Напоминание

"Использование современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО"

Автор: Манжосова Виктория Васильевна
Должность: студентка 4 курса группы 4-3н
Учебное заведение: Филиал СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ

РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Манжосова Виктория Васильевна,

студентка 4-3Н группы

Филиала СГПИ в г. Железноводске

.

Научный руководитель:

Мачулина Марина Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент

Ключевые слова: современные образовательные технологии, технология

проблемного обучения, технология развития критического мышления, метод

проектов, информационно-коммуникационные технологии

Введение

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального общего образования определило модель современного начального

образования.

Цель

начального

образования

сегодня

заключается

в

фо рми р о ва н и и универсальных

учебных

действий

в

лич но с т но й,

коммуникативной,

познавательной

и

регулятивной

сферах.

Важную

роль

в

реализации

такой

цели

играет

использование

на

уроках

современных

образовательных технологий. Современные образовательные технологии можно

определить как продуманные во всех деталях модели совместной учебной и

педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению

образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий

для обучающихся и учителя [5].

В условиях реализации требований ФГОС НОО наиболее актуальными

становятся

следующие

современные

образовательные

технологии:

информационно-коммуникационная

технология,

технология

развития

критического

мышления,

технология

проектного

обучения,

технология

1

развивающего

обучения,

здоровьесберегающие

технологии,

игровые

технологии,

модульная

технология,

технология

педагогических

мастерских,

кейс-технология,

технология

интегрированного

обучения,

педагогика

сотрудничества,

технологии

уровневой

дифференциации,

групповые

технологии

и

т.д.

[5]

Рассмотрим

особенности

применения

некоторых

современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в

начальной школе.

Е.Н.

Ильин

в

своих

трудах

отмечал:

«Нужно

создать

условия,

при

которых не читать или тем более читать невнимательно невозможно, т.е. так

поставить вопрос, чтобы поиски ответа на него требовали напряжения мысли,

вдумчивого отношения к прочтению текста» [3, c.143]. Уметь ставить вопросы и

искать пути их решения – основа проблемного обучения. Именно проблемное

обучение

способствует

активизации

познавательной

деятельно сти

обучающихся,

а

также

формированию

их

способности

к

самообучению,

к

творческой деятельности. На уроках литературного чтения в начальной школе

могут

быть

использованы

такие

элементы

проблемного

обучения,

как

проблемные ситуации, проблемные задачи и проблемные вопросы.

Сравним

два

вопроса

к

рассказу

Н.

Артюховой

«Трусиха»:

1.

Как

поступили ребята, услышав, что Лохмач сорвался с цепи? А как поступила

Валя? 2. Почему Валя выбежала навстречу псу? Первый вопрос побуждает к

сравнению поведения Вали и других ребят, однако это происходит на уровне

констатации факта. Второй вопрос же требует размышления, направленного на

решение проблемной ситуации; обучающийся решает эту проблему, опираясь

на свой жизненный опыт, на знание ситуации. В процессе такого анализа

младшие школьники проходят долгий путь поиска, спорят, отстаивают свою

точку зрения, учатся понимать других людей [1].

На уроках литературного чтения может быть использована технология

развития критического мышления. С целью развития критического мышления

применяются следующие приемы: прием «Кластер», таблица, учебно-мозговой

штурм,

интеллектуальная

разминка,

зигзаг,

зигзаг-2,

прием

«Инсерт»,

эссе,

2

прием «Корзина идей», прием «Составление синквейнов», метод контрольных

вопросов,

прием

«Знаю../Хочу

узнать…/Узнал…»,

ролевой

проект,

прием

«Чтение с остановками», прием «Перепутанные логические цепочки» и другие.

Большое

распространение

получил

прием,

основанный

на

составлении

синквейнов. Синквейн - пятистрочная стихотворная форма, которая возникла в

США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Форму синквейна

разработала

американская

поэтесса

Аделаида

Крэпси.

Она

опиралась

на

знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хокку и танка. Пишется

это стихотворение в определенной последовательности:

1. Первая строчка стихотворения - это существительное - ключевое слово,

заключающее в себе тему стихотворения.

2. Вторая строка - это два прилагательных, которые описывают ключевое

слово, тему стихотворения, т.е. существительное.

3.

Третья

строчка

-

это

три

глагола,

которые

описывают

действия,

относящиеся к ключевому слову, теме стихотворения, т.е. существительному.

4.

Четвертая

строка

-

фраза,

состоящая

из

3-5

слов,

или

поговорка,

крылатое выражение, при помощи которого составляется высказывание к теме.

5. Пятая строчка - слово, представляющее собой вывод [2].

Метод

проектов

-

совокупность

исследовательских

и

проблемных

методов, способствующих формированию у младших школьников умений и

навыков

самостоятельной

и

конструктивной

работы,

овладению

способами

целенаправленной

интеллектуальной

деятельности

и

готовности

к

сотрудничеству.

Выполнение

проекта

предусматривает

не сколько

последовательных

этапов:

выбор

темы

и

задачи

проекта;

выдвижение

первоначальных

идей;

выбор

лучшей

идеи;

планирование

проектной

деятельности;

непосредственная

реализация

проекта;

оценка

и

самооценка

проекта;

презентация

проекта

[2].

На

уроках

литературного

чтения

обучающиеся могут выполнить проекты, например, по следующим темам:

Тема: «Моя Родина»

1. Подготовка сборника произведений о Родине.

3

2. Подготовка стенгазеты «Никто не забыт, ничто не забыто».

3. Создание слайд-шоу на стихи о войне.

Использование

информационно-коммуникационных

технологий

на

уроках в начальной школе - важное условие современного образования. На

уроках

литературного

чтения

используются

такие

информационно-

коммуникационные

технологии,

как

мультимедийные

презентации,

электронные

тестирования,

работа

с

ресурсами

Интернет,

работа

с

использованием интерактивной доски. При разработке урока литературного

чтения

с

использованием

информационно-коммуникационных

технологий

следует уделять особое внимание здоровью обучающихся. Такой урок должен

включать

в

себя

физические

и

динамические

паузы,

зарядку

для

глаз,

использование элементов здоровьесберегающей технологии [4].

Таким

образом,

применение

на

уроках

литературного

чтения

современных образовательных технологий - важное условие реализации ФГОС

НОО. Используемые педагогические технологии должны соответствовать теме,

цели

и

задачам

конкретного

урока,

возрастным

и

индивидуальным

возможностям младших школьников.

Литература

1.

Бабанский,

Ю.К.

Проблемное

обучение

как

средство

повышения

эффективности учения школьников / Ю.К. Бабанский. - Ростов-на-Дону, 2010. -

89 с.

2.

Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии: учебное

пособие / Н.В. Бордовская. - М.: КНОРУС, 2014. - 432 с.

3.

Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии. Начальная

школа / В.С. Кукушин. - Ростов н/Дону: Феникс, 2013. - 376 с.

4.

Роберт,

И.В.

Современные

информационные

технологии

в

образовании / И.В. Роберт. - М.: Школа-Пресс, 2004. - 108 с.

5.

Шоган, В.В. Технологии личностно-ориентированного урока: Учебно-

метод. пособие для учителей, методистов, кл. рук-лей, студентов пед. учебных

4

заведений, слушателей ИПК / В.В. Шоган. - Ростов-на-Дону: Издательство

«Учитель», 2013. - 231 с.

5