Автор: Колчанова Ирина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 105"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: Технологическая карта мастер-класса
Тема: "Многофункциональная ширма "Фантазия"
Технологическая карта мастер-класса
Автор: Колчанова Ирина Михайловна
воспитатель средней группы № 5
Тема: «Многофункциональная ширма «Фантазия»
Целевая аудитория: педагоги МДОУ «Детский сад № 105».
Дата проведения: 08.02.2017 г.
Цель: показать возможности использования дидактического пособия
"Многофункциональная ширма" в различных видах детской деятельности.
Задачи:
1.Познакомить педагогов с
технологией создания многофункциональной
ширмы «Фантазия»
2.Вызвать
интерес
педагогов
к
созданию
данного
вида
дидактического
пособия, желание изготовить его для детей своих групп.
Ожидаемые результаты мастер-класса:
повышение креативности педагогов;
возможность
применения
педагогами
дидактического
пособия
в
педагогической практике.
Комплексно-методическое оснащение мастер-класса:
-многофункциональная ширма «Фантазия»
-паспорт многофункциональной ширмы
-методы: интерактивный (словесный, наглядный)
-приемы: объяснение, рассказ, беседа.
Этапы работы мастер-класса:
Этап
Содержание этапа
I
вступительная
часть
Сообщение темы, раскрытие цели и задач мастер-класса
II
теоретическая
часть
Актуальность изготовления и использования пособия
«Многофункциональная ширма»
Организация предметно-пространственной среды в дошкольном
возрасте оказывается принципиально важной для развития. Среда, в
которой ребенок проводит от 4 до 12 часов в день, это не просто
сопутствующее условие для нормального развития, но и
образовательное средство. Обстановка группы, окружающие предметы
либо способствуют любознательности, творчеству, смелым пробам и
открытиям, либо блокируют все это. В типовом детском саду с
большим количеством детей в одной группе и строго ограниченным
пространством этот вопрос имеет огромное значение.
На протяжении взросления ребенка от первой младшей к
подготовительной группе должна постепенно увеличиваться степень
свободы в управлении среды группы. Традиционно взрослый не
оставляет ребенку возможностей влиять на то, как расставлена мебель,
какую функцию выполняет тот или иной ее элемент. Когда и для чего
используется конкретная часть пространства. Принципиально важно,
чтобы в режиме дня и в пространстве группы была создана
возможность для детей управлять (целенаправленно и осознанно
изменять) средой. Это обеспечивает гибкость и вариативность среды
группы, о которой заявлено в ФГОС ДО.
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и
формирование его представления о внешних свойствах предметов: их
форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так
далее.
Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие
воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе
завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в
школе. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент
общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет
самостоятельное значение, так как полноценное восприятие
необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в
школе, и для многих видов труда. Готовность ребенка к школьному
обучению в значительной мере определяется его сенсорным
развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что
большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе
начального обучения (особенно в первом классе), связана с
недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате
возникают искажения в написании букв, построении рисунка,
неточности в изготовлении поделок.
Хочется обратить внимание на то, что развитие восприятия происходит
в процессе обучения. В связи с этим необходимо создать условия для
интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете,
форме, величине, фактуре как в специально организованном процессе
непосредственно образовательной деятельности, так и в повседневной
жизни.
Таким образом, следует особенно подчеркнуть, что именно
целенаправленное обучение и освоение разнообразных действий с
предметами приводят к тому, что восприятие становится более
детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребёнком с
точки зрения разных присущих ему свойств.
В целом, значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при
взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-
познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др.
видов памяти.
Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет
самостоятельное значение, так как обеспечивает получение
отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет
фундамент общего умственного развития, которое невозможно без
опоры на полноценное восприятие.
III
практическая
часть
Презентация дидактического пособия «Многофункциональная ширма
«Фантазия»
Введение
ФГОС
ДО
предполагает
создание
новой
модели
развивающей предметно-пространственной среды.
Одно из требований к организации РППС – полифункциональность
оборудования.
Представляем
Вашему
вниманию
многофункциональную
ширму
«Фантазия», которая спроектирована и изготовлена воспитателями и
родителями.
Цель
пособия: развитие
познавательных
интересов,
способностей,
процессов, интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.
Задачи пособия:
1.Формировать элементарные математические представления.
2.Формировать интерес к игровой деятельности.
3.Формироввать умение организовать несколько сюжетно-ролевых игр
(универсальная касса – игра «Магазин», телевизор – игра «Семья»,
игра «Телепередача», игра «Кино», игра – «Дорожная азбука»).
3.Способствовать формированию личностных качеств, социализации
детей.
4.Формировать познавательную активность, образное мышление.
5.Совершенствовать культуру и технику речи.
6.Развивать зрительное, слуховое внимание, память; совершенствовать
мелкую моторику рук.
Внешний вид, описание, технология изготовления пособия:
Каркас
ширмы
состоит
их
3-х
секций,
изготовленных
из
фанеры,
соединенных между собой креплениями (петлями) вверху и внизу.
В создании ширмы используются простейшие материалы:
-ткани разной текстуры;
-деревянные детали;
-фетр;
-липучки;
-готовые изделия из пластмассы - сортировщики;
-доска магнитная со счетами;
-магниты;
-скрепки.
Пособие безопасно для детей, устойчивое. Может использоваться на
столе и как разделитель – на полу.
Рекомендации по использованию пособия:
1.Ширма предназначена для детей дошкольного возраста.
2.Ширма может использоваться на занятиях по развитию речи.
3.Ширма
может
использоваться
на
занятиях
по
ФЭМП
и
конструированию.
4.Ширма
может
использоваться
в
игровой
деятельности:
для
организации
сюжетно-ролевых
игр(универсальная
касса
–
игра
«Магазин»,
телевизор
–
игра
«Семья»,
игра
«Телепередача»,
игра
«Кино», игра – «Дорожная азбука»). .
5.Ширма может использоваться для сенсорного развития детей, для
развития мелкой моторики рук.
6.Данную ширму можно использовать и в индивидуальной работе, и
для разделения игрового пространства.
Ширма хорошо развивает фантазию, творчество, воображение, создает
обстановку положительного климата.