Автор: Чуйко Елена Яковлевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР Детский сад №34"
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Тема: : "УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ДЕРЕВЬЕВ"
КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ: «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ДЕРЕВЬЕВ»
Задачи:
Показать удивительную красоту деревьев, их пользу. С помощью
разнообразных движений.
Учить
детей
определять
настроение
музыки,
ее
характерные
особенности.
Воспитывать бережное отношение к деревьям.
Ход занятия: На центральной стене изображение деревьев, внизу трава.
Возле центральной стены декорация из деревьев – березы, дубка, яблони.
В грамзаписи звучит музыка З. Ханка, на слова Н. Гилевича «Вы
шумите, березы», дети входят в зал, располагаются у центральной стены.
Педагог: - Знаете ли вы, дети, о том, что есть такой удивительный мир – это
мир деревьев. Чем же удивительны деревья, спросите вы? И я вам
отвечу – тем, что весной они на перегонки спешат обзавестись зеленым
нарядом, красуются им все лето, а осенью меняют его цвет на желтый,
красный, багряный. Разве это не удивительно? А листья деревьев – это
ли не чудо? Весной они прячутся в маленькой почке и как только
коснется их солнышко теплыми лучами – они спешат ему навстречу –
такие крохотные, веселые, зеленые.
М.Р. - Послушайте музыку, которая рассказывает о появлении листочков.
Подумайте как бы вы назвали эту пьесу.
(Исполняется пьеса И. Арсеньева «Весенние листочки»).
После прослушивания дети предлагают свои варианты названия пьесы.
Какое настроение передано в музыке? (нежное, светлое, спокойное).
Педагог: - Вот как говориться в стихах о содержании этой музыки:
На ветках набухают почки
И распускаются листочки –
Хотят на солнце посмотреть.
М.Р.
- А сейчас мы поиграем: вы будете пианистами. Давайте все вместе
сыграем
эту
пьесу
на
рояле.
Движения
ваших
рук
должны
быть
мягкими, плавными, спокойными. Представьте, что перед вами стоит
рояль. Итак, начинаем.
(Исполняется пьеса, а дети изображают игру на рояле).
Я думаю, что ваша пьеса прозвучала выразительно.
Педагог:
- О
каком
дереве
эта
песня?
Какую
часть
песни
я
сыграла?
(припев).
В
припеве
так
удивительно
говорится
о
топольке
–
его
листья
сравниваются
с
кружевной
косынкой.
Пройдет
время,
вырастает
тополек большой и крепкий. А пока он маленький, хрупкий, нежный и
мы споем о нем так же нежно, с любовью.
(Дети исполняют песню «Наш тополек», муз. С. Стемпневского, сл. Я.
Халецкого).
М.Р.: - В народе есть такой обычай, каждый человек должен посадить
дерево, тем самым как бы оставить свой след на земле. Придет время и
вы посадите свое настоящие дерево, а пока у нас будет игра.
Проводится игра «Дубок», муз. М. Красева, сл. Л.Некрасовой.
- Пусть растет дубок, становится большим и могучим на радость всем
нам.
- Яблонька! Какое милое слово! В нем чувствуется запах душистых
яблок – они несравненное чудо природы! Весной яблонька в белом
наряде – стоит такая скромная. Но пройдет время – яблонька отцветет,
ее наряд будет самый обыкновенный, ничем не приметна станет она
среди других деревьев. Но осенью мы увидим чудо – яркие матрешки-
яблоки будут висеть на ней. И отдарит она сладкими яблочками всех за
труд и заботу о ней.
Дети
исполняют
песню
«Яблонька»,
муз.
А.
Сударикова,
сл.
Е.
Благининой.
Педагог: - Какую удивительную радость приносят на деревья! Не только
человек и птицы не могут обойтись без деревьев – ведь они вьют свои
гнезда в их ветвях и заводят свои звонкие песни.
Дети
исполняют
попевку
«На
рассвете»,
муз.
Е.
Тиличеевой,
при
повторном исполнении играют мелодию на металлофоне.
Весело поют птички свои песни и всем от этого хорошо.
Посмотрите на березку! Ах, как она удивительно хороша – прямая,
белоствольная, кудрявая, просто красавица! «Ах, ты березка» - так
называется русская народная мелодия. Послушайте ее и представьте
себе березку.
(Исполняется русская народная мелодия «Ах, ты березка».
М.Р.: - Скажите, какую березку вы представили себе, с каким настроением вы
слушали эту музыку? (дети отвечают).
Конечно,
музыка
веселая,
быстрая,
плясовая.
Кажется,
что
стоит
березка
и
весело
шелестит
своими
листьями
на
ветру!
Я
еще
раз
сыграю
музыку,
а
вы
играйте
на
музыкальных
коробочках,
постарайтесь играть тихо, как бы передать тихий шелест листьев. А
наша березка попляшет под нашу музыку.
- Какая хорошая музыка получилась у нас и как весело плясала наша
березка! Но что я заметила – наша березка загрустила, стоит, опустив
веточки,
поникла
головой!
Что
же
случилось?
Давайте
спросим
у
березки.
Дети ведут хоровод «Березонька», под муз. А. Филиппенко, на слова
Т. Волгиной.
Педагог:
- Как жалко березку! Она такая беззащитная и нам всегда надо
помнить об этом.
Пусть все деревья растут большими и тогда мы сможем слушать
шелест их листьев, сможем укрыться от жаркого солнца в их тени,
или спрятаться от дождя. Или просто порадоваться их зеленному
наряду.
Дерево
–
такое
привычное
и
такое
удивительное
–
оно
дышит,
растет, радуется солнцу, ветру, дождю, и плачет, стонет, грустит,
когда мы его обижаем – гнем и ломаем его ветки. Давайте оберегать
деревья и тогда они будут дарить нам радость и удивлять нас своей
красотой и силой.
М.Р.: - Посмотрите, а вот еще одна радость, одно чудо, которое дарят нам
деревья. Дуб дарит нам свои желуди, береза – мохнатые сережки,
ель – шишки, тополь – свой тополиный пух. А наши руки из этих
даров творят чудеса – вот эти замечательные игрушки и поделки.
Они сделаны из этого природного материала, который подарили нам
деревья.
Неправдами
они
очень
красивые,
какие-то
загадочные
и
необыкновенные?
Дети с педагогом рассматривают выставку поделок из природного
материала.