Автор: Жигайлова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад " Снегурочка"
Населённый пункт: ЯНАО Тюменская область город Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль семьи в нравственном воспитании ребёнка. Консультация для родителей".
Роль семьи в нравственном воспитании ребёнка.
Консультация для родителей.
Формирование нравственных привычек в раннем детстве происходит в
бытовой и предметной деятельности, когда взрослый демонстрирует способ
поведения и требует от ребенка его выполнения сначала в совместной с ним
деятельности, а затем в самостоятельной. «Чем моложе ребенок, тем
непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше
должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонности и манерам,
основывая все преимущественно на привычке», - подчеркивал В.Г.Белинский.
Стремление малыша к совместной с взрослым жизни и деятельности, его
высокая подражательность делают особенно важным для нравственного
развития пример взрослых. Он перенимает у воспитателей и родителей стиль
поведения, манеры, привычки и даже отношение к людям, предметам,
животным. Так, с
лова «плохо» и «хорошо» сначала выражают отношение взрослого, а ребенок
лишь вспоминает и повторяет их в похожих ситуациях.
Совершая положительные поступки, ребенок (до 3 лет) не выделяет их как
таковые. Оценивает поступки взрослый, придавая им позитивный оттенок. Без
контроля с его стороны малыш действует ситуативно и импульсивно, поэтому
часто нарушает запреты. Чтобы устранить возможность нарушения запретов,
целесообразно убрать предметы, с которыми не разрешается действовать, в
недоступное место; исключить возможности того, что ребенок их найдет или
достанет. Сделать недоступными опасные места, создать условия для
положительных проявлений активности и самостоятельности (например, в
движении, в игре, предоставив малышу достаточное количество игрушек в
соответствии с его возрастом и интересами). Кроме того, ни в коем случае не
следует разрешать ребенку делать то, что будет, потом запрещено.
Нравственное поведение ребенка слито с положительным эмоциональным
отношением к объекту, на который оно направлено. Малыш скорее поделится
игрушкой или сладостями с тем сверстником, к которому у него взрослый
вызвал сочувствие. Поэтому хорошее настроение, доброжелательность к
окружающим создает предпосылку для нравственных проявлений.
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для
нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается
система взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками, усложняются
виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность.
Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем
взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих
отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть
нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия
общественным нормам и правилам поведения.
Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок
моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на
первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда.
Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными
нормами, принятыми в человеческом обществе.
Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы.
В сфере моральных знаний, суждений, представлений, дети овладевают
различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего
пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок
учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано
с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев
моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный
выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у
ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к
другим людям. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские
чувства и отношения, например внимание к нуждам и интересам других,
способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также
переживание вины при нарушении норм.
В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок неразрывно
связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так, легче понимаются
и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает.
Старший дошкольник становится инициатором бесед с родителями и
воспитателями, тему которых можно обозначить так: «Что такое хорошо, что
такое плохо»...
Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей
играет художественная литература.
После 4 лет с развитием сопереживания и содействия герою возникает
нравственная аргументация, теперь дети указывают на общественную
значимость поступков. Таким образом, действия в воображаемом плане
помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения, а эмоциональное
отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков.
Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок.
Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест
и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.
В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы,
которые содержат более или менее обобщенное представление о
положительном или отрицательном поведение в жизненных ситуациях.
Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и
с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого
переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития
личности.
У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе,
взаимопомощи, преданности, доброте.
В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют
на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки
совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя
эмоциональную направленность на окружающих.
Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не
сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются
только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются
ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно
оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не
относит.
Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему
легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение
норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает
выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя.
Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению
особых высказываний в адрес взрослых - «жалоб-заявлений», которые
содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребенок, обращаясь
к взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или
правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним,
прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш
подходит к реальной самооценке.
У старших дошкольников все чаще наблюдается не прагматическое
поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а
бескорыстное, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом
является нравственная самооценка.
В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к
сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор
взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает; что норму
необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной.
Необходимость во внешнем контроле со стороны взрослого отпадает.
Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в
случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит
выгоды для себя.