Автор: Мишина Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: АНО "Общеобразовательная Международная школа Герценовского университета"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века"
Тема: "Три типа склонения имен существительных"
Технологическая карта урока русского языка
Учитель: Мишина Ольга Александровна
3Б класс МШГУ
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Тип урока
Урок открытия новых знаний с элементами исследования
Цель урока
Заложить основы правописания безударных окончаний существительных в зависимости от падежа и склонения,
научиться определять тип склонения имени существительного
Планируемые
результаты
Предметные:
знать склонения имён
существительных;
установить отличительные
признаки
имён существительных 1-го, 2-
го и 3-го
склонения;
уметь определять типы
склонения имен
существительных в зависимости
от их
рода и окончания в начальной
форме;
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- уметь выделять и формулировать проблему, выдвигать гипотезу,
-уметь
выстраивать
алгоритм
по
решению
проблемы
(алгоритм
определения склонения имён существительных).
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования различных точек зрения
(коммуникация как взаимодействие);
- уметь договариваться (групповая работа)
-строить понятные для партнера высказывания.
Регулятивные УУД:
- уметь планировать свою деятельность и действовать по плану:
-
уметь
оценивать
собственную деятельность и партнеров в
группе.
-
вносить
необходимые
коррективы
в
действие
после
его
завершения
на
основе
оценки
и
учета
характера
сделанных
ошибок;
Личностные:
проявлять
познавательный интерес к
новому материалу и
владеть способам
решения новой частной
задачи;
осознавать смысл учения
и личной
ответственности за будущий
результат;
готовность открыто
выражать свою
позицию на уроках,
адекватная самооценка.
Ресурсы
Учебник С.В.Иванов «Русский язык» 3 класс, презентация, проектор, лист самооценки
Организационная структура урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организаци
онный
Проверяет готовность детей к уроку,
обеспечивает мотивацию учения, создает условия для
возникновения у ученика внутренней потребности включения в
учебную деятельность.
Вопросы по домашнему заданию.
Мотивацион
ный
-Мы давно изучаем тему «Имя существительное». Уже многое о
существительных знаем. Но сегодня нам предстоит узнать нечто
такое, что в дальнейшем будет определять правильность
написания окончаний имен существительных, а это и является
нашей главной целью при работе с существительными в этом
учебном году.
Актуализация знаний и умений:
Блиц-опрос по цепочке с дополнением ответов друг друга:
-что знаем об имени существительном?
- что умеем делать применительно к имени существительному?
-Зачем нам все это знать и уметь?
Выясняется, что о существительном знаем почти все, что позволяет
нам правильно писать слова этой части речи: умеем писать
приставки и суффиксы , проверяем орфограммы корня имен
существительных, знаем постоянные и непостоянные признаки
этой части речи и связанные с ними правила правописания, но пока
еще не научились работать с окончаниями. Не хватает, видимо, еще
каких-то знаний, чтобы правильно писать безударные падежные
окончания существительных.
- Какие окончания напишем у данных существительных? Мы
говорили, что будем знать падеж и легко напишем любое
безударное окончание. Но что видим?
Дети определяют падеж выделенных существительных и замечают,
что он везде дательный, а окончания, которые они напишут, будут
каждый раз разными. Значит, есть еще у существительных что-то
такое, что будет определять вместе с падежом правильное
окончание.
Целеполага
ние в
проблемной
ситуации
Еще раз вернуться к главной цели нашей работы с
- Главная цель - научиться писать безударные окончания имен
существительных.
существительными…
Поэтому, какие задачи стоят перед нами на сегодняшнем уроке?
- Понять, что такое типы склонения существительных, научиться
распознавать тип склонения, и главное увидеть, для чего это нам
нужно.
Изучение
нового
материала
-Напрягаем память и внимание.
Проводит наблюдение по таблице во фронтальной работе.
-Делаем первые выводы по распределению по склонениям.
Составляем сводную таблицу по типам склонения, проверяем себя.
- Что нужно сделать, чтобы определить склонение
существительного?
Фронтально по цепочке выводится алгоритм определения
склонения.
Группа предлагает свои выводы.
Составляется алгоритм определения склонения.
Организует работу с правилом и алгоритмом по учебнику с.36.
Поэтапно фронтально определяют тип склонения, называя, что
делают на каждом этапе. Продолжают заполнять таблицу.
Самостоятельная работа в группе по определению типа склонения.
Заполнение таблицы, сопоставление.
Представление результатов по
группам.
Воспроизводят правило и алгоритм с опорой на слайды.
Деловая
физкультмин
утка
Собирает детей у экрана, они по
цепочке помогают героям из Простоквашино определиться со
склонением существительного (физическая активность в ожидании
своей очереди приветствуется).
Выполняют зарядку, стоя в очереди. Помощь приветствуется.
И еще 6 слайдов.
Закрепление
и
применение
Дает инструкции по работе с упражнениями 1, 2, 3 учебника.
Организует взаимопроверку.
Выполняют задания учебника самостоятельно, записывают слова
по столбикам, выделяют окончания.
Организация работы в паре по оказанию помощи Саше (с.38
учебника).
- А в какой группе будет жить «вермишель»? «Картофель»?
-Поработаем со словарным словом «картофель».
Проанализируем получившиеся предложения. Интересен вариант: В
этом году мы собрали большой урожай картофеля.
- Определите склонение всех существительных в этом
предложении.
Осуществляют взаимопроверку в парах.
Обсуждают в парах, делают выводы, обосновывают ответы.
Чтение детьми информации о происхождении слова, запись ряда
однокоренных слов, поиск орфограммы для запоминания,
определение склонения существительных, составление и запись
своего предложения со словом «картофель».
Зачитывают свое предложение.
Записывают предложение. Определяют склонение трех
существительных по алгоритму. Осознают проблему со словом
«картофеля» - но это не 1 склонение. Делают вывод, что склонение
любого существительного в предложении определяется по его
начальной форме.
Вносятся коррективы в алгоритм определения склонения.
Предлагает обсудить в группах распределение существительных по
склонениям.
Комментируют ход рассуждений.
Обсуждение в группах на основании правила и алгоритма,
корректирование, представление результатов.
Все поняли, но подробнее будем решать эту проблему на
следующем уроке.
Подведение
итогов урока
– Вернемся к решению проблемы, которая была поставлена в
начале урока. Так почему в именах существительных в одном и том
же падеже мы наблюдали разные окончания?
-Вспомните предложение, с которого мы начинали сегодняшнюю
работу.
Проверим себя:
-Выделенные существительные стоят в дательном падеже, но
являются существительными трех разных склонений. Поэтому у них
разные окончания.
И в дальнейшем мы будем писать окончания существительных,
ориентируясь не только на падеж, но и на склонение.
Дети записывают готовое предложение, выделяют окончания
существительных, обозначают их склонение и падеж.
– С какой целью необходимо научиться определять склонение
имен существительных?
– Чтобы правильно писать окончания имен существительных в
разных падежах.
Рефлексия
На доске новогодняя елка.
- Давайте оценим, насколько эффективно мы сегодня поработали.
Все ли поставленные задачи урока мы решили?
Если у вас на уроке все получилось отлично – выберите зеленую
игрушку, если все хорошо – желтую, если не получилось так, как
хотелось – красную.
Каждый украшает елку своей игрушкой. (При наличии свободного
времени можно предложить детям заполнить Лист самооценки
)
Домашнее
задание
Д.з. по учебнику с.38 упр.4, 5. Все они связаны с подбором слов
каждого типа склонения. Будьте внимательны, читайте задание,
может быть, придется разгадывать загадку.