Напоминание

"Использование технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО"

Автор: Криворучко Анастасия Алексеевна
Должность: студентка 4 курса группы 4-3н
Учебное заведение: Филиал СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА

УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

НОО

Криворучко Анастасия Алексеевна,

студентка 4-3Н группы

Филиала СГПИ в г. Железноводске

.

Научный руководитель:

Мачулина Марина Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент

Ключевые

слова:

технология

проблемного

обучения,

проблемный

вопрос, проблемная ситуация

Введение

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования

определило

необходимость

воспитания

самостоятельной,

творческой

личности,

умеющей

находить

пути

решения

различных

проблем. Важную

роль

в

реализации

такой

задачи

играет

проблемное обучение. Коммуникативно-деятельностный подход, определенный

в ФГОС НОО как ведущий, предполагает различные учебные действия, которые

основываются на технологии проблемного обучения: умение точно, правильно,

логично

излагать

свою

точку

зрения

по

поставленной

проблеме,

умение

формулировать

проблему,

выдвигать

аргументы,

строить

логическую

цепь

рассуждений, находить доказательства, опровергающие или подтверждающие

тезис [4].

Проблемное

обучение

-

это

такая

организация

уроков,

которая

предполагает

создание

под

руководством

учителя

проблемных

ситуаций

и

активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в

результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и

навыками

и

развитие

мыслительных

способностей

[3].

Технологию

1

проблемного обучения следует использовать в обучении младших школьников,

в том числе и на уроках литературного чтения. Учителю начальных классов при

использовании

технологии

проблемного

обучения

на

уроках

литературного

чтения

следует

помнить

о

специфике

предмета,

возрастных

особенностях

школьников,

учитывать

индивидуальные

возможности

учеников,

а

также

о

наличии не только преимуществ, но и трудностей данной технологии.

К преимуществам использования технологии проблемного обучения на

уроках литературного чтения в начальной школе относится самостоятельное

добывание

новых

знаний

путем

собственной

творческой

деятельности,

формирование

познавательного

интереса

младших

школьников

к

урокам

литературного

чтения,

развитие

творческого

продуктивного

мышления,

активизация познавательной деятельности на уроках, развитие таких качеств,

как

самостоятельность,

ответственность,

критичность

и

самокритичность.

Трудностями

применения

технологии

проблемного

обучения

на

уроках

литературного

чтения

является

слабая

управляемость

познавательной

деятельностью

обучающихся

и

большие

затраты

времени

на

достижение

запроектированных целей [3].

Проблемный урок литературного чтения отличается от традиционного

этапами введения и воспроизведения знаний. Центральным звеном такого урока

является проблемная ситуация. Основная цель создания проблемных ситуаций

на уроках литературного чтения заключается в осознании и разрешении этих

ситуаций

в

ходе

совместной

деятельности

обучающихся

и

учителя

при

оптимальной

самостоятельности

учеников

и

под

общим

направляющим

руководством учителя, а также в овладении обучающимися в процессе такой

деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Но

здесь

учителю

важно

помнить,

что

при

столкновении

с

трудностью

у

обучающихся может не возникнуть познавательная потребность, если задание,

которое должно выявить затруднение у детей, дается без учета их возможностей

[1].

2

Основными условиями использования проблемных ситуаций на уроках

литературного чтения со стороны обучающихся являются:

1) умение обучающихся выявлять наличие или отсутствие у себя общего

способа решения тех или иных задач: «это я уже умею и знаю», «этого я еще

совсем не знаю, надо узнать»;

2) умение школьников составлять и задавать вопросы;

3) умение младших школьников использовать ранее усвоенные знания на

практике в новых ситуациях;

4) умение строить предположения или гипотезы [1].

Условием

использования

проблемных

ситуаций

со

стороны

учителя

является

умение

учить

умному

незнанию

-

это

значит

формировать

у

обучающихся действия оценки, благодаря которому человек оценивает свои

возможности

действовать,

определяет,

достаточно

ли

у

него

знаний

для

решения новой задачи, каких именно знаний недостает.

На

уроках

литературного

чтения

в

начальных

классах

могут

быть

использованы

проблемные

ситуации

с

удивлением

(одновременное

предъявление противоречивых фактов или точек зрения, столкновение разных

мнений

учеников

вопросом

или

практическим

заданием)

и

проблемные

ситуации с затруднением (дать практическое задание, невыполнимое вообще,

дать практическое задание, несходное с предыдущим) [2].

Помимо создания проблемных ситуаций на уроках литературного чтения

используются

проблемные

вопросы.

Чтобы

помочь

осознанию

восприятия

обучающихся, учителю следует продумывать систему вопросов, направленных

на активизацию работы, ведущих к осмыслению своих чувств. Ставя пред

учениками проблемные вопросы, говорить надо просто и ясно. Успех урока с

применением проблемных вопросов зависит от умения вести диалог, поэтому

учителю важно слышать своих учеников, находить верное решение в разных

ситуациях,

выбирать

точные

слова

для

комментирования

ответов

детей,

обобщений, выводов. Например, в ходе изучения произведения Л.Н. Толстого

3

«Акула» учитель может предложить школьникам ответить на такие проблемные

вопросы:

- Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ?

- Кто является главным героем рассказа?

- Как выдумаете, каковы могли быть последствия выстрела?

На

данном

уроке

принципиально

важна

проблемно-исследовательская

направленность

в

работе,

которая

побуждает

детей

младшего

школьного

возраста к осмысливанию текста, а также к выборочному и выразительному

чтению.

Таким образом, применение элементов технологии проблемного обучения

на уроках литературного чтения в начальной школе

является неотъемлемой

частью

реализации

личностно-ориентированного

подхода.

Использование

технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения имеет ряд

характерных

особенностей

и

основывается

на

проблемных

ситуациях

и

проблемных

вопросах.

Для

успешной

реализации

технологии

проблемного

обучения

на

уроках

литературного

чтения

в

начальной

школе

необходима

оптимальная система проблемных ситуаций и средств их создания, отбор и

использование

самых

актуальных,

сущностных

задач

(проблем),

учет

особенностей проблемных ситуаций и проблемных вопросов в различных видах

учебной работы.

Литература

1.

Бабанский,

Ю.К.

Проблемное

обучение

как

средство

повышения

эффективности учения школьников / Ю.К. Бабанский. - Ростов-на-Дону, 2010. -

89 с.

2.

Ильницкая, И.А. Проблемные ситуации в обучении / И.А.

Ильницкая // Психология и школа. - 2015. - №7. - С.34-38.

3.

Кудрявцев,

Т.В.

Проблемное

обучение:

истоки,

сущно сть,

перспективы / Т.В. Кудрявцев. - М.: Просвещение, 2011. - 80 с.

4

4.

Махмутов,

М.И.

Организация

проблемного

обучения

в

школе

/

М.И. Махмутов. - М.: Просвещение, 2011. - 108 с.

5