Автор: Равская Любовь Степановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ - детский сад" № 36
Населённый пункт: г. Симферополь
Наименование материала: статья
Тема: Мастерство педагога
Мастерство педагога, его творческая инициатива.
Подготовила учитель
начальных классов
Равская Л.С.
Максиму Горькому принадлежат слова о том, что в души каждого ребёнка
есть невидимые струны, если которые тронуть их умелой рукой, они красиво
зазвучат.
Когда первый раз видишь своих учеников, эти двадцать семь пар глаз,
которые говорят: «Берите нас такими, какими мы есть и сделайте нас такими,
какими должен стать каждый из нас!»
Дети будут сопротивляться, шалить, прятаться, хихикать, будут радоваться
жизни и стремиться к удовольствиям. Ибо это в их натуре. Зачем
возмущаться тему, что у них пока нет здравого смысла. Он придёт к ним с
помощью наших добрых забот, может быть, не сразу и не очень скоро. Не
надо видеть в них взрослых, себе подобных, а затем удивляться тому, как они
недогадливы, непонятливы, неблагодарны. Принимайте детей с
недостатками и помогайте им преодолеть эти недостатки. Только уважайте в
них чувство радости, которое они находят в шалостях, неустанных играх,
сопротивлении, сиюминутных удовольствиях. Принимать всё это нужно как
детские возрастные болезни. А лечить такими методами и приёмами, что бы
не сделать очень больно, чтобы они воспринимали с радостью и интересом.
Если окажется, что в них мало усидчивости, ленивы, не желают учиться, не
надо считать их виноватыми. Нужно постараться помочь им пристраститься к
познанию, к учению, научить, как надо добывать знания и совершенствовать
себя. Детям трудно понять все, потому что они дети. Нужно постараться
разгадать их, заинтересовать. Потому что мы взрослые и мы были детьми.
Так хочется чтобы уроки всегда были интересны и рассчитаны на глубокую
работу мысли учащихся.
Особое внимание уделяется применению дидактических игр, так как игра
необходима для воспитания и развития. Она возбуждает у детей интерес,
вызывает стремление к получению знаний, создаёт такую эмоциональную
обстановку, которая необходима для активного усвоения материала.
Дети для меня самые строгие судьи моей педагогической деятельности.
Если в классе торжествует живой интерес, значит для меня – лучшая оценка
моей работы.
Но если ребёнок как-будто слушает тебя, но взгляд отсутствующий – это
сигнал к тому, что либо скучно, либо устал, либо не понял. Значит мало
разнообразия, ищи более рациональный путь.
Свою задачу я вижу в том, чтобы возбуждать в моих учениках
познавательный интерес, разжечь в них жажду знаний, увлечь школьной
жизнью, так как это прообраз дальнейшей общественной жизни, когда они
становятся взрослыми людьми.
К каждому уроку нужно тщательно готовится, продумывать и применять
наиболее эффективные формы и методы обучения, использовать
проблемные ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры, наглядность,
которая активизирует мыслительную и познавательную деятельность
учеников, превращает урок в увлекательную страну открытий. Чередовать
коллективную, групповую и индивидуальную формы работы, каждому
ученику находить интересное и посильное задание.
Человек может жить своей профессией только тогда, когда он стремится
познать через неё самого себя, именно таким путем он может принести
наибольшую пользу. И чтобы жить своею профессией, надо стать мастером
своего дела.
- Быть мастером педагогического дела – значит иметь исходную
педагогическую позицию своей деятельности.
- Быть мастером педагогического дела – значит владеть методикой,
технологией реализации исходной позиции в педагогическом процессе.
- Быть мастером педагогического дела – значит постоянно искать пути более
полного, глубинного, точного, а порой изящного и искусного разрешения
проблем обучения и воспитания.
- Быть мастером педагогического дела – значит уметь предугадывать
возможные осложнения в педагогическом процессе и своевременно
предупреждать их, обладать педагогическим чутьём, уметь управлять
педагогическим процессом без принуждения, с лёгкостью, быть в нём
простым, обычным, но нужным и любимым детьми человеком, вселяющим в
них радость, надежду, уверенность и оптимизм.
Мы часто слышим фразу: «Педагогом нужно родиться ». так что же делать
мне и тысячам моих коллег, которые «не родились» педагогами, однако
влюбились в детей, в дело их воспитания, сделали профессию педагога
целью своей жизни?
Начинающий учитель должен переступить порог школы с твёрдым
решением, что , какие бы сложности не ожидали его там, где должна
состояться его профессиональная жизнь, он станет мастером педагогического
труда. И станет не на склоне своих лет, когда наберётся стажа работы, прямо ,
так сказать, сходу. Пусть будут ошибки , т.к. их не избежать, но пусть они
будут ошибками человека стремящегося, который метит в мастера, а не
ошибками профана.
Надо верить, что каждый из нас способен стать неповторимым,
уникальным, высочайшим мастером профессионального педагогического
труда, и нужно, чтобы каждый из нас умел раскрывать свои силы и
возможности, вдохновляться. Чтобы вдохновляться и творить, в первую
очередь, нужно любить свою профессию и верить в свои возможности, много
думать о своих учениках и спешить к ним в класс.
- первый источник вдохновения – это дети, моё постоянное общение с ними.
- второй источник вдохновения – это опыт и энтузиазм моих коллег.
- третий источник вдохновения – это общение с литературой.
Я думаю, что основной совершенствования педагогического мастерства
считается самообразование – ни одна самая лучшая лекция не даёт столько,
даёт общение с книгой.