Автор: Цветкова Наталья Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 103
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности Я-концепции в подростковом возрасте в зависимости от возраста родителей"
«Особенности Я-концепции в подростковом возрасте
в зависимости от возраста родителей»
Проблема
отсутствия
взаимопонимания
между
представителями
различных поколений является древней, как мир. Родители осуждают, критикуют
и не понимают своих детей, а те, в свою очередь, пытаются любой ценой
отстоять собственные позиции, при этом целиком отвергая все положительное,
что было накоплено предыдущим поколением.
Современная социальная ситуация развития задает и отражает неизбежную
проблему:
с
одной
стороны,
сегодня
семья
перестала
быть
единственным
фактором социализации, формирующей исходные модели поведения ребенка. С
другой, обстановка, в которой воспитывается ребенок, отношение к нему его
родителей и детское восприятие этого отношения могут быть как ресурсом
социально-личностного
роста
ребенка,
так
и
блокировать
его
естественное
развитие.
Способность
к
самосознанию
и
самопознанию
-
исключительное
достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта
сознания,
общения
и
действия,
становясь
в
непосредственное
отношение
к
самому
себе.
Итоговым
продуктом
процесса
самопознания
является
динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их
оценкой, называемая термином Я-концепция.
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия
как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как
относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям
и
изменениям
психическое
приобретение.
Она
накладывает
неизгладимый
отпечаток на все жизненные проявления человека – с самого детства до глубокой
старости. Периодом возникновения сознательного «я», как бы постепенно ни
формировались отдельные его компоненты, считается подростковый возраст -
наиболее
сложный
период
в
воспитании
ребенка.
Становление
личности
подростка
осуществляется
на
фоне
постоянно
усложняющейся
как
системы
социальных отношений в целом, так и системы его отношений со значимыми
людьми. В это время взаимоотношения подростков с их родителями переходят на
качественно
новый
этап
–
подросток
и
родитель
ежедневно
вносят
в
эти
взаимоотношения новые черты.
Подростковый
период
очень
важен
в
развитии
Я-концепции,
в
формировании самооценки как основного регулятора поведения и деятельности,
оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания,
самовоспитания и в целом развития личности.
В
этот
период
у
молодых
людей
активно
формируется
самосознание,
вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и
самоотношения,
все
более
развиваются
способности
проникновения
в
свой
внутренний мир.
Подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его
сознании
происходит
постепенная
переориентация
с
внешних
оценок
(преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у
подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему,
осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.
В
конце
подросткового
возраста,
на
границе
с
ранней
юностью,
представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему – Я-
концепцию. У части детей Я-концепция может формироваться позже, в старшем
школьном
возрасте.
В
любом
случае
–
это
важнейший
этап
в
развитии
самосознания. Происходит второе рождение личности.
Наиболее важными и наиболее напряженными являются в этот период
отношения подростка с родителями. Тяжесть положения здесь обусловлена, с
одной стороны, экономической зависимостью и прочими формами зависимости
от родителей, и с другой – желанием получить самостоятельность, возрастающей
потребностью
в
независимости.
В
отношениях
с
родителями
подросток
поставлен
в
довольно
сложные
условия:
с
одной
стороны,
он
«занимается
формированием собственной индивидуальности», с другой – в связи с новым
своим положением «налаживает новые связи с родителями». Это противоречие
во
взаимоотношениях
подростка
и
взрослого
характерно
именно
для
подросткового возраста.
В
исследованиях
отмечается,
что
теплое,
внимательное
отношение
родителей
является
основным
условием
формирования
и
дальнейшего
подкрепления
положительной
самооценки
подростков.
Жесткое,
негативное
отношение
родителей
имеет
обратное
действие:
такие
дети,
как
правило,
сфокусированы
на
неудачах,
они
боятся
рисковать,
избегают
участия
в
соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и
грубость, а также высокий уровень тревожности.
Существуют
научные
данные,
что
влияние
родителей
в
подростковом
возрасте смещается на второй план, но, на мой взгляд, это относится лишь к
определенным
областям
жизни.
Для
большинства
подростков
родители,
и
особенно мать, остаются эмоционально близкими лицами и являются образцом
для подражания.
На основе вышеперечисленных фактов, я провела исследование, основной
целью
которого
являлось
проанализировать
особенностей
Я
-
концепции
в
подростковом возрасте.
Эмпирическое
исследование
проводилось
на
базе
Муниципального
бюджетного
образовательного
учреждения
города
Новосибирска
Средняя
общеобразовательная
школа
№
103.
Эмпирическую
выборку
составили
100
испытуемых подросткового возраста, учащиеся 7х классов, из них 42 мальчика и
58 девочек. Диапазон возрастных границ испытуемых варьировался от 12 до 13
лет.
Исходя из полученных результатов, можно сделать выводы, что для Я
-концепции испытуемых данной группы характерны следующие особенности:
1.
Средняя самооценка своих способностей и знаний/навыков в области
математики; своих взаимоотношений и качества взаимодействия с родителями;
своих
взаимоотношений
со
сверстниками
противоположного
пола
и
своей
популярности среди них;
2.
Низкая
выраженность
своей
физической
привлекательности;
восприятия и оценки своих навыков и способностей в русском языке и чтении;
оценки
своих
взаимоотношений
со
сверстниками
противоположного
пола
и
своей популярности среди них.
Произведенные расчеты по методике «Поведение родителей и отношение
подростков к ним» (ADOR «Подростки о родителях») показывают, что в данной
группе испытуемых в оценке отца и матери мальчики в оценке отца указывают
на
проявление
отцом
тенденции
к
лидерству,
путем
завоевания
авторитета,
основанного на фактических достижениях и доминантном стиле общения; в
оценке
матери мальчики видят отношение матери к ним, как навязывание им
чувства вины по отношению к ней, ее декларациям и постоянным напоминаниям
о
том,
что
«она
жертвует
всем
ради
сына»,
полностью
берет
на
себя
ответственность за все, что сделал, делает и будет делать ребенок.
В
данной
группе
испытуемых
в оценке
отца
девочками измеряемые
качества в норме; в оценке матери девочками полученные данные показали, что
подростки – девочки, испытывают дефицит внимания со стороны матери и
указывают на зависимость матерей от ребенка, его состояния, требований.
На следующем этапе моего исследования производилась дифференциация
выборки на четыре группы по признаку – возраст отца и матери. За критерии
были взяты следующие показатели: для отца – 41 год; для матери – 39 лет. Этот
возраст
был
определен
как
средний
среди
всех
родителей
подростков
–
испытуемых.
Таким
образом,
сформировались
экспериментальные
группы
испытуемых, у которых возраст отцов был моложе 41 года и старше 41 года; у
которых возраст матери был моложе 39 лет и старше 39 лет.
На основании полученных данных, можно сделать следующие выводы:
В
проведенном
исследовании
не
обнаружено
значимых
различий
в
восприятии родительских методов воспитания у детей разновозрастных отцов.
Это может говорить о том, что отцы склонны применять одинаковые стратегии
воспитания, независимо от возраста.
В то же время, обнаружены значимые различия в структуре Я-концепции у
детей разновозрастных отцов. Так, подростки, отцы которых моложе 41 года
выше оценивают свои способности и знания/навыки в области математики и в
учебе в целом по большинству школьных предметов; они чувствуют себя более
состоятельными и компетентными в учебе, нежели те подростки, которые имеют
отцов старше 41 года. У подростков, имеющих молодых отцов, более развито
восприятие себя как полноценного, эффективного, способного человека, который
может гордиться собой и удовлетворен тем, какой он есть.
Подростки,
у
которых
отцы
моложе
41
года
легче
выстраивают
взаимоотношения с родителями, отмечают более качественное взаимодействие с
ними, чувствуют себя комфортнее в присутствии родителей, чем подростки, чьи
отцы старше 41 года.
Подростки, отцы которых моложе 41 года, не испытывают трудностей и во
взаимоотношениях со сверстниками противоположного пола, пользуются среди
них популярностью, легко заводят друзей/знакомых среди них.
В
целом,
дети
более
молодых
отцов
воспринимают
себя
как
более
привлекательных, физически способных, лучше оценивают свое взаимодействие
со сверстниками, свою академическую успеваемость, а также обладают более
развитым чувством собственного достоинства и самоуважением.
Подростки, у которых матери старше 39 лет, отмечают более жесткий
контроль
с
их
стороны,
тенденцию
к
легкому
применению
своей
власти,
основанной на амбициях и не приветствуя при этом выражения собственного
мнения ребенка; стремление матерью любым способом исключить неправильное
поведение ребенка, чтобы «не ударить в грязь лицом». У подростков более
молодых
матерей
тенденции
матерей
к
директивности
отмечаются
значимо
меньше.
Таким образом, обнаружены значимые различия
1)
в
оценке
подростками
методов
воспитания
их
матерями
разного
возраста.
Более
взрослые
матери
проявляют
большую
тенденцию
к
директивности и авторитарности.
2) в структуре Я-концепции у подростков матерей разного возраста. Дети
более молодых матерей оценивают себя как более привлекательных, успешных в
общении со сверстниками своего пола и более эмоционально стабильных.
3) структура Я-концепции между детьми разновозрастных матерей меньше
отличается, чем структура Я-концепции в зависимости от возраста отца. По всей
видимости, Я-концепция и самооценка детей в подростковом возрасте в большей
степени связана с детско-отцовскими отношениями.
В
целом,
подростки,
имеющие
молодых
родителей,
довольны
своим
внешним видом, считают себя привлекательнее
по сравнению с подростками
более взрослых родителей. Они более спокойны и расслабленны, способны к
сохранению эмоциональной стабильности и управлению своими эмоциями, а
также они менее склонны к тревоге/беспокойству, чем подростки более старших
родителей.
Так
же
подростки
данной
группы,
не
испытывают
трудностей
во
взаимоотношениях, выше оценивают собственную популярность, легче заводят
друзей/знакомых со сверстниками своего пола, нежели те подростки, у которых
отец старше 41 года, а мать старше 39 лет.
Структура Я-концепции между детьми разновозрастных матерей меньше
отличается, чем структура Я-концепции в зависимости от возраста отца. По всей
видимости, Я-концепция и самооценка детей в подростковом возрасте в большей
степени связана с детско-отцовскими отношениями.
Проведенное
исследование
показало,
что подростки, у которых матери
старше 39 лет, отмечают жесткий контроль с их стороны, тенденцию к легкому
применению своей власти, основанной на амбициях и не приветствуя при этом
выражения собственного мнения ребенка. У подростков более молодых матерей
тенденции матерей к директивности отмечаются значимо меньше.
Актуальность
исследования
особенности
Я-концепции
в
подростковом
возрасте
определяется
тем,
что современная
социальная
ситуация
развития
задает
и
отражает
неизбежную
проблему:
с
одной
стороны,
сегодня
семья
перестала быть единственным фактором социализации, формирующей исходные
модели
поведения
ребенка.
С
другой,
обстановка,
в
которой
воспитывается
ребенок, отношение к нему его родителей и детское восприятие этого отношения
могут
быть
как
ресурсом
социально
-
личностного
роста
ребенка,
так
и
блокировать его естественное развитие.
Анализируя теоретический
анализ
по
проблеме
Я-концепции
в
подростковом возрасте
я
в
своем
исследовании прихожу к выводам, что Я-
концепция
способствует
дальнейшему,
осознанному
или
неосознанному,
построению поведения молодого человека. Я-концепция в значительной степени
определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором
его поведения и деятельности.
В результате проведенного исследования подтвердилась гипотеза о том,
что возраст отца и матери определяет особенности Я-концепции подростков их
отношение к родителям.