он
является верным
выражением
инстинктивного
стремления, указанием на
то, что деятельность
ребёнка совпадает с его
органическими
потребностями. Вот почему
основное правило требует
построения всей
воспитательной системы на
точно учтённых детских
интересах.
Педагогический закон
гласит: прежде чем ты
хочешь призвать ребёнка к
какой – либо деятельности,
заинтересуй его ею,
позаботься о том, чтобы
обнаружить, что он готов к
этой деятельности, что у
него напряжены все силы,
необходимые для неё, и что
ребёнок будет действовать
сам; преподавателю же
остаётся только руководить
и направлять его
деятельность».
В обучении действует
множество интересов. «Весь
вопрос в том,- писал
Л. С. Выготский,- насколько
интерес направлен по
линии самого изучаемого
предмета, а не связан с
посторонним для него
влиянием наград,
наказаний,
страха, желания угодить и
т. п. Таким образом,
правило заключается в
том,
чтобы не только вызвать
интерес, но чтобы интерес
был как должно направлен.
Наконец, третий вывод
использования интереса
предписывает построить
всю
школьную систему в
непосредственной близости
к жизни, учить детей тому,
что их интересует, начинать
с того, что им знакомо и
естественно возбуждает
их интерес.
Первой общей
закономерностью является
зависимость интересов
обучаемых от уровня и
качества их знаний,
сформированности
способов
умственной деятельности.
Развитие познавательных способностей у младших
школьников.
С поступлением ребенка в школу его развитие начинает определяться учебной
деятельностью, которая становится ведущей. Эта деятельность определяет характер
других видов деятельности: игровой, трудовой и общения.
Учебная деятельность проходит длительный путь становления. Развитие
учебной деятельности будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни,
но основы закладываются в первые годы обучения. На младший школьный возраст
приходится главная нагрузка в формировании учебной деятельности, поскольку в
этом возрасте образуются основные составляющие учебной деятельности: учебные
действия, контроль и саморегуляция.
В младшем школьном возрасте под влиянием учебной деятельности большие
изменения происходят в познавательной сфере ребенка.
Восприятие - сложная система процессов приёма и преобразования информации,
обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в
окружающем мире. В области восприятия происходит переход от непроизвольного
восприятия ребенка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению
за объектом, подчиняющемуся определенной задаче.
Хотя дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия (у
них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на
различные формы и цвета), но их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к
узнаванию и называнию формы и цвета. Сначала ребенка привлекает сам предмет, и в
первую
очередь
его
внешние
яркие
признаки.
Сосредоточиться
и
тщательно
рассмотреть все особенности предмета и выделить в нем главное, существенное дети
еще не могут. Обучаясь математике, ученики не могут проанализировать и правильно
воспринять цифры 6 и 9, в русском алфавите - буквы Э и 3 и т.п. Работа учителя
должна
быть
постоянно
направлена
на
обучение
учащегося
анализу,
сравнению
свойств предметов, выделению существенного и выражению его в слове. Необходимо
учить сосредоточивать свое внимание на предметах учебной деятельности независимо
от
их
внешней
привлекательности.
Все
это
ведет
к
развитию
произвольности,
осмысленности,
а
вместе
с
этим
и
к
иной
избирательности
восприятия:
избирательности по содержанию, а не по внешней привлекательности. Уже к концу I
класса
ученик
умеет
воспринимать
предметы
в
соответствии
с
потребностями
и
интересами, возникающими в процессе обучения, и своим прошлым опытом. Учитель
продолжает
учить
его
технике
восприятия,
показывает
приемы
осмотра
или
прослушивания,
порядок
выявления
свойств.
Все
это
стимулирует
дальнейшее
развитие
восприятия,
появляется
наблюдение
как
специальная
деятельность,
развивается наблюдательность как черта характера.
В младшем школьном возрасте развивается внимание. Дети, приходящие в
школу, еще не имеют целенаправленного внимания. Они обращают свое внимание в
основном на то, что им непосредственно интересно, что выделяется яркостью и
необычностью (непроизвольное внимание). Условия школьной работы с первых дней
требуют от ребенка следить за такими предметами и усваивать такие сведения,
которые в данный момент его вовсе не интересуют. Постепенно ребенок учится
направлять
и
устойчиво
сохранять
внимание
на
нужных,
а
не
просто
внешне
привлекательных
предметах. В
1
классе
все
еще
преобладает
непроизвольное
внимание, Во 2-3 классах многие учащиеся уже обладают произвольным вниманием,
концентрируя его на любом материале, объясняемом учителем или имеющемся в
книге. Произвольность внимания, умение преднамеренно направлять его на ту или
иную задачу - важное приобретение младшего школьного возраста.
Первоначально вниманием учащихся управляет учитель, который ставит цель и
контролирует ход выполнения задания, затем ученик приобретает умение выполнять
задание самостоятельно.
Как показывает опыт, большое значение в формировании произвольного
внимания имеет четкая внешняя организация действий ребенка, сообщение ему таких
образцов, указание таких внешних средств, пользуясь которыми он может руководить
собственным сознанием. Например, при фонетическом анализе большую роль играет
применение
картонных
фишек.
Точная
последовательность
их
выкладывания
организует внимание детей, помогает им сосредоточиться на работе со сложным,
тонким и "летучим" звуковым материалом.
Развитие внимания связано также с расширением объема внимания и умением
распределять
его
между
разными
видами
действий.
Поэтому
учебные
задачи
целесообразно ставить так, чтобы ребенок, выполняя свои действия, мог и должен
был следить за работой товарищей. Например, читая заданный текст, школьник
обязан следить за работой других учеников. Некоторые дети бывают "рассеянными" в
классе именно потому, что не умеют распределять свое внимание: занимаясь одним
делом, они теряют из виду другие. Учителю нужно так организовывать разные виды
учебной работы, чтобы дети приучались к одновременному контролю за несколькими
действиями (вначале, конечно, относительно простыми), подготавливаясь к общей
фронтальной работе класса.
Память приобретает ярко выраженный характер. Изменения памяти в этом
возрасте
связаны
с
тем,
что
ребенок,
во-первых,
начинает
осознавать
особую
мнемическую задачу; он отделяет эту задачу от всякой другой. Во-вторых, в младшем
школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. Учитель
руководит приемами осмысленного запоминания и приемами воспроизведения. Учит
детей составлять план ответа, расчленяя материал на смысловые части.
Семилетний
ребенок
легко
запоминает
внешне
яркие
и
эмоционально
впечатляющие события, описания, рассказы. Но школьная жизнь такова, что с самого
начала требует от детей произвольного запоминания материала.
Первоначально дети применяют самые простые способы - многократное
повторение материала при расчленении его на части, как правило, не совпадающие со
смысловыми
единицами.
Самоконтроль
за
результатами
запоминания
происходит
лишь на уровне узнавания. Так, первоклассник смотрит на текст и полагает, что он его
выучил, поскольку испытывает чувство "знакомости". Лишь немногие дети могут
самостоятельно перейти к более рациональным приемам произвольного запоминания.
Большинство
нуждается
в
специальном
и
длительном
обучении
этому.
Одно
направление такой работы связано с формированием у детей приемов осмысленного
запоминания (расчленение материала на смысловые единицы, смысловая группировка,
смысловое сопоставление и т.д.), другое - с формированием приемов воспроизведения,
распределенного во времени, приемов самоконтроля за результатами запоминания.
Прием расчленения материала на смысловые единицы основан на составлении
плана. Этому следует учить еще на той стадии школьных занятий, когда дети лишь в
устной форме передают описание какой-либо картины или содержание услышанного
рассказа.
Причем
выделяемые
смысловые
единицы
в
одном
случае
могут
быть
крупными, в других - мелкими (развернутый и свернутый план) - в зависимости от
цели пересказа. Опираясь вначале на письменный план, а затем на представление о
нем, школьники могут правильно воспроизводить содержание разных текстов.
Специальная работа необходима для формирования у младших школьников
приемов воспроизведения. Прежде всего учитель показывает возможность вслух или
мысленно воспроизвести отдельные смысловые единицы материала до того, как он
усваивается целиком. Воспроизведение отдельных частей большого или сложного
текста может быть распределено во времени (повторение текста сразу после работы с
ним или через определенные промежутки времени). В процессе этой работы учитель
демонстрирует детям целесообразность использования плана.
Смысловая группировка материала, сопоставление его отдельных частей,
составление плана первоначально формируются у младших школьников как приемы
произвольного запоминания. Но когда дети хорошо овладевают ими, они становятся
основой
непроизвольной
памяти.
В
психологии
установлена
следующая
закономерность:
лучше
всего
запоминается
то,
что
служит
предметом
и
целью
мыслительной работы.
Обе формы памяти - произвольная и непроизвольная - претерпевают в младшем
школьном
возрасте
такие
качественные
изменения,
благодаря
которым
устанавливается их тесная взаимосвязь и взаимопереходы. Важно, чтобы каждая из
форм
памяти
применялась
детьми
в
соответствующих
условиях
(например,
при
заучивании какого-либо текста наизусть используется преимущественно произвольная
память).
Не
следует
думать,
что
лишь
произвольное
запоминание
приводит
к
полноценному усвоению учебного материала. Такое усвоение может происходить и с
помощью
непроизвольной
памяти,
если
она
опирается
на
средства
логического
осмысления этого материала.
От 1-го к 3-му классу эффективность запоминания учащимися словесно
выраженных
сведений
повышается
быстрее,
чем
эффективность
запоминания
наглядных данных, что объясняется интенсивным формированием у детей приемов
осмысленного
запоминания.
Эти
приемы
связаны
с
анализом
существенных
отношений, фиксируемых в основном с помощью словесных конструкций. Вместе с
тем для процессов обучения важное значение имеет удержание в памяти наглядных
образов.
Поэтому
приемы
произвольного
и
непроизвольного
запоминания
нужно
формировать
применительно
к
обоим
видам
учебного
материала
-
словесному
и
наглядному.
Воображение.
В
процессе
учебной
деятельности
ученик
получает
много
описательных сведений, и это требует от него постоянного воссоздания образов, без
которых
невозможно
понять
учебный
материал
и
усвоить
его,
т.е.
воссоздающее
воображение
младшего
школьника
с
самого
начала
обучения
включено
в
целенаправленную деятельность, способствующую его психическому развитию.
Для развития воображения младших школьников большое значение имеют их
представления.
Поэтому
важна
работа
по
накапливанию
системы
тематических
представлений детей. В результате постоянных усилий педагога в этом направлении в
развитии воображения младшего школьника происходят изменения:
сначала образы воображения у детей расплывчаты, но затем они становятся
более точными и определенными;
вначале в образе отображаются только несколько признаков, причем среди них
преобладают
несущественные,
а
к
3-4-му
классу
число
отображаемых
признаков
значительно возрастает, причем среди них преобладают существенные;
переработка образов накопленных представлений вначале незначительна, а к 3
классу,
когда
ученик
приобретает
гораздо
больше
знаний,
образы
становятся
обобщеннее и ярче; дети уже могут изменить сюжетную линию рассказа, вполне
осмысленно вводят условность;
в начале обучения для возникновения образа требуется конкретный предмет
(например, опора на картинку), а далее развивается опора на слово, так как именно оно
позволяет ребенку создать мысленно новый образ (написание сочинения).
Все указанные выше особенности создают почву для развития процесса
творческого
воображения,
в
котором
большую
роль
играют
специальные
знания
учащихся. Эти знания составляют основу для развития творческого воображения и
процесса творчества и в последующие возрастные периоды.
Наиболее существенные изменения можно наблюдать в области мышления,
которое
приобретает абстрактный
и
обобщенный
характер.
Ребенок
учится
мыслить научными понятиями, которые в подростковом возрасте становятся основой
мышления.
Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к
абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями
вообще», - напоминал учителям К.Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах
школьной
работы
на
эти
особенности
детского
мышления.
Задача
школы
первой
ступени - поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до
уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, указывал Л.С.
Выготский, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта. В школе
интеллект обычно развивается так, как ни в какое другое время.
Так, при решении мыслительных задач дети опираются на реальные предметы или
их изображение. Выводы, обобщения делаются на основе определенных фактов. Все
это проявляется и при усвоении учебного материала. Процесс обучения стимулирует
быстрое развитие абстрактного мышления, особенно на уроках математики, где от
действия с конкретными предметами ученик переходит к умственным операциям с
числом. То же самое имеет место и на уроках русского языка при усвоении слова,
которое сначала не отделяется им от обозначаемого предмета, но постепенно само
становится предметом специального изучения.
Современный уровень развития общества и сами сведения, почерпнутые
ребенком
из
различных
источников
информации,
вызывают
потребность
уже
у
младших
школьников
вскрывать
причины
и
сущность
связей,
отношений
между
предметами (явлениями), объяснять их, т.е. мыслить отвлеченно. Ученые изучали
вопрос
об
умственных
возможностях
младшего
школьника.
В
результате
ряда
исследований
выявилось,
что
умственные
возможности
ребенка
шире,
чем
предполагалось
ранее,
и
при
специальной
методической
организации
обучения,
младший школьник может усваивать абстрактный теоретический материал. Так, на
основе исследований В.В. Давыдова в РО введено усвоение элементов алгебры для
установления
отношений
между
величинами.
Такие
же
сложные
зависимости,
требующие
абстракции,
устанавливают
они
и
при
усвоении
грамматического
материала, если учитель использует эффективные методы умственного развития.
В новых программах уделяется большое внимание формированию научных
понятий. Предметные понятия развиваются от выделения функциональных признаков
(раскрывающих
назначение
предмета)
к
перечислению
ряда
существенных
и
несущественных свойств и, наконец, к выделению существенных свойств у группы
предметов.
В
процессе
овладения
понятиями
развиваются
все
мыслительные
операции: анализ - от практически действенного, чувственного к умственному, от
элементарного к углубленному; синтез - от практически действенного к чувственному,
от элементарного к широкому и сложному.
В младшем школьном возрасте происходит осознание детьми собственных
мыслительных операций, что помогает им осуществлять самоконтроль в процессе
познания.
В
процессе
обучения
развиваются
и
качества
ума:
самостоятельность,
гибкость, критичность и др.