Автор: Семенихина Вера Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ " Малокалмашинская СОШ"
Населённый пункт: Каракулинский р-он д.Малые Калмаши
Наименование материала: конспект занятия по ФЭМП
Тема: " Математические задачи"
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе.
Тема: « Математические задачи »
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать знания детей о способах составления арифметических
задач и записывать их решение с помощью цифр;
- расширить и закрепить навыки вычислительной деятельности: решение
примеров;
- закреплять умение находить соседей заданного числа;
- формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку;
- закрепить знания о временах года;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес детей, мышление, память, творческое
воображение, расширять словарный запас и активизировать лексику
дошкольников;
- обеспечить развитие умений формировать свои ответы на заданный вопрос.
Воспитательные:
-воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и
выполнять её самостоятельно;
- воспитывать умение слушать, не перебивать друг друга, работать в команде.
Предварительная
работа:
Знакомство
с
правилами
составления
и
решением задач; игра на закрепление знаний времён года «Что когда бывает»;
дней недели «Мишкина неделя»; ориентация в пространстве и на листе
бумаги
(графический
диктант);
разгадывание
загадок;
прослушивание
произведений П.И.Чайковского.
Оборудование:
Два мольберта; конверт с письмом и картой; пять флажков
разного
цвета;
снежный
ком;
карточки
с
математическими
примерами,
математические знаки, цифры; игрушка «Клоун», «Змея», колпак; мешочек с
шариками;
две
корзинки;
картинка
–
пазл
(самолёт);
демонстрационный
материал «Корзина» и «Дуб», карточки с овощами и желудями; цифры на
магнитах;
большая
шкатулка,
маленькая
шкатулка,
книга,
шоколадные
медальки;
простые
карандаши;
стаканчики
под
карандаши;
цветные
карандаши.
Ход НОД:
Часть
Деятельность педагога
Деятельность детей
Вводная
Приходит телеграмма от Феи из
страны Математики. «Дорогие
дети, я приглашаю вас в
путешествие к острову Чудес на
поиски сокровищ. В пути вас ждут
интересные задания. Вы должны
Дети слушают
текст телеграммы.
будете показать свои знания,
умения, сообразительность.
Желаю удачи. Фея! Карта с
маршрутом путешествия
прилагается»
- Ну что ребята, отправимся в
путешествие?
- А чтобы узнать на каком
транспорте мы отправимся, нужно
выполнить задание.
- Да.
Основная
- Чтобы выбрать транспорт, нужно
девочкам правильно вставить
пропущенные цифры в числовой
ряд, а мальчикам собрать картинку
- пазл.
– Мы отправляемся в
путешествие на самолёте.
Приготовились: руки в стороны –
в полёт, отправляем самолёт.
Первый остров «Снежный»
(синего цвета)
- По курсу первый остров. Он
называется «Снежный». Первое
задание. Отгадайте загадку:
«Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Дом в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла …..
(зима)
-А какое время года было до
этого?
- Какое будет следующее?
- В какое время года вы пойдёте в
школу?
- А сколько вам будет лет?
- Давайте поиграем. И для этого
мне пригодится этот снежный ком.
( бросает снежный ком и задаёт
вопросы)
- назови число, которое находится
после 6? (7)
- назови число, которое стоит
перед числом 3 (2)
Дети выполняют
задание и дают
ответ.
- Получился
самолёт.
«Летят на
самолёте»
Отгадывают
загадку. Отвечают
на вопросы
воспитателя.
Играют в игру.
Отвечают на
вопросы.
- назови число, которое больше на
1 числа 5? (6)
- назови число, которое меньше на
1числа 8? (7)
- назови число, которое находится
слева от числа 4? (3)
- назови число, которое находится
справа от числа 1? (2)
-
Молодцы ребята, справились с
заданиями. Нужно лететь на
следующий остров. Посмотрите
по карте, какого он должен быть
цвета?
- Приготовились: руки в стороны –
в полёт, отправляем самолёт.
Смотрим, вижу по курсу остров с
жёлтым флагом. Приземляемся.
Второй остров «Математические
знаки»
- Ребята, на этом острове живут
математические знаки. Какие
знаки вы знаете?
-
Правильно. Послушайте задание:
выберите себе пример и поставьте
такой математический знак, чтобы
получился правильный ответ.
Объясните, почему именно его ты
поставил.
- Молодцы, справились с
заданием. Покидаем этот остров и
смотрим по карте, какой по цвету
следующий остров.
- Руки в стороны – в полёт,
отправляем самолет. По курсу
остров с коричневым флагом.
Приземляемся.
Третий остров «Весёлый клоун»
Клоун: Здравствуйте ребята. Я вам
приготовил задачу. Если вы её
правильно решите, я с вами
поиграю.
- Ну что, ребята, вы умеете
решать задачи?
Клоун: У меня было 5 шаров
- Жёлтого.
Летят на самолёте.
- Плюс, минус,
больше, меньше,
равно.
Слушают задание и
выполняют его, а
затем объясняют
свои действия.
- Коричневый.
Летят на самолёте
и на острове
встречают клоуна.
- Да.
Слушают клоуна.
Дети отвечают на
вопросы.
Дети по очереди
достают маленькие
мячи красного и
жёлтого цветов.
красного цвета и 2 шара жёлтого.
Сколько шаров у меня было?
Воспитатель задаёт вопросы:
- Повторите задачу.
- Назовите условие задачи?
- О чём говориться в задаче?
- Что мы знаем о количестве
красных шаров?
- Что мы знаем о жёлтых шарах?
- Назовите вопрос задачи?
- Что надо найти?
- Каким действием мы это
сделаем? (действием сложения)
- Какой это знак? (знак плюс)
- Как записать математически?
(5+2)
- Сколько получилось шаров?
(всего 7 шаров)
- Ответили на вопрос задачи?
- Мы справились с задание Клоун,
теперь поиграй с нами.
Клоун: Возьмите мой волшебный
мешочек и достаньте то, что там я
для вас приготовил. Только не
подглядывайте
Клоун: Ребята, поделитесь на две
команды по цвету шариков.
Команды должны составить задачу
по картинкам. Первая команда
составляет условие задачи про
овощи в корзине, а вторая команда
с желудями на дубу. Теперь
команды поменяйтесь местами и с
помощью цифр составьте решение
задач. Вы справились с моими
заданиями, и вам за это я хочу
задать шуточные задачи:
«Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке
Тут одна к ним прибежала
Сколько кошек вместе стало?»
(4)
«Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат
А ну, посчитай поскорей –
Дети составляют
условие задачи,
проговаривают его.
Составляют
решение задачи с
помощью цифр.
Решают задачи
клоуна.
- До свидания.
- К острову зелёного
цвета.
Дети отвечают.
Затем слушают
отрывки из
произведений.
Слушают рассказ
воспитателя.
Сколько всего в воде малышей?»
(6)
- На столе лежало 4 яблока и 1
груша. Сколько овощей лежало на
столе?
- У берёзы 5 веток слева и 5 веток
справа, на каждой по 6 шишек.
Сколько всего шишек на берёзе.
Клоун: Молодцы ребята, вы
справились с заданиями и вам
пора отправляться на следующий
остров. До свидания!
- Ребята, посмотрите по карте, к
какому острову нам дальше
лететь?
Четвёртый остров
«Музыкальный»
- Приземляемся на остров с
флагом зелёного цвета.
-Ребята, я думаю, этот остров
называется «Музыкальным».
Хотите послушать? (воспитатель
включает запись из альбома
П.И.Чайковского «Времена года»
«У камелька» (Январь))
- Ребята, это произведение
написал П.И.Чайковский и
называется оно «У камелька»
(Январь) из альбома «Времена
года». А вы знаете, что такое
камелёк? Камелёк – это русское
название камина в дворянском
доме, или какого-либо очага в
деревенском жилище. В долгие
зимние вечера у очага собиралась
вся семья. В крестьянских избах
плели кружева, пряли и ткали. При
этом пели песни, грустные и
лирические. В дворянских семьях
вся семья у камина музицировали.
Читали вслух.
«И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонёк,
И свечка нагорела»
Дети описывают
свои ощущения.
- Красного.
Садятся за столы и
пишут графический
диктант.
- Получилась змея.
Дети произносят
заклинание.
Дети находят
дельфина.
Открывают сундук
и находят подарок.
Самостоятельная
деятельность
детей.
Дети рисуют
рисунки с
изображением
условий задач.
А.С.Пушкин
Ребята, какая была музыка?
- Понравилось вам музыкальное
произведение. Отдохнули. Теперь
пора отправляться на последний
остров. Какого он цвета на карте?
Руки в стороны - в полёт,
отправляем самолёт.
Пятый остров «Остров чудес»
Воспитатель: Ну, вот ребята мы и
прибыли на остров чудес. Но
сойти на него не так-то и просто,
его кто- то охраняет. Чтобы это
узнать необходимо, выполнить
задание. Садитесь за столы,
возьмите лист бумаги в крупную
клетку и простой карандаш. Нам
надо
написать графический диктант:
2 вверх, 2 вправо, 7 вниз, 2
вправо, 2 вверх, 3 вправо, 2
вниз, 2 вправо, 2 вверх, 3
вправо, 2 вниз, 2 вправо, 1 вниз,
3 влево, 2 вверх, 1 влево, 2 вниз,
4 влево, 2 вверх, 1 влево, 2 вниз,
4 влево, 6 вверх, 1 влево.
- Ребята, я вам покажу фокус. Я
спрячу под волшебный колпак
один из ваших рисунков, вы
закроете глаза и громко скажите:
Бим – Бом, Тра-та-та.
( под колпаком оказывается
игрушка «Змея»)
Змея: Я охраняю сундук с
сокровищами. Он находится за
дверью с морским животным,
найдите это животное.
- Ребята, вы нашли этого
млекопитающего. Правильно, это
дельфин. И сундук здесь. Давайте
его откроем. Посмотрите, какая
красивая книга. В ней написаны
разные задачи, которые нам
предстоит решить на занятиях.
Очень хороший подарок от Феи.
- Я предлагаю вам отблагодарить
Фею за такое путешествие и
нарисовать ей рисунки с нашими
задачами, которые вы придумаете
сами. Можно нарисовать игрушки,
животных, птиц, рыбок.
(Воспитатель собирает рисунки,
складывает их в сундук и находит
другую шкатулку с шоколадными
медальками).
Заключительная
- Ребята, да тут ещё шкатулка, с
настоящими сокровищами
(раздаёт детям).
Ну вот, нам пора возвращаться в
детский сад.
- Ребята, вам понравилось наше
путешествие? Что нового вы
сегодня узнали? Какие задания с
вами выполняли? Какие задания
вам понравились? Все ли
выполняли правильно? Какие
задания были трудные?
- Мне очень понравилось, как вы
сегодня выполняли задания.
Принимают
подарки от феи и
благодарят за них.
Отвечают на
вопросы
воспитателя.