Автор: Ткачева Наталья Анисимовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 44"
Населённый пункт: Челябинская область, г. Копейск
Наименование материала: статья
Тема: "В помощь начинающему педагогу"
В помощь начинающему воспитателю
Ткачева Наталья Анисимовна,
ст. воспитатель
г. Копейск, Челябинская область
Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию статью, которая будет
полезна молодым педагогам, работающим в дошкольных образовательных
учреждениях первый – второй год и испытывающим некоторые затруднения в
работе с родителями, а именно в установлении и поддержании контакта.
Работа
с
родителями
очень
важный
момент
в
работе
любого
педагога.
Психологическое или эмоциональное благополучие ребенка, посещающего,
детский
сад
зависит,
от
того,
как
сложатся
отношения
двух
сторон.
Ус т а н о в л е н и е
и
п о д д е р ж а н и е
к о н т а к т а
с
р о д и т е л я м и
-
это очень важный момент, в ходе которого Вы привлечете внимание к себе
как
заботливому
педагогу,
к
своим
ожиданиям,
идеям;
активизировать
родителей
на
участие
в
жизни
группы
и
детского
сада.
Для
этого
необходимо:
1 . П о з н а к о м ь т е с ь
с о
в с е м и
р о д и т е л я м и
В а ш е й
г р у п п ы .
Желательно
сделать
это
заранее,
до
приема
группы
(например,
на
родительском
собрании).
Представьтесь,
коротко
расскажите
о
себе,
чем
интересуетесь, что вы можете предложить детям. Основное отношение к
собеседнику
закладывается
в
первые
секунды
общения,
поэтому
первое
впечатление
имеет
большое
значение.
На
данном
этапе
ваша
задача
максимально расположить родителей к себе. Используйте такие приемы, как
приветливый
взгляд,
улыбка,
зрительный
контакт,
комплимент;
в
беседе
изредка можно пользоваться таким приемом, как слегка разведенные руки,
обращенные
ладонями
вверх
(как
жест
открытости
и
приглашения
к
общению); обращение по имени и отчеству чрезвычайно важно, поскольку
«Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на
любом языке» (Д. Карнеги). Устанавливая контакт с человеком, смотрите ему
в
глаза,
так
он
будет
уверен,
что
Вы
заинтересованы
в
беседе.
2. Очень важно хорошо говорить, но не менее важно уметь хорошо слушать.
Будьте внимательны к словам родителей, дайте им высказаться, обращайтесь
за
уточнениями,
поддерживайте
короткими
фразами:
«Да»,
«Нет»,
«Я
подумаю над Вашим предложением». Иногда родителя достаточно просто
в ы с л у ш а т ь
и
м о р а л ь н о
п о д д е р ж а т ь .
3. Еще один важный момент: использование жестов в процессе общения.
Жесты – это хорошо, но только для подкрепления сказанного и в умеренных
количествах. Наиболее выразительными у человека являются брови, глаза и
губы поэтому, постарайтесь представить свое лицо, когда говорите.
Если
Вам
нужно
более
точно
понять
его
состояние,
обращайте
внимание
на
в ы р а з и т е л ь н ы е
ч а с т и
л и ц а
р о д и т е л я .
4.
В
момент
установления
контакта
рекомендую
провести
с
родителями
анкетирование.
Цели могут быть разные: получение более подробной информации о ребенке
и его родителях; изучение потребностей родителей и так далее. Анкет сейчас
огромное
множество,
нужно
только
выбрать
наиболее
подходящую
для
дальнейшей
работы.
Вопросы
должны
быть
корректные,
не
задевающие
личную
жизнь
родителей.
В
любой
анкете
обязателен
итог
–
так
Вы
получите
более
полную
и
подробную
информацию
о
группе
в
целом.
5.Общайтесь
с
родителями
и
в
утренние
и
в
вечерние
часы.
Во
время
приема
детей
поинтересуйтесь,
в
каком
настроении
пришел
сегодня
ребенок
в
детский
сад.
Вечером
отметьте
успехи
и
достижения
малыша.
Не
высказывайте
претензии,
касающиеся
поведения
ребенка,
особенно в присутствии других родителей. Если проблема все-таки есть, в
доброжелательной
форме
скажите
то,
что
Вас
беспокоит
на
едина.
6.
Приглашайте
родителей
на
занятия
или
совместную
деятельность.
Огромное
удовольствие
родителям
и
детям
доставляют
совместные
мероприятия: спортивные, творческие или просто чаепития к праздникам.
Г л а в н о е ,
ч т о б ы
э т о
б ы л о
с
д у ш о й
и
в е с е л о .
7. Обращайтесь за помощью к старшему воспитателю, опытным педагогам,
п с и х о л о г у
д е т с к о г о
с а д а .
Они с удовольствием поделятся с Вами уже накопленным опытом т.к. тоже
когда-то
были
молодыми
педагогами
и
испытывали
трудности
в
работе.
8.
Развивайте
умения,
которые
помогут
Вам
снять
напряжение.
И с п о л ь з о в а т ь
с л е д у ю щ и е
у п р а ж н е н и я :
«Настроение»
Возьмите цветные карандаши и чистый лист бумаги. Расслабленно левой
рукой
нарисуйте
абстрактный
сюжет.
Попробуйте
представить,
что
вы
переносите ваше грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его.
Закончив рисовать, переверните бумагу и на другой стороне листа напишите
5-7 слов, отражающих ваше настроение. После этого еще раз посмотрите на
свой рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитайте слова и с
удовольствием разорвите листок и выбросите в урну
« Д о р о г а
д о м о й »
Если есть такая возможность, оставляйте какой-то отрезок пути до дома для
пешей прогулки, за это время постарайтесь отключиться от всех забот и
просто послушать шум ветра или шум вечернего города. Подумайте о чем-
нибудь
приятном,
и
когда
почувствуете
себя
немного
отдохнувшей,
в о з в р а щ а й т е с ь
д о м о й .
«Дыхание»
Присядьте на пару минут, закройте глаза, подышите ровно. Затем сделайте
вдох на счет 1-2-3-4, задержите дыхание на 1-2-3-4, сделайте длинный выдох
с усилением на 1-2-3-4-5-6. Повторите упражнение 4-5 раз, откройте глаза и
улыбнитесь.
Надеюсь, что эти короткие рекомендации помогут Вам
молодые педагоги
освоиться
в
работе
с
родителями,
установить
прочный
контакт.
Желаю удачи в Вашем нелегком, но нужном и интересном труде!