Напоминание

"Как сказать "НЕТ" и не потерять друзей?"

Автор: Филиппова Наталья Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБУ "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
Населённый пункт: р.п. Климово, Брянской области
Наименование материала: Методическая разработка занятия
Тема: "Как сказать "НЕТ" и не потерять друзей?"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«КАК СКАЗАТЬ «НЕТ» И НЕ ПОТЕРЯТЬ ДРУЗЕЙ?»

СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Цель тренинга:

*

формирование персональной ответственности каждого участника за

собственное поведение в критических ситуациях;

* формирование умений противостояния попыткам манипулирования и

способности к

самостоятельному

выбору;

* знакомство с неотъемлемыми правами личности и навыками уверенного

поведения через умение отказывать;

* расширение поведенческого репертуара в ситуациях группового давления

сверстников.

Методическое оснащение: плакат ос определением понятия «Манипуляция»,

бланки теста «Насколько вы подвержены чужому влиянию?», памятки «50

способов сказать нет», плакат «Билль о правах личности».

Временной формат: 1 час 30 минут.

Ход тренинга:

1. Вводное слово ведущего.

2. Ритуал приветствия

•Вводное упражнение

Тест «Насколько вы подвержены чужому влиянию?»

3. Определение понятия «Манипуляция».

Манипуляция имеет целью формирование у другого человека намерений, не

совпадающих с его реальными желаниями - это вынуждение другого

поступать так, как это нужно манипулятору, при этом тот, кем манипулируют,

считает, что действует самостоятельно.

Как известно группа сверстников может оказывать большое влияние на

каждого из вас. Сегодня вы узнаете о разных способах отказаться делать что-

то, что вы не хотите делать, оставаясь при этом верным самому себе и тем

вещам, в которые вы верите.

4. Упражнение «Очередь»

Раскрепощение

участников

группы,

настрой

на

работу.

Необходимо

поделиться на две команды: одна - очередь, другая - эксперты. Все встают в

очередь, кроме одного, который пытается пролезть вперед. Необходимо

отказать

нахалу.

Условие: нельзя кричать, ругаться и использовать физическую силу.

Обсуждение:

- какие чувства возникают в момент отказа?

- в чем основная трудность отказа?

Попросить участников вспомнить ситуацию, в которой кто-то попросил их

сделать что-то, что они не хотели. Что при этом чувствовали?

В

нашей жизни нам часто необходимо от чего- то отказываться. Ситуации

отказа нередко связаны с неприятными переживаниями: страхом обидеть,

испортить отношения, чувством вины, потерей своего положения в своей

группе.

5. Основной блок

• Ролевая игра «Вечеринка».

• Работа с плакатом Билль о правах личности.

• Моделирование ситуаций «Я умею отказать»

-

работа с памяткой «50 способов отказа»

-

работа с алгоритмом

Формирование персонально ответственности каждого участника за

собственное

поведение в критических ситуациях,

проживание ситуации,

расширение поведенческого репертуара в ситуациях группового давления

сверстников.

Часто, когда мы отказываем, мы ищем причины, убедительные для других. Но

вы имеете право не объяснять причины.

Вы имеет право:

- иногда ставить себя на первое место;

- просить о помощи, когда она необходима;

- протестовать против несправедливого обращения или критики;

- иметь свое собственное мнение или убеждение;

- говорить «Спасибо, НЕТ»,

«Извините, НЕТ»;

- побыть одному, даже если другим хочется вашего общества.

Вы никогда не обязаны:

- быть безупречным

на 100%;

- следовать за всеми;

- извиняться за то, что вы были самим собой;

- мириться с неприятной

вам ситуацией;

- жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было.

Необходимо разбиться на тройки. Один из вас будет человеком, который

хочет предложить своему партнеру сигарету. Второй - человек, не желающий

курить, он отказывает одним из способов, предложенных в памятке «50

способов сказать НЕТ». Третий участник - наблюдатель, задача которого

внимательно следить за происходящим и пока ничего не комментировать.

Проиграйте ситуацию отказа.

Обсуждение:

- что увидел наблюдатель?

- какой способ

использовал отказывающий?

- насколько эффективен был данный способ?

- трудно ли было отказывать.

АЛГОРИТМ ОТКАЗА:

1.

Я - сообщение + отказ + аргумент + встречное предложение

(«Мне приятно, что ты меня пригласил, + но я не могу пойти + так как у

меня важная встреча + пойдем лучше в кино завтра!»)

2.

Встречный вопрос + отказ («Ты думаешь, мне не хочется пойти + хочется,

но не могу!»)

3.

Анализ ситуации, почему группа хочет, чтобы ты согласился с

предложением: («Вам, наверное, интересно узнать мои музыкальные вкусы?»).

6.Рефлексия.