Напоминание

"ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПОДВЕРГШЕГОСЯ ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ".

Автор: Аветисян Нона Абеловна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ ДО ППМС центр "Шанс"
Населённый пункт: город Серпухов Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПОДВЕРГШЕГОСЯ ЖЕСТОКОМУ ОБРАЩЕНИЮ".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Занятие в Школе приемных родителей (ШПР):

ТЕМА:

«

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ПОВЕДЕНИЯ

РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ

РОДИТЕЛЕЙ, ПОДВЕРГШЕГОСЯ ЖЕСТОКОМУ

ОБРАЩЕНИЮ».

Цель занятия: научить кандидатов в приемные родители помогать ребенку

преодолевать последствия жестокого обращения

Задачи занятия:

-дать знания о том, какие травмы могли быть в жизни ребенка и как они

могли отразиться на развитии ребенка;

-родители должны понимать роль эмоциональной депривации и жестокого

обращения в нарушениях психического развития;

-приемные родители должны понимать, что серьезные травматические

события приводят к комплексным нарушениям в развитии ребенка, задевая

все жизненные сферы;

-выработать принципы, которыми могут руководствоваться все взрослые,

стремящиеся помочь детям с диспропорциями в развитии;

-уметь справляться со своими чувствами по поводу прошлого ребенка,

осознавать свои слабые стороны и уязвимые места, как воспитателя;

-понимать важность соблюдения конфиденциальности.

ВВЕДЕНИЕ

Жестокое

обращение,

к

сожалению,

довольно

распространенное

преступление, особенно в неблагополучных семьях и детских домах. А все

наши приемные дети именно из таких семей или детских домов.

Причины,

по

которым

дети

попадают

в

учреждение

(мозговой

штурм).

Социальная

сеть

решает

вопрос

благополучия

или

неблагополучия

семьи.

Вывод. Все дети попадают в детский дом из глубокого неблагополучия!

Идеальной деточки не будет!

Про

жестокость

думать

не

хочется.

И

это

нормально.

Вы

отгораживаетесь, но каждый может столкнуться. И про это надо хотя бы не

бояться

думать.

Это

сплошь

и

рядом.

Жестокое

обращение

с

детьми

и

пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их

следствием

всегда

являются:

серьезный

ущерб

для

здоровья,

развития

и

социализации ребенка, нередко - угроза его жизни или даже смерть.

ВИДЫ НАСИЛИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

1.Пренебрежение

интересами

и

нуждами

ребенка

-

отсутствие

должного

обеспечения

основных

нужд

и

потребностей

ребенка

в

пище,

одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны

р од и т е л е й

и л и

л и ц ,

и х

з а м е н я ю щ и х .

Ти п и ч н ы м

п р и м е р о м

пренебрежительного

отношения

к

детям

является

оставление

их

без

присмотра,

что

приводит

к

несчастным

случаям,

отравлениям

и

другим

опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям. Необходимо отметить,

что по статистике от этого вида насилия погибает большее число детей, чем

от прямой агрессии.

2.Психическое

(эмоциональное)

насилие

-

п о с т оя н н о е

и л и

периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны другого

человека, унижение его человеческого достоинства, демонстрация нелюбви,

неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также предъявляемые

к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Сюда же можно отнести заявления о том, что ребенка отдали в детский дом,

потому что он не слушался, сюда же относятся угрозы самоубийства, с целью

контроля

над

поведением

ребенка,

конфликты

между

патронатными

и

кровными

родителями,

вопросы

по

типу:

«кого

ты

больше

любишь?».

Эмоциональное насилие это всегда страх. Даже младенцы это переживают. В

больницах

отказники

остаются

без

мамы,

нарушается

базовый

уровень

безопасности.

3.Физическое насилие - нанесение ребенку родителями или лицами, их

заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических

травм,

различных

телесных

повреждений,

которые

причиняют

ущерб

здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Физическое

насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков,

алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или "медицинских препаратов,

вызывающих

одурманивание

(например,

снотворных,

не

прописанных

врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка, так же это могут

быть не опасные для жизни, но унизительные действия «опущения». В связи

с этим некоторые дети могут рассматривать обязанности по дому, как что-то

унизительное

«я

вам

не

раб»!

Физическое

насилие

почти

всегда

сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

4.Сексуальное

насилие

или

совращение

-

использование

ребенка

(мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения

сексуальных

потребностей

или

получения

выгоды.

К

сексуальному

развращению

относятся

также

вовлечение

ребенка

в

проституцию,

порнобизнес, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время

раздевания, например.

Просмотр фильма « Я больше сюда никогда не вернусь» Р.Быкова

Обсуждение фильма по следующим вопросам:

Что можно сказать о девочке? Сколько ей лет? Какая она внешне?

Какие признаки насилия заметили?

Какой вид насилия пережил ребенок?

Однократно ли было насилие?

Как

вы

считаете,

какие

последствия

жестокого

обращения

отражены в этом фильме?

Зафиксируйте те чувства, что вы сейчас испытываете.

А вы просто

посмотрели

со

стороны,

ребенок

же

живет

в

этом,

он

испытывает

их

постоянно. Особенное внимание брезгливости, отвращению. Эти чувства вы

можете проецировать на ребенка, важно осознавать их, чтобы отрабатывать.

Про

жестокость

думать

не

хочется,

и

это

нормально.

Вы

отгораживаетесь, но каждый может столкнуться и про это надо хотя бы не

бояться думать. Это сплошь и рядом.

Упражнение «Как проявляются травмы прошлого»

Цели:

Показать, что проблема или травма прошлого может проявляться

в

поведении

и

реакциях

ребенка

непонятным,

неожиданным

образом.

Показать,

какие

чувства

может

испытывать

взрослый,

сталкиваясь с таким поведением.

Инструкция:

1.Пригласите из числа участников три пары добровольцев. В каждой из

пар один участник «ребенок», другой «воспитатель». По очереди отводите

«детей» в сторону и так, чтобы никто не слышал, дайте им установку, как

вести себя во время упражнения.

Первому: «У тебя в кулаках зажато нечто очень важное, очень ценное, а

может наоборот постыдное, что ты никому и никогда не хочешь показывать.

Чтобы ни происходило, не разжимай кулаков. Для тебя это важнее всего

остального».

Второму:

«Когда-то

в

твоей

жизни

случилось

что-то

страшное,

ужасное, что связано для тебя со словом “три”. Если услышишь это слово —

значит, тебе грозит опасность, нужно скорее сесть на пол и закрыть голову

руками».

Третьему: «Не позволяй никому прикасаться к тебе и даже протягивать

руки. Ты знаешь, что ничем хорошим это не кончится, поэтому при первой же

попытке отбей охоту продолжать: оттолкни, обругай, пошли куда подальше».

2.Пригласите в круг первого «воспитателя» и первого «ребенка» и

дайте

«воспитателю»

задание:

«Попросите

ребенка

похлопать

в

ладоши,

покажите

ему, как это здорово, похлопайте вместе!». Дайте участникам

некоторое время на развитие событий и остановите игру в тот момент, когда

недоумение

или

раздражение

«воспитателя»

будет

максимальным.

Поблагодарите участников первой пары и предложите им сесть.

Пригласите в круг второго «воспитателя» и второго «ребенка» и дайте

«воспитателю»

задание:

«Научите

ребенка

считать

до

пяти».

Дайте

участникам некоторое время на развитие событий и остановите игру в тот

момент,

когда

недоумение

или

раздражение

«воспитателя»

будет

максимальным.

Поблагодарите

участников

второй

пары

и предложите

им

сесть. Пригласите в круг третьего «воспитателя» и третьего «ребенка» и

дайте «воспитателю» задание: «Ваш ребенок собрался гулять, вы мирно с

ним о чем-то болтаете и вдруг заметили, что он неаккуратно повязал шарф,

все горло открыто. Поправьте шарф».

Дайте участникам некоторое время на развитие событий и остановите

игру в том момент, когда недоумение или раздражение «воспитателя» будет

максимальным. Поблагодарите участников третьей пары и предложите им

сесть.

3.Попросите «воспитателей» поделиться своими чувствами. Что они

испытывали,

когда

пытались

поиграть

с

ребенком,

научить

его

чему-

то, проявить заботу, а получили неадекватную реакцию?

Спросите

остальных

участников

группы:

что,

по

их

мнению,

происходило? Почему дети так странно вели себя?

Предложите «детям» рассказать, какие установки ими были получены.

Попросите

их

рассказать

о

чувствах,

которые

они

испытывали,

когда

«воспитатели» проявляли непонимание и настойчивость.

Предложите группе обсудить вопрос: «В наших ситуациях попытка

«воспитателей» помочь детям, сделать для них что-то хорошее потерпела

фиаско.

Можно ли сказать,

что

кто-то

из

участников

«воспитатель»

или

ребенок»- в этом виноват? Что является истинной причиной?».

Обсуждение. Скажите

группе,

что

разыгранные

ситуации

метафорически выражают

некоторые

типичные

способы

реагировать

на

полученную

в

прошлом

травму.

Ее

можно

всеми

силами

прятать

от

окружающих и от самого себя, и

на это удержание действительно уходит

столько энергии, что уже не до игр и веселья и не до дружеского общения.

Пережитый

когда

то

страх

может

прочно

связаться

в

памяти

ребенка

с

определенными обстоятельствами, ситуациями, словами и эти «спусковые

крючки» будут вызывать паническую реакцию всякий раз, даже если на

самом деле ребенку ничего не угрожает. Естественно, невозможно усваивать

знания или проявлять интерес к миру, когда тебя гложет страх. Пережитое

насилие, предательство может вызвать озлобленность, недоверие ко всему и

всем, и ребенок начинает трактовать как враждебные по отношению к себе

даже действия, которые на самом деле являются выражением заботы и ласки.

На

такую

«тотальную

оборону»

тоже

уходит

очень

много

сил,

и

на

интеллектуальное и психологическое развитие их почти не остается.

Обратите внимание группы на то, что полученная в прошлом травма

может

проявляться

самым

неожиданным

образом

и

постороннему

наблюдателю бывает трудно понять, что же происходит на самом деле.

Поведение

ребенка

в

подобных

случаях

так

и

хочется

определить

словами: «странное», «идиотское», «назло», «из вредности», на язык так и

просятся фразы: «Да он ненормальный какой

то», «Да он просто издевается

надо

мной»,

«За

что

он

меня

ненавидит?»

и

т.п.

Подобное

настроение

взрослого воспринимается ребенком как подтверждение его худших опасений

и подозрений и еще больше усугубляет проблему.

Подчеркните,

что

важно

в

отношении

ребенка,

особенно

с

неблагополучным

прошлым,

соблюдать

«презумпцию

невиновности»:

в

случае

любого

трудного

или

необычного

поведения,

в

первую

очередь

предполагать не «злой умысел» или «испорченность», а наличие скрытых

пружин, прошлых травм, которые заставляют его вести себя именно так.

Последствия

детских

травм

могут

быть

очень

длительными

и

серьезными, но это не приговор на всю жизнь. С чем

то помогут справиться

специалисты, что

то ребенок преодолеет сам, набравшись сил и получив

поддержку Важно помнить что, каковы бы ни были обстоятельства, любой

ребенок

внутренне

стремится

расти,

развиваться,

быть

здоровым

и

счастливым. Если он попадет в благоприятные условия, почувствует себя в

безопасности, получит тактичную, терпеливую поддержку, он обязательно

использует эту возможность для преодоления своих проблем.

Предложите

участникам

подумать

о

том,

что

ребенок

с

тяжелым

прошлым может быть в чем

то взрослее и опытнее взрослых воспитателей,

проживших

благополучную

жизнь.

Поэтому

очень

важно

проявлять

по

отношению к нему не только заботу (сверху вниз), но и уважение.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Давая установки участникам, играющим детей, постарайтесь настроить

их

серьезно,

войти

в

нужное

эмоциональное

состояние.

Если

во

время

упражнения

«родитель»

слишком

быстро

отступает,

готов

отказаться

от

своего

намерения,

напомните

ему

задачу

и

подчеркните

абсурдность

происходящего: «Послушайте, что происходит? Вы ведь только хотели как

лучше. Что это с ней (ним)?». Подчеркните, что в действиях «воспитателей»

не

было

ничего

заведомо

неверного.

Любой

бывает

обескуражен,

столкнувшись с поведением, мотивы которого совершенно непонятны. Цель

наших

занятий—подготовить

к

подобным

ситуациям,

показать

скрытую

сторону происходящего.

ПОСЛЕДСТВИЯ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ Мини-лекция

Любой

вид

жестокого

обращения

с

детьми

ведет

к

самым

разнообразным последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью

ребенка не всегда физический, но всегда эмоциональные! Дурные навыки и

негативные модели поведения и то и другое требует времени и исправления.

травмы врачевания, поведение перевоспитания. И все это требует времени и

будет меняться по мере формирования новой привязанности.

Последствия

могут

проявляться

в

самые

неожиданные

моменты,

в

ситуациях чем- то напоминающих травматический опыт:

-некоторые

могут

панически

бояться

«спиртного»

(когда

выпивают

приемные родители);

-могут страшиться интимной жизни родителей;

-могут вовлекать других детей в сексуализированные игры.

Помните!!!

Дети

жертвы,

а

не

преступники,

Хотя

сами

они

в

результате пережитого считают себя «испорченным товаром» и от взрослых

ждут

повторения

того,

что

было

раньше.

Расскажите

об

эмоциональном

состоянии

детей,

особо

отметив

то,

что

у

них

у

всех

могут

возникать

следующие проблемы:

активностью-гиперактивность/заторможенность,

трудности

сосредоточения не концентрируют внимание;

-проблемы с интеллектуальной деятельностью из-за эмоциональных

проблем (аффект тормозит интеллект).

Дети могут:

- испытывать трудности со сном;

- проявлять регрессивное поведение;

-быть в депрессивном состоянии;

-

казаться

отстраненными,

погруженными

в

свои

фантазии

или

необычно инфантильными;

-демонстрировать

экстремальное

поведение,

несущее

риск

жизни

и

здоровью, частый травматизм;

- быть жестокими;

- воровать;

- убегать из дома;

-говорить о суициде;

- мастурбировать, вовлекая других детей;

-демонстрировать

странное,

необычное

для

возраста,

искушенное

знание

или

поведение

в

вопросах

взаимоотношения

полов

(чем

меньше

возраст ребенка, тем явственнее выступает данный признак);

-демонстрировать

поведение,

которое

скорее

присуще

взрослому

человеку, чем ребенку;

-испытывать

приступы

видений

из

прошлой

жизни

или,

наоборот,

защищаясь от боли, вытеснять страшные воспоминания.

Все эти нарушения могут встречаться и в других ситуациях, однако

если вам известна социальная история ребенка и вы столкнулись свыше

перечисленными

проблемами,

помните:

дело

не

в

генетике,

а

в

травматическом опыте.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

И так, такого ребенка выявили и забрали из семьи, где с ним так ужасно

обращались.

Что

же

дальше?

Мы

с

вами

знаем,

что

все

прекратилось,

обижать его больше никто не будет. Наоборот будем любить и заботиться. А

ребенок? Ребенок этого не знает! Хорошо если идет работа с психологом и

ребенок получает необходимую помощь. А если он маленький и не говорит.

Если он просто не хочет и не может говорить об этом? Что если вы и не

знаете о том опыте, который он пережил? Каждый из вас берет ребенка, так

или

иначе

желая

простого

человеческого

счастья.

Когда

такой

ребенок

попадает в семью фокус быстро смещается и возникает желание помочь.

Так

возникает

дихотомия

(разделение

на

двое):

жертва-агрессор-

спаситель. Что это за треугольник. Давайте разберемся. Вот ребенок попал к

вам в семью, воздействие агрессии в его адрес прекратилось. Но как мы

говорили это мы знаем, ребенок не знает. Он остается в той же позиции

жертвы, что и был, продолжает ждать и провоцировать. Родители говорят: он

специально

выжимает

из

нас

наказание

и

когда

его

получает,

то

сразу

успокаивается и он счастлив. То есть родитель очень быстро сам встает на

роль агрессора. Либо второй вариант. Почувствовал безопасность и сам стал

агрессором, но дядю, что бил меня я бить не могу, буду бить тех кто меньше.

Жертвой становится кто-то из семьи, ситуация кажется безвыходной. То есть

позиция родителя-спасителя быстро перемещается либо на роль агрессора,

либо на роль жертвы. Мотив спасителя искреннее, хорошее чувство. Но

попадая в этот треугольник очень скоро становится жаль себя, а не ребенка.

Какой же выход?

Многие

родители

идут

к

психологам.

Психолог

может

работать

с

ребенком. Но честно говоря в такой ситуации больший терапевтический

эффект получает родитель, по принципу с моим ребенком работают, значит

все хорошо. Для ребенка такая работа эффективна не всегда. Ребенок не враг

себе и никогда защитные механизмы психики не позволят ему вывести на

сознательный уровень то, что может причинить боль. То есть все спрятано

глубоко внутри, оно скребется, пытается выбраться, но пока ребенок не

окажется в полной безопасности отработать и пережить это нельзя. Что для

ребенка безопасность? По тем же причинам не приносит никакого эффекта

работа психолога в детском доме. В кабинете у психолога хорошо, но ребенок

понимает, что придется вернуться в группу, а там уж точно не безопасно. Так

что же все таки делать?

Состояние

жертвы

оно

не

запредельно

и

все

мы

иногда

в

него

попадаем. Плохо когда происходит застревание в этом состоянии. То есть

выход в том, чтобы вызволить ребенка из этого состояния. Алгоритма вывода

из него нет, это сама жизнь, формирование привязанности, формирование

отношений с ребенком, дать ему безопасность. Особо хочется поговорить о

роли

агрессора

у

родителя.

Что

происходит,

когда

мы

поддаемся

на

провокацию и наказываем ребенка? Чувство вины. Как с ним справляемся?

Два варианта: заглаживаем и тем самым усугубляем позицию жертвы, либо

включаются защиты и мы начинаем винить ребенка. Это не я плохой, а

ребенок ужасный.

Ребенок и животные

Особая тема отношения приемного ребенка с домашним животным.

Здесь стоит быть крайне осторожным и внимательным.

3 причины:

- ребенок может искать кого- то слабее себя, жертву. Через нее он

сможет подчеркнуть свою значимость. Со стороны животного тот же мотив!

-некоторая доморальность ребенка. Либо в силу возраста, либо в силу

особенностей воспитания.

-сенсорная депривация. Мягкое, пушистое, теплое. И еще пищит. Здесь

важно

различать

жестокость

и

агрессию.

Жестокость:

румянец,

блеск

в

глазах, искреннее удовольствие. Здесь стоит идти к специалистам.

Эмоциональное отвержение.

Даже если ребенок не испытывал жестокого обращения, эмоциональное

отвержение было почти наверняка. Как это выглядит.

2 варианта:

-становится сам отвергающим. Может и не совсем отталкивать, но

искреннего эмоционального отклика не дает.

-либо

навязчивый

поиск

любви.

Ребенок

ищет

любовь

в

любом

взрослом. Любого называет мамой, прилипчив. Родители тяжело переживают

это.

Кандидатам необходимо (рекомендации)

1.Настроиться на то, что долгое время им потребуется работать в

«режиме отдачи», ничего не ожидая и не получая взамен.

Даже

когда

в

целом

последствия

жестокого

обращения

будут

преодолены,

в

случае

стресса

(тяжелая

болезнь,

сильный

испуг,

эмоциональное

потрясение,

потеря)

возможно

возвращение

прежнего

поведения ребенка и страхов.

2.Очень

важно,

чтобы

участники

поняли,

что

ребенок

может

принимать на

себя

вину

за

все,

что

с

ним

произошло.

Например,

дети,

перенесшие

сексуальное

насилие

считают,

что

они

«сами

на

него

напросились».

В

таких

случаях

воспитателям

важно

понимать

самим

и

объяснять детям, что ответственен за случившееся всегда только взрослый

человек,

который

был

инициатором

насилия.

Недопустимы

любые

высказывания, хоть в какой

то мере возлагающие часть ответственности на

ребенка: «Что же ты позволил?», «Надо было убежать!».

3.Если насилие совершал человек, к которому у ребенка была или есть

привязанность,

особенно

если

это

была

мать

или

отец,

важно

найти

правильный способ выражать свое отношение к тому, что произошло. Нужно

формулировать высказывания, не содержащие оценки самого человека, но

однозначно плохо оценивающие факт насилия. Например: «Он не должен был

так делать! «Так никогда нельзя поступать с детьми!».

Релаксация.

ДИСПРОПОРЦИИ В РАЗВИТИИ

Понятие «Мозаики» развития

Сообщение ведущего.

•Скажите

группе,

что

согласно

современной

концепции

развития

человека,

взрослея,

человек

проходит

последовательность

определенных

стадий ни одна из которых не может быть пропущена. Эти стадии логически

связаны

друг

с

другом,

и

каждая

предыдущая

служит

базой

для

формирования

последующей.

Наглядной

иллюстрацией

неблагополучного

развития может послужить образ кирпичной стены, в которой в разных

местах

выбиты

кирпичи.

Что

произойдет

с

участками

стены,

расположенными

над

поврежденными

кирпичами?

Разумеется,

они

провалятся и заполнят поврежденное место. Верх стены окажется неровным

—какие-то участки будут выше, какие

то ниже.

•То же самое происходит с развитием ребенка. Если сравнить стену с

процессом развития,

то

поврежденные

участки

стены

будут

соответствовать

периодам,

в

которые

жизнь

ребенка

складывалась

неблагополучно. Это приводит к диспропорции в формировании тех сфер,

становление которых в норме происходит равномерно.

•Это означает, что в норме10- летний ребенок физически, социально,

интеллектуально и эмоционально находится на уровне10 лет развития.

Если представить все эти сферы в виде «пазла» (сборной картинки), то

на всех

кусочках

будет

написано:«10лет».

У

детей

с

неблагополучным

развитием жизненный опыт приводит к тому, что в некоторых сферах их

развитие

соответствует возрасту, в других-опережает, а в третьих—значительно

отстает от нормы, т.е. из целостного становится «мозаичным».

• Условно можно выделить следующие 5 сфер:

1) физическое развитие и внешность;

2) поведение и социальные навыки;

3) интеллект и образование;

4) эмоции и чувства;

5) сексуальное развитие;

• Обратите внимание слушателей на плакат.

•Если представить себе развитие как стену, то возраст ребенка—высота

«стены», а «кирпичи»— жизненные события.

• Негативные жизненные события образуют пустоты в стене.

При этом легко понять, что «выпадение» «кирпича» в одной сфере

может привести к нарушениям в других сферах.

•Чем тяжелее жизненная травма и чем раньше она произошла, тем

большее количество сфер она заденет и разрушит.

•Так,

например,

ребенок,

которым

пренебрегают,

выглядит

неухоженным и может отставать в знаниях от сверстников, но, попав в

благоприятную

обстановку,

быстро

«догоняет»

ровесников.

Ребенок,

систематически страдающий от жестокого обращения, не только отстает в

физическом

развитии

и

плохо

выглядит,

но

и

имеет

интеллектуальные

проблемы в связи с постоянным стрессом; боль и страх озлобляют его и

заставляют

чувствовать

себя

несчастным,

а

поведение

его

становится

неуправляемым.

Чтобы

ему

помочь,

потребуется

много

времени,

сил

и

терпения со стороны взрослых. Наконец, результатом сексуального насилия

станут чрезмерная

опытность в сфере сексуальных отношений, глубокие

нарушения

в

эмоциональной

сфере,

торможение

в

интеллектуальном

развитии, изменения во внешности (раннее созревание либо значительное

отставание от возраста) и в поведении. Такому ребенку требуются не только

любовь и поддержка

со стороны заботящихся взрослых, но и помощь

специалистов— врачей, психологов.

•Если

причиной

задержки

в

развитии

стало

определенное

травмирующее событие, то возраст, на который выглядит такой ребенок,

является «адресным»: вероятнее всего, травма произошла в этот период, и

ребенок внешне и внутренне как бы «застрял» в нем. Работа с травмой и

изменение жизненных условий позволяют ребенку нагнать свой возраст.

•Изменения к лучшему в образовании детей происходят медленно, а

роль родительской поддержки определяющая. При этом целью должна быть

реализация

потенциала

данного

ребенка

с

учетом

его

реальных

обстоятельств.

Тактика:

1) постепенность и последовательность;

2) отмечать любое продвижение к лучшему;

3) хвалить не за результат, а за усилия;

4)

сравнивать

достижения

ребенка

не

с

успехами

других

и

не

с

идеальными нормами, а с начальным уровнем его самого;

5)

стремиться

сохранять

отношения

с

ребенком,

не превращая

требовательность в противостояние.

Упражнение: «Как помочь детям с дисгармоничным развитием»

Работа в подгруппах (30 мин.).

Цель: добиться того, чтобы участники на основе своего жизненного

опыта и усвоенного материала назвали факторы, влияющие н а отставание в

развитии у детей, и назвали основные принципы помощи таким детям.

Инструкция: предложите участникам разделиться на 2 подгруппы.

Каждую подгруппу попросите ответить на следующие вопросы:

1.Какие сферы, на Ваш взгляд, сильнее всего страдают при разных

видах

травмирующего

обращения

(пренебрежение,

эмоциональное,

физическое и сексуальное насилие)?

2.Что, по Вашему мнению, больше влияет на развитие каждой сферы:

наследственность или неблагоприятные (травматические) условия жизни?

3.На изменениях в какой области Вы сосредоточите свои усилия в

первую очередь, начиная помогать ребенку:

а) физическое развитие и внешность;

б) поведение и социальные навыки;

в) интеллект и образование;

г) эмоции и чувства;

д) сексуальное развитие?

4.От каких нарушений развития, на

Ваш

взгляд, больше

страдает

ребенок, а какие представляют проблемы для окружающих, в том числе

воспитателей?

•Скажите, что на эту работу участникам отводятся 30 минут.

Методические рекомендации

Перед началом обсуждения обратите внимание группы на то, что

необходимо «двигаться» от вопроса к вопросу, не застревая подолгу на

каждом, чтобы все успеть.

Посоветуйте в каждой подгруппе выделить одного человека, который

будет записывать итоговые ответы.

В конце обсуждения каждая подгруппа должна выделить по одному

человеку («спикеру»), который представит результаты работы подгруппы на

общем обсуждении.

Обсуждение в группе

Попросите

каждого

«спикера»

за

5

минут

представить

результаты

обсуждения. Попросите их быть четкими и краткими.

После того как будет высказано мнение группы, прокомментируйте

следующие моменты:

1.При насилии и небрежении сильнее всего страдают эмоциональная и

интеллектуальная сферы. Насилие в отношении ребенка очень сильно ранит

его

чувства

и

как

следствие—вызывает

своеобразную

«атрофию»

чувствительности.

Происходит

своего

рода

отсоединение

способности

воспринимать чувственный опыт и способности адекватно эмоционально

реагировать. Такие дети плохо ориентируются в физических ощущениях: у

них

может

возникать

нечувствительность

к

холоду,

боли.

Они

могут

не

различать

свои

физические

потребности

(например,

путать

голод

или

необходимость сходить в туалет). В сфере переживаний они также

Делаются

зажатыми,

заторможенными,

могут

быт

хронически

печальны или агрессивны, испытывают трудности в сочувствии и доверии к

другим людям.

В интеллектуальной сфере нарушение имеет двоякую природу: с одной

стороны,

отсутствие

развивающей

среды

и

нормального

общения в

неблагополучных семьях тормозит естественный процесс развития ребенка.

С

другой

стороны,

насилие

вызывает

шоковую

реакцию

и

настолько

не

укладывается в нормальный ход событий, настолько нелогично, что приводит

к хаосу в мыслительной сфере, разрушает саму способность правильно

рассуждать: «аффект тормозит интеллект». (Пример нарушения мышления у

людей в стрессовой ситуации экзамен, больница, ссора с близким человеком

и т.д.) Для детей близкие отношения со значимыми взрослыми—это основа

жизни. Насилие подрывает у детей способность жить и чувствовать себя

живыми.

2.Влияние

факторов

наследственности

и

среды

на

развитие:

соотношение

этих

факторов

50%

на

50%—это

традиционный

взгляд

психологов,

официально

принятый

в

мире.

Наследственность

определяет

потенциал

человека, как положительный, так и отрицательный, а среда

определяет, до какой степени он сможет реализоваться. Известно очень много

врачей

наркологов, выросших в семьях, где кто

то страдал от алкогольной

или наркотической зависимости. Люди, выросшие в семьях, пострадавших от

криминала, зачастую идут работать в правоохранительные органы. С другой

стороны, известно много случаев, когда дети из благополучных (богатых)

семей становились наркоманами или преступниками.

3 Внешность и поведение—то, что бросается в глаза и обеспечивает

принятие ребенка другими людьми, влияя на его самочувствие в настоящий

момент.

Отторжение

оборванцев,

неприятие

в

обществе

неопрятных,

некрасивых или плохо одетых детей—печальная реальность. Часто для того,

чтобы защитить своего ребенка, в первую очередь надо его хорошо одеть и

научить

приличным

манерам.

В

то

же

время

внешний

вид

влияет

на

самоощущение. Человек, который знает, что с его внешностью все в порядке,

чувствует себя уверенно.

в) Чувства и эмоции ребенка, с одной стороны, связаны с тем, как с ним

обращается ближайшее окружение, с другой стороны— с его проблемами в

прошлом. На настоящее можно повлиять достаточно быстро (в течение года

ребенок

привыкает

к

новым

отношениям

и

у

него

формируется

привязанность

к

заботящимся

взрослым).

Проработка

прошлых

травм

требует времени и иногда—специальной помощи.

г) Успехи в образовании связаны с уровнем знаний, навыками учения и

учебной мотивацией (желанием учиться). Успехи не могут появиться, пока

ребенок не обретет душевного покоя в новой семье. Все дети начинают с

того,

что

учатся

для

своих

родителей.

Навыки

учения

формируются

постепенно,

детям

приходится

«догонять»

экстерном

своих

сверстников,

восполняя пропущенные этапы в знаниях.

д) Если ребенок подвергался сексуальному насилию или развращению,

ему

требуется

специальная

терапия.

Однако

дети,

живущие

в

неблагополучных семьях, имеют негативные представления о супружеских

отношениях в целом. И требуются время, терпение и последовательность в

воспитании, для того, чтобы сформировать у них положительный взгляд на

взаимоотношения мужчины и женщины.

4.Когда действия несут угрозу для жизни и здоровья окружающих

и направлены против основного воспитателя или кого

то из других людей,

очевидно,

что

это

становится

проблемой

воспитателя.

Если

внутренние

проблемы ребенка приводят к аутоагрессии или депрессивным состояниям—

это

разрушительно

для

самого

ребенка.

Для

хорошего

воспитателя

это

является не меньшей проблемой, чем первый случай.

ЗАВЕРШЕНИЕ

Получите обратную связь: каждый участник кратко сообщает о

самом главном и важном, чему он научился на этом занятии, что было

ценным.

Рефлексия чувств: с какими чувствами уходят?

Памятка для родителей.

Что могут сделать родители, чтобы уменьшить последствия

сексуального насилия у детей

Дети, ставшими жертвами сексуального насилия:

Смотрят на тебя как на «подпорченный товар». Это ставит их на грань

риска подвергнуться сексуальному насилию и в дальнейшем. Более

того, некоторые мужчины и юноши рассматривают такого ребенка-

жертву как участника игры: « еще один раз уже не повредит».

Как приемные родители и усыновители вы должны:

Помнить, что необходимо относиться к жертве как к ребенку, а не как

ко взрослому или «подпорченному товару». Вам следует внимательно

присматриваться к ребенку-жертве, когда он/она находятся среди

подростков или взрослых, знающих его/ее историю.

Дети, ставшими жертвами сексуального насилия:

Винят себя за то, что стали жертвами, они верят, что каким-то образом

«сами напросились» на это или могли остановить это. Они относят себя

к «соблазнителям».

Как приемные родители и усыновители вы должны:

Напоминать ребенку, что инициатор является виновником сексуального

насилия. Дети не могут соглашаться на сексуальную активность, они

«участвуют», потому что инициатор является их родителем, членом

семьи или человеком, которому они доверяют.

Дети, ставшими жертвами сексуального насилия:

Винят себя за то, что поведали другим о сексуальном насилии, за

разрушение семьи. Члены семьи могут винить ребенка за их боль:

« Посмотри, что ты наделал со своей семьей/отцом».

Как приемные родители и усыновители вы должны:

Постоянно убеждать ребенка в том. Что он /она поступил правильно,

сообщив о сексуальном насилии. Вам также следует сделать упор на то,

что никогда не может быть ответственным за инициацию или участие в

сексуальных

отношениях

со

взрослым

или

за

разрушение

семьи,

которое за этим последовало.

Дети, ставшими жертвами сексуального насилия:

Испытывают

страх

перед

тем.

Что

насилие

может

повториться.

В

результате

могут

отмечаться

нарушение

сна

и

ночные

кошмары.

Большинство детей-жертв также испытывают депрессию.

Как приемные родители и усыновители вы должны:

Побуждать ребенка к разговору о его страхах. Вы должны создать

обстановку,

в

которой

ребенок

сможет

выражать

все

чувства,

позитивные и негативные, и верить в то, что всегда получит поддержку.

Дети, ставшими жертвами сексуального насилия:

Инициируют

сексуальные

отношения

(может

быть,

даже

неразборчивые), чтобы доказать то, что они желанные партнеры. Эти

отношения носят сексуальный характер, так как это единственный тип

известных им отношений и способ выражения любви.

Как приемные родители и усыновители вы должны:

Предложить

ребенку

различные

виды

активности,

где

участвуют

представители обоих полов, чтобы дать ему возможность научиться

общаться с другими людьми вне сексуальных отношений.