Автор: Максимова Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №26"
Населённый пункт: п. Сычево,Волоколамский район, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
«Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения
с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС
дошкольного образования»
подготовила воспитатель Максимова Л.В.
ФГОС ДО одним из основных определяет принцип сотрудничества дошкольной
организации с семьёй. В детском саду есть условия для участия родителей в
образовательном
процессе
через
разнообразные
формы
совместной
деятельности с детьми.
Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад – это
первый
внесемейный
институт,
в
котором
начинается
систематическое
педагогическое просвещение родителей. От эффективности совместной работы
родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. Ребёнок, видя
пример родителей, быстрее откликается и активнее включается в разные виды
деятельности.
Дошкольное
детство
является
благоприятным
периодом
для
приобщения
детей
к
истокам
культуры.
Опыт
показывает,
что
родители
заинтересованы
в
углублённом
развитии
ребёнка
и
готовы
участвовать
в
совместных мероприятиях в детском саду. Главная задача развития детей –
формирование
основ
культуры,
нравственно-эстетического
становления
личности дошкольника. Её решение направлено на совместную организацию
деятельности детей, воспитателей, родителей. Общими усилиями этот процесс
осуществляется более успешно, союз взрослых единомышленников позволяет
достичь
наилучших
результатов
в
развитии
детей.
Ведущие
цели
взаимодействия
детского
сада
с
семьёй
–
это
создание
в
дошкольной
образовательной
организации
необходимых
условий
для
ответственных
и
взаимозависимых
взаимоотношений
с
семьями
в о с п и т а н н и ко в ,
обеспечивающих
целостное
развитие
личности
дошкольника,
повышения
компетентности
родителей
в
области
воспитания
и
образования.
Для
того,
чтобы
осуществлять
развитие
дошкольников
и
совместного
с
родителями
решать
задачи
образовательной
программы
ДОУ.
Необходимо
максимально
вовлекать родителей в совместные мероприятия.
Содержание
работы
педагога
с
родителями
включает
в
себя,
по
сути,
все
вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей
дошкольников. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных
тем,
поскольку
родителям
необходимы
знания
об
особенностях
развития
ребенка, задачах воспитания, методах, организации предметно-игровой среды,
подготовке его к обучению в школе и др. Они хотят получить ответ на вопрос:
“Как поступить в том или ином случае?”
Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребенка они
вынуждены
овладеть
профессией
воспитателя.
Педагоги
детских
садов
–
профессионалы,
они
готовы
помочь
в
воспитании
детей.
Важно
ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто им
читать
доклады
или
лекции.
Современные
родители
достаточно
грамотны,
имеют доступ к педагогической информации. Есть родители, приобретающие
педагогическую
литературу
или
выписывающие
периодические
издания,
некоторые
родители
могут
получить
необходимую
информацию
через
Интернет,
но
часто
они
пользуются
случайной
литературой,
бессистемно.
Иногда воспитывают детей интуитивно, “как воспитывали меня”, некритично
относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Важно активизировать и
обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в
собственных
педагогических
возможностях,
распространять
положительный
опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным
традициям,
опыт
закаливания
детей,
семейного
чтения
и
т.д.
Тезис
о
педагогической несостоятельности семьи уже потерял свою актуальность. В
планировании содержания работы с родителями целесообразно познакомить
родителей с организацией досуга и праздников в условиях учреждения и семьи,
подключать их к подготовке и проведению подобных мероприятий, проводить
открытые просмотры детского творчества.
Формы общения педагога с родителями в ДОУ
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.
Главное
–
донести
до
родителей
знания.
Существуют
традиционные
и
нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть
которых
обогатить
их
педагогическими
знаниями.
Традиционные
формы
подразделяются
на
коллективные,
индивидуальные
и
на гля д но -
информационные.
К коллективным формам относятся групповые родительские собрания,
конференции, “Круглые столы” и др. Повестка дня может быть разнообразной, с
учетом пожеланий родителей. Например, такие темы: “Знаете ли вы своего
ребенка”,
“Воспитание
послушания
у
детей”,
“Методы
педагогического
воздействия” и др. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада,
хотя от этого следует уходить, лучше вести диалог с использованием методов
активизации родителей. По мнению лекторов, “чтение по бумажке вызывает сон
с открытыми глазами”. Не рекомендуется применять в работе с родителями
казенных слов типа “доклад”, “мероприятия”, “повестка дня”, “явка строго
обязательна”.
Если
педагог
читает
текст,
не
отрываясь,
складывается
впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно
представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на
собраниях
могут
подключаться
специалисты
детского
сада
(врач,
логопед,
психолог
и
др.),
а
также
специалисты
среди
родителей,
которые
имеют
отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист и др.). Собрание готовится
заранее, объявление вывешивается за 3-5 дней.
Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения
развлекательных
мероприятий
с
родителями
можно
организовать
беседы
и
2
собрания.
На
общих
родительских
собраниях
обсуждаются
проблемы
воспитания детей.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями;
это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа
может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с
другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.
Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее
особенность – активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может
возникать стихийно по инициативе и родителей и воспитателя. Последний
продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их
подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. В результате
беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и
воспитания дошкольника.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они
знакомят
родителей
с
условиями,
задачами,
содержанием
и
методами
воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли
детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи
на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов
деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских
работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у
родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они
построены
по
типу
развлекательных
программ,
игр
и
направлены
на
установление
неформальных
контактов
с
родителями,
привлечение
их
внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку
видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Выделяются
следующие
нетрадиционные
формы:
информационно-
аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации
общения с родителями (таких, например, как социологические срезы, опросы,
“Почтовый ящик”) являются сбор, обработка и использование данных о семье
каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них
необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах,
интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального,
личностно-ориентированного
подхода
к
ребенку
в
условиях
дошкольного
учреждения,
повышение
эффективности
воспитательно-образовательной
работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые
неформальные
отношения
между
педагогами
и
родителями,
а
также
более
доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм
можно
отнести
проведение
педагогами
дошкольных
учреждений
таких
совместных
праздников
и
досугов
в
группе,
как
“Встреча
Нового
года”,
“Лучший папа”, “Папа, мама, я – дружная семья” и др. Такие вечера помогают
создать
эмоциональный
комфорт
в
группе,
сблизить
участников
3
педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в
различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что
благодаря
установлению
позитивной
эмоциональной
атмосферы
родители
становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще
налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Познавательные
формы
организации
общения
педагогов
с
семьей
предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и
психологического
развития
детей,
рациональными
методами
и
приемами
воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная
роль
продолжает
принадлежать
таким
коллективным
формам
общения,
как
собрания,
групповые
консультации
и
др.
Данные
формы
использовались
и
раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится
общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога,
открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по
общению. Поэтому данные формы можно рассматривать как нетрадиционные.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и
родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и
методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют
правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы
домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Это
могут
быть
информационные
проспекты
для
родителей,
организация
дней
(недель)
открытых
дверей,
открытых
просмотров
занятий
и
других
видов
деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек и др.
В
настоящее
время
педагоги
все
больше
обращаются
к
новым
нетрадиционным формам работы с родителями. Но мы прекрасно понимаем,
что
мероприятия,
проводимые
эпизодически,
не
могут
заменить
систематической работы с родителями, и не имеют положительного эффекта.
От воспитателя требуется творческий подход к организации работы с
родителями:
поиск
новых
примеров;
использование
методов
активизации
родителей,
направленных
на
появление
у
них
интереса
к
проблеме,
на
возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей,
переосмысливание
своей
родительской
позиции.
При
этом
необходимо
учитывать
потребность
родителей
в
знаниях.
Главное,
чтобы
родители
не
являлись только пассивными слушателями.
Также
можно
применить
творческие
объявления.
Объявления
постоянно
присутствуют
для
родителей:
о
дне
проведения
утренников,
родительских
собраний,
различных
мероприятий
и
т.п.
Чаще
всего
объявление
носит
официальный характер и оформлено в деловом стиле. Но даже к объявлению
для
родителей
можно
подойти
творчески,
тем
самым
повысив
уровень
их
заинтересованности к полученной информации и настроив на положительное
взаимодействие с педагогами.
Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги ДОУ,
поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а
следовательно, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и
преемственности
в
воспитании
детей.
Педагог
сознает,
что
такое
4
сотрудничество
в
интересах
ребенка
и
что
в
этом
необходимо
убедить
родителей.
Инициатива
в
установлении
взаимодействия
с
семьей
и
квалифицированная
реализация
задач
этого
взаимодействия
определяют
направляющую роль ДОУ в семейном воспитании.
Мне очень хотелось бы, чтоб и воспитатели и родители всегда помнили, что
семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит
примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если
мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту
проблему “всем миром”: детский сад, семья, общественность.
Результат
работы ДОУ с семьей
- изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ,
как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в
семье, желание их совершенствовать.
-
рост
посещаемости
родителями
мероприятий
по
педагогическому
просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт
других родителей.
-
изменение
микроклимата
в
неблагоприятных
семьях
в
положительную
сторону.
-
проявление
у
родителей
осознанного
отношения
к
воспитательной
деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и
ошибок,
использование
родителями
педагогической
литературы,
участие
родителей
в
клубах,
объединениях,
семейных
конкурсах,
праздниках,
субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не
только
практической,
но
и
воспитательной
значимости
их
помощи
ДОУ
в
педагогической деятельности.
- положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников
в ДОУ.
5