Напоминание

"Подготовка к конкурсам и фестивалям как фактор объединения и сотрудничества обучающихся и преподавателей. Некоторые аспекты организации творческой жизни школы"

Автор: Валухова Ирина Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ "Камертон"
Населённый пункт: г.о. Тольятти
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта
Тема: "Подготовка к конкурсам и фестивалям как фактор объединения и сотрудничества обучающихся и преподавателей. Некоторые аспекты организации творческой жизни школы"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Школа педагогического опыта.

Некоторые аспекты организации творческой жизни школы.

Подготовка к конкурсам и фестивалям как фактор объединения и

сотрудничества учащихся и преподавателей

Введение

Как

всем

нам

известно,

уважаемые

коллеги,

в

настоящее

время,

в

условиях

модернизации

российского

образования

приоритетной

целью

является

развитие

личности,

готовой

к

правильному

взаимодействию

с

окружающим

миром;

личности,

способной

к

самообразованию

и

саморазвитию. На достижение этой же самой цели направлено и творческое

развитие детей в сфере дополнительного образования. Сегодня актуальным

становится вопрос о воспитании личности, способной к познанию себя и

своих возможностей.

Социальный

заказ

общества

на

современном

этапе

ставит

задачу

развития

одарённого

ребёнка.

Причём,

именно

система

дополнительного

образования способствует, в силу своей специфики, развитию задатков и

выявлению неординарных способностей не только у одарённых детей, но и у

детей с нормой развития (каковых – большинство среди детского населения).

Необходимы

условия

для

оптимального

развития

тех

детей,

чья

одарённость

на

данный

момент

еще

не

проявилась,

а

также

просто

способных

детей,

в

отношении

которых

есть

надежда

на

дальнейший

качественный скачок в развитии их способностей. Это является на данный

момент

времени

одним

из

главных

принципов

работы

учреждений

дополнительного образования, в том числе и школы искусств «Камертон».

Конкурсы в развитии личности ребёнка

Однако, одаренность учащегося в рамках школы, как бы мы того не

хотели, сужается в рамки предметной. Часть большой и серьёзной работы по

развитию интеллекта и одарённости

- подготовка и участие учащихся в

конкурсах и фестивалях. В настоящее время существует огромное количество

подобных мероприятий для учащихся музыкальных школ.

1

Как

известно,

аттестационные

требования

для

преподавателей

включают в себя раздел «Выявление и развитие способностей обучающихся к

научной

(интеллектуальной),

творческой

деятельности»,

показателем

которого

являются

результаты

участия

обучающихся

в

творческих

мероприятиях. И чем выше заявленная преподавателем категория, тем выше

и

требования

к

уровню

конкурсов.

Это

должны

быть

уже

не

только

муниципальные, зональные и региональные мероприятия, но всероссийские

и международные.

Поэтому

тема

подготовки

учащихся

к

конкурсам

важна

для

преподавателей. Но не только для отчётности при аттестации. Конкурс для

преподавателя – это своего рода эксперимент, в рамках которого учащиеся

помогают ему проанализировать свою деятельность. Подготовка к конкурсам

не

только

составная

часть

учебного

процесса:

это

-

стиль

жизни

и

учащегося и преподавателя, это показатель уровня профессионализма обоих.

С

точки

зрения

учащихся

это

возможность

продемонстрировать

наличие имеющихся у них знаний, умений, навыков, а также личностных

качеств.

Принято

считать,

что

участие

в

конкурсных

мероприятиях

способствует формированию социальных и личностных компетенций детей и

подростков. Действительно, по мнению самих учащихся:

- они становятся более общительными и уверенными в себе;

- повышается их самооценка;

- раскрывается творческий потенциал;

- реальный мир наполняется совместными и интересными занятиями,

потеснив мир виртуальный;

-

появляется

опыт

публичных

выступлений,

навык

саморегуляции

эмоций, поведения и многое другое.

Именно

поэтому

конкурсная

деятельность

является

значимым

результатом

образовательного

процесса

и

важной

частью

целостного

развития каждого ребёнка.

2

Привлечение учащихся

к публичным выступлениям в конкурсных

условиях,

не

обременённых

строгими

академическими

требованиями,

например

в

ситуации

экзамена, в

большей

степени

способствует

их

творческому росту и пробуждает в них желание выступать. Ориентир на

исполнение не обязательных произведений, а свободной программы также

является средством активации творческой мотивации будущих музыкантов.

Подготовка к конкурсам и их итоги

Подготовка к конкурсам, как мы все прекрасно знаем, начинается не

перед выступлением, а с ежедневной работы с учащимся, в процессе которой

преподаватель настраивает учащихся на то, что конкурс – это не только

способ

получения

награды,

присвоения

статуса,

а

в

первую

очередь

возможность

научиться

чему-то

новому

на

наглядном

примере

других

участников, приобретение опыта публичных выступлений.

Безусловно, настрой на победу должен быть. Но необходимо помнить о

таких важных вещах:

- фиксировать внимание ребёнка на удовольствии от выполненного

задания, репетиции, выступления;

- обращаться к собственному опыту ребёнка, не навязывая свой личный

опыт;

- сравнивать результаты ребёнка с его результатами, достигнутыми

ранее;

-

перед

выступлением

как

можно

реже

фиксировать

внимание

на

ошибках, отмечая то, что у ребёнка получается хорошо;

- постараться оставаться спокойным (суета, волнение, озабоченность

взрослых «заражает» детей);

- давать краткие и чёткие инструкции;

-

не

напоминать

многократно

накануне

конкурса

о

важности

предстоящего выступления;

3

-

не

читать

нотаций

перед

конкурсом,

на

конкурсе

и

после

выступления;

- признавать право ребёнка на ошибку: это поможет ему не бояться

поражения, научиться получать опыт и личностный рост, как при победе, так

и при поражении;

-

при

подготовке

к

выступлению

попросите

ребёнка

вспомнить

ситуацию собственного успеха, вновь ощутить «вкус победы»;

- предложите ребёнку дать советы самому себе перед выступлением;

- транслируйте ребёнку веру в его успех.

Никогда не следует сразу после выступления, когда ещё не улеглось

возбуждение, подробно обсуждать с учеником его исполнение программы.

Лучше на следующий день в спокойной обстановке вместе разобрать, что

было

неудачно,

почему

неудачно,

что

было

хорошо,

похвалить

за

проявленную

исполнительскую

волю

(е сли

это

с о о т в е т с т ву е т

действительности).

Нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми, его успехи с чужими

успехами, его неудачи с чужими неудачами. Информацию о ребёнке следует

рассматривать

не

как

законченный,

а

как

постоянно

развивающийся

материал, который каждый раз создаётся, а не воспроизводится по эталону.

Одними из инструментов достижения успеха, т.е. достижения реальных

целей являются:

- Терпение – способность ждать отсроченный результат;

- Деятельность – многократные попытки достижения успеха.

Важно,

чтобы

преподаватель

сам

был

открыт

для

эмоциональных

переживаний, сохранил веру в свои педагогические способности, и тогда

совместная

деятельность

преподавателя

и

учащегося

будет

работать

на

сближение, способствуя эффективной работе и творчеству.

Учитель и ученик на конкурсе

4

Развитие

талантливости

ученика

по

мысли

Г. Нейгауза

означает

не

только научить его хорошо играть, но сделать его «более умным, более

чутким, более чистым, справедливым, более стойким». Конечно, подобное

отношение требует огромной, бескорыстной любви к ученику, при которой

ученик рассматривается педагогом не как средство решения своих личных

проблем (например достижения более высокого профессионального статуса,

участие в престижном конкурсе), а как цель и огромная самоценность сама

по себе. Но для того, чтобы развивать личность ученика педагогу необходимо

самому находиться в ситуации личностного роста и совершенствования.

Как

пишет

в

своей

книге

«Музыкальная

психология»

доктор

педагогических наук, профессор Валентин Иванович Петрушин: «В системе

«Ученик – Учитель – Предмет» учитель оказывается одинаково обращённым

как к своему ученику, так и к предмету, который он преподаёт. Очень хорошо,

если

учитель

имеет

в

своей

области

определённые

достижения».

Неоценимый

результат

в

сплочении

и

сотрудничестве

преподавателя

и

учащегося имеет выступление того и другого в одном и том же конкурсе в

разных возрастных категориях. Когда учащийся имеет перед собой наглядный

пример подготовки к выступлению, психологической саморегуляции, знание

предмета. Выступление преподавателя на конкурсе – можно признать одним

из

методов

преподавания

предмета.

Создаются

условия

обмена

эмоциональными

состояниями,

условия

взаимного

положительного

восприятия учителем своего ученика и учеником своего учителя.

Выходя на сцену, преподаватель должен служить примером для своих

учащихся, поэтому необходимо постоянно самосовершенствоваться.

Заключение

Одна

из

категорий

мотивов

успешного

обучения

музыканта

любой

специальности связана с взаимоотношениями ребёнка с окружающей средой.

5

Это потребность в общении с другими людьми, их оценкой и одобрением,

желание

повысить

уважение

к

себе

со

стороны

сверстников,

занять

определённое место в системе доступных ему общественных отношений.

Получение максимального удовольствия от жизни напрямую связано с

удовольствием от оценки своих действий, от самооценки, в конечном итоге от

признания себя как личности.

Каждый человек хочет быть услышанным, увиденным, оцененным и

признанным!

Грамоты,

дипломы,

благодарности,

сувениры

это

знаки

уважения и признания.

Участие

в

конкурсах

и

фестивалях

одна

из

приоритетных

форм

организации

работы

учащихся,

пожалуй,

самая

действенная

мотивация

развития

музыканта,

требующая

не

только

настоящего

самостоятельного

творчества

учащегося,

но

и

большой

дополнительной

работы

преподавателей.

Но

этот

метод

является

одним

из

слагаемых

результативности и успешности педагогической деятельности.

Любой

конкурс

это

возможность

показать

себя,

проявить

свои

профессиональные и личностные качества. Участие в конкурсах – победа или

поражение – воспитание характера.

Учащийся должен привыкать к тому, что выступление - это серьезное

дело, за которое он несет ответственность перед слушателем, перед автором

произведения, перед самим собой и перед своим преподавателем, что вместе

с тем это - праздник, лучшие минуты его жизни, когда он может получить

громадное художественное удовлетворение.

Участие в конкурсах и фестивалях – это итог длительной совместной

работы учащегося и преподавателя, объединение усилий в достижении общей

цели

через

взаимопонимание.

Это

своеобразный

рубеж,

преодоление

которого должно приносить радость и взрослому и ребёнку.

6