Напоминание

"Особенности Я-концепции в подростковом возрасте в зависимости от возраста родителей"

Автор: Цветкова Наталья Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 103
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности Я-концепции в подростковом возрасте в зависимости от возраста родителей"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Особенности Я-концепции в подростковом возрасте

в зависимости от возраста родителей»

Проблема

отсутствия

взаимопонимания

между

представителями

различных поколений является древней, как мир. Родители осуждают, критикуют

и не понимают своих детей, а те, в свою очередь, пытаются любой ценой

отстоять собственные позиции, при этом целиком отвергая все положительное,

что было накоплено предыдущим поколением.

Современная социальная ситуация развития задает и отражает неизбежную

проблему:

с

одной

стороны,

сегодня

семья

перестала

быть

единственным

фактором социализации, формирующей исходные модели поведения ребенка. С

другой, обстановка, в которой воспитывается ребенок, отношение к нему его

родителей и детское восприятие этого отношения могут быть как ресурсом

социально-личностного

роста

ребенка,

так

и

блокировать

его

естественное

развитие.

Способность

к

самосознанию

и

самопознанию

-

исключительное

достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта

сознания,

общения

и

действия,

становясь

в

непосредственное

отношение

к

самому

себе.

Итоговым

продуктом

процесса

самопознания

является

динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их

оценкой, называемая термином Я-концепция.

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия

как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как

относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям

и

изменениям

психическое

приобретение.

Она

накладывает

неизгладимый

отпечаток на все жизненные проявления человека – с самого детства до глубокой

старости. Периодом возникновения сознательного «я», как бы постепенно ни

формировались отдельные его компоненты, считается подростковый возраст -

наиболее

сложный

период

в

воспитании

ребенка.

Становление

личности

подростка

осуществляется

на

фоне

постоянно

усложняющейся

как

системы

социальных отношений в целом, так и системы его отношений со значимыми

людьми. В это время взаимоотношения подростков с их родителями переходят на

качественно

новый

этап

подросток

и

родитель

ежедневно

вносят

в

эти

взаимоотношения новые черты.

Подростковый

период

очень

важен

в

развитии

Я-концепции,

в

формировании самооценки как основного регулятора поведения и деятельности,

оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания,

самовоспитания и в целом развития личности.

В

этот

период

у

молодых

людей

активно

формируется

самосознание,

вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и

самоотношения,

все

более

развиваются

способности

проникновения

в

свой

внутренний мир.

Подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его

сознании

происходит

постепенная

переориентация

с

внешних

оценок

(преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у

подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему,

осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

В

конце

подросткового

возраста,

на

границе

с

ранней

юностью,

представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему – Я-

концепцию. У части детей Я-концепция может формироваться позже, в старшем

школьном

возрасте.

В

любом

случае

это

важнейший

этап

в

развитии

самосознания. Происходит второе рождение личности.

Наиболее важными и наиболее напряженными являются в этот период

отношения подростка с родителями. Тяжесть положения здесь обусловлена, с

одной стороны, экономической зависимостью и прочими формами зависимости

от родителей, и с другой – желанием получить самостоятельность, возрастающей

потребностью

в

независимости.

В

отношениях

с

родителями

подросток

поставлен

в

довольно

сложные

условия:

с

одной

стороны,

он

«занимается

формированием собственной индивидуальности», с другой – в связи с новым

своим положением «налаживает новые связи с родителями». Это противоречие

во

взаимоотношениях

подростка

и

взрослого

характерно

именно

для

подросткового возраста.

В

исследованиях

отмечается,

что

теплое,

внимательное

отношение

родителей

является

основным

условием

формирования

и

дальнейшего

подкрепления

положительной

самооценки

подростков.

Жесткое,

негативное

отношение

родителей

имеет

обратное

действие:

такие

дети,

как

правило,

сфокусированы

на

неудачах,

они

боятся

рисковать,

избегают

участия

в

соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и

грубость, а также высокий уровень тревожности.

Существуют

научные

данные,

что

влияние

родителей

в

подростковом

возрасте смещается на второй план, но, на мой взгляд, это относится лишь к

определенным

областям

жизни.

Для

большинства

подростков

родители,

и

особенно мать, остаются эмоционально близкими лицами и являются образцом

для подражания.

На основе вышеперечисленных фактов, я провела исследование, основной

целью

которого

являлось

проанализировать

особенностей

Я

-

концепции

в

подростковом возрасте.

Эмпирическое

исследование

проводилось

на

базе

Муниципального

бюджетного

образовательного

учреждения

города

Новосибирска

Средняя

общеобразовательная

школа

103.

Эмпирическую

выборку

составили

100

испытуемых подросткового возраста, учащиеся 7х классов, из них 42 мальчика и

58 девочек. Диапазон возрастных границ испытуемых варьировался от 12 до 13

лет.

Исходя из полученных результатов, можно сделать выводы, что для Я

-концепции испытуемых данной группы характерны следующие особенности:

1.

Средняя самооценка своих способностей и знаний/навыков в области

математики; своих взаимоотношений и качества взаимодействия с родителями;

своих

взаимоотношений

со

сверстниками

противоположного

пола

и

своей

популярности среди них;

2.

Низкая

выраженность

своей

физической

привлекательности;

восприятия и оценки своих навыков и способностей в русском языке и чтении;

оценки

своих

взаимоотношений

со

сверстниками

противоположного

пола

и

своей популярности среди них.

Произведенные расчеты по методике «Поведение родителей и отношение

подростков к ним» (ADOR «Подростки о родителях») показывают, что в данной

группе испытуемых в оценке отца и матери мальчики в оценке отца указывают

на

проявление

отцом

тенденции

к

лидерству,

путем

завоевания

авторитета,

основанного на фактических достижениях и доминантном стиле общения; в

оценке

матери мальчики видят отношение матери к ним, как навязывание им

чувства вины по отношению к ней, ее декларациям и постоянным напоминаниям

о

том,

что

«она

жертвует

всем

ради

сына»,

полностью

берет

на

себя

ответственность за все, что сделал, делает и будет делать ребенок.

В

данной

группе

испытуемых

в оценке

отца

девочками измеряемые

качества в норме; в оценке матери девочками полученные данные показали, что

подростки – девочки, испытывают дефицит внимания со стороны матери и

указывают на зависимость матерей от ребенка, его состояния, требований.

На следующем этапе моего исследования производилась дифференциация

выборки на четыре группы по признаку – возраст отца и матери. За критерии

были взяты следующие показатели: для отца – 41 год; для матери – 39 лет. Этот

возраст

был

определен

как

средний

среди

всех

родителей

подростков

испытуемых.

Таким

образом,

сформировались

экспериментальные

группы

испытуемых, у которых возраст отцов был моложе 41 года и старше 41 года; у

которых возраст матери был моложе 39 лет и старше 39 лет.

На основании полученных данных, можно сделать следующие выводы:

В

проведенном

исследовании

не

обнаружено

значимых

различий

в

восприятии родительских методов воспитания у детей разновозрастных отцов.

Это может говорить о том, что отцы склонны применять одинаковые стратегии

воспитания, независимо от возраста.

В то же время, обнаружены значимые различия в структуре Я-концепции у

детей разновозрастных отцов. Так, подростки, отцы которых моложе 41 года

выше оценивают свои способности и знания/навыки в области математики и в

учебе в целом по большинству школьных предметов; они чувствуют себя более

состоятельными и компетентными в учебе, нежели те подростки, которые имеют

отцов старше 41 года. У подростков, имеющих молодых отцов, более развито

восприятие себя как полноценного, эффективного, способного человека, который

может гордиться собой и удовлетворен тем, какой он есть.

Подростки,

у

которых

отцы

моложе

41

года

легче

выстраивают

взаимоотношения с родителями, отмечают более качественное взаимодействие с

ними, чувствуют себя комфортнее в присутствии родителей, чем подростки, чьи

отцы старше 41 года.

Подростки, отцы которых моложе 41 года, не испытывают трудностей и во

взаимоотношениях со сверстниками противоположного пола, пользуются среди

них популярностью, легко заводят друзей/знакомых среди них.

В

целом,

дети

более

молодых

отцов

воспринимают

себя

как

более

привлекательных, физически способных, лучше оценивают свое взаимодействие

со сверстниками, свою академическую успеваемость, а также обладают более

развитым чувством собственного достоинства и самоуважением.

Подростки, у которых матери старше 39 лет, отмечают более жесткий

контроль

с

их

стороны,

тенденцию

к

легкому

применению

своей

власти,

основанной на амбициях и не приветствуя при этом выражения собственного

мнения ребенка; стремление матерью любым способом исключить неправильное

поведение ребенка, чтобы «не ударить в грязь лицом». У подростков более

молодых

матерей

тенденции

матерей

к

директивности

отмечаются

значимо

меньше.

Таким образом, обнаружены значимые различия

1)

в

оценке

подростками

методов

воспитания

их

матерями

разного

возраста.

Более

взрослые

матери

проявляют

большую

тенденцию

к

директивности и авторитарности.

2) в структуре Я-концепции у подростков матерей разного возраста. Дети

более молодых матерей оценивают себя как более привлекательных, успешных в

общении со сверстниками своего пола и более эмоционально стабильных.

3) структура Я-концепции между детьми разновозрастных матерей меньше

отличается, чем структура Я-концепции в зависимости от возраста отца. По всей

видимости, Я-концепция и самооценка детей в подростковом возрасте в большей

степени связана с детско-отцовскими отношениями.

В

целом,

подростки,

имеющие

молодых

родителей,

довольны

своим

внешним видом, считают себя привлекательнее

по сравнению с подростками

более взрослых родителей. Они более спокойны и расслабленны, способны к

сохранению эмоциональной стабильности и управлению своими эмоциями, а

также они менее склонны к тревоге/беспокойству, чем подростки более старших

родителей.

Так

же

подростки

данной

группы,

не

испытывают

трудностей

во

взаимоотношениях, выше оценивают собственную популярность, легче заводят

друзей/знакомых со сверстниками своего пола, нежели те подростки, у которых

отец старше 41 года, а мать старше 39 лет.

Структура Я-концепции между детьми разновозрастных матерей меньше

отличается, чем структура Я-концепции в зависимости от возраста отца. По всей

видимости, Я-концепция и самооценка детей в подростковом возрасте в большей

степени связана с детско-отцовскими отношениями.

Проведенное

исследование

показало,

что подростки, у которых матери

старше 39 лет, отмечают жесткий контроль с их стороны, тенденцию к легкому

применению своей власти, основанной на амбициях и не приветствуя при этом

выражения собственного мнения ребенка. У подростков более молодых матерей

тенденции матерей к директивности отмечаются значимо меньше.

Актуальность

исследования

особенности

Я-концепции

в

подростковом

возрасте

определяется

тем,

что современная

социальная

ситуация

развития

задает

и

отражает

неизбежную

проблему:

с

одной

стороны,

сегодня

семья

перестала быть единственным фактором социализации, формирующей исходные

модели

поведения

ребенка.

С

другой,

обстановка,

в

которой

воспитывается

ребенок, отношение к нему его родителей и детское восприятие этого отношения

могут

быть

как

ресурсом

социально

-

личностного

роста

ребенка,

так

и

блокировать его естественное развитие.

Анализируя теоретический

анализ

по

проблеме

Я-концепции

в

подростковом возрасте

я

в

своем

исследовании прихожу к выводам, что Я-

концепция

способствует

дальнейшему,

осознанному

или

неосознанному,

построению поведения молодого человека. Я-концепция в значительной степени

определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором

его поведения и деятельности.

В результате проведенного исследования подтвердилась гипотеза о том,

что возраст отца и матери определяет особенности Я-концепции подростков их

отношение к родителям.