Автор: Гаврилова Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №24
Населённый пункт: п.Верхние Серги Свердловская область
Наименование материала: презентация конструкта занятия
Тема: "Воздух вокруг нас"
Конструкт занятия «Воздух вокруг нас»
Конструкт занятия «Воздух вокруг нас»
Конструкт составила:
Конструкт составила:
Гаврилова Валентина Владимировна,
воспитатель первой квалификационной категории
Возрастная группа:
Возрастная группа: старшая группа (5 – 6 лет),
в том числе, дети с ОВЗ (имеющие
нарушения опорно-двигательного аппарата)
Технология
Технология
:
: детское экспериментирование
Цели:
Цели: развитие познавательной активности
детей посредством экспериментирования с
воздухом.
.
Задачи:
Обучающие:
- Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах
воздуха;
- Познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
- Развивать навыки проведения опытов;
- Расширять и активизировать словарь детей;
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности
при проведении физических экспериментов.
Развивающие:
Развивающие:
- Развивать наблюдательность, умение сравнивать,
- Развивать наблюдательность, умение сравнивать,
анализировать, обобщать, устанавливать причинно-
анализировать, обобщать, устанавливать причинно-
следственные связи, развивать умение самостоятельно делать
следственные связи, развивать умение самостоятельно делать
выводы на основе практического опыта;
выводы на основе практического опыта;
Задачи:
Задачи:
Воспитательные:
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между
- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между
детьми в процессе коллективного решения познавательной
детьми в процессе коллективного решения познавательной
задачи;
задачи;
- Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор,
- Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор,
воспитывать эмоционально - ценностное отношение к
воспитывать эмоционально - ценностное отношение к
окружающему миру.
окружающему миру.
Коррекционные
Коррекционные
- Развивать обоняние и осязание.
- Развивать обоняние и осязание.
- Содействовать формированию сенсорных эталонов.
- Содействовать формированию сенсорных эталонов.
- Развивать мелкую и общую моторику, зрительное и слуховое
- Развивать мелкую и общую моторику, зрительное и слуховое
восприятие, внимание, память, пространственную
восприятие, внимание, память, пространственную
ориентировку.
ориентировку.
Дать представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас,
занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет
запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение
воздуха. Развивать познавательную активность детей,
инициативность, способность устанавливать причинно-следственные
связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Словарная работа: активизировать словарь детей словами:
прозрачный, невидимый, опыты.
Материал:
- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
- стаканчики с водой;
- коктельные трубочки (по количеству детей);
- вертушка ветряная;
- веера (по количеству детей);
- апельсин, чеснок;
- картинки с изображением признаков ветра;
- таблички с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 на столах для опытов
Программное содержание
Программное содержание
Деятельность педагога
Деятельность детей
Планируемый результат
-
беседа
«Воздух
в
нашей
жизни»;
- чтение отрывка из сказки
А.
С.
Пушкина
«Сказка
о
Царе Салтане»;
- наблюдения за ветром (на
прогулке);
-
з н а к о м с т в о
д е т е й
с
флюгером (на прогулке);
- игры с воздушными
шариками;
- разучивание считалочки о
ветре.
-
актуализация
имеющихся
знаний о воздухе;
-
появление
интереса
к
д а л ь н е й ш е му
и зу ч е н и ю
свойств воздуха.
I
I
. Предварительный этап:
. Предварительный этап:
II
II
. Организационный этап:
. Организационный этап:
Деятельность педагога
Деятельность педагога
Деятельность детей
Деятельность детей
Планируемый результат
Планируемый результат
Актуализация проблемной
ситуации:
Воспитатель предлагает детям
немного побыть учеными. А для
того чтобы узнать, что будем
изучать, предлагает детям
отгадать загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это? (Воздух!)
Педагог актуализирует знания
детей о воздухе (Что вы знаете
о воздухе?)
Дети
перечисляют
свойства
в о з д у х а ,
в ы с к а з ы в а ю т
п р е д п о л о ж е н и я ,
з а д а ю т
вопросы.
1. Воздух можно поймать;
2. Воздух невидим,
3. Не имеет запаха. Переносит
запах.
4.
Ветер
–
движение
воздуха.
Воздух – движущая сила;
5. Воздух есть внутри нас.
- актуализация имеющихся
знаний о воздухе;
- появление интереса к
дальнейшему изучению свойств
воздуха.
- выдвижение детьми рабочих
гипотез.
III
III
.
.
Содержательно-операционный
Содержательно-операционный
этап:
этап:
Деятельность педагога
Деятельность педагога
Деятельность детей
Деятельность детей
Планируемый результат
Планируемый результат
1.
1.
Педагог предлагает детям
Педагог предлагает детям
проверить свойство воздуха:
проверить свойство воздуха:
прозрачность (стол для
прозрачность (стол для
эксперимента №1).
эксперимента №1).
Опыт
Опыт
: «Поймать» воздух в
: «Поймать» воздух в
мешок. Наблюдать его
мешок. Наблюдать его
прозрачность.
прозрачность.
2. Педагог предлагает детям
2. Педагог предлагает детям
проверить свойство воздуха:
проверить свойство воздуха:
воздух переносит запах (стол для
воздух переносит запах (стол для
эксперимента №2).
эксперимента №2).
Опыт
Опыт
: предложить детям
: предложить детям
понюхать воздух, определить,
понюхать воздух, определить,
что он не имеет запаха.
что он не имеет запаха.
Затем понюхать
Затем понюхать
измельченный чеснок.
измельченный чеснок.
Дети ловят воздух в мешок,
Дети ловят воздух в мешок,
наблюдают его прозрачность
наблюдают его прозрачность
(невидимость)
(невидимость)
Дети вдыхают воздух.
Дети вдыхают воздух.
убеждаются в
убеждаются в
наличии/отсутствии запаха.
наличии/отсутствии запаха.
затем измельчают чеснок и
затем измельчают чеснок и
вдыхают его запах. убеждаются
вдыхают его запах. убеждаются
в наличии/отсутствии
в наличии/отсутствии
запаха.
запаха.
дети сопоставляют полученные
дети сопоставляют полученные
в ходе эксперимента результаты;
в ходе эксперимента результаты;
выражают собственные
выражают собственные
суждения, мысли, делают
суждения, мысли, делают
выводы.
выводы.
Деятельность педагога
Деятельность детей
Планируемый результат
3. Педагог задает вопрос «Что
такое ветер?». Задает вопрос: Как
можно создать ветер? Предлагает
попробовать создать ветер
самостоятельно.
Опыт: Ветер – это движение
воздуха. Педагог задает вопрос, по
каким признакам можно
обнаружить ветер, посмотрев в
окно. (стол для эксперимента №3)
Физминутка «Дует ветер».
Дует ветер с высоты –
Гнуться травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Выше, веселей, вот так!
Переходим все на шаг.
Вот и кончилась игра.
Всем спасибо, детвора.
4. Ветер является движущей силой.
Создать ветер с помощью веера и
приводим в движение вертушку
(стол для эксперимента №4).
Задаем вопрос: Где еще вы можете
увидеть движущую силу ветра
(воздуха)?
дети «создают» ветер различными
возможными способами (дуют друг
на друга, машут руками).
дети выбирают картинки с
изображением признаков действия
ветра.
дети выполняют наклоны вправо –
влево.
прыжки на месте.
ходьба на месте.
дети выбирают себе пару,
распределяют виды действий: один
машет веером, другой держит
вертушку правильно. затем
меняются местами.
дети актуализируют имеющиеся
знания, отвечают на вопрос
педагога
-
дети используют имеющийся
опыт, проверяют предположения в
практической деятельности,
устанавливают причинно-
следственные связи.-
-
дети находят на картинках
изображения в соответствии с
заданием, устанавливают
причинно-следственные связи.
- дети сопоставляют полученные в
ходе эксперимента результаты;
выражают собственные суждения,
мысли, делают выводы,
устанавливают причинно-
следственные связи,
самостоятельно распределяют
между собой очередность.
Деятельность педагога
Деятельность детей
Планируемый результат
5. Педагог предлагает детям
узнать, есть ли воздух внутри
человека? Задает вопрос: каким
образом можно узнать наличие
воздуха внутри человека? (стол
для эксперимента №5).
Опыт: Предлагает детям
стаканчики с водой и трубочки
и спрашивает, как можно с
помощью этих предметов
узнать, есть ли внутри нас
воздух.
Предлагает выяснить, зачем
внутри нас воздух?
Опыт: предложить детям зажать
нос и не дышать какое-то время.
дети актуализируют имеющиеся
знания, отвечают на вопрос
педагога.
(воздух для дыхания, в легких)
Дети высказывают
предположения, варианты
возможных действий с
представленными предметами
для проверки гипотезы.
Дети выдыхают воздух через
трубочку в стакан с водой.
Дети высказывают
предположения
Дети зажимают нос и пробуют
не дышать короткое время.
дети сопоставляют полученные
в ходе эксперимента результаты;
выражают собственные
суждения, мысли, делают
выводы.
дети сопоставляют полученные
в ходе эксперимента результаты;
выражают собственные
суждения, мысли, делают
выводы.
IV
IV
. Заключительный этап:
. Заключительный этап:
Деятельность педагога
Деятельность детей
Планируемый результат
Предложить детям отметить
свои наблюдения в таблице
с пиктограммами.
П е д а г о г
а к ц е н т и р у е т
в н и м а н и е
д е т е й
н а
необходимости
наличия
воздуха и его значение для
ж и з н и ,
а
т а к ж е
необходимости
сохранять
воздух чистым.
Детям
дается
задание:
узнать
у
родителей,
из
СМИ,
что
приводит
к
загрязнению
воздуха
и
что
мы можем сделать, чтобы
воздух был чистым?
Дети фиксируют
полученные в ходе
экспериментальной
деятельности результаты на
пиктограммах.
Дети обобщают, уточняют
полученные знания о
свойствах воздуха;
фиксируют результаты,
делают выводы.
Активизировать детей на
дальнейшие исследования
свойств воздуха.
Спасибо за внимание