Автор: Белоус Екатерина Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №109 "Воробушек" г. Брянска
Населённый пункт: г. Брянск Брянская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игровые упражнения по развитию фонематического восприятия.
Игровые упражнения по развитию фонематического восприятия.
Развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти
Название игры
Цели
Описание
Оборудование
Тишина
Развитие неречевого слуха.
Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2
минуты детям предлагается открыть глаза и
рассказать, что они услышали.
Угадай, на чем
играю
Развитие устойчивости
слухового внимания, умения
различать инструмент на
слух по его звучанию.
Логопед выкладывает на стол музыкальные игрушки,
называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям
закрыть глаза («настала ночь», внимательно
послушать, узнать, какие звуки они услышали.
Музыкальные
игрушки
Узнай по звуку
Развитие устойчивости
слухового внимания.
Логопед расставляет на столе несколько предметов
(или озвученных игрушек), манипулируя предметами
(стучит карандашом об стол, гремит коробкой с
кнопками, погремушкой), он предлагает детям
внимательно слушать и запоминать, какой звук издаёт
каждый предмет. Затем прикрывал предметы ширмой,
а дети отгадывали, что звенит или гремит. На данном
этапе можно использовать ИКТ (Звук в формате МР 3:
транспорт, в доме, слушаем погоду, улица,
музыкальные инструменты).
Деревянная
ложка,
металлическа
я ложка,
карандаш,
молоток,
резиновый
мяч, стакан,
ножницы,
будильник,
коробка с
кнопками,
погремушка).
Шумовые
баночки
Упражнять в определении на
слух вид крупы.
Логопед предлагает детям внимательно слушать и
запоминать, какой звук издает баночка (с какой
крупой). Затем дети самостоятельно берут баночку,
«гремят» и определяют, какая там крупа.
Баночки с
различными
крупами.
Приятно
услышать этот
Развитие устойчивости
слухового внимания.
Приятные звуки или нет: музыка классическая,
популярная, автомобильные гудки, звонок будильника,
Аудио записи.
звук?
скрежет железа по стеклу, детский смех, кашель.
Колокольчик
Развитие направленности
слухового внимания, умения
определять направление
звука.
Дети встают в круг. Незаметно для водящего они
передают за спиной друг у друга колокольчик.
Водящий отгадывает и показывает, за спиной кого из
детей зазвенел колокольчик.
Колокольчик.
Полянка
Узнавать ритмический
рисунок.
На полянку собрались дикие животные. Каждый из
них постучится по-разному: заяц-1 раз, медвежонок-2
раза, белка – 3 раза, а ёжик 4 раза. По стуку
догадайтесь, кто пришёл на полянку?
Дифференциация по силе звучания (громко - тихо).
Морзянка
Узнавать и повторять
ритмический рисунок.
Упражнение направлено на воспроизведение
ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании,
отстукивании или подаче звука на любом инструменте
(бубен, погремушка, пианино и т.п.). Звук короткий,
взрывной. Расстояние между звуками соответствует
длительной паузы. Ритмические рисунки даются в
порядке усложнения.
Посидим в
тишине
Развитие слухового
внимания.
Собрать предметы, которые при соприкосновении друг
с другом звенят: ложки, тарелки, металлические
крышки. Предложить ребенку положить их один на
другой, затем переложить 2-3 раза, стараясь
произвести как можно меньше шума.
Ложки,
тарелки,
крышки…
Разведчик
Развитие слухового
внимания.
Перенести из одного угла комнаты в другой все
звонкие предметы очень тихо. Даже пол или обувь не
должны скрипеть.
Будь
внимательным
Развитие слухового
внимания.
Логопед произносит одно и то же задание то громко, то
тихо. Дети выполняют задания только тогда, когда они
будут сказаны тихим голосом.
- Покружись.
- Повернись ко мне спиной.
- Присядь 3 раза.
- Хлопни в ладоши 4 раза.
- Топни правой ногой 2 раза.
- Попрыгай на одной ноге.
Запомни и
повтори
Развитие слухового
внимания и памяти.
Дети внимательно смотрят на рисунки животных и
запоминают, кто и в каком ряду нарисован. Логопед
перечисляет нарисованных в каждом ряду животных,
но называет их не по порядку. Дети исправляют
неточности и дают правильный ответ.
Логопед перечисляет: размеры животного; пищу
каждого животного; место обитания.
Картинки:
собака,
лошадь, кот,
рыба, комар;
медведь,
попугай,
корова,
жираф,
гусеница;
крокодил,
сова, лиса,
синичка,
бегемот.
По порядку
Развитие слухового
внимания.
Дети слушают каждую рифмовку и исправляют
несоответствия в порядке называния предметов с
опорой на их изображения. Показывать предметы в
порядке рифмы.
Картинки:
робот,
самолет, лиса,
грузовик;
апельсин,
дыня, сыр,
ананас,
морковь,
кефир; ластик,
ручка, две
конфеты,
карандаш,
лимон,
котлеты;
свитер,
штаны,
шапка, шарф,
сапоги,
куртка,
варежки,
носки.
Съедобное-
несъедобное
Развитие слухового
внимания.
Дети внимательно слушают названия трех объектов
(близкие по звучанию слова) и повторяют названия
только тех предметов, которые можно есть.
-Картошка. Ложка. Окрошка.
-Апельсин. Блин. Мандарин.
-Конфета. Котлета. Ракета.
-Миска. Сосиска. Ириска.
-Банан. Диван. Барабан.
-Мед. Компот. Плот.
-Лимон. Вагон. Бульон.
-Пироги. Сапоги. Утюги.
-Ананас. Квас. Контрабас.
Загадки-
обманки
Развитие слухового
внимания.
Дети внимательно слушают загадки-обманки, выбирая
картинку-отгадку. Вначале логопед не произносит
неверный вариант ответа, затем неверный ответ в
рифмовке предлагает для усложнения, произнося его с
вопросительной интонацией.
Картинки:
свекла, петух,
соловей,
помидор,
конь, огурец,
еж, самовар.
Буратино
Учить различать фонемы
родного языка.
Однажды Буратино стоял перед зеркалом и повторял
свое имя. Вдруг он заметил, что губы у него сначала
сжимаются в маленький кружок – БУУУ, затем
превращаются в большой круг – РААА, растягиваются
Зеркала,
символы .
в полоску – ТИИИ и, наконец, становятся похожими на
овал – НООО.
- Посмотри и ты на себя в зеркало и увидишь, как
меняется форма губ, когда ты произносишь разные
звуки:
У
А
И
О
Логопед произносит каждый звук длительно (а-а-а-а,
у-у-у-у, и-и-и-и), а дети поднимают соответствующие
символы.
Выделение звука на фоне слогов, слов.
В стране
маленьких
человечков
Развитие фонематических
представлений. Выделение на
слуховом уровне звука из
ряда слогов.
Логопед говорит на языке маленьких человечков
(проговаривает слоги). Ребёнок поднимает маленького
человечка, если в слоге есть заданный звук.
Картинка
маленького
человечка.
Попугайчики
Развитие фонематических
представлений. Выделение на
слуховом уровне звука из
ряда слогов.
Логопед проговаривает слоги, из которых нужно
выделить заданный звук. При наличии звука в слоге
дети поднимают картинку с изображением попугая.
Картинки с
изображением
попугаев.
Запомни и
назови
Развитие фонематических
представлений. Различение
слов, близких по звуковому
составу.
Логопед выставляет на наборном полотне картинки,
названия которых звучат очень похоже, например: рак,
лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза. Коса,
лужи, лыжи и т.п. затем он называет 3-4 слова, а дети
отбирают соответствующие картинки и расставляют на
наборном полотне в названном порядке.
Картинки.
Найди
Развитие фонематических
На наборном полотне выставлены следующие
Картинки.
похожую
представлений. Различение
слов, близких по звуковому
составу.
картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Каждому
ребенку дается по картинке. Ребенок должен поставить
картинку под той, название которой звучит похоже. В
результате на наборном полотне должны получиться
примерно такие ряды картинок:
Ком бак сук ветка каток горка
Дом рак лук клетка платок корка
Сом мак жук пятка листок норка
Лом лак бук плетка моток марка.
Найди и назови
Развитие фонематических
представлений. Различение
слов, близких по звуковому
составу.
Логопед предлагает ребенку назвать предметы,
изображенные на картинках, и соединить те из них,
названия которых звучат похоже.
Бак венок галка пакет суп мак
Дуб палка букет звонок
Картинки.
Парные
картинки
Развитие фонематических
представлений. Различение
слов, близких по звуковому
составу.
Логопед предлагает ребенку назвать парные картинки и
определить, похожи ли по звучанию два слова.
Лиса-коса
Конфета-кубик
Колено-полено
Миска-маска
Бегемот-танк
Ком-дом
Картинки.
Послушай и
повтори
Развитие фонематических
представлений. Различение
слов, близких по звуковому
составу.
Ребенку предлагается повторить за логопедом по два
слова и определить, похожи ли они по звучанию.
Пень-день обеды-победы
Топот-кубик кабина-фонтан
Майка-байка Таня-баня
Фантик-бантик танк-банк
Лифт-банан монета-нота
Сок-бок кот-пот
Канат-вата банка-манка.
Найди лишнее
слово
Развитие фонематических
представлений. Различение
слов, близких по звуковому
составу.
Из четырех слов, четко произнесенных логопедом,
ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое
отличается от остальных.
Ком-ком-кот-ком
Канава-канава-какао-канава
Утенок-утенок-утенок-котенок
Буфет-букет-буфет-буфет
Билет-балет-балет-балет
Дудка-дудка-дудка-будка.
Звук из слова
выделяю,
молоточком
ударяю
Развитие фонематических
представлений. Определение
наличия заданного звука на
фоне слова.
Дети слушают слово, если в слове есть заданный звук,
то ударяют молоточком.
Молоточки.
Вот флажочек
я держу, а
услышав звук -
взмахну
Развитие фонематических
представлений. Определение
наличия заданного звука на
фоне слова.
Ребёнок слушает слова, если в словах есть заданный
звук, то ребёнок поднимает флажок. На флажке
нарисована картинка к данному звуку
(звукоподражание).
Флажок.
Повтори за
мной слова
Развитие фонематических
представлений. Определение
наличия заданного звука на
фоне слова.
Повторить только те слова, в которых есть заданный
звук.
Кто здесь
живёт? (по
всем
лексическим
темам)
Развитие фонематических
представлений. Определение
наличия заданного звука на
фоне слова.
Отобрать картинки с изображением предметов, в
названии которых есть заданный звук.
Картинки по
лексическим
темам.
Третий
лишний
Закреплять навыки звукового
анализа.
Предложить ребенку поставить игрушку, в которой нет
нужного звука, отдельно.
- К: собака, кот, обезьяна;
Игрушки.
- Н: носорог, баран, лиса;
- ЛЬ: лиса, мышь, козлик;
- Р: верблюд, лошадь, носорог;
- Ш: мышка, хрюшка, ежик.
Выполни
движение
Развитие фонематических
представлений. Определение
наличия заданного звука на
фоне слова.
Выполнить соответствующее движение, если в слове
есть заданный звук.
Определение места звука в слове.
Знакомство
Развитие фонематических
представлений.
Формирование навыков
звукового анализа и синтеза.
Выделение начального звука
из слов.
Назвать первый звук в именах детей.
Звуковые часы
Развитие фонематических
представлений.
Формирование навыков
звукового анализа и синтеза.
Подобрать к данному профилю (букве)
соответствующую картинку.
Звуковые
профили или
буквы, и
предметные
картинки.
Сундучок
Развитие фонематических
представлений.
Формирование навыков
звукового анализа и синтеза.
Выделение начального звука
из слов.
Определить и назвать первый звук в слове.
“Сундучок, сундучок,
Приоткрой нам свой бочок.
Мы картиночку возьмём,
Первый звук назовем”.
Сундучок,
картинки на
нужный звук.
Фломастеры
Развитие фонематических
представлений.
Формирование навыков
звукового анализа.
Выделение начального звука
из слов.
Показать детям 6-12 фломастеров разного цвета.
Загадать цвет одного из них. Если ребенок, догадался
какого, то должен взять его в руки.
Например: Ж…, ЗЬ…, К…, СЬ…, Ч….
Предложить ребенку показать фломастером все
предметы, названия которых начинаются с того же
звука, что и цвет.
Фломастеры,
картинки на
нужные
звуки.
Паровозик
Развитие фонематических
представлений.
Формирование навыков
звукового анализа и синтеза.
Выделение начальных и
конечных звуков из слов.
Подобрать вагончики с изображением предметов,
первый (последний) звук.
Паровозик с
вагонами,
картинки с
нужным
звуком.
Посмотри и
назови
Развитие фонематических
представлений.
Формирование навыков
звукового анализа.
Выделение конечных звуков
из слов.
Ребенок достает из конверта картинку, громко, четко
называет, выделяя последний звук. Затем ребенок
должен повторить этот звук отдельно.
Дети раскладывают картинки, ориентируясь на
символы.
Примерные
картинки:
кнут, кот,
паук, каток,
танк, мак,
жук, лук,
веник и т.п.
Кто полетит на
луну?
Развитие фонематических
представлений.
Формирование навыков
звукового анализа и синтеза.
Выделение начального звука
из слов.
Отправить на луну только тех животных, названия
которых начинаются со звука К.
Плоскостное
изображение
космического
корабля,
предметные
картинки.
Парочки
Совершенствование навыков
звукового анализа и синтеза.
Выделение начальных и
конечных звуков из слов.
Логопед раздает детям по одной картинке из первого
комплекта, предлагает рассмотреть, назвать их,
выделить последний согласный звук из каждого
названия. Затем раскладываются картинки из второго
Предметные
картинки: 1 –
мак, дом,
аист, суп,
комплекта. Дети рассматривают и называют их.
Логопед предлагает детям выбрать по одной картинке,
название которой начинается с того звука, которым
заканчивается название первой картинки. Составляются
пары.
диван; 2 – кот,
мука, тапки,
папка, носки.
Эхо
Совершенствование навыков
звукового анализа и синтеза.
Выделение начальных и
конечных звуков из слов.
1)
Проговорить, какое “слышится” слово без
первого звука.
Н: тигры – игры.
2)
Проговорить, какое “слышится” слово без
последнего звука.
Н: парк – пар.
Разноцветные
круги
Совершенствование навыков
звукового анализа слов,
упражнения в определении
места звука в слове.
Дети по очереди достают по одной картинке и
раскладывают их на круги в зависимости от того, в
какой части слова находится звук. Если звук стоит в
начале слова, картинку нужно положить на красный
круг. Если в середине – на желтый круг. Если в конце –
на зеленый круг.
Картонные
круги
красного,
желтого и
зеленого
цветов,
предметные
картинки с
заданным
звуком.
Кто скорее?
Совершенствование навыков
звукового анализа слов,
упражнения в определении
места звука в слове.
Логопед раскладывает на столе игровое поле,
предлагает детям рассмотреть и назвать картинки.
Затем раздает каждому ребенку по одной красной,
желтой и зеленой фишке и предлагает закрыть ими
картинки на игровом поле.
Игровое поле,
на котором
нарисованы
картинки,
содержащие в
названиях
нужный звук.
Фишки
красного,
желтого и
зеленого
цветов.
Составь схему
Совершенствование навыков
звукового анализа слов,
упражнения в определении
места звука в слове.
Получив
карточку,
дети
составляют
схемы
слов,
указывая,
где
находится
заданный
звук.
Используя
полоску, разделённую на три части, ребёнок определял,
где находится звук (в начале, середине, в конце слова).
Звук обозначали кружком. Гласные звуки обозначаются
красным кружком, согласные твёрдые звуки – синим
кружком, согласные мягкие звуки – зеленым.
Карточки для
составления
схем. Кружки
красных,
синих и
зеленых
цветов.
Картинки
содержащие в
названиях
нужный звук.
Дифференциация звуков.
Повтори
Упражняться в
дифференциации слов по
звонкости-глухости.
Вслед за логопедом ребенок повторяет цепочки
слогов:
ПА-БО-ПЫ
ГО-КУ-КА
БУ-ПА-БО
ТО-ДУ-ТЫ
КУ-ГА-КО
ФО-ВУ-ФЫ
ДЫ-ТУ-ДО
ВУ-ФЫ-ВА
Твердое и мягкое
Формировать умение
дифференцировать звуки по
Логопед раздает картинки детям. Если в начале
своего слова ребенок слышит твердый согласный, то
Плоскостные
изображения
твердости-мягкости,
закрепление понятий «звук»,
«согласный», «твердый
согласный», «мягкий
согласный».
он подходит к кирпичику, если мягкий – к
подушечке.
подушечки и
кирпичика,
предметные
картинки с
мягкими и
твердыми
звуками в
названии.
Мы едем, едем,
едем…
Упражняться в различении
звуков Т и П в словах.
Уточнение произношения
звуков Т и П.
Логопед раскладывает на столе картинки и
предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем
дети «рассаживают» животных, птиц и насекомых. В
самолет – со звуком Т, в поезд со звуком П.
Плоскостные
изображения
поезда и
самолета.
Картинки: кот,
утка, кит,
бегемот, пума,
панда, попугай,
мотылек.
Турист
Упражняться в различении
звуков П и Б в словах.
Уточнение произношения
звуков П и Б.
Турист на берегу реки поставил палатку. Все
предметы, в которых слышатся звуки П и ПЬ он
принес в палатку, а те, где есть звуки Б и БЬ
поставил на берегу. Проверь, что у туриста в
палатке?
Картинки:
платье, белка,
грибы, сапоги,
лопата, рыба,
бутылка, забор,
хлеб, тулуп,
барабан,
бревно,
будильник,
спички, посуда,
пироги,
попугай,
бабочка.
Разноцветная
мозаика
Дифференциация звуков В и
ВЬ.
Логопед предлагает детям рассмотреть и назвать
картинки, затем объясняет, что картинки с твердым
знаком В в названиях нужно закрыть синими
фишками, а картинки с мягким звуком ВЬ в
названиях – зелеными фишками.
Игровое поле с
нарисованными
на нем
предметными
картинками
(вата, вилка,
волк, ветка,
ванна, вишня.
Буквы, киви,
квадрат, цветок,
венок. Хвост),
фишки синего
и зеленого
цветов.
Крестики-нолики
Дифференциация звуков Г и
ГЬ, К и КЬ в словах.
Если в слове есть звуки ГЬ и КЬ, рисуй нолик; если
Г и К – крестик: гитара, кузнец, гном, программа,
килька, лагерь, лагуна, кит, клетка, макет, друг, слон,
звук, внук, сгибать.
Упражнение проводится с разными согласными
звуками, можно использовать зрительные символы.
Квадрат 3х3
клетки.
Поможем кукле
Кате
Дифференциация звуков К и
КЬ в словах.
Логопед предлагает помочь кукле Кате разложить
картинки: положить в синюю корзинку картинки со
звуком К в названиях, а в зеленую – со звуком КЬ.
Плоскостное
изображение
куклы,
корзинок
синего и
зеленого
цветов,
предметные
картинки (кот,
кит, конфета,
кисточка, мак,
эскимо, тапки,
букет).
Путаница
Научить дифференцировать
близкие по звучанию звуки.
Логопед неправильно произносит слова или
шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети
угадывают, как их исправить.
Русская красавица своей коЗою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную Горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил Дочку.
Цветные ежики
Дифференциация твердых и
мягких согласных звуков.
Перед ребенком картинки, в названиях которых есть
например звуки С и СЬ (или другие). Логопед
просит отдать синему ежику все картинки со звуком
С, а зеленому – со звуком СЬ.
Картинки с
твердыми и
мягкими
звуками в
словах.
Гномы Динь и
Дон
Дифференциация твердых и
мягких согласных звуков.
Логопед рассказывает сказку. В одной волшебной
стране на лесной полянке журчал веселый ручеек.
Там жили два гномика: Динь и Дон. У Диня был
мягкий добродушный характер. Он любил предметы,
в названиях которых были звуки мягких согласных.
А Дон наоборот был строгим и твердым. Он любил
предметы, в названиях которых звуки были твердые.
Утром они пили кисель и компот.
Кто что пил?
В шкафу они брали сумку и портфель.
Кто что возьмет?
Клали туда альбом и блокнот.
Надевали куртку и пальто.
Любили кататься на лыжах и коньках.
На день рождения бабушка отправила посылку и
письмо.
Глухой – звонкий
Развивать умения
дифференцировать звонкие и
глухие согласные.
Закреплять знания о парных
звонких и глухих согласных.
Логопед произносит звук, дети показывают
соответствующий флажок: если звук глухой —
белый, если звонкий — с колокольчиком.
Флажки белые
и с
колокольчиком.
Игра с мячом
Дифференциация звонких и
глухих согласных в слогах.
Логопед называет прямой открытый слог со звонким
или глухим согласным и бросает мяч ребенку.
Ребенок ловит мяч, называя слог с парным
согласным, и возвращает мяч взрослому.
Мяч.
Найди картинке
ее домик
Развивать умения выделять
первый согласный в слове и
определять его по глухости
(звонкости).
Ребенок выходит к доске, берет одну картинку,
называет предмет, на ней изображенный, выделяет в
слове первый звук, характеризует его и кладет
картинку в соответствующий кармашек.
Два картонных
домика с
кармашками
для картинок,
на одном
кармашке
синий квадрат,
на другом —
синий с
колокольчиком;
предметные
картинки,
названия
которых
начинаются
звонким или
глухим
согласным.
Веселые
путешественник
и
Дифференциация звуков С-
Ш в словах и предложениях.
Логопед предлагает детям поместить в кузов
грузовика только тех животных, в названиях которых
есть звук С, а в автобус только тех животных, в
названиях которых есть звук Ш.
Плоскостное
изображение
грузовика и
автобуса,
предметные
картинки
(собака, кошка,
мышка, лиса,
слон, петушок,
лягушка,
барсук).
Помоги Мишке
Дифференциация звуков С-
Ш в словах.
Нужно помочь мишке собрать предметы, в
названиях которых есть звук Ш. А поэтому сначала
стоит «убрать» все предметы, в названиях которых
есть звук С – закрыть их фишками.
Игровое поле с
изображением
мишки и
предметов
вокруг него
(чашка, шапка,
клюшка,
мишка, каштан,
пушка, мышь,
шорты,
самокат,
самосвал,
сапоги, носки),
фишки.
Буратино и
Мальвина
Дифференциация звуков Р-Л
в словах и предложениях.
Буратино и кукла Мальвина собираются играть в
школу. Нужно дать Буратино школьные
принадлежности, в названиях которых есть звук Р, а
Мальвине – в названиях которых есть звук Л.
Плоскостные
изображения
Буратино и
Мальвины,
предметные
картинки
(ручка, картон,
карандаш,
тетрадь. Пенал,
закладка,
обложка, мел,
краски,
фломастеры).
Звуковой анализ и синтез слов.
Звуковые
дорожки
Развивать умения
устанавливать
последовательность звуков в
слове, осуществлять
звуковой анализ.
Каждый ребенок получает прямоугольник
("звуковую дорожку") и цветные фишки для
обозначения гласных, согласных твердых и мягких
звуков. Каждому ребенку предлагается картинка.
Ребенок должен проанализировать звуковой состав
слова и выложить схему слова с помощью фишек.
Прямоугольники,
разделенные на
клетки. Красные,
синие и зеленые
фишки.
Картинки.
Считаем звуки
Развитие умения определять
количество звуков в слове.
Логопед называет слово, ребенок считает
количество звуков и выкладывает на столе
соответствующее количество фишек.
Пуговицы или
фишки.
Сколько комнат в
квартире?
Учить определять
количество звуков в словах
без опоры на готовую схему
при помощи фишек.
Логопед показывает картинку, дети выкладывают в
домике окна-фишки по количеству звуков, а затем
выставляют соответствующую цифру. Потом
фишки убираются из домика, логопед показывает
следующую картинку, дети опять анализируют
Домики для слов.
Фишки и набор
цифр: 3, 4, 5, 6.
Предметные
картинки.
слово. В конце игры нужно, опираясь на цифры,
постараться вспомнить, какие предлагались
картинки для анализа. Можно попросить подобрать
свои слова с тем же количеством звуков.
Где наш дом?
Развивать умения
определять количество
звуков в слове.
Ребенок берет картинку, называет изображенный на
ней предмет, считает количество звуков в
произнесенном слове и вставляет картинку в
кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков
в слове.
Набор
предметных
картинок, три
домика с
кармашками и
цифрой на
каждом (3,4 или
5).
Шифровка
Развивать умения
осуществлять звуковой
анализ.
Положить столько красных кружков, сколько
гласных звуков в слове.
Красные фишки.
Каждому звуку -
свою комнату
Научить проводить полный
звуковой анализ слова с
опорой на звуковую схему.
В домики должны поселиться жильцы — «слова»,
причем каждый звук хочет жить в отдельной
комнате. Дети подсчитывают количество окошек в
домике и делают вывод, сколько звуков должно
быть в слове. Затем логопед произносит слово, а
дети называют каждый звук отдельно и
выкладывают фишки на окошки дома — «заселяют
звуки». В начале обучения логопед говорит только
подходящие для заселения слова, то есть такие, в
которых будет столько звуков, сколько окошек в
домике. На последующих этапах можно сказать
слово, не подлежащее «заселению» в данный
домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибке.
Такого жильца отправляют жить на другую улицу,
где живут слова с другим количеством звуков.
Домики с
окошками,
фишки синих,
зеленых и
красных цветов.
Бусы
Закреплять навыки
звукового анализа,
развивать мелкую моторику,
мышление.
Рассыпались у Люсеньки
Их соберём в коробочку,
Наденем на верёвочку.
Используя бусины красного, синего и зеленого
цветов, можно составлять звуковые схемы (красные
бусины - гласные звуки, синие бусины - твердые
согласные звуки, зеленые бусины - мягкие
согласные звуки).
Шнурок, бусины
красного, синего
и зеленых
цветов.
Подбери схему
Закреплять навыки
звукового анализа.
Подобрать картинке свою схему.
Схемы слов,
картинки.
Пирамидка
Развивать умения
определять количество
звуков в слове.
Логопед предлагает детям построить пирамиду из
картинок. Он объясняет, что в основании пирамиды
должны быть помещены картинки с
изображениями предметов, названия которых
состоят из пяти звуков, следующий ряд пирамиды-
картинки с предметами, названия которых имеют
четыре звука, и т.д.
Картинки с 5, 4,
3 звуками в
словах.
Схема слова
Закреплять навыки
звукового анализа.
С помощью фишек дети составляют звуковую
схему слова.
Фишки красного,
синего и
зеленого цветов.
Паровоз и
вагончики
Формировать умения делить
слова на слоги.
Закреплять
навыки звукового анализа.
Паровоз везёт картинку. Ребёнок называет
картинку, затем делит слово на слоги, присоединяя
к паровозу столько вагончиков, сколько в данном
слове слогов. Логопед просит показать, в каком
вагоне едет звук.
Паровоз,
вагончики.
Картинки.
Найди нужный
домик
Формировать умения делить
слова на слоги.
Закреплять
навыки звукового анализа.
Определить количество слогов в каждом слове с
заданным звуком и подобрать нужный домик (по
числу окошек) всем «жильцам».
Самостоятельно назвать по 5 жильцов (слов с
Домики: с одним,
двумя, тремя
окошками.
Картинки.
заданным звуком для каждого домика).
Найди слово
Упражнять в делении слов
на слоги, находить заданный
слог, учить определять
количество слогов.
Логопед произносит слово, пропуская 1 слог
(отстукивая его). Ребенок должен найти карточку
со словом, которое загадали. …шина; …жама; …
рожок; ра-…-та; каран…; газе… и т.п..
Картинки к
словам.
Телеграфисты
Воспитывать навыки
последовательного
звукового анализа по
представлению; обучение
звуковому синтезу слов.
Играют двое детей, они — телеграфисты,
передающие и принимающие телеграммы.
Содержание телеграммы задается логопедом,
который скрытно от второго играющего показывает
первому играющему картинку. Тот должен
«передать содержание телеграммы»: произнести
слово — название картинки по звукам. Второй
играющий «принимает телеграмму» — называет
слово слитно, то есть осуществляет операцию
звукового синтеза. Затем, играющие меняются
ролями, и игра продолжается.
Картинки.
Живые звуки,
слоги
Учить синтезировать
отдельные звуки в слово.
Вызываем детей и говорим им, кто в какой звук
превратится. Например:
Миша, ты превращаешься в первый звук, слова
«бублик».
Катя, ты становишься последним звуком слова
«моль».
Оля, ты главный звук «и».
Вера, ты второй звук слова «дно»
Дети выстраиваются в шеренгу. В руках у них
круги, соответствующие их звуку (синий, красный
или зеленый). Перед детьми «живая» модель слова.
Дети-звуки называет каждый свой звук. Остальные
- догадываются, какое слово получилось.
Круги красного,
синего и
зеленого цветов.