Напоминание

"Изучение и решение вопросов по ознакомлению детей раннего возраста с природой народов Севера" (экологическое воспитание)

Автор: Андреева Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №3 "Росинка"
Населённый пункт: ЯНАО г. Салехард
Наименование материала: консультация
Тема: "Изучение и решение вопросов по ознакомлению детей раннего возраста с природой народов Севера" (экологическое воспитание)







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 «Росинка» для детей раннего возраста»

Консультация

Тема: «Изучение и решение вопросов по ознакомлению детей

раннего

возраста

с

природой

народов

Севера» (экологическое

воспитание)

Организованные занятия по ознакомлению

детей с природой и экологическому воспитанию с

детьми

третьего

года

жизни

осуществляется

круглый

год

в

процессе

разнообразных

видов

деятельности:

непосредственной

деятельности,

прогулок,

наблюдений,

игр,

индивидуальных

бесед

с

детьми.

Ознакомление

дошкольников

с

природой

нужно

начинать

с

ближайшего

окружения.

В

групповой

комнате

и

на

участке

детского

сада

следует

создать

для

этого

необходимые условия. Так в группе оформляется

уголок природы, который отображает данный отрезок времени года (осень, зима, весна и

лето). У детей формируется представление о природных явлениях севера. Они знакомятся

с животным и растительным миром коренного народа, рассматривают картины из серии

«Временам года»: картины с изображением животных, растений тундры. Например, на

непосредственно

образовательной

деятельности

по

теме:

«Рассматривание

картины

«Осень», дети знакомятся со временем года, его признаками и погодными явлениями. На

занятии «Животные тундры и их детёныши» формируются представления

детей о

животных, воспитывается гуманное отношение к ним.

В

группе

есть национальная

кукла

по

имени

Мохани.

В

начале

года

кукла

знакомится

с

детьми,

а

затем

кукла

и

дети

«ходят

друг

к

другу

в

гости».

Мохани

рассказывает детям о себе: где она живёт, чем занимается в чуме и в тундре, показывает

картины, рассказывает детям сказки, играет в национальные игры. Дети с удовольствием

играют с куклой, внимательно и с интересом слушают её сказки и рассказы. Реализации

поставленных задач способствует созданию в группе уголка по краеведению. Ребёнок

должен всё увидеть сам и правильно воспринять.

С

помощью

картинок

и

игрушек

можно

познакомить

детей

с

домашними

животными – кошкой, собакой, оленем; научить узнавать и называть этих животных.

Воспитатель

развивает

у

детей

интерес

к

животным,

желание

рассматривать

их

в

действительности

и

на

картинах: формирует доброжелательное отношение к ним.

При

рассматривании

картин,

на

которых

изображены

животные

можно

задать

следующие

вопросы:

кто

нарисован на картине? Что делает животное? Что имеется

у оленя на голове? Как называются детёныши собаки? Что

делают

детёныши

оленя?

Какого

они

цвета?

Что

едят

животные? Как кошка и котята мяукают? Вопросы должны

быть простыми и понятными.

Педагог

должен

делиться

с

детьми

своими

впечатлениями от встреч с домашними животными. Если

дома у ребёнка есть какое-нибудь животное, попросите его рассказать вам о нём.

При

наличии

условий

целесообразно

организовать

наблюдения

за

птицами

в

групповой комнате и на участке детского сада.

В детском саду (2013году)

в рамках каникулярной

недели

на тему: «Птицы – наши верные друзья» прошла

экологическая акция «Столовая для птиц». В течение недели

были

проведены

различные

мероприятия,

с

целью

привлечь внимание детей к птицам нашего сада и рассказать

о

трудностях выживания их зимний

период, и как им

помочь.

Для

детей

прошла

презентация

видеофильма

«Птичий концерт», где дети знакомились с разными видами

пернатых,

слушали

их

голоса.

Во

время

осуществления

художественно - творческой деятельности к ребятам в гости прилетала гостеприимная

сорока – белобока, для которой дети варили кашу из пшена, сделанного из пластилина.

Используя нетрадиционный метод рисования «ладошка», дети

изображали

птичек на

веточках дерева. У каждого ребёнок был выбор посадить свою птичку на понравившуюся

ему веточку и проявить свою индивидуальность в выборе птички, будь то

воробей,

синичка или снегирь. На музыкальном развлечении «Мой приятель воробей» играли, пели

и танцевали, изображая разных птиц.

Результатом

экологической

акции

«Столовая

для

птиц»

было

запланировано

совместное развешивание их на территории нашего «парка». Дети с большим желанием

сыпали зёрна в кормушки, зазывали птичек песенкой - закличкой.

Мероприятие имело познавательную и воспитательную направленность, развивая

у детей такие качества, как доброта, любовь к природе, умение общаться в коллективе. А

главное - это то, что ребята и взрослые помогли птицам пережить холодные зимние дни.

Для закрепления знаний о животных можно поиграть с детьми в игру «Большие и

маленькие». Педагог показывает им картинки с изображением взрослых животных и их

детёнышей, просит их назвать. В игре « Кто как кричит?» педагог закрепляет названия

птиц

и

животных,

учит

их

имитировать

издаваемые

животными

звуки.

Вместе

со

взрослыми

дети

могут

покормить

птиц,

посмотреть,

как

они

клюют

зёрнышки:

на

прогулке или из окна групповой комнаты понаблюдать за птицами, которые прилетают на

участок (воробьи, сороки, синицы и снегири). При этом следует обратить внимание детей

на то, как птицы машут крыльями во время полёта, как ходят по земле, как клюют корм.

Познакомить

детей с дикими животными (заяц, лиса, волк, медведь) можно в

процессе

чтения

и

рассказывания

русских

народных

сказок

«Маша

и

медведь»,

«Колобок», «Теремок» и ненецких сказок «Мышонок и оленёнок», «Мышка», «Сказка».

Сказки очень разнообразны по содержанию: есть множество сказок, в которых

главными действующими лицами являются животные: «Ворона, Куропатка, Мышка»,

«Черный и белый», «Снегирь и Мышонок» и т.д.

При знакомстве с ненецкой сказкой «Снегирь и Мышонок» у детей воспитываются такие

качества, как доброта, желание поделиться с другими.

Сказка «Ворона, Куропатка,

Мышка» воспитывает трудолюбие, умение помогать, брать на себя трудовые обязанности.

Ряд сказок рассказывают о природных явлениях. Сказка «Солнышко рукавички

надело»

даёт понятие детьми природных явлений. Например, если на небе увидеть в

зимний день не одно солнышко, а круги вокруг него, значит, скоро наступят морозы.

Рассказывая детям сказку «Колобок» можно показать детям резиновые игрушки –

колобка,

зайца,

волка,

лису

и

медведя.

Во

время

песенки

колобка

попросите

детей

подпевать ему. После рассказывания сказки можно провести игру-драматизацию. Затем

можно побеседовать с детьми по содержанию сказки: предложите ответить на вопросы:

кого испекла бабушка? Куда покатился колобок? Кого он повстречал в лесу? В сказке

«Мышонок

и

оленёнок»

дети

знакомятся

с

маленьким

мышонком,

с

его

взаимоотношениями с оленёнком. О том, что в тундре надо помогать друг другу, нельзя

обманывать другого.

Оленёнок, оленёнок,

Мой пушистый колобок.

Хорошо играть с тобою

И поглаживать твой бок.

Необходимо чаще использовать фольклорные произведения о животных, рассказы,

стихи, связанные с тем или иным природным явлением. При рассматривании картин и

иллюстраций, во время чтения художественных и фольклорных произведений, в процессе

наблюдения за живыми объектами обращайте внимание на характерные особенности

животных, учите различать и называть части тела (у животных есть голова, туловище,

хвост и ноги)

.Травка-муравка со сна поднялась,

Зайки - за капустку,

Мышки – за корку,

Ребятки – за молоко.

Оленёнок, оленёнок,

Мой пушистый колобок.

Хорошо играть с тобою

И поглаживать твой бок.

Хвост – пушистою дугой…

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям может лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтоб зимою жить в дупле.

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз.

Кто по елкам ловко скачет?

Кто в дупле орехи прячет?

Сушит на зиму грибы.

Следует подводить детей к пониманию того, что животные ходят и бегают по

земле;

птицы

летают

в

воздухе,

ходят

и

прыгают

по

земле;

рыбы

плавают

в

воде;

побуждать выражать своё восхищение.

Одним

из

актуальных

для

нашего

исследования

жанров

фольклора

является

загадка. Она имеет древнее происхождение, создавалась на основе накопления человеком

опыта в познание окружающей его природы.

Загадки в краткой метафорической форме дают начальные представления о мире,

явлениях, вещах, формируют их и подготавливают к восприятию обыденной реальности.

Она, как оленья шкура,

От моря до моря лежит.

То рыжей, то белой,

То зелёной становится.

Тундра.

Что за бусинка вот тут

На столбе повисла?

Глянешь – слюнки потекут,

А раскусишь – кисло.

Клюква.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

Снегирь.

Продолжаем знакомить детей с разнообразной палитрой цветов, звуков, запахов;

формируйте эстетическое отношение к окружающей природе в процессе наблюдений. На

прогулках в полной мере удовлетворяется

потребность ребенка в ознакомлении с

окружающим миром (в процессе наблюдения, объяснения, в свободной игре с природным

материалом).

Прогулки

на

тему:

«Листопад»,

«Хмурая

осень»,

«Зима

холодная»,

«Снегопад», «Весна в тундре» обогащают представления детей о мире природы.

Например, время года – осень. Формируем элементарные представления об осенних

изменениях в природе: на деревьях разноцветные листья, идут частые дожди, дует ветер,

листья

летят

с

деревьев.

Дети

вместе

с

родителями

ходят

в

тундру.

Знакомятся

с

растениями (ягоды – брусника, голубика, морошка), грибами, деревьями (ель, берёза,

ёлка).

Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, Осень, спросим,

Что в подарок принесла?

Что за ягодка брусничка,

Круглый шарик и ресничка.

И на кустике в тайге,

И у мамы в пироге.

Морошка, морошка,

Тоненькая ножка.

Ягодка – фонарик

Сладость нам подарит.

На прогулке можно предложить детям поиграть в подвижную игру «Мы – осенние

листочки».

Дети

вместе

с

воспитателем

произносят

слова

и

выполняют

действия

в

соответствии с текстом стихотворения:

Мы – листочки, мы – листочки,

Мы – осенние листочки.

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели.

«Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам.

Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя, услышать пение птиц…»

Именно поэтому мною вводится первоначальная стадия экологического

проекта «Тропинка Мохани».

Экологическая тропинка позволит более продуктивно

использовать

обычные

прогулки

с

детьми

для

образовательной

деятельности

и

одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.

Экологическая тропинка имеет несколько зон: На территории детского сада очень

много деревьев: лиственница, ель, липа, берёза, рябина. Что образует один из объектов

тропинки «Большие деревья». Летом был создан второй объект «Маленькая тундра», где

дети могли увидеть мох, грибы, кусты брусники и голубики, маленькие ёлочки.

Это

вторая зона «Тундра». Весной в саду высадили на клумбах цветы, выросла трава, что дало

название третьей зоны -

«Полянка», Созданная развивающая среда в каникулярную

неделю, позволило создать 4 экологическую зону - «Птичья столовая».

Нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от цели

прогулки. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку.

Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года.

На

тропе

можно

проводить

наблюдения,

игры,

театрализованные

занятия,

экскурсии. Занимаясь с детьми, очень важно помнить об интегрированном подходе: свои

впечатления об увиденном дети могут

выразить

на

музыке, в

театрализованной

деятельности и подвижных играх. После встреч с живой природой у них развивается

фантазия,

игровое,

речевое

и

изобразительное

творчество.

Свои

впечатления

об

увиденном, они могут отразить в работах по изобразительной деятельности. Используя

различную технику рисования и средства изображения, дети могут передавать в рисунках

красоту

родной

природы.

Примером

является

проект

сценария

«Северное

сияние».

Результаты

ознакомления

детей

с

экологической

тропинкой

могут

дать

большие

возможности

для

сенсорного

развития

ребенка,

для

проведения

систематических

наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяйки тропинки,

эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе.

Дети совершают прогулки по участку, во все времена года рассматривают деревья,

кусты, отмечают сходство и отличия их внешнего вида в зависимости от времени года.

Время

года

зима.

В

уголке

краеведения

появляются

чум,

нарты,

снег,

лесная

часть

деревья, дикие животные. Воспитатель обращает

внимание, что снег укрыл землю, деревья, дома;

как падает снег. Организуются игры со снегом, в

процессе которых дети знакомятся со свойствами

снега. На прогулке предлагается потрогать снег

для ознакомления с его свойствами (холодный,

белый, тает). Дети наблюдают за взрослыми, как

они

лепят

снеговиков,

рассматривают

ёлочку,

запорошенную снегом.

Покажите детям, как можно сделать красивые украшения для

ёлочки, растущей на территории детского сада. В формочки налейте цветную воду или

положите различные украшения (канфети, бусинки и т.д.). Чтобы эти украшения развесить

на дереве, из ниточек сделайте петельки и опустите их в воду. Когда игрушки замёрзнут,

достаньте их из формочек и развесьте на ёлочку. В гости к детям приходит кукла Мохани.

Она рассказывает детям о снежной тундре, показывает альбомы. Предложите детям спеть

песенку «Ёлочка» (музыка Е.Тиличеевой, слова м.Булатова). Вспомните с ними песню

«Зима» (музыка В.Красёвой, слова Н.Френкель):

Вот зима, кругом бело:

Много снега намело.

Утром Ваня санки взял.

По дорожке побежал.

А в саду у нас гора,

Все катаются с утра.

Крикнул Ваня: «Берегись!»

Покатился с горки вниз.

Как в тундре снег белым-бело

Летит полярная сова.

Ей не страшны мороз, зима

И полночи беззвездной тьма

Следят локаторы ушей

За перебежками мышей.

И видят их сквозь тьму глаза…

Сова – мышиная гроза.

На изобразительной деятельности дети изображают явления природы Севера, это «Ягодка

брусничка», «Малица и ягушка для друзей Мохани», «Новогодняя ёлочка», «Вот зима –

кругом бело», «Снежные сугробы» и т.д. У детей формируются п

Дети знакомятся

с элементами

узора: «заячьи ушка», «оленьи рога» национальной

одежды народов Севера, учатся рисовать элементы узоров, используя заготовки узоров.

Узнают

и

называют

предметы

народных

художественных

ремесел:

изготовление

берестяной посуды, изготовление меховой одежды и обуви.

Природа-это дом под снегом и дождем.

В любой мороз и зной устроен он на славу.

Храните этот дом, в котором мы живем.

На этот мирный дом имеем право.

Воспитывать

любовь к родному краю

необходимо с раннего возраста, так как

впечатления, накопленные с детства, остаются на всю жизнь.

На протяжении многих лет мы прививаем нашим детям любовь к тем местам, где

он родился и живет; развиваем умения видеть и понимать красоту окружающего мира;

узнавать больше об особенностях явлений неживой природы и умение находить новые

впечатления и постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно

искать новые сведения о мире.

В феврале 2014 года, в МБДОУ прошла каникулярная неделя. Дети знакомились с

родным краем. Для этого был составлен проект на тему: «Дом мой – Ямал мой».

Каждый день был по своему интересен, познавателен и посвящён определённой

теме.

Например:

«День

здоровья

и

спорта»

заключался

в

создании

эмоционально-

положительного настроения, и укрепления здоровья детей. Этому способствовали такие

подвижные

игры

народов

Севера:

«Перетягивание

палки»,

«Прыжки

через

нарты»,

«Ловкий оленевод». Дети состязались в ловкости, смелости, находчивости, в умении

набрасывать аркан (кольца) на оленя. Проекты «Зимние фантазии», «Снеговик в гостях у

детей», знакомили детей с творчеством мастеров «Ледяных скульптур» родного города

Салехард. Родители тоже не остались в стороне, приняв

активное участие в смотре –

конкурсе на тему: «Ледяные игрушки».

Заключительным этапом каникулярной недели была встреча с Ямальским Дедом

Морозом - Ямал Ири. Дети узнали и увидели хозяина тундры народов Севера. Ямал Ири

и его помощники вели беседу о правилах поведения в тундре, в лесу, как заботится о

животных и птицах. В этом заключается забота человека о природе.

Воспитатель называет время года – весна. Мы показываем изменения и обращаем

внимание детей на то, как становится красиво на участке

детского

сада.

Обращаем

внимание

на

деревья,

на

которых распустились первые зелёные листочки. Очень

хорошо, если родители покажут детям такое явление как

«ледоход» на реке Обь. С ледоходом приходит настоящая

весна на Севере.

Дети

наблюдают

за

птицами,

прилетающие

на

участок детского сада: как они летают, клюют зёрна, пьют

воду из лужи. Прочитайте стихотворение о птицах. У

народа ненцев есть весенний праздник птиц «Праздник

ворона», с которым начинается приход весны в тундре.

Расскажите, что весной начинает пригревать солнышко. Люди зовут солнышко,

чтобы стало тепло.

Время года – лето. Для детей организуются игры с песком и водой. В процессе игр

дети знакомятся с их свойствами. В играх с водой целесообразно показать детям, что вода

жидкая, её можно переливать из одного сосуда в другой; если холодная вода постоит на

солнышке, то станет тёплой; вода может быть чистой и грязной. Сухой песок рассыпается,

а если полить его водой – становится влажным, и тогда из него с помощью формочек

можно делать различные пирожки.

В

солнечный

день

в

групповой

комнате

организуется

игра

с

солнечными

зайчиками. Необходимо упражнять детей в произношении стихотворений в сочетании с

движениями. Воспитатель с помощью зеркала пускает солнечного зайчика и произносит

стихотворение:

Солнечные зайчики играют на стене,

Поманю их пальчиком, пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей!

Вот он, светленький кружок,

Вот, вот, вот – левей, левей!

Убежал на потолок.

Дети ловят зайчика на стене. Игра вызывает у детей большую радость, особенно

если удаётся поймать солнечного зайчика рукой.

В

повседневной

жизни

организуйте

наблюдения

за

растениями

и

животными

уголка природы. Привлекайте родителей к участию в творческих мастерских, где они

могут сделать поделки из бросового материала,

к

формированию у детей знаний о

родном крае.

Очень большое значение в приобщении взрослых

и

детей

нашего

города

имеет

музей

имени

Ивана

Семёновича Шемановского, который открывает путь к

освоению

национальной

культуры,

его

наследия,

воспитывает

в

подрастающем

поколении

уважение

к

своей нации, к традициям своих предков, воспитывает

доброжелательное отношение друг к другу.

Предлагайте

родителям

во с п и т а н н и ко в

посещать

музей

им.

И.

С.

Шемановского

для

приобщения ребёнка к культуре и традициям народов

Севера.