Автор: Ортина Светлана Борисовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 26"
Населённый пункт: Московская область,Волоколамский район, п.Сычево
Наименование материала: консультация
Тема: " Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника"
"Роль музыки в воспитании духовности
современного дошкольника"
(Консультация для родителей)
Подготовила:
Ортина Светлана Борисовна
музыкальный руководитель
первой квалификационной категории.
2017г.
Современный мир характеризуется чрезвычайной противоречивость
процессов, протекающих во всех сферах жизнедеятельности общества и не
всегда реализующихся во всей своей полноте позитивной созидательности.
Ситуация усложняется нарастанием духовного кризиса, проявляющегося в
торжестве
утилитаризма,
возведении
материальных
потребностей
в
ранг
высших
потребностей
человека, материальных
ресурсов
–
в
мерило
значимости
индивидов,
а
материальных
интересов
–
в
критерий
оправданности действий социальных субъектов, что, в общем, нарушило
равновесие: материальная сторона жизни общестразвилась намного сильнее,
чем духовная.
В результате, говоря словами А. Швейцера, цивилизация стала похожей на
корабль без рулевого, который теряет свою маневренность и неудержимо
мчится навстречу к катастрофе.
Поиск
путей
и
средств
выхода
из
столь
противоречивой
ситуации
усматривается в духовности, в ее «постоянном, сиюминутном утверждении»
(М. Кулэ). По мнению И. А. Ильина «наше время ни в чем так не нуждается,
как в духовной очевидности. Ибо «сбились мы», и «следа» нам не видно. Но
след, ведущий к духовному обновлению и возрождению, найти необходимо и
возможно».
А
все
это
напрямую
связано
с
системой
образования
и
воспитания
народа,
формированием
у
него
высокой
духовности,
представляющей собой целостную совокупность идей, идеалов, образов и
чувств,
ориентированных
на
ценности
возвышенного
и
прекрасного,
истинного и праведно-созидательного.
Поэтому очень важно помочь каждому человеку в формировании его личной
духовности,
придающей
человеческой
жизни
высшее
измерение,
высшее
значение и смысл.
Воспитание духовности особенно необходимо осуществлять в дошкольные
годы, «так как заряд духовности в эти годы наиболее устойчив и сохраняется
долгое время, определяя духовно-нравственный облик человека практически
на всю жизнь»
Среди факторов воспитания духовности дошкольников в системе общего
образования особое место занимает музыка. Являясь по своей сущностной
природе
явлением
идеальным,
а
в
онтологической
данности
отражением
подлинности
чувств
и
сокровенности
бытия,
она
обладает
потенциями
огромной
силы
педагогического
влияния
на
духовность
человека.
Ее
воспитательная миссия заключается в призыве к добру и справедливости, в
прозрении
более
совершенного
мира.
Посредством
музыки
происходит
формирование
сильной,
творческой,
жизнеспособной
личности,
она
«позволяет полнее ощутить ценность жизни, почувствовать ее пульс, течение:
она
облагораживает
внутренний
мир
личности
и
делает
его
подлинным
«аристократом
духа».
По
мнению
Конфуция,
музыка
придает
личности
цельность
и
гармоничность,
она
есть
средство
воспитания
характера
«благородного
мужа»,
отличительной
чертой
которого
являлась
высокая
духовность.
С другой стороны, музыка, как то, что несет красоту в земной мир, есть
своеобразное
соприкосновение
идеального
и
реального,
а
это
позволяет
глубже
осознавать
пути
утверждения
духовности
и
пробуждать
обеспокоенность
нравственными
проблемами.
По
утверждению
Г.
В.
Ф.
Гегеля, чувственные образы и звуки выступают в искусстве не только ради
себя и своего непосредственного выявления, а с тем, чтобы в этой форме
удовлетворить
высшие
духовные
интересы,
так
как
они
обладают
способностью пробудить и затронуть все глубины сознания и вызвать их
отклик в душе. В процессе общения с искусством И. Кант видел важный
момент – превышение человеком собственных возможностей. Он обращал
внимание
на
стимулирование
произведением
искусства
духовного
роста
личности,
возникающего
в
результате
полноценного
восприятия
музыкального
произведения
и
проникновения
в
его
суть.
Необходимо
заметить, что музыкальная способность, в целом прямо и непосредственно
связанная с разумом – «законодателем нравственности» (И. Кант), помогает
возвысить
человека
и
раскрыть
его
духовную
сущность.
Смысл,
порождаемый музыкой, заключается не в том, чтобы без конца удовлетворять
свои эмпирические желания, а в том, чтобы раскрывать свои потенции и
притом по возможности разносторонним образом.
Значение музыки в воспитании духовного начала в личности признавалось и
самими творцами музыкального искусства. Так, итальянский композитор и
музыкальный
теоретик
эпохи
Ренессанса
Джордж
Царлино
утверждал
мнение,
что
музыкальное
искусство
способно
к
выражению
всеобщей
гармоничности,
как
мировой,
так
и
человеческой.
В
своем
трактате
«Гармонические установления» в главе, «Для какой цели нужно учиться
музыке?» он писал: «Музыку нужно изучать не как необходимую науку, но
как свободную и достойную, так как посредством нее мы можем достичь
хорошего и достойного поведения, ведущего по пути добрых нравов …». Г.
Гендель хотел, чтобы его музыка не просто доставляла удовольствие, но
чтобы под её влиянием люди становились лучше. Этому созвучна и мечта Л.
Бетховена «высекать огонь из мужественных душ».
О
д у х о вно-нравственном
воздействии
музыки,
её
спо собно сти
облагораживать
человека
писали
специалисты
в
области
музыкальной
педагогики – Л. А. Баренбойм, А. Б. Гольденвейзер и Г. Г. Нейгауз, теоретики
и методисты в области музыкального воспитания – Б. В. Асафьев, О. А.
Апраксина и Б. Л. Яворский. Так, Б. В. Асафьев называл музыку «вечно
живым» претворением всего, что звучит в природе и в душе человека, и
призывал не просто развлекать музыкой, а убеждать и радовать ею.
Взгляд на музыку с нравственных позиций был характерен и для многих
педагогов прошлых столетий. Я. А. Коменский рассматривал музыкальное
воспитание как действенное средство формирования духовности растущей
личности, указывал на необходимость приобщения к национальной музыке
уже в «Материнской школе» и предлагал обязательное включение музыки в
программу
всех
четырех
ступеней
обучения.
Ш.
Л.
Монтескье
отмечал
способность музыки пробуждать все чувства и смягчать нравы, благодаря
способности вызывать ощущения кротости, сострадания, нежности и др. Д.
Юм подчеркивал важную роль искусства и особенно музыки в воспитании
нравственных воззрений и чувств.
Музыка в нашей жизни это живое знание и представление человека о самом
себе, это путь к себе и открытие себя в себе. Она означает непрерывный
процесс самосозидания и самотворчества. Обращение к ней предоставляет
исключительные
возможности
для
«расширения»
сознания,
«обогащения
смысла
общения»;
она
создает
предпосылки
для
осознания
процесса
рефлексии над собственными душевными и духовными потенциями. Можно
сказать, что личность, чувствующая музыку, глубоко и тонко ощущает мир,
умеет видеть прекрасное, величественное в окружающей жизни и слышать
мир во всем его многообразии. В. А. Сухомлинский отмечал, что «музыка
открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда.
Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном,
величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом
себе». Его слова о том, что «без музыки трудно убедить человека, который
вступает в мир, в том, что человек прекрасен», конкретизируют тезис о
музыкальном воспитании как воспитании человека, выражающий существо
концепции Д. Б. Кабалевского, утверждавшего необходимость воспитания
музыкальной культуры дошкольников как части их духовной культуры.
Музыка
в
системе
общего
образования
–
основа
процесса
воспитания
духовности. Приобретаемые на занятиях музыки знания, умения и навыки
становятся личностным духовным достоянием, в своей ценностной данности
превращающегося в основу духовного роста и самоутверждения. Музыка как
учебный
предмет
в
системе
общего
образования
может
и
должна
более
широко использоваться в целях воспитания духовности дошкольников.