Автор: Пекина Мария Александровна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБУ ДО "Областной Центр дополнительного образования детей"
Населённый пункт: г. Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Межпредметная интеграция как основа проектной деятельности в организациях дополнительного образования
Пекина М.А.,
методист ГБУДО «Областной Центр
дополнительного образования детей»
Челябинская область, г. Челябинск
Межпредметная интеграция как основа проектной деятельности в
о р г а н и з а ц и я х
д о п о л н и т е л ь н о г о
о б р а з о в а н и я
Дополнительное образование детей на современном этапе развития
системы
образования
региона
представлено
вариативным
множеством
бюджетных
и
коммерческих
организаций.
Выбирая
направление
деятельности, ребенок и родители обращают внимание в первую очередь на
стоимостные характеристики обучения. В настоящее время многие родители
готовы и могут себе позволить вкладывать финансовые средства в обучение
своего ребенка. Однако даже при таком условии стоимость обучения по
нескольким
направленностям
дополнительного
образования
одновременно
может
оказаться
не
доступной
многим
обучающимся.
В
связи
с
этим
востребованность услуг бюджетных организаций остается инвариантной при
росте коммерческого сектора дополнительного образования.
Важной
функцией
бюджетных
организаций
дополнительного
образования, на взгляд автора, является помощь в решении проблемы выбора
направления
обучения,
путем
предоставления
обширного
спектра
дополнительных общеобразовательных программ. Большинство учреждений
дополнительного образования реализуют программы по нескольким
направленностям
(социально-педагогической,
туристко-краеведческой,
художественной,
физкультурно-спортивной,
естественнонаучной).
При
желании ребенок может посещать разные учреждения и осваивать несколько
программ одновременно. Такое погружение в образовательную деятельность
способствует
всестороннему
развитию
творческих,
интеллектуальных,
коммуникативных способностей [1], но сопряжено с большими затратами
времени.
Решением
проблемы
может
стать
внедрение
интегрированных
дополнительных
общеобразовательных
программ.
В
условиях
одного
учреждения
такие
программы
требуют
особой
подготовки
специалистов,
разработки
новых
подходов
к
обучению
и
критериев
оценки
результативности
программ.
Поэтому
целесообразнее
использовать
возможности интеграции предметов или направленностей в образовательном
процессе. Включение разовых интегральных мероприятий носит локальный
1
Пекина М.А., методист
ГБУДО «Областной Центр дополнительного образования детей»
Челябинская область, г. Челябинск
эпизодический характер и не позволяет раскрыть способности обучающихся
по нескольким направлениям развития личности. В связи с этим, для решения
проблемы комплексного образования, наиболее подходящим условием будет
применение технологии проектной деятельности в образовательном процессе
учреждения.
Проект
в
рамках
образовательного
процесса
представляет
собой
совместную
работу
обучающегося
и
педагогов,
имеющую
общую
цель,
методы,
способы
деятельности,
конечный
результат
[3].
Учитывая,
что
проектная деятельность предполагает инициативу обучающихся, задачами
педагогов
в
проекте
должно
стать
создание
«ситуации
успеха».
Таким
образом,
любой
образовательный
процесс
должен
быть
в
той
или
иной
степени
управляемым.
Педагоги
не
должны
подавлять
активность
обучающихся,
а
направить
и
организовать
деятельность
так,
чтобы
поставленные образовательные задачи были выполнимыми [2].
Организация
деятельности,
в
которой
каждый
обучающийся
может
видеть свой вклад, достигается целенаправленной поддержкой,
сопровождением
деятельности,
разумной
оценкой
деятельно сти
обучающихся
и
рисков
проекта
со
стороны
педагогов,
работающих
над
проектом.
Работа
над
проектом,
вне
зависимости
от
его
направленности
и
конечного результата, должна проходить определенные этапы:
-
планирование или подготовительный этап (предпроектная идея,
предложение, сбор информации, выбор методов и методик,
командообразование и т.д.);
-
реализация или основной этап (осуществление деятельности по
созданию конечного продукта в соответствии с планом, исследование);
-
конечный продукт или заключительный этап (анализ полученного
результата, его презентация, окончательные выводы).
Необходимо обеспечить грамотную поддержку деятельности детей на
каждом
этапе
проектирования.
Такой
подход
предполагает
наличие
определенной
подготовки
педагогов,
умения
работать
в
команде,
знания
основ
проектирования.
Специалисты
разных
направлений
деятельности
формируют предпосылки к развитию комплексных межпредметных навыков
у обучающихся.
Так,
на
первом
этапе
–
планировании,
ребята
должны
познакомиться
с
проблемой,
собрать
информацию,
распределить
роли.
Целесообразно
проведение
психологических
мастер-классов,
игр
на
сплочение, выявление лидерских качеств, общую эрудированность. Выбор
методов
и
методик
предполагает
знакомство
с
основами
научных
2
Пекина М.А., методист
ГБУДО «Областной Центр дополнительного образования детей»
Челябинская область, г. Челябинск
исследований,
расчет
экономической
эффективности.
На
основном
этапе
проекта
должно
быть
обеспечено
привлечение
специалистов
разных
направленностей, в зависимости от тематики проекта. Оформление итогов
проекта и его презентация требуют знаний в области работы с определенным
программным обеспечением, умения преподнести информацию, работой с
информационными
источниками.
На
этом
этапе,
например,
логично
познакомить
обучающихся
с
правилами
написания
текстов,
основами
блоггинга, оформлением презентаций и ораторским искусством.
Каждый проект должен обладать уникальным набором мероприятий,
направленных
на
более
полную
проработку
конечного
продукта
проектирования. Этого можно достичь только комбинацией межпредметных
знаний, навыков, умений обучающихся и непременным их развитием в ходе
проектирования.
Использование
интеграции
межпредметных
знаний
позволит
повысить
качество
и
привлекательность
предоставляемых
образовательных услуг, снизить затраты времени, конкретизировать итоги
работы.
Список литературы.
1.
Российская Федерация. Законы. Об образовании [Текст]: федер.
закон: [принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г.: одобр. Советом Федерации 26
декабря 2012 г.]. – М.: Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1),
ст. 7598.
2.
Пашкова
О.И.
Теоретические
аспекты
управления
проектной
деятельностью
в
образовательной
организации
//
Всероссийское
образовательное издание «Вестник педагога»: сетевое издание, 2018: (дата
обращения: 20.02.2018).
3.
Яковлева
Н.Ф.
Проектная
деятельность
в
образовательном
учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.:
ФЛИНТА, 2014. - 144с.
3
Пекина М.А., методист
ГБУДО «Областной Центр дополнительного образования детей»
Челябинская область, г. Челябинск