Напоминание

" Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника"

Автор: Ортина Светлана Борисовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 26"
Населённый пункт: Московская область,Волоколамский район, п.Сычево
Наименование материала: консультация
Тема: " Роль музыки в воспитании духовности современного дошкольника"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

"Роль музыки в воспитании духовности

современного дошкольника"

(Консультация для родителей)

Подготовила:

Ортина Светлана Борисовна

музыкальный руководитель

первой квалификационной категории.

2017г.

Современный мир характеризуется чрезвычайной противоречивость

процессов, протекающих во всех сферах жизнедеятельности общества и не

всегда реализующихся во всей своей полноте позитивной созидательности.

Ситуация усложняется нарастанием духовного кризиса, проявляющегося в

торжестве

утилитаризма,

возведении

материальных

потребностей

в

ранг

высших

потребностей

человека, материальных

ресурсов

в

мерило

значимости

индивидов,

а

материальных

интересов

в

критерий

оправданности действий социальных субъектов, что, в общем, нарушило

равновесие: материальная сторона жизни общестразвилась намного сильнее,

чем духовная.

В результате, говоря словами А. Швейцера, цивилизация стала похожей на

корабль без рулевого, который теряет свою маневренность и неудержимо

мчится навстречу к катастрофе.

Поиск

путей

и

средств

выхода

из

столь

противоречивой

ситуации

усматривается в духовности, в ее «постоянном, сиюминутном утверждении»

(М. Кулэ). По мнению И. А. Ильина «наше время ни в чем так не нуждается,

как в духовной очевидности. Ибо «сбились мы», и «следа» нам не видно. Но

след, ведущий к духовному обновлению и возрождению, найти необходимо и

возможно».

А

все

это

напрямую

связано

с

системой

образования

и

воспитания

народа,

формированием

у

него

высокой

духовности,

представляющей собой целостную совокупность идей, идеалов, образов и

чувств,

ориентированных

на

ценности

возвышенного

и

прекрасного,

истинного и праведно-созидательного.

Поэтому очень важно помочь каждому человеку в формировании его личной

духовности,

придающей

человеческой

жизни

высшее

измерение,

высшее

значение и смысл.

Воспитание духовности особенно необходимо осуществлять в дошкольные

годы, «так как заряд духовности в эти годы наиболее устойчив и сохраняется

долгое время, определяя духовно-нравственный облик человека практически

на всю жизнь»

Среди факторов воспитания духовности дошкольников в системе общего

образования особое место занимает музыка. Являясь по своей сущностной

природе

явлением

идеальным,

а

в

онтологической

данности

отражением

подлинности

чувств

и

сокровенности

бытия,

она

обладает

потенциями

огромной

силы

педагогического

влияния

на

духовность

человека.

Ее

воспитательная миссия заключается в призыве к добру и справедливости, в

прозрении

более

совершенного

мира.

Посредством

музыки

происходит

формирование

сильной,

творческой,

жизнеспособной

личности,

она

«позволяет полнее ощутить ценность жизни, почувствовать ее пульс, течение:

она

облагораживает

внутренний

мир

личности

и

делает

его

подлинным

«аристократом

духа».

По

мнению

Конфуция,

музыка

придает

личности

цельность

и

гармоничность,

она

есть

средство

воспитания

характера

«благородного

мужа»,

отличительной

чертой

которого

являлась

высокая

духовность.

С другой стороны, музыка, как то, что несет красоту в земной мир, есть

своеобразное

соприкосновение

идеального

и

реального,

а

это

позволяет

глубже

осознавать

пути

утверждения

духовности

и

пробуждать

обеспокоенность

нравственными

проблемами.

По

утверждению

Г.

В.

Ф.

Гегеля, чувственные образы и звуки выступают в искусстве не только ради

себя и своего непосредственного выявления, а с тем, чтобы в этой форме

удовлетворить

высшие

духовные

интересы,

так

как

они

обладают

способностью пробудить и затронуть все глубины сознания и вызвать их

отклик в душе. В процессе общения с искусством И. Кант видел важный

момент – превышение человеком собственных возможностей. Он обращал

внимание

на

стимулирование

произведением

искусства

духовного

роста

личности,

возникающего

в

результате

полноценного

восприятия

музыкального

произведения

и

проникновения

в

его

суть.

Необходимо

заметить, что музыкальная способность, в целом прямо и непосредственно

связанная с разумом – «законодателем нравственности» (И. Кант), помогает

возвысить

человека

и

раскрыть

его

духовную

сущность.

Смысл,

порождаемый музыкой, заключается не в том, чтобы без конца удовлетворять

свои эмпирические желания, а в том, чтобы раскрывать свои потенции и

притом по возможности разносторонним образом.

Значение музыки в воспитании духовного начала в личности признавалось и

самими творцами музыкального искусства. Так, итальянский композитор и

музыкальный

теоретик

эпохи

Ренессанса

Джордж

Царлино

утверждал

мнение,

что

музыкальное

искусство

способно

к

выражению

всеобщей

гармоничности,

как

мировой,

так

и

человеческой.

В

своем

трактате

«Гармонические установления» в главе, «Для какой цели нужно учиться

музыке?» он писал: «Музыку нужно изучать не как необходимую науку, но

как свободную и достойную, так как посредством нее мы можем достичь

хорошего и достойного поведения, ведущего по пути добрых нравов …». Г.

Гендель хотел, чтобы его музыка не просто доставляла удовольствие, но

чтобы под её влиянием люди становились лучше. Этому созвучна и мечта Л.

Бетховена «высекать огонь из мужественных душ».

О

д у х о вно-нравственном

воздействии

музыки,

её

спо собно сти

облагораживать

человека

писали

специалисты

в

области

музыкальной

педагогики – Л. А. Баренбойм, А. Б. Гольденвейзер и Г. Г. Нейгауз, теоретики

и методисты в области музыкального воспитания – Б. В. Асафьев, О. А.

Апраксина и Б. Л. Яворский. Так, Б. В. Асафьев называл музыку «вечно

живым» претворением всего, что звучит в природе и в душе человека, и

призывал не просто развлекать музыкой, а убеждать и радовать ею.

Взгляд на музыку с нравственных позиций был характерен и для многих

педагогов прошлых столетий. Я. А. Коменский рассматривал музыкальное

воспитание как действенное средство формирования духовности растущей

личности, указывал на необходимость приобщения к национальной музыке

уже в «Материнской школе» и предлагал обязательное включение музыки в

программу

всех

четырех

ступеней

обучения.

Ш.

Л.

Монтескье

отмечал

способность музыки пробуждать все чувства и смягчать нравы, благодаря

способности вызывать ощущения кротости, сострадания, нежности и др. Д.

Юм подчеркивал важную роль искусства и особенно музыки в воспитании

нравственных воззрений и чувств.

Музыка в нашей жизни это живое знание и представление человека о самом

себе, это путь к себе и открытие себя в себе. Она означает непрерывный

процесс самосозидания и самотворчества. Обращение к ней предоставляет

исключительные

возможности

для

«расширения»

сознания,

«обогащения

смысла

общения»;

она

создает

предпосылки

для

осознания

процесса

рефлексии над собственными душевными и духовными потенциями. Можно

сказать, что личность, чувствующая музыку, глубоко и тонко ощущает мир,

умеет видеть прекрасное, величественное в окружающей жизни и слышать

мир во всем его многообразии. В. А. Сухомлинский отмечал, что «музыка

открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда.

Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном,

величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом

себе». Его слова о том, что «без музыки трудно убедить человека, который

вступает в мир, в том, что человек прекрасен», конкретизируют тезис о

музыкальном воспитании как воспитании человека, выражающий существо

концепции Д. Б. Кабалевского, утверждавшего необходимость воспитания

музыкальной культуры дошкольников как части их духовной культуры.

Музыка

в

системе

общего

образования

основа

процесса

воспитания

духовности. Приобретаемые на занятиях музыки знания, умения и навыки

становятся личностным духовным достоянием, в своей ценностной данности

превращающегося в основу духовного роста и самоутверждения. Музыка как

учебный

предмет

в

системе

общего

образования

может

и

должна

более

широко использоваться в целях воспитания духовности дошкольников.