Автор: Манжосова Виктория Васильевна
Должность: студентка 4 курса группы 4-3н
Учебное заведение: Филиал СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО"
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Манжосова Виктория Васильевна,
студентка 4-3Н группы
Филиала СГПИ в г. Железноводске
.
Научный руководитель:
Мачулина Марина Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент
Ключевые слова: современные образовательные технологии, технология
проблемного обучения, технология развития критического мышления, метод
проектов, информационно-коммуникационные технологии
Введение
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального общего образования определило модель современного начального
образования.
Цель
начального
образования
сегодня
заключается
в
фо рми р о ва н и и универсальных
учебных
действий
в
лич но с т но й,
коммуникативной,
познавательной
и
регулятивной
сферах.
Важную
роль
в
реализации
такой
цели
играет
использование
на
уроках
современных
образовательных технологий. Современные образовательные технологии можно
определить как продуманные во всех деталях модели совместной учебной и
педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению
образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий
для обучающихся и учителя [5].
В условиях реализации требований ФГОС НОО наиболее актуальными
становятся
следующие
современные
образовательные
технологии:
информационно-коммуникационная
технология,
технология
развития
критического
мышления,
технология
проектного
обучения,
технология
1
развивающего
обучения,
здоровьесберегающие
технологии,
игровые
технологии,
модульная
технология,
технология
педагогических
мастерских,
кейс-технология,
технология
интегрированного
обучения,
педагогика
сотрудничества,
технологии
уровневой
дифференциации,
групповые
технологии
и
т.д.
[5]
Рассмотрим
особенности
применения
некоторых
современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в
начальной школе.
Е.Н.
Ильин
в
своих
трудах
отмечал:
«Нужно
создать
условия,
при
которых не читать или тем более читать невнимательно невозможно, т.е. так
поставить вопрос, чтобы поиски ответа на него требовали напряжения мысли,
вдумчивого отношения к прочтению текста» [3, c.143]. Уметь ставить вопросы и
искать пути их решения – основа проблемного обучения. Именно проблемное
обучение
способствует
активизации
познавательной
деятельно сти
обучающихся,
а
также
формированию
их
способности
к
самообучению,
к
творческой деятельности. На уроках литературного чтения в начальной школе
могут
быть
использованы
такие
элементы
проблемного
обучения,
как
проблемные ситуации, проблемные задачи и проблемные вопросы.
Сравним
два
вопроса
к
рассказу
Н.
Артюховой
«Трусиха»:
1.
Как
поступили ребята, услышав, что Лохмач сорвался с цепи? А как поступила
Валя? 2. Почему Валя выбежала навстречу псу? Первый вопрос побуждает к
сравнению поведения Вали и других ребят, однако это происходит на уровне
констатации факта. Второй вопрос же требует размышления, направленного на
решение проблемной ситуации; обучающийся решает эту проблему, опираясь
на свой жизненный опыт, на знание ситуации. В процессе такого анализа
младшие школьники проходят долгий путь поиска, спорят, отстаивают свою
точку зрения, учатся понимать других людей [1].
На уроках литературного чтения может быть использована технология
развития критического мышления. С целью развития критического мышления
применяются следующие приемы: прием «Кластер», таблица, учебно-мозговой
штурм,
интеллектуальная
разминка,
зигзаг,
зигзаг-2,
прием
«Инсерт»,
эссе,
2
прием «Корзина идей», прием «Составление синквейнов», метод контрольных
вопросов,
прием
«Знаю../Хочу
узнать…/Узнал…»,
ролевой
проект,
прием
«Чтение с остановками», прием «Перепутанные логические цепочки» и другие.
Большое
распространение
получил
прием,
основанный
на
составлении
синквейнов. Синквейн - пятистрочная стихотворная форма, которая возникла в
США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Форму синквейна
разработала
американская
поэтесса
Аделаида
Крэпси.
Она
опиралась
на
знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хокку и танка. Пишется
это стихотворение в определенной последовательности:
1. Первая строчка стихотворения - это существительное - ключевое слово,
заключающее в себе тему стихотворения.
2. Вторая строка - это два прилагательных, которые описывают ключевое
слово, тему стихотворения, т.е. существительное.
3.
Третья
строчка
-
это
три
глагола,
которые
описывают
действия,
относящиеся к ключевому слову, теме стихотворения, т.е. существительному.
4.
Четвертая
строка
-
фраза,
состоящая
из
3-5
слов,
или
поговорка,
крылатое выражение, при помощи которого составляется высказывание к теме.
5. Пятая строчка - слово, представляющее собой вывод [2].
Метод
проектов
-
совокупность
исследовательских
и
проблемных
методов, способствующих формированию у младших школьников умений и
навыков
самостоятельной
и
конструктивной
работы,
овладению
способами
целенаправленной
интеллектуальной
деятельности
и
готовности
к
сотрудничеству.
Выполнение
проекта
предусматривает
не сколько
последовательных
этапов:
выбор
темы
и
задачи
проекта;
выдвижение
первоначальных
идей;
выбор
лучшей
идеи;
планирование
проектной
деятельности;
непосредственная
реализация
проекта;
оценка
и
самооценка
проекта;
презентация
проекта
[2].
На
уроках
литературного
чтения
обучающиеся могут выполнить проекты, например, по следующим темам:
Тема: «Моя Родина»
1. Подготовка сборника произведений о Родине.
3
2. Подготовка стенгазеты «Никто не забыт, ничто не забыто».
3. Создание слайд-шоу на стихи о войне.
Использование
информационно-коммуникационных
технологий
на
уроках в начальной школе - важное условие современного образования. На
уроках
литературного
чтения
используются
такие
информационно-
коммуникационные
технологии,
как
мультимедийные
презентации,
электронные
тестирования,
работа
с
ресурсами
Интернет,
работа
с
использованием интерактивной доски. При разработке урока литературного
чтения
с
использованием
информационно-коммуникационных
технологий
следует уделять особое внимание здоровью обучающихся. Такой урок должен
включать
в
себя
физические
и
динамические
паузы,
зарядку
для
глаз,
использование элементов здоровьесберегающей технологии [4].
Таким
образом,
применение
на
уроках
литературного
чтения
современных образовательных технологий - важное условие реализации ФГОС
НОО. Используемые педагогические технологии должны соответствовать теме,
цели
и
задачам
конкретного
урока,
возрастным
и
индивидуальным
возможностям младших школьников.
Литература
1.
Бабанский,
Ю.К.
Проблемное
обучение
как
средство
повышения
эффективности учения школьников / Ю.К. Бабанский. - Ростов-на-Дону, 2010. -
89 с.
2.
Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии: учебное
пособие / Н.В. Бордовская. - М.: КНОРУС, 2014. - 432 с.
3.
Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии. Начальная
школа / В.С. Кукушин. - Ростов н/Дону: Феникс, 2013. - 376 с.
4.
Роберт,
И.В.
Современные
информационные
технологии
в
образовании / И.В. Роберт. - М.: Школа-Пресс, 2004. - 108 с.
5.
Шоган, В.В. Технологии личностно-ориентированного урока: Учебно-
метод. пособие для учителей, методистов, кл. рук-лей, студентов пед. учебных
4
заведений, слушателей ИПК / В.В. Шоган. - Ростов-на-Дону: Издательство
«Учитель», 2013. - 231 с.
5