Напоминание

"Роль семьи в нравственном воспитании ребёнка. Консультация для родителей".

Автор: Жигайлова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад " Снегурочка"
Населённый пункт: ЯНАО Тюменская область город Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль семьи в нравственном воспитании ребёнка. Консультация для родителей".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Роль семьи в нравственном воспитании ребёнка.

Консультация для родителей.

Формирование нравственных привычек в раннем детстве происходит в

бытовой и предметной деятельности, когда взрослый демонстрирует способ

поведения и требует от ребенка его выполнения сначала в совместной с ним

деятельности, а затем в самостоятельной. «Чем моложе ребенок, тем

непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше

должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонности и манерам,

основывая все преимущественно на привычке», - подчеркивал В.Г.Белинский.

Стремление малыша к совместной с взрослым жизни и деятельности, его

высокая подражательность делают особенно важным для нравственного

развития пример взрослых. Он перенимает у воспитателей и родителей стиль

поведения, манеры, привычки и даже отношение к людям, предметам,

животным. Так, с

лова «плохо» и «хорошо» сначала выражают отношение взрослого, а ребенок

лишь вспоминает и повторяет их в похожих ситуациях.

Совершая положительные поступки, ребенок (до 3 лет) не выделяет их как

таковые. Оценивает поступки взрослый, придавая им позитивный оттенок. Без

контроля с его стороны малыш действует ситуативно и импульсивно, поэтому

часто нарушает запреты. Чтобы устранить возможность нарушения запретов,

целесообразно убрать предметы, с которыми не разрешается действовать, в

недоступное место; исключить возможности того, что ребенок их найдет или

достанет. Сделать недоступными опасные места, создать условия для

положительных проявлений активности и самостоятельности (например, в

движении, в игре, предоставив малышу достаточное количество игрушек в

соответствии с его возрастом и интересами). Кроме того, ни в коем случае не

следует разрешать ребенку делать то, что будет, потом запрещено.

Нравственное поведение ребенка слито с положительным эмоциональным

отношением к объекту, на который оно направлено. Малыш скорее поделится

игрушкой или сладостями с тем сверстником, к которому у него взрослый

вызвал сочувствие. Поэтому хорошее настроение, доброжелательность к

окружающим создает предпосылку для нравственных проявлений.

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для

нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается

система взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками, усложняются

виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность.

Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем

взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих

отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть

нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия

общественным нормам и правилам поведения.

Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок

моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на

первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда.

Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными

нормами, принятыми в человеческом обществе.

Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы.

В сфере моральных знаний, суждений, представлений, дети овладевают

различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего

пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок

учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано

с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев

моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный

выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у

ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к

другим людям. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские

чувства и отношения, например внимание к нуждам и интересам других,

способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также

переживание вины при нарушении норм.

В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок неразрывно

связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так, легче понимаются

и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает.

Старший дошкольник становится инициатором бесед с родителями и

воспитателями, тему которых можно обозначить так: «Что такое хорошо, что

такое плохо»...

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей

играет художественная литература.

После 4 лет с развитием сопереживания и содействия герою возникает

нравственная аргументация, теперь дети указывают на общественную

значимость поступков. Таким образом, действия в воображаемом плане

помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения, а эмоциональное

отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков.

Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок.

Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест

и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.

В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы,

которые содержат более или менее обобщенное представление о

положительном или отрицательном поведение в жизненных ситуациях.

Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и

с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого

переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития

личности.

У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе,

взаимопомощи, преданности, доброте.

В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют

на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки

совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя

эмоциональную направленность на окружающих.

Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не

сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются

только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются

ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно

оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не

относит.

Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему

легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение

норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает

выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя.

Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению

особых высказываний в адрес взрослых - «жалоб-заявлений», которые

содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребенок, обращаясь

к взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или

правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним,

прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш

подходит к реальной самооценке.

У старших дошкольников все чаще наблюдается не прагматическое

поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а

бескорыстное, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом

является нравственная самооценка.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к

сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор

взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает; что норму

необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной.

Необходимость во внешнем контроле со стороны взрослого отпадает.

Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в

случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит

выгоды для себя.