Автор: Криворучко Анастасия Алексеевна
Должность: студентка 4 курса группы 4-3н
Учебное заведение: Филиал СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО"
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА
УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
НОО
Криворучко Анастасия Алексеевна,
студентка 4-3Н группы
Филиала СГПИ в г. Железноводске
.
Научный руководитель:
Мачулина Марина Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент
Ключевые
слова:
технология
проблемного
обучения,
проблемный
вопрос, проблемная ситуация
Введение
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования
определило
необходимость
воспитания
самостоятельной,
творческой
личности,
умеющей
находить
пути
решения
различных
проблем. Важную
роль
в
реализации
такой
задачи
играет
проблемное обучение. Коммуникативно-деятельностный подход, определенный
в ФГОС НОО как ведущий, предполагает различные учебные действия, которые
основываются на технологии проблемного обучения: умение точно, правильно,
логично
излагать
свою
точку
зрения
по
поставленной
проблеме,
умение
формулировать
проблему,
выдвигать
аргументы,
строить
логическую
цепь
рассуждений, находить доказательства, опровергающие или подтверждающие
тезис [4].
Проблемное
обучение
-
это
такая
организация
уроков,
которая
предполагает
создание
под
руководством
учителя
проблемных
ситуаций
и
активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в
результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и
навыками
и
развитие
мыслительных
способностей
[3].
Технологию
1
проблемного обучения следует использовать в обучении младших школьников,
в том числе и на уроках литературного чтения. Учителю начальных классов при
использовании
технологии
проблемного
обучения
на
уроках
литературного
чтения
следует
помнить
о
специфике
предмета,
возрастных
особенностях
школьников,
учитывать
индивидуальные
возможности
учеников,
а
также
о
наличии не только преимуществ, но и трудностей данной технологии.
К преимуществам использования технологии проблемного обучения на
уроках литературного чтения в начальной школе относится самостоятельное
добывание
новых
знаний
путем
собственной
творческой
деятельности,
формирование
познавательного
интереса
младших
школьников
к
урокам
литературного
чтения,
развитие
творческого
продуктивного
мышления,
активизация познавательной деятельности на уроках, развитие таких качеств,
как
самостоятельность,
ответственность,
критичность
и
самокритичность.
Трудностями
применения
технологии
проблемного
обучения
на
уроках
литературного
чтения
является
слабая
управляемость
познавательной
деятельностью
обучающихся
и
большие
затраты
времени
на
достижение
запроектированных целей [3].
Проблемный урок литературного чтения отличается от традиционного
этапами введения и воспроизведения знаний. Центральным звеном такого урока
является проблемная ситуация. Основная цель создания проблемных ситуаций
на уроках литературного чтения заключается в осознании и разрешении этих
ситуаций
в
ходе
совместной
деятельности
обучающихся
и
учителя
при
оптимальной
самостоятельности
учеников
и
под
общим
направляющим
руководством учителя, а также в овладении обучающимися в процессе такой
деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Но
здесь
учителю
важно
помнить,
что
при
столкновении
с
трудностью
у
обучающихся может не возникнуть познавательная потребность, если задание,
которое должно выявить затруднение у детей, дается без учета их возможностей
[1].
2
Основными условиями использования проблемных ситуаций на уроках
литературного чтения со стороны обучающихся являются:
1) умение обучающихся выявлять наличие или отсутствие у себя общего
способа решения тех или иных задач: «это я уже умею и знаю», «этого я еще
совсем не знаю, надо узнать»;
2) умение школьников составлять и задавать вопросы;
3) умение младших школьников использовать ранее усвоенные знания на
практике в новых ситуациях;
4) умение строить предположения или гипотезы [1].
Условием
использования
проблемных
ситуаций
со
стороны
учителя
является
умение
учить
умному
незнанию
-
это
значит
формировать
у
обучающихся действия оценки, благодаря которому человек оценивает свои
возможности
действовать,
определяет,
достаточно
ли
у
него
знаний
для
решения новой задачи, каких именно знаний недостает.
На
уроках
литературного
чтения
в
начальных
классах
могут
быть
использованы
проблемные
ситуации
с
удивлением
(одновременное
предъявление противоречивых фактов или точек зрения, столкновение разных
мнений
учеников
вопросом
или
практическим
заданием)
и
проблемные
ситуации с затруднением (дать практическое задание, невыполнимое вообще,
дать практическое задание, несходное с предыдущим) [2].
Помимо создания проблемных ситуаций на уроках литературного чтения
используются
проблемные
вопросы.
Чтобы
помочь
осознанию
восприятия
обучающихся, учителю следует продумывать систему вопросов, направленных
на активизацию работы, ведущих к осмыслению своих чувств. Ставя пред
учениками проблемные вопросы, говорить надо просто и ясно. Успех урока с
применением проблемных вопросов зависит от умения вести диалог, поэтому
учителю важно слышать своих учеников, находить верное решение в разных
ситуациях,
выбирать
точные
слова
для
комментирования
ответов
детей,
обобщений, выводов. Например, в ходе изучения произведения Л.Н. Толстого
3
«Акула» учитель может предложить школьникам ответить на такие проблемные
вопросы:
- Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ?
- Кто является главным героем рассказа?
- Как выдумаете, каковы могли быть последствия выстрела?
На
данном
уроке
принципиально
важна
проблемно-исследовательская
направленность
в
работе,
которая
побуждает
детей
младшего
школьного
возраста к осмысливанию текста, а также к выборочному и выразительному
чтению.
Таким образом, применение элементов технологии проблемного обучения
на уроках литературного чтения в начальной школе
является неотъемлемой
частью
реализации
личностно-ориентированного
подхода.
Использование
технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения имеет ряд
характерных
особенностей
и
основывается
на
проблемных
ситуациях
и
проблемных
вопросах.
Для
успешной
реализации
технологии
проблемного
обучения
на
уроках
литературного
чтения
в
начальной
школе
необходима
оптимальная система проблемных ситуаций и средств их создания, отбор и
использование
самых
актуальных,
сущностных
задач
(проблем),
учет
особенностей проблемных ситуаций и проблемных вопросов в различных видах
учебной работы.
Литература
1.
Бабанский,
Ю.К.
Проблемное
обучение
как
средство
повышения
эффективности учения школьников / Ю.К. Бабанский. - Ростов-на-Дону, 2010. -
89 с.
2.
Ильницкая, И.А. Проблемные ситуации в обучении / И.А.
Ильницкая // Психология и школа. - 2015. - №7. - С.34-38.
3.
Кудрявцев,
Т.В.
Проблемное
обучение:
истоки,
сущно сть,
перспективы / Т.В. Кудрявцев. - М.: Просвещение, 2011. - 80 с.
4
4.
Махмутов,
М.И.
Организация
проблемного
обучения
в
школе
/
М.И. Махмутов. - М.: Просвещение, 2011. - 108 с.
5